Укладка холодного асфальтобетона своими руками, классификация, плюсы и минусы материала
Холодный асфальтобетон – один из множества видов дорожных материалов, который готовят по специальной технологии с введением в состав особых модифицирующих добавок при определенном температурном режиме. Основное отличие холодных асфальтобетонных смесей от традиционных – возможность хранить полностью готовый материал довольно длительный срок в рыхлом состоянии.
Холодные асфальтобетонные смеси можно укладывать при сравнительно низких температурах. Такая возможность появляется за счет введения в состав средне-густеющего и медленногустеющего дорожного битума, который выступает в качестве вяжущего вещества, является основным компонентом и должен соответствовать маркам СГ 70/130 и МГ 70/30. Содержание вяжущего средства равно объему 4-6%.
Вязкость и класс материала для приготовления смеси выбирают в зависимости от планируемого способа хранения (навалом в бортах, в полиэтиленовых мешках в складских условиях и т.д.) и ожидаемого качества итогового материала (свойства минеральных составляющих, оптимальная температура хранения готового состава и т.д.).
Свойства материала и способность длительный срок быть в рыхлом состоянии объясняются наличием нефтебитумной пленки на минеральных фракциях, что делает структурные связи слабыми и способными разрушаться даже при минимальных усилиях. Благодаря такому свойству смеси долго хранятся до 12 месяцев в нормальном состоянии для укладки, легко ложатся тонким слоем на дорожное покрытие.
Преимущества холодного асфальта и подойдет ли он для дачи
Рассматривая особенности горячего и холодного асфальта, необходимо тщательно изучить их характеристики и подобрать наиболее оптимальный материал для выполнения конкретных работ.
Основные достоинства холодного асфальта:
- Возможность использовать при минусовых температурах (конкретные показатели зависят от качества и состава смесей)
- Отсутствие необходимости в привлечении тяжеловесных и габаритных дорожных машин
- Сокращенное время укладки, простота монтажа, что особенно актуально в условиях индивидуального строительства – достаточно просто насыпать асфальт на место, разравнять, утрамбовать и покрытие готово
- Возможность купить уже готовый материал в удобной таре весом до 50 килограммов и не тратить время на его приготовление, что делает транспортировку более простой и дешевой, не требует навыков, знаний и инструментов для приготовления состава
- Значительный срок хранения в разнообразных вариантах без потери исходных свойств
- Возможность использовать в самых разных сферах для реализации тех или иных задач
- Прекрасная способность устранять мелкие дефекты дорожного полотна – технология укладки холодного асфальта позволяет все исправить быстро и просто, в отличие от использования других материалов
- Качество и безопасность готового покрытия при условии, что все работы выполнены по ГОСТу
Ввиду всех перечисленных преимуществ и недостатков, описанных ниже, становится понятно, что наиболее актуальным применение холодного асфальта становится в индивидуальном строительстве – где нет возможности привлекать тяжелую технику, но есть необходимость сделать качественное покрытие. Садовые дорожки на приусадебных участках, обустройство территории дачи и загородного дома – тут свойства холодного асфальта подходят как нельзя лучше и позволяют выполнить поставленные задачи быстро, просто и достаточно качественно.
Недостатки асфаколда и насколько они велики
Несмотря на явные преимущества, холодная асфальтобетонная смесь обладает несколькими существенными минусами. Основным является высокая стоимость материала – в среднем в 3-7 раз выше, чем обычного асфальта, из-за чего обычно асфаколд используют для обустройства небольших площадей покрытия, в индивидуальном строительстве и там, где нужно выполнить работы быстро и качественно. Покрытие больших площадей не актуально из-за слишком высокой цены.
К недостаткам стоит отнести не очень высокий уровень прочности, что ограничивает сферу применения холодного асфальта. Также материал демонстрирует меньшую стойкость к воздействию влаги, чем традиционный вариант.
Стоит упомянуть плохое сопротивление сдвигающим нагрузкам, уменьшенный срок службы (в 2 раза меньше в сравнении с горячим аналогом), предъявление строгих требований к поверхности, на которой осуществляется укладка асфальтобетонной смеси своими руками или с использованием специальной техники.
Классификация холодных составов
В производстве материала строго ориентируются на установленные правила и нормы, свойства холодного асфальта во многом зависят от его состава и пропорций материалов, соблюдения технологии. В состав холодного асфальта входят цемент, щебень и песок, битум, специальные добавки. Большое значение имеет качество минеральных добавок.
По объему щебня в составе выделяют такие типы холодного асфальта: Бх с 40-50% щебня и Вх с объемом, равным 30-40%. По типу и объему песка в составе асфаколд бывает: Гх с объемом до 30% и Дх, где песка 30-70% (щебня нет). По остаточной пористости выделяют плотные смеси (1-5%), пористые (5-12%) и высокопористые (от 12% до 18%).
- 3 – горячий асфальт, в составе которого есть отсев дробления, битум, минеральные компоненты, песок
- 2 – смесь щебня и отсева дробления, песка, минерального порошка, битума
- 1 – смесь битума, песка, минерального порошка и щебня
Холодный асфальт характеристики и свойства свои может менять в зависимости от того, какую марку портландцемента использовали в производстве, какой объем минеральной части смеси выбран.
Технология укладки
1) До того, как уложить холодный асфальт, необходимо очень тщательно подготовить поверхность. Выполняются разметка, демонтаж остатков прошлого полотна фрезой или отбойным молотком, нарезка швов болгаркой или специальным нарезчиком. Место, где планируется создать покрытие или поврежденный участок полотна обозначают линиями в поперечном и продольном направлениях с захватом более 5 сантиметров.
Когда выполняется ямочный ремонт дорожных покрытий и ям сразу несколько рядом, то из них делают одну и укладывают асфальт сплошным слоем.
2) Выполнение очистки – сначала демонтируются крупные части разрушенного полотна, удаляется крошка после нарезки, яма или место, где будет постелено полотно, очищаются от мусора, влаги (можно использовать строительный фен).
3) Выбоины на поврежденных участках дороги обрабатывают битумом, что повышает длительность эксплуатации полотна и адгезию материала с основанием в месте укладки.
4) Укладка холодного асфальта слоем максимум 5-6 сантиметров. Если слой будет больше, не удастся его хорошо утрамбовать и прочность окажется ниже. Лучше постепенно досыпать материал, укладывать слоями. Уровень должен быть выше основного полотна (или предполагаемой высоты покрытия) на несколько сантиметров, так как асфальт в процессе утрамбовки сядет. Если укладывается садовая дорожка, то возвышение делать не нужно, так как вес человека не сможет дать достаточную для усадки нагрузку.
Трамбуют обычно вручную или виброплитой. Уплотнение осуществляется по траектории спирали. Как только перестают оставаться следы от прохода трамбовки – слой готов. Больше всего внимания стоит уделить месту стыка.
5) На месте укладки нужно сделать отсыпку, чтобы смесь не прилипала к ногам и колесам авто – место отсыпают песком, цементом с учетом расхода около 3-5 килограммов на м2.
Укладка своими руками
Процесс мало чем отличается от вышеописанного, так как для укладки холодного асфальта редко используют специальную технику. Большие участки покрытия выполнять с использованием материала не актуально, поэтому в основном он применяется лишь для ямочного ремонта в не очень проходимых местах либо в обустройстве приусадебных территорий.
Процесс укладки холодного асфальта своими руками:
- Разметка территории и удаление старого покрытия.
- Нарезка швов подходящим инструментом.
- Очистка выбоины от пыли, остатков старого покрытия, влаги, прогрев строительным феном.
- Выполнение грунтовки с применением битумных эмульсий, которая заполнит микротрещины и обеспечит прочность покрытию.
- Укладка холодного асфальта, уплотнение смеси лопатой или ручным катком.
- Выполнение подсыпки из сухого цемента либо песка.
Расход асфальта составляет около 50 килограммов смеси на метр квадратный покрытия при условии его толщины в 5 сантиметров. Если укладывать покрытие более толстым слоем, не обойтись без выполнения подушки из мелкого щебня.
Холодный асфальт – современный материал, который в ремонтно-строительных работах используют пока редко. Но благодаря простоте и скорости монтажа, эксплуатационным характеристикам постепенно асфальт приобретает все большую популярность при обустройстве индивидуальных объектов и реализации ямочного ремонта покрытий. Для укладки масштабных полотен не используется ввиду высокой стоимости и некоторых свойств.
Технология укладки холодного асфальта
К сожалению, классическая технология укладки асфальта применима далеко не всегда. Часто подгонять профессиональную аппаратуру нет смысла. Еще чаще погода срывает сроки или принуждает к нарушению технологий. Такие недочеты не лучшим образом сказываются на результатах проведенных работ. В таком случае логичнее воспользоваться холодным асфальтом. Он легче в работе и не так долго застывает.
Химический состав холодного асфальта
Холодный асфальт — это смесь нефтяных смол, битума, щебня и пластификаторов. Битум выполняет роль базы, застывая, он связывает между собой твердые камни. Щебень же, благодаря острым граням и, как ни странно, темному цвету, сцепляется ощутимо лучше. В случае с битумной основой это особенно важно, но об этом позже. Пластификаторы необходимы, чтобы создать защитную пленку. Именно они не позволяют застыть субстанции раньше окончания процесса сцепления. Когда потребность в этом исчезнет, добавки испаряются и не мешают дальнейшему затвердеванию.
Общая информация о холодном асфальте
Материал хранится в герметичных мешках, чтобы не потерять свойства. Смесь позволяет работать при рекордно низких для такого рода работ температурах. Без особых затрат на подогрев она спокойно применяется при температурах от -30 градусов. Есть разновидность предназначенная для работ в жару. Её режим начинается от +15, заканчивается +49.
Особенности асфальтирования и ремонта дорог с использованием холодного асфальта
В первую очередь, это конечно удобно. Можно выделять меньше оборудования и времени, использовать при совершенно разных погодных условиях. Но, важное уточнение, это дорого, к тому же подойдет не везде. К сожалению, область применения ограничена быстрым ремонтом, прокладкой участков тротуаров, выкладки небольших троп. Нагревать в холодное время года достаточно лишь до +5 /+10.
Порядок проведения ямочного ремонта дорог с использованием холодного асфальта
Самый простой пункт. Вам достаточно очистить выбранный участок от посторонних компонентов: воды, мусора, грязи. Засыпать смесь и тщательно утрамбовать. Именно простота использования позволяет успешно работать с этим материалом людям, даже не обладающим профессиональными навыками.
Примечание. Если выбоина достаточно крупная, вам стоит подумать об экономии. Предварительно подсыпьте щебень под поверхность будущего покрытия. Это не скажется на качестве.
Основные отличия холодного асфальта от горячего
Для изготовления горячего асфальта используют специальные кубовидные камни и битум, имеющий отличный от старшего собрата состав. В обычном асфальте применяют вязкий битум, а тут необходим материал с малым содержанием нефтяных масел и карбенов с карбоидами, вместо них нужны смолы и асфальтеновые кислоты.
Назначение и сфера применения холодной асфальтобетонной смеси
Скорее всего читателю уже ясно, что для масштабных проектов этот продукт не подходит, но в труднодоступных местах или в неблагоприятных условиях это идеальный вариант. Помимо оперативного ремонта небольших участков дорог, его часто применяют в качестве настила на люки, за счет сохранения некой пластичности не образуются трещины. Еще он незаменим на труднодоступных участках путепроводов или для устранения колейности. Зачастую новому способу отдают предпочтение владельцы автостоянок. Открытие парковок предпочитают перенести на дождливые сезоны, чтобы скорее окупить затраты.
Типовой состав и технология производства холодного асфальта
Обычно под этим термином подразумевают только один из его типов. Оба из них имеют сродный состав и созданы схожим способом. Для этого применяются смесительные установки и мешалки, но есть одно важное отличие.
При изготовлении самого простого и наименее устойчивого материала перед смешиванием предстоит нагреть один из компонентов. Если конкретнее, то минеральные составляющие должны иметь температуры около 100 градусов. Только после этого сырье перемешивается с нефтяными продуктами. Перед упаковкой его охлаждают на плоской поверхности до нормальных температур.
Если первый способ похож на приготовление классического асфальтобетона, то второй больше ассоциируется именно с интересующей вас технологией. Да, именно этот материал наиболее востребован, он почти вытеснил своего собрата. В жидкий битум примешивают различные добавки. После совмещения всех компонентов получают улучшенный продукт. Так достигается лучшая адгезия и, как следствие, повышенная устойчивость к неблагоприятным факторам.
Классификация холодных асфальтобетонных смесей
Основной критерий — это массовая доля щебня. То есть половина или более — это «А» класс, в нем нет холодостойкой категории. Меньше половины — это «Б», 30-40% — «В». «Г» — 30%, тут уже появляется вторая буква, она обозначает ту самую, устойчивую к морозам, категорию. Выделяют также особый «Д» класс. Он не содержит крупных фракций как таковых, но имеет 70% песка вперемешку с отсевом дробления. Такой материал уже можно назвать хрупким, и подойдет он только для частного использования, скажем в садах.
Цифровые маркировки, присущие для этого вида покрытия, «1» или «2». Первая с добавлением песка и минерального порошка, вторая с отсевом дробления и тем же минеральным порошком.
Преимущества и недостатки холодного асфальта
Главное и решающее преимущество — это неприхотливость к условиям. Это следует из входящих в состав компонентов, но оттуда же выступает и главный недостаток. К большому сожалению, пластичность не всегда делает покрытие устойчивым. В местах частого торможения автомобилей материал начинает «плыть», в последствии разрушаясь. Он совершенно не приспособлен для участков дороги, где давление, оказываемое транспортом, превышает 335 кПа, примерно 3,5 тонны.
Примечание. Существует модификация изделия, устраняющая проблемы с водонасыщением. Можно провести неполную замену битума на нефтяные шламы, нужно около 50% от массы битума в обычной смеси.
В чем уникальность холодного асфальта?
В своей нише эта технология заняла твердую позицию, стабильно используется как частниками, так и городскими службами. Связано это, в первую очередь, с простотой использования. Смесь позволяет работать, не обладая особыми знаниями и без применения тяжелого оборудования.
Материал не привередлив к погодным условиям. Это и оправдывает высокую цену. В отличии от классической технологии практически нет ограничений на влажность и температуру воздуха.
Трамбовка холодного асфальта
Важный процесс, который во многом определяет прочность и надежность асфальта. Проводить работу можно самыми простыми инструментами, но делать её нужно предельно ответственно. Подойдет ручной каток или вибрационные плиты.
Укладка холодного асфальта зимой
Есть простой вариант. Услуги по укладке асфальта также востребованы среди разных людей. Главное, что, специализируясь на холодной смеси, вы не будете нуждаться в тяжелой технике или большом штате сотрудников. Для полноценной работы достаточно 2-3 человека.
- Разумеется нужно тщательно подготовить поверхность, чтобы не обменять время на качество. Вычистите все лишнее, уберите мусор, воду. Если работаете зимой, избавьтесь от снега. Довольные клиенты тоже неплохая реклама.
- Если ваш участок ограничен старым покрытием, обязательно прогрейте стенки газовой горелкой. Только так можно создать надежный стык между вашим и сохраненным отрезком дороги.
- После вы должны покрыть битумом поверхности, которые будут прилегать к обновленному слою.
- Засыпьте подходящий по классу материал и, не жалея сил, уплотните ручным катком. Что бы не говорили другие специалисты, трамбовка значительно влияет на итог.
Сколько можно заработать на укладке холодного асфальта?
Востребованность технологии и сравнительно легкий процесс исполнения дают возможность создать свою контору в этой сфере. При желании любой может начать дело в кротчайшие сроки. Нужно лишь внимательно ознакомиться с правилами и приобрести все необходимое.
Немного расчетов. Материалы вам обойдутся примерно в 350 руб. на метр квадратный. Добавляем в расходы около 100 руб. на амортизацию. Теперь смотрим расценки на рынке труда. Ремонт квадратного метра дороги в летний период стоит около 1400 руб. То же самое зимой оценивают в 1800 руб. Если предположить, что вы делите прибыль поровну. С одним напарником, прибыль для каждого 475 и 675 рублей, летом и зимой, соответственно. Теперь вспоминаем, что это только за один метр, и что работать можно хоть всю рабочую неделю.
Отличие холодного асфальта от горячего
Один из главных недостатков горячего асфальта в том, его укладка существенно ограничивается погодными условиями. Этот материал может качественно застывать только в том случае, если его температура будет варьироваться в пределах от 80-ти до 120-ти градусов по Цельсию. Из этого следует, что самое лучшее время для асфальтирования – это лето. Весной и осенью укладка горячего асфальта может быть осуществлена, но при этом работа будет существенно осложняться. Что касательно использования этого материала в зимнее время, то это попросту недопустимо. Появление холодного асфальта стало настоящим прорывом, поскольку его можно класть в любое время года, а само дорожное покрытие в конечном итоге будет иметь высокую прочность.
Состав и особенности холодного асфальта
Холодный асфальт состоит всего из двух компонентов, а именно из мелкого щебня, выступающим в качестве вяжущего компонента, и заполнителя. Они тщательно перемешиваются в специальных смесительных установках, после чего холодный асфальт будет готов к использованию. Вяжущее вещество и обуславливает большинство преимуществ этого материала.
Вещество это многокомпонентное, включающее в свой состав битум, топливо, например, керосин, органические кислоты и другие добавки. Одно из самых главных достоинств холодного асфальта в том, что этот материал способен сохранять вязкость, а значит, его монтаж возможет в любое время года и при любых погодных условиях. Допустимая минимальная температура, при которой может быть уложен холодный асфальт может варьироваться в разных пределах, в зависимости от состава смеси. Существуют такие смеси, которые могут использоваться даже при температуре -20 градусов по Цельсию.
Укладка асфальта: условия и особенности технологии
Что касательно технологии монтажа холодного асфальта, то она предельно проста и неприхотлива. На начальном этапе нужно очистить дорожную выбоину от грязи и пыли. В зимнее время года может осуществляться ремонт дорог и без предварительной очистки, однако при этом может быть в некоторой степени снижено качество проводимых ремонтных работ. Смесь холодного асфальта нужно высыпать в ямы и тщательно разровнять. Объем холодного асфальта должен быть таким, чтобы после засыпки покрытие немного выступало над уровнем дороги. Достаточно одного или нескольких сантиметров.
Когда глубина ямы превышает отметку в 8 сантиметров, нужно ее засыпать и уплотнять поочередно несколькими слоями. На завершающем этапе заплатку нужно утрамбовать вибротромбовкой, катком или же вручную. Финальное уплотнение этого материала будет осуществляться проезжающим транспортом. На этапе проведения ремонтных работ в зимнее время года рекомендуется прогревать основание и саму смесь холодного асфальта, но это условие вовсе не обязательно.
Отличия холодного и горячего асфальта
Что касательно отличий между холодным и горячим асфальтом, то в первую очередь стоит отметить всепогодность использования первого материала. Базовое технологическое отличие холодного асфальта в том, что производить его укладку можно даже при температурах до минус двадцати градусов. Некоторые производители уверяют, что инновационные смеси можно использовать даже при температуре до минус двадцати пяти градусов по Цельсию. Важно, чтобы в момент укладки холодного асфальта его температура была не ниже пяти градусов. Примечательно, что горячий асфальт монтируется при условии его прогревания до 80 градусов. Обычный асфальт целесообразно использовать лишь до середины октября, так как в дальнейшем он не будет застывать полностью и потрескается. Даже если в горячем асфальте будут присутствовать какие-либо добавки, его не получится эффективно использовать в зимнее время. Отрицательная температура будет существенно снижать показатели вязкости и адгезии.
Недостатки холодного асфальта
Холодный асфальт имеет и один существенный недостаток – это его высокая стоимость. На этапе его изготовления приходится использовать дорогие композитные материалы, поставляющие из-за границы. Они дают возможность в конечном итоге добиться существенного повышения показателей адгезии. Также целесообразно применять качественный чистый щебень, желательно, чтобы он был кубовидным. Все это приводит к существенному повышению стоимости материала. Например, шведская смесь холодного асфальта имеет стоимость в 60 000 рублей за одну тонну, а цена этого же объема горячего асфальта в среднем составляет 2500 рублей. Именно поэтому холодный асфальт не составляет никакой конкуренции горячему на этапе строительства новых дорог. Чаще всего его применяют с целью осуществления ямочных ремонтов. Также нужно обратить внимание на то, что холодный асфальт имеет очень низкую сопротивляемость сдвигу, так как он не сразу затвердевает после укладки. Именно поэтому применять его в местах, где происходит торможение транспорта, нецелесообразно. На скоростных трассах этот материал показывает себя просто незаменимым.
Получить подробную консультацию и приобрести холодный асфальт вы можете у нас в офисе
Что еще Мы можем для Вас сделать?
Звоните: 8-800-700-59-17 Бесплатно для Всей России
Контакты г. Калуга:
Звоните: +7 (4842) 59-59-16 —Центральный офис.
Электронная почта: [email protected]
Всё об асфальтировании / Справочник / Холодный асфальт
Общие сведения о холодном асфальте
Холодный асфальт (холодная складируемая органоминеральная смесь) — искусственный дорожно-строительный материал предназначенный для ямочного ремонта дорог и асфальтировки небольших территорий. Представляет собой смесь минерального заполнителя (щебень/гравий, песок, минеральный порошок) и жидкого органического вяжущего (средне- или медленногустеющего нефтяного битума с модифицирующими добавками или без них).
В большинстве случаев термином «холодный асфальт» называют именно холодные складируемые органоминеральные смеси, однако существуют также и другие виды дорожно-строительных материалов к которым может применяться название «холодный асфальт».
- Холодная литая эмульсионно-минеральная смесь (ЛЭМС) — смесь щебня, песка, органического (битумная эмульсия) и минерального вяжущего (цемент), а также специальных добавок. Применяется для тонкослойной (от 5 до 30 мм) поверхностной обработки асфальтированного дорожного покрытия с целью восстановления его эксплуатационных характеристик (гидроизоляции, заполнения мелких трещин, повышения фрикционных свойств), а также ликвидации неглубокой колейности дорожного полотна.
- Холодная регенерированная асфальтобетонная смесь (асфальтогранулобетон) — смесь асфальтобетонного гранулята (асфальтовой крошки), зернистого минерального материала необработанного битумом (щебня, песка, песчано-гравийной или щебеночно-песчано-гравийной смеси), вяжущего и воды. Применяется для устройства конструктивных слоев дорожной одежды (верхних слоев дорожного основания, нижних слоев покрытия, в более редких случаях — верхних слоев дорожного покрытия). Технология, в рамках которой применяется холодный регенерированный асфальт носит название «холодная регенерация» (холодный ресайклинг или рециклинг).
Таким образом разница между вышеперечисленными дорожно-строительными материалами и собственно холодным асфальтом (складируемой органоминеральной смесью) не только в их составе, но и в назначении.
Краткая историческая справка о холодном асфальте
Применение холодных асфальтобетонных смесей на территории СССР началось уже с 50-х годов 20 века. Данный материал представлял собой смесь приготавливаемую в горячем состоянии. Для того, чтобы данную смесь можно было укладывать в холодном (остывшем) состоянии при его приготовления использовались медленно-, а также среднегустеющие жидкие нефтяные битумы.
Предотвращение слеживания холодной смеси в процессе хранения достигалось сокращением на 20 % доли битума, с другой стороны, с целью повышения прочности готовой смеси, на 15–20 % повышалось содержание минерального порошка. По причине небольшого срока хранения, малой прочности, температуры укладки не ниже +5 °С, а также появлению пластических деформаций при интенсивном движении транспорта, холодный асфальт не получил широкого распространения.
Применение в холодном асфальте в качестве вяжущего компонента модифицированных битумов дало новый толчок производству и распространению холодных складируемых органоминеральных смесей. Так, на сегодняшний день на киевском рынке холодных асфальтобетонных смесей для ямочного ремонта существует как минимум два достаточно заметных продукта:
- Холодный асфальт от ООО «Дигюнса» (г. Киев)
- Холодный асфальт «Rockphalt» от ООО «Рокфальт» (г. Киев)
Иногда можно встретить и другие менее известные марки холодного асфальта («ANTI-ЯМА» и др.).
Основные отличия холодного асфальта от горячего
Холодный асфальт отличается от горячего по составу (вместо вязкого битума, используется жидкий медленно- или среднегустеющий), способу приготовления (холодный асфальт может готовиться без нагревания), по температуре смеси при укладке (горячий асфальт укладывается в горячем виде, холодный — в холодном), а также температуре окружающего воздуха при укладке (горячий — не ниже +5 °С, холодный — не ниже −5 °С).
В отличие от горячего асфальтобетона, который набирает прочность по мере остывания уложенной и уплотненной смеси, покрытие из холодного асфальтобетона набирает прочность по мере испарения углеводородных соединений входящих в состав жидкого битумного вяжущего.
Горячий асфальт, в отличие от холодного, может применяться не только для ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия, но и для сплошного асфальтирования дорог различных категорий и малых площадей. Хотя в отдельных случаях холодный асфальт все же может использоваться для устройства дорожного покрытия (на дорогах низких категорий), все же основная область его применения — ямочный ремонт асфальта малыми картами.
После приготовления на асфальтобетонном заводе, горячая асфальтобетонная смесь должна быть использована в течение нескольких часов, холодный же асфальт может быть перевезен на склад или расфасован в герметичную тару и таким образом храниться достаточно долгий срок (от 2 недель до нескольких месяцев).
Назначение и сфера применения холодной асфальтобетонной смеси
Главным назначением холодного асфальта является ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий малыми картами (до 1 м 2 ) с небольшой общей площадью работ (3–5 м 2 ). Используется холодный асфальт в первую очередь для оперативного устранения повреждений дорожного покрытия на начальной стадии его разрушения с целью предупреждения дальнейшего разрушения асфальта (т. к. если оперативно не ликвидировать мелкую яму, то со временем она превратится в большую и затраты на ремонт дороги существенно вырастут) и обеспечения безопасности дорожного движения на аварийно-опасном участке.
Холодный асфальт позволяет производить ремонтные работы при более низких температурах воздуха, чем это допускается при применении горячих уплотняемых асфальтобетонных смесей. Именно по этой причине особую актуальность применение холодной складируемой асфальтобетонной смеси приобретает в зимний период, когда отсутствует возможность (снег, дождь, мороз) использовать традиционные материалы для асфальтирования (для укладки горячей уплотняемой смеси температура воздуха должна быть не ниже +5 °С), а также в зимне-весенний период, когда происходит частое таяние снега (при дневном повышении температуры) и повторная его заморозка (при ночном понижении).
Конкурентом холодному асфальту в зимнее время может быть только горячий литой асфальт, однако он имеет высокую стоимость и не всегда доступен (не все АБЗ производят литой асфальт). В итоге, при малом объеме работ и отсутствии альтернативы в виде литого асфальта, холодный асфальт зачастую является единственным решением для мелкого ямочного ремонта дорог в зимнее время.
Так как холодный асфальт имеет в 2–3 раза меньшую прочность и водостойкость по сравнению с обычной горячей асфальтобетонной смесью, то его применением для ямочного ремонта дорожных покрытий допускается только на дорогах III–V категории. На дорогах же I–II категории для ямочного ремонта должна применяться горячая уплотняемая или литая асфальтобетонная смесь.
К основным ситуациям в которых для ямочного ремонта целесообразно и выгодно применять холодный асфальт можно отнести:
- плохие погодные условия (дождь, снег, температура воздуха ниже +5 °С) не позволяющие использовать традиционные материалы для асфальтирования;
- необходимость оперативного устранения дорожного дефекта (яма, выбоина или просадка асфальта), представляющего опасность для движения транспортных средств;
- одиночное повреждение малой площади (до 1 м 2 ) или несколько мелких повреждений общей площадью 3–5 м 2 .
Основным фактором, разграничивающим сферы применения горячего (в том числе ЩМА и литого асфальта) и холодного асфальта, является общая площадь ремонтируемого участка. Холодный асфальт выгоден только при небольшом объеме работ. В случае же с горячим уплотняемым или литым асфальтом зависимость обратная — чем больше площадь работ, тем ниже общая стоимость работ.
Помимо ямочного ремонта дорог, с помощью холодного асфальта возможно также асфальтировать небольшие участки и территории площадью до 3 м 2 (пешеходные дорожки, придомовые территории и др.).
Типовой состав и технология производства холодного асфальта
По своей структуре холодный асфальт представляет собой традиционную асфальтобетонную смесь, отличием является лишь вид применяемого битумного вяжущего. В роли вяжущего выступает жидкий медленно- (МГ или МГО) или среднегустеющий (СГ) нефтяной дорожный битум с модифицирующими добавками или без таковых.
Доля вяжущего в холодном асфальте может варьироваться от 4 до 6 %. Холодный асфальт на обычном жидком битуме можно использовать только для ямочного ремонта дорог низких категорий, а на модифицированном жидком битуме в некоторых случаях и для устройства асфальтированных покрытий (на дорогах низких категорий).
В качестве крупнозернистого минерального заполнителя при приготовлении холодного асфальта применяют щебень из плотных горных пород с размером фракций от 5 до 20 мм. В качестве песчаного минерального наполнителя используются только пески из отсевов дробления.
Приготовление холодного асфальта осуществляется в смесительных установках периодического действия, оснащенных мешалками принудительного перемешивания. Существует два принципиально отличных способа приготовления холодного асфальта:
- С нагреванием. Приготовление холодной асфальтобетонной смеси, как и традиционного асфальта, происходит путем нагревания его компонентов. Минеральный материал (щебень и песок) высушивается и нагреваются до температуры 80–110 °С, после чего добавляется жидкое вяжущее. Температура готовой смеси на выходе из смесителя не превышает 105 °С. Далее холодную смесь транспортируют на площадку с твердым покрытием и охлаждают до температуры 25 °С путем перелопачивания с помощью фронтального погрузчика.
После охлаждения холодная смесь складируется в штабеля или расфасовывается в герметичную тару малого объема (от 15 до 50 кг) или биг-бэги. В летний период холодная смесь может храниться в штабелях (высотой до 2 метров) на открытой площадке, а в осенней-зимний период — под навесом или в закрытом помещении. - Без нагревания. Использование в качестве вяжущего жидких битумов с модифицирующими добавками (поверхностно активными веществами, пластификаторами и др.) позволяет готовить холодный асфальт без нагревания. Холодный асфальт на таком вяжущем лишен недостатков присущих другим холодным смесям (приготавливаемым в горячем виде), т. к. не требует охлаждения перед укладкой на хранение и отличается улучшенным сцеплением с влажной поверхностью асфальтируемого участка.
Длительность хранения холодных смесей может варьироваться от 2 недель до 8 месяцев и зависит от условий хранения (навалом в открытом или закрытом помещении, в пластиковой герметичной таре или биг-бегах), а также от вида применяемого вяжущего.
Классификация холодных асфальтобетонных смесей
По типу минеральной составляющей
- Щебеночные
- Гравийные
- Песчаные
В зависимости от наибольшего размера минеральных зерен
- Мелкозернистые (с наибольшим размером зерен до 20 мм)
- Песчаные (с наибольшим размером зерен до 5 мм)
В зависимости от процентного содержания щебня (гравия)
- Бх (содержание щебня свыше 40 % до 50 % включительно)
- Вх (содержание щебня свыше 30 % до 40 % включительно)
В зависимости от вида песка
- Гх (на песках из отсевов дробления)
- Дх (на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления)
В зависимости от остаточной пористости
- Высокопористые
- Плотные
Преимущества и недостатки холодного асфальта
Холодный асфальт, как материал для ямочного ремонта дорог, имеет следующие преимущества:
- Возможность укладки при температуре окружающего воздуха ниже 5 °С. Допуск на минимальную температуру укладки холодного асфальта зависит от конкретного типа смеси и вяжущего на котором она приготовлена.
- Простота использования (не требует привлечения крупной дорожной техники) и, как следствие, возможность оперативного проведения ямочного ремонта и открытия движения сразу по окончании работ.
- Доступность материала. Холодную асфальтобетонную смесь, в отличие от горячей, не обязательно покупать на асфальтобетонном заводе навалом, а можно приобрести небольшой партией (как правило это 25-, 30- или 50-килограммовый герметичный мешок или пластиковая тара), которой хватит для заделки одной маленькой ямы.
- Длительный срок хранения. В отличие от горячих смесей, холодные могут храниться достаточно долгий период времени (от 2 недель до нескольких месяцев) без существенной потери своих свойств.
Недостатки холодного асфальта:
- Низкая степень сцепления с влажной поверхностью. Улучшение этого показателя может достигаться за счет применения битумного вяжущего с различными полимерными добавками и поверхностно-активными веществами.
- Холодный асфальт производимый по технологии предусматривающей нагревание компонентов смеси перед отправкой на хранение требует дополнительных работ связанных с противодействием его слеживаемости. С другой стороны, холодные смеси приготавливаемые без нагревания, лишены этого недостатка, однако за счет более дорогих компонентов имеют более высокую цену.
- Низкая прочность и водостойкость холодного асфальтобетона (в 2–3 раза ниже чем горячего), что в свою очередь делает такое покрытие недолговечным.
- Покрытие из холодного асфальта имеет низкую сопротивляемость сдвиговой нагрузке. Это исключает его использование для ремонта дороги в зоне пешеходных переходов, перекрестков и автобусных остановок.
- Стоимость холодного асфальта в 2–3 раза выше стоимости горячей асфальтобетонной смеси. С другой стороны, при малом объеме работ возможна экономия средств за счет сокращения трудовых и технических ресурсов привлекаемых для ямочного ремонта.
Холодный асфальт, как материал для ямочного ремонта дорог, наиболее целесообразно сравнивать с литым асфальтом, т. к. он близок по ценовой категории к холодному асфальту и имеет такие же допуски на температуру укладки (т. е. также как и холодный может укладываться при отрицательных температурах). Недостатком литого асфальта является более энергоемкий процесс производства смеси и необходимость специальной техники (кохер для литого асфальта) для транспортировки материала к месту проведения дорожных работ. Однако по всем техническим и эксплуатационных показателям литой асфальт превосходит холодный (как в долговечности, так и в водостойкости, прочности и др.). Также следует отметить, что выгоды от применения холодного асфальта уменьшаются с увеличением площади ремонтируемого участка, в случае же с литым асфальтом зависимость обратная — чем больше площадь, тем ниже общая стоимость работ связанных с асфальтированием.
Технология ямочного ремонта и асфальтирования с применением холодного асфальта
Технологический процесс ремонта дорог с применением холодной асфальтобетонной смеси аналогичен традиционному ремонту асфальта малыми картами (до 1 м 2 ). В состав работ входят следующие операции:
- Разметка карты, нарезка швов и демонтаж. Дефектный участок дорожного покрытия размечается прямыми продольными и поперечными линиями с захватом не поврежденного слоя покрытия на 4–6 см, при этом несколько близко расположенных выбоин объединяются в одну карту. Удаление поврежденного асфальтобетонного слоя может выполняться с помощью дорожной фрезы или отбойного молотка. Нарезка швов по периметру выбоины производится с помощью асфальтового швонарезчика или ручной болгарки (при малой площади повреждения). Нарезка швов и вырубка асфальтобетона (или холодное фрезерование покрытия) производится на всю глубину выбоины, но не менее толщины слоя покрытия, при этом важно чтобы боковые стенки ямы были вертикальными.
- Очистка. В первую очередь удаляются крупные куски разрушенного асфальтобетона и асфальтовая крошка (оставшаяся после фрезерования и нарезки швов), после чего выбоина очищается от пыли, грязи и влаги.
- Подгрунтовка. Обработка дна и стенок дорожной карты битумом является хоть и не обязательной процедурой, однако существенно повышает сдвигоустойчивость и долговечность заплатки. Расход битума или битумной эмульсии при подгрунтовке дорожной карты составляет 0,3–0,5 л/м 2 .
- Укладка. Холодный асфальт укладывается слоем до 5 сантиметров. Если глубина выбоины превышает 5 см, возможны два варианта: подсыпать щебень или укладывать холодный асфальт в два слоя с тщательным уплотнением каждого. При укладке необходимо учитывать что слой холодного асфальта должен быть на 1–2 см выше уровня основного покрытия (запас на уплотнение). Перед использованием в холодное время, ремонтную смесь необходимо на 1-2 дня поместить в теплое помещение (с температурой от 20 до 25 °С), чтобы материал приобрел подвижный характер.
- Уплотнение. Предварительное уплотнение холодной асфальтобетонной смеси осуществляется с помощью виброплиты или ручной трамбовки (если площадь уплотнения не превышает 0,5 м 2 ). Уплотнение должно производиться по спирали, от края выбоины к ее центру, и считается завершенным при отсутствии следа от прохода виброплиты (для этого потребуется 5–10 проходов по одному следу). Особое внимание следует уделить тщательному уплотнению мест сопряжения старого покрытия и нового слоя из холодного асфальта.
- Отсыпка. Для предотвращения налипания холодной смеси к колёсам транспортных средств (т. к. движение открывается сразу после окончания работ) уплотненную поверхность рекомендуется отсыпать цементом, цементно-песчаной смесью или песком (расход отсыпки — 3–5 кг/м²).
Технология укладки холодного асфальта с применением Защиты 02
Холодный асфальт – материал, позволяющий производить дорожные работы в любое время года, включая зимний и осенний период. Такая усовершенствованная асфальтобетонная смесь имеет состав, который дает возможность производить ремонт полотна при минусовых температурах.
При этом холодный асфальт, технология укладки которого не предполагает проведения длительных работ, значительно сокращает время дорожных работ.
Основные понятия
Перед тем как рассмотреть, как класть холодный асфальт, следует изучить его основные характеристики. Так, основное отличие от обычных асфальтобетонных смесей заключается в температуре. При этом прочность материала достигается за счет процесса испарения углеводородов, а не за счет остывания вещества, как в случае со стандартной смесью горячего асфальта.
Сфера применения подобной холодной смеси включает несколько областей строительных и ремонтных работ:
- восстановительные работы дорожного полотна, предназначенного для движения или стоянки транспортных средств (включая территорию АЗС);
- работы по гидроизоляции кровель плоского типа;
- восстановительные работы дорожек общего пользования пешеходов на домовых территориях;
- создание отмостки от фундамента;
- уплотнения швов и т.д.
Преимущества
- в продаже уже в готовом к работе виде;
- имеет повышенную мобильность, что дает возможность перевозить холодный асфальт на небольших автомобилях грузового типа (багажное отделение);
- продолжительный срок хранения, варьирующийся в пределах от года до двух, в зависимости от тары, в которой хранится (во втором случае в полиэтиленовых емкостях);
- возможность работать со смесью при пониженных минусовых и повышенных плюсовых температурах;
- отсутствие необходимости приобретения дорогостоящей техники для укладки;
- повышенная безопасность за счет низкой температуры смеси.
Способ укладки
Перед тем, как уложить холодный асфальт, необходимо изучить основные этапы процесса:
- Произведение работ по устранению с поверхности покрытия мелких фракций.
- Грунтовка всех стенок и днища участка дороги с помощью битумной эмульсией. Таким образом, увеличивается долговечность полученного покрытия.
- Укладка происходит слоем не больше 50 мм за раз. В случае наличия глубокой ямы, дно рекомендуется засыпать подушки из щебня или гравия.
- Распределение холодного асфальта равномерно по всей поверхности участка дороги.
Однако следует помнить о главном правиле – после процесса трамбовки асфальт должен выступать за пределы обрабатываемого участка на 2 сантиметра. Через некоторое время смесь осядет, и уложенный слой будет находиться на одном уровне с основным покрытием. Такие меры применяются, если холодный асфальт используется для ремонта дорожных покрытия транспортных средств. Пешеходные дорожки, придомовые территории и аллеи не предполагают выполнения такого правила.
Чтобы утрамбовать холодный асфальт применяют специальные виброплиты. Они значительно меньше по габаритам и удобней, чем катки, применяемые при стандартных асфальтобетонных смесях. Чаще всего утрамбовка состоит из 10 циклов, однако в зависимости от оборудования и качества укладки число процедур может изменяться.
Если укладка холодного асфальта своими руками – то трамбовка происходит именно руками, температура вещества позволяет сделать это.
Заключительный этап – нанесение защитного слоя, который предотвращает прилипание смеси на колеса транспортных средств.
В зимние условия
Укладка холодного асфальта в зимний период стала доступной за счет нового состава смеси, который не теряет своих свойств при минусовых температурах.
Чтобы смесь была положена правильно, следует выполнить два условия:
- Разогреть вещество для достижения повышенной эластичности. Чтобы сделать это, надлежит поместить раствор на 2 суток в помещение с комнатной температурой не ниже при +10°C.
- Непосредственно перед применением с помощью газовой горелки место укладки и сама смесь подогревается и разрыхляется.
Укладка холодного асфальта зимой пройдет быстро и качественно, если следовать представленной инструкции.
Увеличение срока эксплуатации
Чтобы увеличить время использования покрытия необходимо применять дополнительные материалы. Одним из них является герметизирующее покрытие для асфальта Защита 02.
Однако он подходить только для тех участков, где интенсивность движения транспортных средств минимальная. Другими словами – для дорожек пешеходов, придомовых территорий и т.д.
Еще одно качественное средство, применяемое для ремонта трещин или других повреждений покрытия – холодная битумная Мастика 05. Предназначена для предотвращения попадания во внутренние слои асфальта влаги, через образовавшиеся трещины.
Для нанесения веществ используют в первом случае гладилку с резиновым краем, во втором малярный шпатель.
Зимняя укладка асфальта: ошибки и инновации
Согласно официальным нормативно-правовым документам (СНиПам), регламентирующим стандарты укладки асфальта, осуществлять асфальтирование дорог можно лишь при температуре от +5 С°. Как же проводить срочный ремонт дорог в зимний период? На выручку дорожным службам приходят новые технологии.
Асфальт в морозы обходится дороже
В холодном российском климате температурный режим укладки асфальта то и дело нарушается, что приводит к значительному ухудшению качества созданного дорожного покрытия и увеличению затрат на сезонный и капитальный ремонт. Стремясь закончить работы в срок, компании-подрядчики осуществляют дорожное строительство при минусовых температурах и повышенной влажности. После застывания смеси влага, попавшая в мельчайшие поры и трещинки нового покрытия, быстро превращается в лёд под воздействием низких температур. Объём замёрзшей воды увеличивается примерно на 8-9%, из-за чего в периоды сильных холодов можно наблюдать лопнувшие водопроводные трубы и различные ёмкости с жидкостью. Тот же эффект расширения приводит к тому, что наполненные льдом трещины в асфальтобетоне увеличиваются в размере и разрушают дорожное покрытие изнутри.
Дополнительную проблему также представляет собой сцепление между отдельными слоями покрытия, уложенного при низкой температуре или под дождём. Как отмечают эксперты, даже постоянное прогревание и подсушивание грунтовой основы при помощи специальных устройств не позволяет на 100% избавиться от влаги, препятствующей качественной адгезии слоёв дорожных одежд. В соответствии с современными стандартами, единственным видом асфальтирования, который может производиться при практически любых погодных условиях (исключая сильные морозы), остаётся ямочный ремонт с применением специальных смесей.
“Холодные технологии”: соответствует ли качество цене?
Использование холодных асфальтовых смесей на сегодняшний день является одной из самых современных технологий аварийного ямочного ремонта в холодное время года. В отличие от традиционного горячего асфальта, холодный асфальтобетон содержит эластичные битумы, вязкость которых повышается при понижении температуры окружающей среды. Формула представленных на рынке брендов постоянно улучшается, включая в себя специальные композитные добавки, улучшающие сцепление смеси с основой и гарантирующие повышенное удобство укладки и долговечность. Под давлением в процессе укатки и дальнейшей эксплуатации дороги холодный асфальт окончательно полимеризуется и приобретает значительную твёрдость.
Рассмотрим преимущества и недостатки холодных смесей в сравнении с обычным горячим асфальтом.
Плюсы
- Готовые холодные смеси могут храниться без потери своих свойств до 1 года, что позволяет постоянно иметь готовый материал для проведения срочных работ;
- Температурный минимум при укладке холодного асфальтобетона составляет от -20 С° до -25 С° по данным разных поставщиков;
- Трасса, отремонтированная холодным способом, может быть открыта для движения сразу после укладки. Под весом транспорта холодная смесь окончательно уплотняется и становятся более долговечной;
- Для укладки холодного асфальта не требуются дорогостоящие услуги спецтехники и специальные транспортные средства для перевозки материала.
Минусы
- “Холодная укладка” может применяться только для мелких выбоин и ям;
- “Заплатка” из холодной смеси легко поддаётся сдвигу и быстрее разрушается на участках торможения – перекрёстках, пешеходных переходах и т.п.;
- Участки свежего асфальта, прилегающие к неиспользуемым зонам дороги (полосы у края бордюра, вокруг люков и других технических объектов), недостаточно уплотняются колёсами машин и быстрее разрушаются;
- Цена холодных смесей во много раз превышает цену обычного горячего асфальта (стоимость 1 тонны импортного холодного асфальтобетона составляет около 60 тыс. рублей, 1 тонны стандартного – около 2,5 тыс. рублей).
Горячее литьё: недешёвая альтернатива
Литой асфальт отличается от стандартного наличием твёрдого битума повышенной вязкости и минеральных включений (песка, мелкого щебня). Работа с горячими смесями ведётся при температурах от +200 С°, благодаря чему ямочный ремонт автотрасс можно производить при повышенной влажности и низких температурах. Стоимость материала несколько ниже, чем цена холодных смесей, однако, для укладки литого асфальта требуются дополнительные расходы на аренду специальной техники. Из-за излишней пластичности в жаркий летний сезон горячее литьё считается методом временного аварийного ремонта.
По сравнению с обычным горячим асфальтом литой обладает следующими преимуществами и недостатками:
Плюсы
- После заливки горячая смесь уплотняется сама в процессе застывания, благодаря чему не требуются услуги асфальтового катка;
- Литой асфальт имеет исключительные адгезионные свойства и образует прочное сцепление с основой даже при низких температурах и повышенной влажности;
- Возможность осуществлять срочный ремонт при минусовых температурах и во время выпадения осадков.
Минусы
- Для перевозки горячей смеси требуется дорогостоящая дорожная техника (бойлеры и кохлеры), позволяющая поддерживать стабильно высокую температуру материала и постоянно перемешивать его;
- Ремонт дорог с помощью литого асфальта требует больших затрат энергии (необходимая температура при укладке составляет около +200 С°);
- В тёплый сезон “заплатки” могут нагреваться на солнце до +60 С° и продавливаться под колёсами автомашин.
Подводя итоги, можно отметить, что на сегодняшний день наиболее современным и универсальным методом ямочного ремонта при любых погодных условиях является применение холодных асфальтовых смесей. По мнению некоторых экспертов, уже в ближайшие годы дальнейшее усовершенствование формулы холодного асфальта позволит эффективно осуществлять аварийный ремонт дорог даже при сверхнизких температурах. А вот качественное строительство автомобильных дорог в холодный сезон по-прежнему остаётся делом будущего – на данный момент на рынке отсутствуют материалы и технологии, позволяющие при повышенной влажности воздуха и минусовых температурах создать долговечное асфальтовое покрытие, соответствующее всем необходимым стандартам.
21.08.2019
Смольный стремится повысить качество дорожных работ
На последнем заседании городских чиновников, прошедшем 20 августа в Смольном, был рассмотрен вопрос о возможности перехода с организациями, осуществляющими дорожное строительство и ремонт дорог, на трехлетние контракты.
подробнее
29.11.2018
Утвержден перспективный план Ленинградской области по дорожному строительству
Губернатор Ленинградской области А.Дрозденко утвердил предварительную программу по развитию дорожной отрасли на период с 2019 по 2023 годы, которая предполагает увеличение количества дорог, находящихся в нормальном состоянии, на 737 км.
подробнее