Характеристики дорожных катков
Дорожные катки – особый вид спецтехники, используемый при строительстве и ремонте дорог. Необходимы для трамбования некоторых слоев дорожного покрытия. Данная техника имеет разную форму и принцип работы. Чтобы верно подобрать требуемую модель, важно тщательно изучить технические характеристики дорожных катков.
Общая информация о дорожном катке
Дорожный каток – это машина, применяемая для утрамбовки, выравнивания разного вида покрытий, уплотнения. Сфера применения данной техники довольно обширна, сюда относятся промышленность, железнодорожное строительство, городское и аэродромное, а также автомобильная отрасль. Спецтехника считается самой надежной, она удобна в использовании и имеет привлекательный внешний вид.
Исполнительной частью машины являются пневматические колеса, изготовленные из металла. На ведущие колеса, благодаря силовой установке, осуществляется крутящее усилие. За счет этого машина движется. Изменение направления перемещения позволяет управлять ведомым вальцом.
Виды рабочих приспособлений
Выделяют данную спецтехнику по числу осей, виду рабочего органа, методу работы и передвижения, числу вальцов.
По типу рабочего органа выделяют: с гладкими вальцами, решетчатые, ребристые, кулачковые, пластинчатые, пневмоколесные.
Гладковальцовые
Данный тип характеризуется тем, что металлические цилиндры обладают гладкой поверхностью. Используются для уплотнения асфальтового слоя и асфальтобетонного.
Кулачковые
Вальцы обладают цилиндрической формой. Главное отличие от гладких – наличие выступов, которые называют кулачками. Отсюда и пошло название. Кулачковые дорожные катки незаменимы во время работ по уплотнению рыхлых грунтов, при их толщине не более 30 см. Наличие кулачков способствует легкому вхождению в грунт в начале уплотнения.
Решетчатые
Сверху гладкой поверхности вальцы оснащены металлической решеткой. Находят применение в уплотнении комковых грунтов, содержащих твердые элементы. Наибольший эффект трамбования таких грунтов получается непрерывным дроблением, благодаря металлической решетке.
Пластинчатые
Данный тип дорожного катка на ободе вальца имеет шарнирно закрепленные башмаки. Используются для послойного трамбования грунтов в насыпях.
Ребристые
На ободе вальца данный вид катка имеет ребра. Как в предыдущем случае используется для послойного трамбования грунтов.
Пневмоколесные
Каток дорожный оснащен несколькими пневматическими колесами. Применимы для уплотнения асфальтового покрытия и асфальтобетонного.
Классификация дорожных катков
По назначению
Выделяют два типа:
- Грунтовые – подходят для стабилизации грунтовых (песчаных, глинистых, скальных) оснований.
- Асфальтовые – незаменимы при выравнивании горячих (исключением будут литые) или холодных смесей при асфальтировании.
По массе
Катки бывают:
- Легкие – масса катка не более 4 тонн, целесообразно применять на небольших площадках (асфальтирование паркингов, автостоянок, спортивных площадок и т.д.), где нет большого объема работ. Могут быть задействованы и при ямочном ремонте дорог.
- Тяжелые, их масса более 4 тонн – применение находят в период строительства дорог, текущем ремонте или капитальном. Популярны при повышенных требованиях к уровню уплотнения грунтовых покрытий или асфальтированных, где требуется большой объем работ.
По типу рабочего органа
Внимание! У всех дорожных катков рабочей частью являются вальцы.
Выделяют:
- гладковальцовые;
- решетчатый;
- комбинированные;
- кулачковые;
- пневмоколесные.
По принципу действия
- Статические – уплотнение осуществляется, благодаря собственному весу техники и имеющихся дополнительных балластов (изделия из металла и бетона). Целесообразно применение в тех местах, где вибрационные механизмы не могут быть использованы в работе (мосты, жилые постройки, путепроводы).
- Вибрационные – помимо массы самой техники, давление на поверхность осуществляется путем динамической линейной нагрузки, появляющейся за счет вибрации вальца. Применяются для стабилизации, выравнивания и уплотнения грунтовых оснований и асфальтобетонных, сокращая нужное число проходов в 1,5-2 раза. Среди основных факторов, влияющих на скорость и качество работы, выделяют диапазон и периодичность вибрации вальца.
По количеству вальцов
- Одновальцовые. Каток снабжен одной осью, имеет сзади пневматические шину. Строительные работы не обходятся без данного вида катка. Также он используется во время подготовки территории для тротуара, фундамента, незаменим для дорожного строительства. Одновальцовый каток идеально подходит, когда нужно произвести небольшие уплотнения. Машина полезна для оценки ровности поверхности. Наличие большого стального барабана на оси может быть причиной затруднения переезда через препятствия.
- Двухвальцовые. Машина имеет два стальных барабана, один находится спереди, другой расположен сзади. Именно они отвечают за движение вальцов вперед и назад. На некоторых поверхностях вальцы не обеспечивают нужного сцепления, поэтому чаще применим для уплотнения асфальта. Из-за отсутствия шин и колес машина менее маневренная в сравнении с одноосной. Однако машина необходима для уплотнения грунта и других базовых покрытий.
- Трехвальцовые. В наличие сразу три вальца, находящихся на равном расстоянии друг от друга или два в тандеме, а третий расположен отдельно.
По способу передвижения
- Ручной (статистический/вибрационный) – оснащен гладким металлическим вальцом, ширина которого доходит до 1 м. Применяется при асфальтировании небольших территорий (пешеходные дорожки и велосипедные, парковые территории, игровые площадки и т.д.).
- Прицепной (статистический/вибрационный) – оснащен одним гладким вальцом или кулачковым, работает совместно с базовым трактором и востребован при послойном уплотнении ровных грунтовых оснований.
- Самоходный – обладает двигателем и трансмиссией.
Внимание! Поскольку самоходные катки более удобны для работы, прицепные уже практически не встречаются.
Дополнительное оборудование дорожных катков
Если вы желаете увеличить работоспособность, а также соблюсти безопасность и комфорт при работе с техникой, то усовершенствованные модели дорожных катков имеют для этого дополнительные оборудования:
- сменные вальцы;
- климат-контроль;
- тент;
- плотномер;
- антивандальный кожух;
- система фильтрации воздуха;
- кулачковый бондаж;
- система, предотвращающая опрокидывания;
- оптимизатор и анализатор качества уплотнения;
- система защиты падающих предметов;
- бульдозерный отвал для выравнивания;
- механизм, обрабатывающий асфальтобетонную кромку.
Популярные производители дорожных катков
Одним из старейших российских предприятий по производству дорожной техники является ОАО «Раскат». На сегодняшний день данный производитель выпускает широкую гамму техники для уплотнения, масса которой от 1,5 до 2 тонн.
Еще одним российским производителем техники является ООО «Магистраль». Выпускает разнообразные модификации и занимается поставкой катков по всем регионам страны.
Среди белорусских производителей можно выделить ОДО « Дормашэкспо», а также ОАО «Амкодор».
Среди американских и европейских производителей выделяют: производители из Германии Bomag, Hamm, Ammann, Dynapac (Швеция), американский производитель Caterpillar.
Асфальтовые катки: характеристики и фото
Дорожный каток, или, как еще его называют, дорожный уплотнитель, – это ручной, прицепной или же самоходный механизм, который активно используется для обустройства дорожного полотна. Основным отличием модели асфальтового катка от любого другого транспортного средства будет наличие одного или же двух огромных валов, обладающих гладким или же профильным покрытием.
Основная информация
Основным предназначением данной спецтехники считается стабилизация, уплотнение или же выравнивание наземного покрытия. Оно может быть различных типов: песчаным, щебеночным, асфальтобетонным. Процессы стабилизации, уплотнения или же выравнивания происходят за счет того, что машина способна оказывать статическую или динамическую линейную нагрузку на поверхность, по которой осуществляет свое движение.
Кроме того, свое применение асфальтовые катки нашли и при создании асфальтобетонных или же песчано-гравийных покрытий. Также они активно применяеются при реконструкции или же ремонте дорожного полотна. Еще одно использование этой техники – это асфальтирование объектов, имеющих открытую планировку или же малую площадь. Применять такую машину можно при работе с любыми горячими или холодными асфальтными смесями.
Разновидность асфальтных катков
Подразделение машин на классы осуществляется по следующим признакам:
- Назначение.
- Масса.
- Тип рабочего органа.
- Принцип действия.
- Количество валов.
- Способ перемещения.
Если говорить о назначении асфальтных катков, то они могут быть двух типов:
- Грунтовые машины применяются для стабилизации, уплотнения дорожного покрытия грунтовых, скальных, глинистых или песчаных типов.
- Асфальтовая спецтехника применяется при работе с горячими или холодными смесями асфальтобетонными смесями, которые используются при стабилизации или выравнивании асфальтового основания.
Разновидности машин по их массе также имеют 2 типа:
- Первая группа – катки весом до 4 тонн. Предназначение данных машин – это работы по укладке асфальта на небольших площадях, таких как автостоянки, паркинги, а также пешеходные или велосипедные зоны и т. д.
- Вторая группа – асфальтовые катки весом более чем 4 тонны. Предназначение такой техники – это участие в капитальном строительстве, ремонте больших участков автомобильных дорог.
Рабочий орган
Разделение на классы по рабочему органу, которым располагает техника, осуществляется на 5 видов:
- Гладковальцовый каток. К этой группе относятся катки, стальной вал которых обладает гладкой поверхностью. Предназначение такой техники – это уплотнение и выравнивание асфальтобетонного дорожного основания.
- Кулачковый каток. К данной категории относят асфальтовые катки, которые обладают профильной поверхность вала, а также усеченно-пирамидальной формой. Принадлежность данной техники – это грунтовый класс катков. Свое применение эта машина нашла при уплотнении рыхлых и мерзлых грунтов.
- Пневмоколесный каток. Особенность данного типа машины в том, что основной вал заменен на несколько рядов прорезиненных колес. Использование данной машины осуществляется для того, чтобы окончательно уплотнить дорожное основание, герметизировать асфальт, укрепить грунт.
Принцип действия
Если говорить про асфальтовые катки, то их можно классифицировать на две категории по тому, как именно они осуществляют свою работу:
- К первой категории принадлежат статические катки. К такому типу техники относят те машины, которые оказывают давление на дорожное покрытие за счет собственной массы, а также за счет дополнительных балластных элементов, нагружаемых на каток, если есть необходимость. Свое применение данные катки нашли при необходимости уплотнять асфальтобетонные и грунтовые основания, в тех местах, где запрещено использовать вибрационные катки. К таким местам относят мосты, путепроводы и т. д.
- Вторая категория – это вибрационные катки. В данную группу относят ту технику, которая оказывает давление на поверхность за счет не только собственной массы, а еще и за счет динамической линейной нагрузки, которая возникает из-за того, что происходит вибрация основного стального вала. Применяется данная спецтехника также для уплотнения, стабилизации или выравнивания асфальтобетонного или грунтового основания. Однако преимуществом вибрационных катков является то, что их применение снижает количество проходов, которое требуется для завершения операции, в 1,5-2 раза.
Технические параметры катков
Изготовление модели асфальтового катка должно осуществляться с соблюдением определенных требований. Наиболее важными требованиями для таких специальных машин являются следующие характеристики:
- Ширина, а также диаметр вала в миллиметрах.
- Угол поворота основного вала, а также статическая линейная нагрузка также очень важны. Нагрузка измеряется в кг/см 2 , а угол поворота – в градусах.
- Для вибрационных катков важной характеристикой будет частота вибрации, измеряемая в герцах, а также амплитуда, измеряемая в миллиметрах.
- Общими важными параметрами для этих машин являются центробежная сила, измеряемая в ньютонах, и, конечно же, производительность (м 2 /ч).
Отличной техникой считается асфальтовый каток Hamm, который полностью соответствует всем техническим требованиям и отлично справляется со всеми поставленными перед ним задачами.
Передвижение катков
Также важно отметить, что классификация дорожной спецтехники осуществляется еще и по способу ее передвижения.
- Ручной. Может быть статическим или вибрационным, а также обладает гладким металлическим валом, ширина которого составляет 1 метр. Его область применения – это подготовка основания и асфальтирование пешеходных и велосипедных дорожек и т. д.
Последним и наиболее распространенным видом является самоходный каток, который обладает собственным двигателем, трансмиссией, а также одним или двумя валами.
Классификация дорожных катков
Дорожные катки – отдельный вид спецтехники, которая активно используется во время строительства или ремонта дорог. Предназначаются для уплотнения определенные слоев дорожного покрытия. Используются дорожные катки и для уплотнения основания под тротуарной плиткой или бетонной стяжкой. Современные дорожные катки имеют самую разнообразную форму и принцип действия. Все их можно классифицировать по определенным критериям.
Классификация по типу перемещения
По принципу перемещения можно разделить на два вида:
- Прицепные – перемещаются при помощи другого самоходного механизма. Чаще всего, прицепной каток являет металлическую раму с одними или двумя вальцами. В большинстве случаем перемещаются с помощью тракторов.
- Самоходные – являются полноценными машинами. Данные катки передвигаются за счет собственного двигателя, обладают повышенной маневренностью по сравнению с прицепными.
В связи с тем, что самоходные дорожные катки являются более удобными в эксплуатации, прицепные катки уже практически не выпускаются и встретить их можно все реже и реже.
По размеру и весу катки можно разделить на следующие типы:
- Легкие – вес которых не превышает 6 тонн. Такие катки способны распределить нагрузку не более 40 кН/м. Они оснащаются двигателями мощностью до 20 кВт. Используются подобные катки для тротуаров и площадок, которые не будут подвержены большим нагрузкам. Кроме этого, можно использовать для предварительного уплотнения любых дорожных объектов.
- Средние – которые оснащаются двигателями мощностью от 20 до 30 кВт. Вес находится в диапазоне от 6 до 10 тонн. Распределяемая нагрузка – от 40 до 60 кН/м. Используются для уплотнения большинства типов дорог.
- Тяжелые – сверхмощные, вес которых превышает 10 тонн. Оснащаются двигателями, которые имеют мощность более 30 кВт. Тяжелые катки способны распределить нагрузку более 60 кН/м. С помощью них уплотняют слои из щебня или гравия, так же уплотняют и асфальтное или асфальтобетонное покрытие.
Классификация по типу рабочего органа
Рабочим органом всех дорожных катков являются вальцы.
Все эти вальцы можно разделить на следующие типы:
- Гладкие – металлические цилиндры, которые имеют гладкую поверхность. Используются катки с гладкими вальцами для уплотнения асфальтного и асфальтобетонного слоя.
- Кулачковые – вальцы цилиндрической формы, которые в отличие от гладких, имеют определенные выступы. Эти выступы называются кулачками. С этого и пошло название самих вальцов. Катки с кулачковыми вальцами очень часто называют грунтовыми. Используются для уплотнения грунта.
- Решетчатые – специфические вальцы, которые поверх гладкой поверхности имеют своеобразную металлическую решетку. Катки с такими вальцами тоже предназначаются для укатывания разнообразных типов грунтов.
- Пневматические – вальцы, которые состоят из нескольких пневматических колес. Такие вальцы используются для уплотнения асфальтного и асфальтобетонного покрытия дороги.
- Сегментные – обычные гладкие вальцы, у которых на ободе имеются специальные сегменты.
- Компакторные – вальцы, которые по внешнему виду очень похожи на кулачковые. Компакторные вальцы имеют меньшую ширину. Количество кулачков на компакторных вальцах намного меньше чем на кулачковых.
- Специальные – вальцы, которые являются комбинированным видом нескольких вальцов. Такие вальцы делаются исключительно на заказ для выполнения определенных работ по новой или экспериментальной технологии.
По количеству вальцов катки можно разделить на:
- Одновальцовые –оснащаются только вальцом только с одной стороны. Другая сторона катка поддерживается при помощи колес.
- Двухвальцовые – имеют сразу два вальца, спереди и сзади. Оба вальца могут быть ведущими, а может ведущим быть только один валец.
- Трехвальцовые – имеют сразу три вальца.
Классификация по способу уплотнения
В зависимости от типа уплотнения, можно разделить на два типа:
- Статические –осуществляют уплотнение за счет собственного веса. Чем больше вес, тем лучше они могут уплотнить определенный слой дорожного полотна.
- Вибрационные – самые современные дорожные катки, которые уплотняют не только за счет своего веса, но и за счет небольших вертикальных вибрационных движений вальцов. Они способны уплотнять любой материал более качественно с меньшим количеством проходок. Используются при строительстве дорог самого высокого класса. Не обойтись без вибрационных катков и во время строительства аэродромов, портов и других объектов с повышенной нагрузкой.
Какой каток выбрать?
Как видите, разнообразие дорожных катков настолько велико, что не каждый дорожник сможет правильно подобрать каток для определенных целей. Наша компания имеет в наличии все основные типы дорожных катков, которые сдаются в аренду. Если Вы сомневаетесь в выборе – звоните нам. Наши высококвалифицированные специалисты подберут дорожный каток, который сможет выполнить все поставленные задачи.
Не всегда необходимо брать в аренду самый большой и мощный каток. В большинстве случаев, для того, чтобы построить небольшую дорогу или заасфальтировать придомовую территорию, достаточно будет легкого или среднего катка. Звоните нам и мы не только подберем оптимальный дорожный каток для Ваших целей, но и обеспечим арендуемую технику высококвалифицированными машинистами. Кроме этого, у нас в наличии всегда имеется и другая строительная и дорожная спецтехника, которая в комплексе способна выполнить все возложенные работы в кратчайшие сроки.
Катки для уплотнения асфальтобетонных смесей
Катки для уплотнения асфальтобетонных смесей
Долговечность асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов зависит главным образом от правильности подбора и обеспечения состава смесей и их уплотнения в конструктивных слоях покрытия. Коэффициент уплотнения асфальтобетонных смесей (отношение плотности смеси в покрытии к плотности смеси при стандартном лабораторном уплотнении образцов) должен быть не ниже 0,98 в нижних слоях и не ниже 0,99 в верхнем слое покрытия.
Основной. спецтехникой для строительства и уплотнения асфальтобетонных смесей являются двухвальцовые вибрационные и комбинированные (вибровалец и скат пневмоколес) катки, дополняемые пневмоколесными и гладковальцовыми статическими катками.
Выбор размера катка
В соответствии с основными мировыми тенденциями развития дорожной техники типаж (количество типоразмеров) катков значительно увеличился. Выбор конкретного размера катка для имеющихся размеров работ расширился и одновременно усложнился. Выбор размера катка производится по его технологическим возможностям, важнейшими из которых являются максимальная толщина уплотняемого слоя асфальтобетонной смеси (указывается в уплотненном виде) и производительность катка (в т/час) при различных толщинах уплотняемого слоя.
Для упрощения выбора размера катка всю гамму вибрационных и комбинированных катков можно представить в виде нескольких типоразмеров: вибрационные катки в виде пяти типоразмеров – массой 0,6-1,0 т, 1,2-1,9 т, 2,5-4,0 т, 6,0-8,0 т, 0-12 т и комбинированные катки в виде трех типоразмеров – массой 2,5-4,0 т, 6,0-8,0 т, 9,0-12 т. Обобщенные данные различных фирм и подходов, характеризующие максимальные толщины уплотняемого слоя и производительность катков для перечисленных выше типоразмеров приведены в таблице 1.
Толщина уплотняемого слоя комбинированных катков аналогичной массы больше указанных в таблице цифр на 20-25 %, а производительность меньше указанных цифр на 10-15 %. За счет последовательного действия вибрации и пневмоколес комбинированные катки обеспечивают более равномерное употребление смеси по ширине и длине слоя.
Формирование состава отряда катков
На основании указанных технологических параметров разработаны рекомендации по составу отряда катков для обеспечения современных темпов работ (0,5; 1,0; 1,5 км/смену) при ширине укладки (3-4 и 7-8 м), представленные в таблице 2.
В таблице не приведены составы отрядов из катков массой 0,6-1,0 и 1,2-1,9 т, т.к. эти катки применяются для уплотнения асфальтобетонной смеси на тротуарах, при ямочном (карты до 5 кв. м) и островном (карты до 20-50 кв. м) ремонте и не применяются на укладке слоев асфальтобетона толщиной более соответственно 4 и 6 см.
Следует отметить, что при укладке “толстых” (толщиной более 7 см) слоев, при наличии неровностей на поверхности нижележащего слоя покрытия и при работе нескольких асфальтоукладчиков одновременно (при большой ширине укладки) рекомендуется в состав отряда дополнительно включать пневмонический каток для обеспечения большей равномерности уплотнения.
При укладке слоев асфальтобетонной смеси без боковых упоров (отсутствует бордюрный камень) в состав отряда рекомендуется дополнительно включать один-два статических (без вибрации) катка массой 10 т, работающих на укатке краев слоя, что обеспечивает поперечную ровность покрытия до самого края и отсутствие трещин по краю, т.к. под вибровальцем край полосы оплывает и трескается.
Хорошему оператору катка, вне зависимости от типа и марки машины, чтобы осуществлять её качественное техобслуживание и ремонт, рекомендуется пройти курсы повышения квалификации по специальности гидравлика.
Наиболее универсальными являются катки массой 6-8 т, которые при наличии одной-четырех машин, в отряде обеспечивают все приведенные темпы работ и при этом существенно (на 20-30%) дешевле катков массой 9-12 т. Их применяют при производительности асфальтобетонного завода от 100 до 240 т/час.
Катки массой 2,5-4,0 т применяются при малых темпах укладки асфальтобетонных смесей, т.е. при производительности асфальтобетонного завода до 60 т/час.
Катки массой 9,0-12,0 т применяются при высоких темпах работ и большой ширине покрытия, т.е. при производительности асфальтобетонного завода более 200 т/час.
Вибрационные катки
Вибрационные катки массой 0,6-1,0 т имеют одну частоту (50-57 Гц) и одну амплитуду (0,4-0,7 мм) вибрации и диаметр вальцев в пределах 0,4-0,55 м. Привод хода и вибрации механический и гидростатический. В основном эти катки имеют один двухвальный вибратор, установленный в жесткой раме катка и осуществляющий вертикальные вибрационные воздействия сразу на оба вальца и через них на уплотняемую смесь. Управление этих катков чаще всего ручное или за счет механического поворота двух пневмоколес, шарнирами соединенных с катком. Над пневмоколесами устанавливается сидение водителя. Комбинированные катки с парными вибрационными воздействиями этого типоразмера не выпускаются.
Вибрационные катки массой 1,2-1,9 т также имеют одну частоту (40-70 Гц) и одну амплитуду (0,3-0,5 мм) вибрации и диаметр вальцев в пределах 0,5-0,65 м. Гидростатический и механический приводы хода и вибрации используются очень редко. На катках этого типоразмера вибраторы устанавливаются в вальцах (в 2 или реже в 1) и каждый вибровалец отдельно воздействует на уплотняемую смесь. Вибраторы имеют один дебалансный вал. Рама катка состоит из двух полурам соединенных шарнирами. Управление катком осуществляется за счет поворота полурам относительно друг друга вокруг вертикального шарнира. Комбинированные катки с парными вибрационными воздействиями этого типа выпускаются очень редко (фирмы Bomag и Vibromax).
Вибрационные и комбинированные парные катки
Вибрационные и комбинированные катки массой 2,5-4,0 т выпускаются чаще всего как парные – с использованием одного двигателя, одной рамы и гидростатического привода хода и вибрации. Они имеют, как правило, одну частоту (45-67 Гц), амплитуду (0,3-0,6 мм) и диаметр вальца в пределах 0,7-0,85 м. На катках этого типоразмера вибраторы устанавливаются в обоих вальцах и имеют один добалансный вал. Рама катка состоит из двух шарнирно соединенных полурам и за счет их поворота вокруг вертикального шарнира осуществляется поворот катка. Только катки фирмы “Амкодор” и завода “Раскат” управляются поворотом одного (переднего) вальца вокруг вертикальной оси.
Вибрационные и комбинированные катки массой 6,0-8,0 т и 9,0-12,0 т также выпускаются как парные – с использованием одного двигателя, одной рамы и гидростатического привода хода и вибрации. Они имеют, за редким исключением, две частоты вибрации (в пределах 33/55-48/58), две амплитуды (0,5/0,2-0,82/0,42) и диаметр вальцов в пределах 1,1-1,2 м. На катках этих типоразмеров вибраторы устанавливаются в обоих вальцах и имеют один дебалансный вал. В конструкции используются два основных решения: жесткая рама с поворачивающимися вокруг вертикальной оси вальцами и рама, соединенная через вертикальный шарнир и обеспечивающая управление за счет поворота полурам вокруг вертикального шарнира.
Следует обратить внимание, что у вибрационных и комбинированных катков для уплотнения асфальтобетона амплитуды вибрации значительно (в два-три раза) меньше амплитуд вибрации у катков для уплотнения грунта. При таких амплитудах обеспечивается вибрационное уплотнение без отрыва вальца от смеси, т.е. уплотнение производится в безударном режиме, что делает поверхность гладкой (без трещин) и долговечной.
Конструктивные преимущества
На вибрационных и комбинированных катках ведущих фирм используется целый ряд конструктивных решений, повышающих безопасность, комфортность и технологическую приспособленность машин:
- хороший обзор места работ и установка защиты оператора при опрокидывании машины;
- защита окружающей среды и обеспечение комфортных условий работы оператора за счет снижения выбросов, шума и вибрации на рабочем месте оператора;
- автоматическое выключение привода вибратора перед остановкой катка;
- применение несколькими фирмами (Bomag – система Вариоматик и Hamm – горизонтальная, так называемая осциллирующая вибрация) направленной вибрации взамен круговой, что позволяет увеличивать нагрузку вальца на смесь при вертикальной вибрации или устранять вертикальное вибрационное воздействие при уплотнении смеси на мостах и путепроводах при горизонтальной вибрации;
- малая разница между шириной вибровальца и габаритной шириной катка, что обеспечивает работу у стенок и других подобных помех;
- обязательное наличие очистительных скребков и систем смачивания вальцев и пневмошин;
- возможность установки на катках массой от 3 т и более специального навесного оборудования (ролик и диск) для укладки смеси вплотную к стенам и для обрезки кромки уплотненной полосы.
Основные требования
Всегда основным принципиальным требованием к каткам для уплотнения асфальтобетонных смесей являлось и является сегодня – требование высокой надежности. При работающих асфальтобетонном заводе и асфальтоукладчике выход из строя катка приводит к гибели уложенной асфальтобетонной смеси, т. к. даже в летнее время 1,2-2,0-кратный часовой перерыв в уплотнении смеси, приводящий к снижению ее температуры до 80 градусов Цельсия, делает невозможным уплотнение до требуемых величин.
Поэтому при небольшом расчетном количестве катков в отряде производители работ всегда включают в состав отряда один-два дополнительных катка. Это еще раз подтверждает, что повышение надежности катков для уплотнения асфальтобетонных смесей и на обозримое будущее является одним из основных направлений развития этих машин, как основы снижения стоимости работ при их гарантированном качестве. Диагностику и ремонт катков лучше проводить у прфессионально занимающихся этим специалистов.
На рынке дорожной техники РФ наиболее известны: отечественные катки завода “Саста” (г. Сасово) с фирмой Vibromax; белорусские катки фирмы “Амкодор”; зарубежные катки фирм Bomag, Weber, Hamm, Vibromax (Германия); фирмы Caterpillar, Ingersoll-Rand (США); фирма Dynapac (Швеция); фирма Bitelli (Италия) и фирма Stavostroy (Чехия).
Надежность прежде всего
Основным требованием к каткам для уплотнения асфальтобетонных смесей всегда было и остается сегодня требование высокой надежности. При работающих асфальтобетонном заводе и, особенно, асфальтоукладчике выход из строя катка приводит к гибели уложенной асфальтобетонной смеси, т. к. даже в летнее время полутора-двухчасовой перерыв в уплотнении смеси приводит к снижению ее температуры до 80 градусов С и ниже и невозможности ее дальнейшего уплотнения до требуемых величин.
Поэтому при небольшом расчетном количестве катков в отряде производители работ всегда включают в состав отряда один-два дополнительных катка. Это еще раз подтверждает, что повышение надежности катков – одно из основных направлений развития этих машин как основы снижения стоимости работ при гарантированном их качестве.Ремонтом гидропривода катка самостоятельно лучше не заниматься, а воспользоваться услугами хороших специалистов.
Широта предложения
На российском рынке дорожной техники наибольшую известность приобрели: отечественные катки завода “Раскат” (г. Рыбинск); катки совместного производства завода “Саста” (г. Сасово) и фирмы Vibromax (Германия); белорусские катки фирмы “Амкодор”; зарубежные катки фирм Bomag, Webel, Hamm и Vibromax (Германия); Caterpillar и Ingersoll-Rand (США); Dynapac (Швеция); Bitelli (Италия) и Stavostroy (Чехия).
Каток для укладки асфальта: виды катков, технические характеристики
Каток для строительства дорог – специальная техника, предназначенная для уплотнения насыпного грунта и асфальтобетона при закладке дорожных покрытий и проведении других видов работ. Основными областями использования дорожных катков являются:
- авто- и железнодорожное строительство,
- промышленное строительство,
- городское строительство,
- аэродромное строительство и т.д.
От того, насколько качественно выполнены работы, будут зависеть показатели упругости и укатанности дорожного покрытия, его прочность, долговечность и эксплуатационные характеристики.
Классификация дорожных катков
По способу перемещения техника делится на следующие типы:
Прицепные машины не имеют собственного привода, передача массы осуществляется через рабочий орган. При работе полуприцепного агрегата его масса переносится на уплотняемое основание благодаря вращению вальца и использованию тягача. Самоходный дорожный каток имеет собственный двигатель и коробку передач. Именно эти машины и составляют основной парк дорожной техники в России. Они могут иметь разное число вальцов, осей, оборудованы рабочими приспособлениями. При этом главным их преимуществом перед прицепными и полуприцепными моделями являются высокая производительность.
По типу воздействия на материал дорожные катки делятся на:
Уплотнение поверхности статическими машинами происходит под действием силы тяжести, что позволяет добиться гладкости полотна. Вибрационный каток грунтовой уплотняет основание за счет собственной массы и вибрационных колебаний, возникающих в процессе перемещения вальцов. Данная техника незаменима при уплотнении автомобильных и аэродромных покрытий, как нижних их слоев, так и верхних. При необходимости агрегаты могут оснащаться бульдозерным отвалом, также может использоваться каток с бандажом. В сравнении со статическими вариантами вибрационная техника отличается более высокой производительностью и эффективностью в работе с грунтами.
По массе устройства классифицируются на:
- Легкие. Каток малый используется при проведении ямочного ремонта и асфальтировании небольших территорий. Устройства имеют массу до 4 тонн и применяются при асфальтировании паркингов, автостоянок, велосипедных и пешеходных дорожек, спортивных и игровых площадок;
- Тяжелые. Катки данной группы имеют массу, превышающую 4 тонны, и чаще всего применяются в текущем и капитальном ремонте автодорог. Наибольшую эффективность они показывают при наличии особых требований к уплотняемой поверхности в сочетании со значительным объемом производимых работ.
Виды рабочих приспособлений
По данному критерию дорожные катки делятся на:
- Гладковальцовые,
- Кулачковые,
- Решетчатые,
- Пластинчатые,
- Ребристые,
- Пневмоколесные.
Существует техника, оснащенная сразу несколькими видами взаимозаменяемых рабочих приспособлений – каток комбинированный. Он может работать на разных типах поверхности и приспосабливаться к определенным характеристикам уплотняемого грунта.
По числу осей катки дорожные делятся на:
Для работы с основанием дорожного покрытия наилучшим выбором являются одно- и двухосные модели, для выполнения финишного уплотнения используется трехосная техника. За счет рационального распределения массы и высокого давления она выравнивает даже небольшие шероховатости.
Классификация по количеству вальцов:
- каток одновальцевый. Отличается малым весом и высокой маневренностью, используется для уплотнения асфальта и гранулированных материалов, отлично подходит для ямочного ремонта, обслуживания мостов, дорожек, организации ландшафтного дизайна;
- каток двухвальцевый. Данная техника широко применяется в строительной отрасли. С ее помощью обеспечивается отличное уплотнение асфальтовых и гравийных поверхностей, как крупных, так и небольших участков. Отдельной модификацией двухвальцевых катков является тандемная техника. Их особенностями являются спаренная или шарнирно-сочлененная рама, сдвоенное рулевое управление и привод на два вальца;
- Каток трехвальцевый. Техника используется для уплотнения различных материалов (гравия, щебня, песков, асфальтобетона, угольного мусора и пр.). Этот каток тротуарный идеально подходит для работы в городе, на эстакадах и мостах. Оборудование обеспечивает значительную ширину уплотняемой полосы, позволяет работать у высоких бордюров.
Пневмоколесные катки
Особая конструкция шин позволяет катку пневмоколесному обеспечивать оптимальное давление на обрабатываемую поверхность. С помощью этой универсальной техники производится уплотнение асфальтового покрытия и промежуточных слоев, природного грунта с высоким содержанием вяжущих веществ и извести.
При выборе катка грунтового и техники для строительства дорог важно принять во внимание их конструктивные особенности и технические характеристики. Высокую производительность и качество выполнения дорожно-строительных работ способна обеспечить техника хорошо зарекомендовавших себя производителей.
Дорожный каток — как подобрать машину с необходимыми параметрами
Строительство любой дороги требует формирования основы из твердого материала и ровного слоя проезжей части.
Материал основы, ее грунтовый слой, необходимо максимально уплотнить и закрыть его рабочим слоем твердого материала более мелкой фракции (щебеночная дорога) или бетонной, асфальтовой, асфальтово-бетонной смесью (автомагистраль).
Работу по выравниванию, трамбованию и уплотнению слоев проводят при помощи строительной машины, определяемой как дорожный каток. Исполнительным органом агрегата являются пневматические колеса или вальцы, изготовленные из металла.
На ведущие вальцы (колеса) передается крутящее усилие от силовой установки, что обеспечивает передвижение машины. Изменение направления движения обеспечивает управление ведомым вальцом (колесами).
Какими бывают дорожные катки?
- По принципу действия на статический и вибрационный. Статические катки уплотняют слои материала силой собственной тяжести при движении исполнительного органа по рабочему слою. Вибрационные катки к воздействию на материал добавляют динамическую нагрузку от колебаний одного из вальцов.
- По примененному способу движения полуприцепные и самоходные. В полуприцепных устройствах часть весовой нагрузки распределяется на прицепное устройство колесного трактора-тягача. Самоходные машины передвигаются за счет собственного двигателя внутреннего сгорания.
- По количеству осей выделяют одно, двух и трехосные катки.
- Число вальцов определяет одно, двух и трех вальцевые агрегаты.
По величине собственного веса и особенностям конструкции самоходные катки выделяют по типам:
- Машины вибрационные и статические:
- к 1 типу отнесены легкие с весом от 0,6 до 4,0 т с одной осью и одним вальцем, с двумя осями и двумя вальцами;
- к типу 2 относятся средние машины с весом больше 6 т, с двумя осями и вальцами, с двумя осями и тремя вальцами;
- к 3 типу тяжелые машины весом от 10 до 15 т на двух осях с двумя вальцами, на двух осях трехвальцовые, на трех осях с тремя вальцами.
- Катки полуприцепного типа на пневмоколесах выделены по массе:
- до 15 т — легкие машины;
- до 30 т — средние;
- до 45 т — тяжелые машины.
- Катки самоходного типа на пневмоходу разделяют:
- до 16 т — средние агрегаты;
- до 30 т — тяжелые агрегаты.
Как устроен каток?
Рассмотрим несколько вариантов устройств катков.
Статические машины
Наиболее широко используются в дорожном строительстве статические самоходные установки в двухосевом и двухвальцовом исполнении. Машина равномерно утрамбовывает и уплотняет слои строительного материала по всей рабочей полосе одинаковыми по ширине вальцами.
Каток дорожный. Устройство.
1 — управляемый валец; 2 — фара освещения; 3 — вилка руля; 4 — скребок очистки вальца; 5 — рулевое управление; 6 — органы управления; 7 — место оператора; 8 — валец ведущий; 9, 10 ,11 — рама и узлы трансмиссии
Рама изготавливается из профильного и листового стального проката и является базой для установки всех узлов и механизмов катка. В переднюю часть рамного устройства вваривается стальной оголовник, для крепления оси направляющего катка.
Вальцы изготавливаются литьем или свариваются из нескольких частей. Внутренние полости сварных вальцов заполняются балластом (вода, песок). На асфальтовый каток устанавливаются вальцы с гладкой, без задиров и вмятин рабочей поверхностью.
Кроме того применяются скребки для его очистки и устройства, обеспечивающие смачивание вальца специальными масляными смесями.
Крутящее усилие силовой установки передается на задний ведущий валец трансмиссией механического, гидромеханического и гидрообъемного типа.
В двухосных трехвальцевых катках на задней оси устанавливаются два вальца, общая ширина которых перекрывает рабочую полосу переднего вальца и позволяет увеличить ширину обработки по обеим сторонам. Подобная компоновка позволяет вести работы около стен и бордюров.
В окончательной отделке верхних асфальтовых слоев эффективно используются трехосные трехвальцовые машины. Особенность конструкции подобных агрегатов состоит в установке трех одинаковых по ширине вальцов, два из которых направляющие ведомые.
Ведущий валец по диаметру больше ведомых. Подвеска агрегата перераспределяет весовую нагрузку по осям в соответствии с профилем уплотняемой поверхности — все неровности и выступы обрабатываются повышенным давлением и выравниваются.
Вибрационные машины
Катки легкого и среднего типа изготавливаются с вальцами вибрационного действия. Подобные машины применяются при дорожно-ремонтных работах, а так же при прокладке тротуаров, пешеходных дорожек, выравнивания и асфальтирования ограниченных по площади строительных площадок.
Главное их преимущество — высокая маневренность и удобство транспортировки. При необходимости вибрация катка может быть отключена.
Схема вибрационного катка ДУ-10А
1 — несущая рама; 2 — управляемый валец; 3 — вибрирующий валец; 4 — органы управления; 5 -скребок очищающий и смачивающий узел; 6 — ограждающий тенд.
Уплотняющие колебания в большинстве подобных устройств создает дебалансный возбудитель вибраций — вал с грузом, вращающийся в подшипниковых устройствах ступиц вальца и создающий переменное усилие F.
Схема возбудителя колебаний вальца
1 — груз дебаланса; 2 — вал привода; 3 — ступица вальца; 4 — шпоночное крепление
Вальцы дорожных катков
Валец — рабочий орган катка. На машинах устанавливаются:
- гладкие вальцы для работ по укладке асфальта;
- кулачковые — с небольшими выступами по всей поверхности, эффективно работают по рыхлому грунту;
- решетчатые — поверхность покрыта выступами в виде решетки, дробят крупные фрагменты, увеличивая уплотнение;
- пневмоколесный валец – уплотнение ведется набором колес, установленных в определенном порядке.
В сельскохозяйственных предпосевных и посадочных работах применяют для прикатывания почвы, ее уплотнения прицепные многосекционные катки типа ЗККШ 6, КШКУ — 9, имеющие кольчато шпоровый исполнительный орган.
Прицепной каток ЗККШ 6 с кольчато шпоровыми вальцами
Современные дорожные машины
Немецкая компания BOMAG GmbH на рынке строительной техники предлагает производительные дорожные катки для всех этапов прокладки транспортных магистралей.
- Сочлененные катки в тандемном исполнении для работ по асфальту:
- легкие, с собственным весом от 1,8 т до 5 т;
- тяжелые от 6,5 до 16 т.
- Статические и вибрационного типа катки для работ по уплотнению грунта с весом от 3 до 26 т.
Каток Бомаг — уплотнитель грунта
Каток Бомаг — технические параметры изделий для уплотнения асфальта
Обозначение модели | Ширина рабочей полосы (мм) | Мощность силовой установки (кВт) | Вес готовой к работе машины (кг) |
BW 80 AD-5 | 800 | 15,0 | 1550-1800 |
BW 90 AD-5 | 900 | 15,0 | 1600-2000 |
BW 100 ADM-5 | 1000 | 15,0 | 1650-2000 |
BW 90 SC-5 | 900 | -/- | -/- |
BW 100 SC-5 | 1060 | -/- | 1700-2000 |
BW 100 ACM-5 | 1000 | 15,1 | -/- |
BW 141 AD-5 | 1500 | 55,4 | 6900-8700 |
BW 154 AD-5 | 1680 | -/- | 8300-9900 |
BW 191 ADO-5 | 2000 | 105,0 | 13100-14300 |
BW 206 ADO-5 | 2135 | -/- | 13650-15700 |
BW 27 RH-4i пневмоколесный | 2040 | 95,0 | 8800-27000 |
Завод «РАСКАТ» из г. Рыбинска в 1971 году освоил производство двухосевого двухвальцового вибрационного катка универсального назначения ДУ 47.
В настоящее время предприятием выпускаются более производительные аналоги этой машины. ДУ 47 все еще можно встретить на дорожных стройках.
Каток ДУ 47 — технические параметры
Вес готового к работе изделия | т | 7,5 |
Диаметр вальцов заднего | ||
Ширина полосы уплотнения | мм | 1400 |
Трансмиссия | Механического исполнения | |
Силовая установка | Дизель Д-144/09 | |
Мощность | кВт | 44 |
Размеры по габаритам (длина/ширина/высота) | м | 4,8/1,8/3,25 |