Испытание асфальтобетона: методы лабораторных испытаний

Испытание асфальтобетона и отбор кернов

Асфальтобетон — это современный строительный материал искусственного происхождения, производимый путём уплотнения асфальтобетонной смеси, минерального наполнителя (щебень, песок) и битума. В Российской Федерации нюансы оценки качества асфальтобетона и асфальтобетонной смеси обозначены в государственных стандартах. Поскольку самостоятельно отличить хороший материал от брака зачастую не является возможным, при реализации любых крупных строительных проектов рекомендуется заказывать лабораторное испытание асфальтобетона и асфальтобетонных смесей в экспертных компаниях.

Общие сведения о керне

Керн (в дорожном строительстве) — образец асфальтобетона, цементобетона или другого материала, имеющий цилиндрическую форму и извлекаемый из одного или нескольких слоев дорожной конструкции путем бурения. Отбор кернов осуществляется с целью контроля качества работ по асфальтированию, а также определения физико-механических характеристик асфальтобетона (толщины асфальтированного слоя, степени уплотнения и т.д.).
Альтернативным способом отбора проб в асфальтированном покрытии является получение вырубок. Вырубки, в отличие от кернов, имеют не цилиндрическую, а параллелепипедную или кубическую форму.

Цель отбора кернов

В отличие от неразрушающих способов контроля, осуществляемых непосредственно на месте проведения дорожных работ (например, с помощью радиометрического зондирования), отбор кернов и их последующий анализ в лаборатории позволяет получать существенно больший объем данных как по качеству работ (качеству подгрунтовки перед асфальтированием, качеству укладки и уплотнения асфальта), так и по характеристикам самого асфальтобетонного материала. Таким образом, основной целью отбора кернов является оценка и контроль качества дорожных работ и материалов при устройстве асфальтобетонных покрытий. В зависимости от вида дорожных работ с помощью отбора кернов решаются следующие задачи:

  • контроль качества уложенной асфальтобетонной смеси;
  • контроль степени сцепления между слоями;
  • определение толщины слоев покрытия из асфальтобетона;
  • определение плотности асфальтобетона;
  • определения водонасыщения асфальтобетона;
  • определение предела прочности на сжатие;
  • анализ зернового состава асфальтобетонной смеси.

Необходимость в отборе кернов для проведения лабораторных исследований чаще всего возникает в следующих случаях:

  • На начальном этапе строительства дороги при подборе оптимального состава асфальтобетонной смеси для асфальтирования различных слоев дорожного основания и дорожного покрытия.
  • Для оценки степени разрушения существующей дорожной одежды и перспективы его безопасной эксплуатации.
  • При разногласиях между заказчиком и подрядчиком. Лабораторное исследование кернов позволяет определить отклонение от нормативов при строительстве, выявить нарушение технологии, обнаружить несоответствие между заявленными в смете материалами и фактически использованными при асфальтировании. Результаты лабораторного анализа кернов могут быть использованы в судебной практике.

Технология и общие правила отбора кернов

В зависимости от типа асфальтобетонной смеси керны отбираются следующим образом:

  • в асфальтированных слоях из горячих и теплых асфальтобетонных смесей отбор кернов производится не ранее чем через 1-3 суток после их устройства;
  • в слоях из холодных асфальтобетонных смесей — не ранее чем через 15 суток после их устройства;
  • в слоях из асфальтополимербетонных смесей — не ранее чем через 24 часа после их устройства;
  • в слоях из щебеночно-мастичных смесей — не ранее чем через 24 часа после их устройства.

Отбор керна осуществляется на расстоянии не менее 1 метра от края покрытия или оси дороги и не менее 0,2 м от шва. Отбор кернов выполняют на всю толщину покрытия с дальнейшим разделением слоев в лаборатории. Отбор производится из расчета: 1 проба с каждых 3000 м2 или 3 пробы с каждых 7000 м2 покрытия. Отбор кернов из асфальтобетонных покрытий внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок, наружных лестниц, пандусов и отмосток производится из расчета: не менее одной пробы с площади не более 2000 м2. На участках, расположенных в непосредственной близости от полос сопряжения, пробы отбирают на полосе движения (не ближе 1 метра от сопряжения). Размеры и количество кернов, которые отбирают с одного места, устанавливают исходя из количества образцов, которые требуются для испытаний. Диаметр кернов должен быть не менее:

  • 50 мм — для проб из песчаного асфальтобетона;
  • 70 мм — для проб из мелкозернистого асфальтобетона;
  • 100 мм — для проб из крупнозернистого асфальтобетона.

Из тонкослойных покрытий керны отбирают вместе с нижним слоем и затем на станке для резки кернов отделяют нижний слой. При отборе кернов, тонкослойное покрытие не должно отделяться от нижележащего слоя без приложения усилий.
Качество асфальтогранулобетонного покрытия (при восстановлении асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог способами холодной регенерации) определяют по кернам диаметром 10 см, выбуренным из регенерированного слоя через 7 суток после его устройства. Керны отбирают в шахматном порядке по одному на каждые 1000 м регенерированного слоя, включая недоуплотненные участки.

Качество асфальтогранулобетонного покрытия (при восстановлении дорожных покрытий способом горячей регенерации) определяют по одному образцу-керну на каждые 500 м или трем образцам-кернам на каждые 1000 м.
При устройстве дорожных оснований из чернощебеночных и органоминеральных смесей контроль работ осуществляется путем отбора кернов через сутки после устройства слоя. С каждых 7000 м2 отбирают 3 пробы. Качество готового слоя дорожного основания из черного щебня и органоминеральных смесей оценивают по физико-механическим показателям кернов, отбираемых через месяц после устройства слоя из расчета 2 пробы на 1 км.

При устройстве дорожного основания из асфальтобетонного гранулята (асфальтовой крошки) качество уложенного слоя оценивают по результатам испытаний кернов, которые отбирают через 14 суток после укладки слоя в количестве не менее трех на 1000 м. Отбор кернов осуществляется специальным оборудованием — ручным или прицепным керноотборником. Последовательность операций при отборе керна керноотборником следующая:

  1. Керноотборник подводят к намеченному участку покрытия, закрепляют коронку и запускают двигатель.
  2. Коронку керноотборника опускают на поверхность покрытия и начинают бурение. Для охлаждения коронки и покрытия, к месту бурения (под коронку) непрерывно подают воду.
  3. Постепенно заглубляют буровую колонку в покрытие.
  4. Отведят керноотборник в сторону после окончания бурения.
  5. Извлекают высверленный керн из покрытия специальными щипцами.

После извлечения керна его маркируют, упаковывают и составляют акт отбора проб. В акте отбора проб указывается:

  • дата отбора пробы;
  • обозначение и порядковый номер пробы;
  • вид асфальтобетона;
  • тип асфальтобетона;
  • марка асфальтобетона;
  • подписи ответственного за отбор пробы лица и лица с контролируемой стороны.

Упаковку и маркировку отобранных проб асфальтобетонных смесей осуществляют таким образом, чтобы до проведения испытаний или при хранении обеспечить сохранность свойств материала.
После извлечения керна может определяться сцепление между конструктивными слоями. Сцепление считают удовлетворительным, если при извлечении пробы из покрытия она сохраняет монолитность и не разделяется на части в местах контактных поверхностей при ударе молотком массой 1 кг. Керн укладывают на дорожное покрытие, так чтобы вертикальная ось керна была параллельна поверхности покрытия. Удар молотком наносится в месте контакта поверхностей конструктивных слоев. Толщину каждого слоя пробы и общую толщину каждой пробы измеряют с точностью до 1 мм с помощью штангенциркуля согласно ДСТУ ГОСТ 166:2009 или металлической линейки по ДСТУ ГОСТ 427:2009.

Лабораторные испытания керна

Перед началом лабораторных испытаний нижняя часть керна обязательно отпиливается. Это необходимо для того, чтобы удалить остатки битума на нижней поверхности образца, нанесенной розливом битума («подгрунтовкой»). Толщина отпиливания должна составлять 5–10 мм в зависимости от толщины и текстуры нижней части вырубки.

Также перед испытанием керны высушивают до постоянной массы при температуре не более 50 °С. Каждое последующее взвешивание проводят после высушивания в течение не менее 1 часа и охлаждения при комнатной температуре не менее 30 минут. Масса образца определяется взвешиванием на весах.

В результате лабораторных исследований керна определяют:

  • толщину уплотненного слоя дорожного покрытия и/или дорожного основания;
  • среднюю плотность асфальтобетона;
  • прочность при расколе;
  • степень сцепления между слоями.

После проведения основных испытаний керны могут переформовываться. Переформованием керна называется его разогревание на песчаной бане или в термошкафу, последующее измельчение ложкой или шпателем и повторное создание образца цилиндрической формы.
Путем исследования переформованных кернов определяются следующие показатели:

  • зерновой состава минеральной части смеси (методом выжигания вяжущего);
  • предел прочности при сжатии при температуре 20 °С и 50 °С;
  • прочность на растяжение (требуется для прогнозирования устойчивости асфальтированного покрытия к появлению усталостных и температурных трещин);
  • водостойкость;
  • водонасыщение;
  • коэффициент уплотнения смеси (определяется как отношение средней плотности керна к средней плотности переформованного образца).

Следует иметь в виду, что доверительная вероятность оценки показателей свойств асфальтобетона определяемых по переформованным из керна образцам значительно ниже, чем по образцам, изготовленным из смесей, в связи с чем результаты испытания переформованных образцов не могут дать объективной оценки, которая могла бы служить браковочным признаком. В связи с этим, количество кернов, отбираемых из асфальтированного покрытия, и количество повторных испытаний, для каждого конкретного случая следует рассматривать отдельно, при этом для обоснования брака следует привлекать методы статистики.

Касаемо оценки зернового состава минеральной части асфальтобетонных смесей по результатам испытания кернов, то результаты его нельзя считать достаточно достоверными по ряду причин. Во-первых, при транспортировке смеси, а также при ее укладке наблюдается сегрегация щебня, а отсюда и определенная неоднородность распределения его в уложенном слое. Для получения достоверных данных, позволяющих с высокой степенью вероятности оценить состав уложенной асфальтобетонной смеси, необходимо отобрать образцы из покрытия в количестве, необходимом для статистической оценки.

Во-вторых, при уплотнении покрытия щебень может дробиться. И в-третьих, при отборе образцов керноотборником происходит измельчение щебня в зоне опиленных граней. В зависимости от ряда причин, таких как тип смеси, размер кернов и т. п., содержание щебня в кернах может быть до 20 % ниже, чем содержание щебня в самой асфальтобетонной смеси, которая применялась при асфальтировании.

Заказать исследования

Позвоните прямо сейчас по телефонам +7 (495) 589-88-42, +7 (926) 401-77-22, оформите заказ, и мы недорого произведем испытание щебня и гравия по требуемым параметрам. Также для связи с нами можно воспользоваться:

Название услугиНормативный документ
сделать заказ
  • услугой «Заказать звонок»
  • онлайн формой на сайте
  • электронной почтой: info@skslab.ru

Если у вас остались вопросы относительно сотрудничества с лабораторией «СтройКонтрольСтандарт», наши специалисты предоставят все необходимые профильные консультации.

Испытания асфальтобетона: методы, технологии и оборудование

Асфальтобетон – искусственная строительная смесь битума, щебня, песка и минеральной основы. Условия к составу и качеству компонентов прописаны в регламенте ГОСТ 9128-2013. Современное дорожное строительство предусматривает применение различных марок данного материала. В основе классификации лежат: размер кристаллов щебня, вязкость и температурный коэффициент битума, качество заполнителя, пропорции минерального порошка и песка.

№ услугиНаименование испытанияНормативный документСтоимость, руб.
Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон
58Отбор проб асфальтобетонной смеси из смесителя или автосамосвала (1 проба)ГОСТ 12801700
59Формование образцов (1 образец)ГОСТ 12801500
60Определение средней плотности асфальтобетонной смеси (1 образец)ГОСТ 12801500
61Определение зернового состава смеси методом выжигания вяжущего (1 образец)ГОСТ 128017000
62Определение средней плотности минеральной части (остова) (1 проба)ГОСТ 128012500
63Определение водонасыщения асфальтобетонной смеси (1 проба)ГОСТ 128011600
64Определение предела прочности при сжатии при t=20°С (1 проба)ГОСТ 128012500
65Определение предела прочности при сжатии при t=50°С (1 проба)ГОСТ 128012500
66Определение предела прочности при сжатии при t=0°С (1 проба)ГОСТ 128012500
67Определение толщины слоя асфальтобетона (1 точка/1 образец)ГОСТ Р 54401300
68Определение коэффициента уплотнения смесей в конструктивных слоях дорожных одежд (1 участок)ГОСТ 128011600
69Определение пористости асфальтобетона (1 проба)ГОСТ 128012000
70Определение набухания (приращения объема) асфальтобетона (1 проба)ГОСТ 128011900
71Определение коэффициента водостойкости асфальтобетона (1 проба)ГОСТ 128011900
№ услугиНаименование испытанияНормативный документСтоимость, руб.
Бетонные и железобетонные конструкции и изделия, смеси бетонные, строительные растворы
1Определение прочности бетона/раствора по контрольным образцам (1 точка)ГОСТ 10180250
2Построение градуировочной зависимости между прочностью бетона и косвенной характеристикой (упругий отскок, ударный импульс, ультразвук) (1 зависимость)ГОСТ 17624
ГОСТ 22690
12000
3Определение плотности бетона/раствора (1 образец)ГОСТ 10181
ГОСТ 12730
ГОСТ 5802
100
4Определение водонепроницаемости бетона на образцах/конструкциях (1 образец/1 участок)ГОСТ 12730400/700
5Определение прочности неразрушающими методами контроля (ультразвуковой, ударный импульс, упругий отскок) (1 точка)ГОСТ 22690
ГОСТ 17624
ГОСТ 18105
ГОСТ 31914
250
6Определение прочности бетона методом отрыва со скалыванием (1 точка)ГОСТ 22690900
7Определение прочности образцов раствора, отобранных из швов кладки (1 образец)ГОСТ 58021700
8Комплексное испытание сухих бетонных смесей (1 партия)ГОСТ 1018112000
9Определение прочности бетона по образцам, отобранных из конструкций (1 образец)ГОСТ 28570600
10Определение морозостойкости бетона/раствора (1 цикл)ГОСТ 10060
ГОСТ 5802
250
11Определение водопоглощения бетона/раствора (1 образец)ГОСТ 12730
ГОСТ 5802
500
12Определение пористости бетона/смеси (1 образец)ГОСТ 12730
ГОСТ 10181
1000
13Определение влажности бетона/раствора (1 точка)ГОСТ 12730
ГОСТ 5802
250
14Определение объемной массы бетона/раствора (1 образец)ГОСТ 12730
ГОСТ 5802
500
15Определение усадки бетона при высыхании (1 образец)ГОСТ 25485500
16Определение толщины защитного слоя бетона и диаметра арматуры (1 кв. м)ГОСТ 22904500
17Определение расположения арматуры и закладных деталей (1 кв. м)ГОСТ 22904500
18Определение ширины и глубины раскрытия трещин (1 участок)ГОСТ 31937800
19Тепловой контроль качества материала/конструкции (1 образец/1 конструкция)ГОСТ 234831500
20Визуальный контроль качества и контроль точности монтажа конструкции (1 конструкция)ГОСТ 26433
СП 70.13330
500
21Определение удобоукладываемости бетонной смеси (1 партия)ГОСТ 10181600
22Определение средней плотности бетонной смеси (1 партия)ГОСТ 10181500
23Определение концентрации рабочего раствора химических добавок бетонной смеси (1 партия)ГОСТ 304591500

Асфальтобетон маркируют по следующему типу:

  • опираясь на базовый состав выделяют гравийный, щебёночный, песчаный асфальт;
  • согласно категории битума материал подразделяют на горячий и холодный;
  • по структуре фракций : песчаный, мелко зернистый и крупнозернистый;
  • ориентируясь на остаточную пористость, асфальтобетон делят на строительный материал повышенной плотности и плотный, пористый и высокой пористости;
  • по предназначению: промышленный, дорожный, аэродромный, декоративный.

Перед применением каждая категория строительной смеси проходит испытание на соответствие техническим и нормативным требованиям. Испытание асфальтобетона опирается на правила, обозначенные в ГОСТ 12801-98. Другой документ, регламентирующий параметры качества асфальтового полотна, СП 78.13330.2012.

Для чего проводят изучение дорожного покрытия?

Изучение и тестирование состава проводят для определения следующих факторов:

  • подтвердить или опровергнуть соответствия смеси установленным стандартам;
  • установить риски снижения эксплуатационных характеристик;
  • составить экспертное заключение о качестве, физико-механических свойствах материала для урегулирования конфликтных ситуаций.

Специалисты центра строительных испытаний «Архибилд» имеют надлежащую квалификацию и оборудование, чтобы произвести испытание асфальтобетонной смеси на любом этапе. Возможно провести исследование компонентов на стадии производства, экспертизу в процессе возведения объекта или диагностику спустя определённое время эксплуатации покрытия.

На стадии строительства отбирают образцы – керны, после чего лаборанты придают им необходимую для испытаний форму и размер. С помощью специального оборудования пробы испытывают на определение:

  • коэффициента уплотнения
  • плотности
  • водонасыщения
  • прочности.

Правила подготовки тестовых образцов

Методы и технологии испытания асфальтов регулируются ГОСТом. На подготовительном этапе специалист отбирает эталоны для изучения. В зависимости от цели исследования подбирается методика. Из свежей смеси формируются кубы для тестирования асфальта на прочность, влагоустойчивость, сопротивляемость деформациям и адгезию.

Используют два способа формовки асфальтобетона. На выбор влияет объём щебня в сырье.

Техника формовки испытательных экземпляров для изучения в лаборатории:

  1. Прессование смеси под воздействием 40МПа подходит для сырья, в котором содержится до 35% щебёнки.
  2. Ели сырьё содержит от 35% и более щебня, то материал уплотняют с помощью вибрационного устройства. После чего отправляют под пресс. В данном случае будет достаточно давления 20 МПа.
  3. Асфальтобетон холодной марки подготавливают для диагностики под незначительным давлением. Всего 0,5 МПа. Таким образом, будет установлена способность этой марки покрытия противостоять деформациям и механическим повреждениям. Забор образцов для тестирования выполняется в течение получаса с момента изготовления смеси.
  4. Контроль качества уже положенного асфальтобетона предполагает, что материал для проб будет высверливаться из общего полотна, а возможно вырубаться. Для этого в арсенале лаборанта имеется бур и пневмомолоток.

Методология испытаний

Инженеры разработали ряд методов для экспертизы асфальтобетона, которые позволяют изучать отдельные компоненты, приготовленный замес, уложенное покрытие.

Расчёт средней плотности

  • Сформированный образец взвешивают перед началом эксперимента.
  • Отправляют на полчаса в контейнер с водой.
  • Определяют его массу в жидкости.
  • Извлекают, высушивают, повторно взвешивают.

Искомый результат предстаёт как среднее арифметическое показателей плотности, полученных при обследовании минимум трёх образцов.

Истинная плотность

  • Керн дробится на мелкие частицы, равные величине самого крупного зерна асфальта.
  • Готовится раствор из дистиллированной воды и ПАВ.
  • Измельчённую массу взвешивают и на 1/3 заливают подготовленной жидкостью.
  • Контейнер с исследовательским материалом отправляют на полчаса в вакуумную камеру и включают давление 2000 Па.
  • Поднимают уровень жидкости до полного погружения смеси, опускают давление до 1 атмосферы и выдерживают образец ещё 30 минут.
  • Пробы взвешиваются в жидкости.

Истинная плотность – есть среднее арифметическое двух кёрнов.

Водонасыщение

Испытание асфальтобетона на водонасыщение проводят на заранее заготовленных кернах, которые применялись для расчёта средней плотности.

  • Образец опускают в контейнер с водой на 3 см.
  • Ёмкость отправляют в камеру с давлением 2000 Па. Время выдержки для холодных смесей – полчаса, для горячих – полтора часа.
  • По истечению этого времени давление в шкафу приравнивают к атмосферному. Керн холодного асфальта находится в камере ещё 30 минут, а горячего – 60 минут.
  • Пробы извлекают из воды, насухо обтирают и взвешивают.

Предел прочности

Для диагностики берут образцы, участвующие в исследовании на водонасыщение.

  • Заготовка из горячего асфальта помещается на водяную баню со льдом в течение часа, холодная смесь выдерживается на воздухе около двух часов.
  • В испытании участвует пресс для асфальтобетона. В качестве разрушающей нагрузки принимают максимальное значение силового измерителя.

Коэффициент водостойкости

Показатель является отношением сухого образца к выдержанному в воде минимум 15 суток.

  • Определяется вес заготовки на воздухе и в воде.
  • Образец насыщают водой в вакуумной камере. Опускают в ёмкость с жидкостью при температуре 150С и оставляют на 15 суток.
  • После чего керн вытирают и испытывают на определение предела прочности.

Оценка сцепления битума

  • Лаборант подготавливает 2 образца: для испытания и для сравнения (контрольный).
  • 15% раствор поваренной соли доводят до кипения.
  • Окунают в него заготовку так, чтобы жидкость на 3-4 см накрыла материал.
  • Вязкий битум подвергают воздействию агрессивной среды на 12 часа, для жидкого битума достаточно 3-х минут.
  • Пробу очищают от соли и просушивают на фильтровальной бумаге.
  • Показатели снимают после полного высыхания.

Испытательное оборудование

Чтобы в лабораторных условиях воссоздать уровень нагрузки, равный длительному периоду воздействия на асфальтобетон капризными погодными и техногенными условиями, необходимо специализированное оборудование:

  • Универсальный плотномер для экспертизы состояния дорожного полотна.
  • ПС – прибор для определения устойчивости покрытия к образованию колеи.
  • Вакуумная камера для насыщения образцов жидкостями.
  • Термометр для измерения температуры.
  • Смеситель для изготовления особых минеральных составов.
  • ПСЛ – оборудование для отслеживания утрамбованности минеральных компонентов.
  • Тигель для обжига битума.
  • Различные прессы.
  • Буровые установки и пневматические молотки для извлечения кернов из готового покрытия.
  • Весы для контроля массы проб.

Производство асфальтобетона и его лабораторные испытания

Асфальтобетон, традиционно именуемый асфальтом, материал не слишком сложный в изготовлении, что делает его производство весьма привлекательным для частного бизнеса. К тому же изготавливать его можно как на стационарных крупных предприятиях, так и перебазируемых, и даже передвижных, способных менять место расположения хоть каждый месяц.

Производство материала

Общая схема изготовления асфальтобетона достаточно проста и одинакова для всех видов АБ:

  • измерение дозы составляющих продукта;
  • подготовка ингредиентов смеси;
  • перемешивание.

Главное отличие АБ от многих другим строительных материалов – необходимость быстрого применения готового продукта. В противном случае он теряет вязкость, становится хрупким и не годится для укладки. Итак, давайте рассмотрим основные схемы и технологии производства асфальтобетона.

Более подробно об особенностях производства асфальтобетона расскажет это видео:

Технологии

Готовый продукт разделяют на 3 группы по способу изготовления:

  • холодный – твердые ингредиенты сушат, но не нагревают, битум перед добавлением прогревают. Такой материал лучше всего подходит для ямочного ремонта, установки пломб и заплат. Работать с ним разрешается при температуре не ниже — 10 С;
  • горячий и теплый – твердые ингредиенты сушат и прогревают, битум нагревают до более высокой температуры. Горячий АБ отличается большей вязкостью, для работы при минусовых температурах не подходит. Однако именно его используют для сооружения дорог.

Значимой разницей для организации производства выступают лишь этап предварительного прогрева ингредиентов. Для формирования технологической линии более принципиальным является вопрос типа производства: циклический или непрерывный.

  • Циклический способ предполагает изготовление АБ с производительностью от 100 до 300 т в день. Несомненный плюс – возможность быстро менять рецептуру: каждый замес может быть изготовлен с другим составом. Однако такая линия менее мобильна из-за больших габаритов смесительной башни.
  • Непрерывный способ обеспечивает производство асфальтобетона в куда большем объеме – от 50 до 600 т в сутки. Запускается изготовление буквально через 3 дня после перебазирования. Однако отсутствие здесь стадии разделения на фракции может стать причиной нарушения в рецептуре. Решением проблемы становится монтаж отдельного грохота для подготовки твердых ингредиентов.

Циклическая

  • Основную часть производства занимает система подачи твердых ингредиентов – инертных. Перед этим материал дозируется согласно рецептуре выпускаемого АБ. Хранятся смеси с разным составом в бункерах, откуда подвозятся на линию.
  • Твердые компоненты в холодном виде подаются конвейером в сушильный барабан, где просушиваются и нагреваются потоками воздуха.
  • Затем материал перемещается в вибрационный грохот, где щебень и песок разделяют на разные фракции по диаметру зерна. Проделывается это с помощью системы сит.
  • Под грохотом размещаются бункера для горячих твердых ингредиентов – для каждой фракции. Отсюда в весовой хоппер сгружается доза материала согласно рецептуре. Состав смеси задается программой.
  • Битум и минеральная пыль отгружаются в свои хоппера: битум – из битумохранилища, минеральный порошок – из силоса. Дозирование проводят методом динамического взвешивания.
  • Все компоненты передаются в смесительную камеру. Цикл перемешивания оставляет 45 с.
  • Хранится готовый АБ в горизонтальных, вертикальных или мобильных цистернах. Отгружается в самосвалы.

Непрерывная

Во многом технологическая линия здесь такая же, однако, есть и отличие.

  • Принцип хранения – в бункерах, используется и здесь.
  • Отгрузка твердых холодных ингредиентов также выполняется из дозаторов. Но если при циклическом методе они выполняли роль преддозаторов, так как отгрузка смеси проводилась из бункеров горячих ингредиентов, то при непрерывном дозу для смеси отмеряет именно этот аппарат, а потому и отличается куда большей точностью – в пределах 0,1%.
  • Холодные твердые ингредиенты отгружает на конвейер, оборудованный грохотом негабарита, который и удаляется на этой стадии.
  • Затем камень попадает на весовой мост, где не только взвешивается материал, но передаются данные о его соответствии на систему дозаторов. Это позволяет в динамичном режиме корректировать состав смеси и не допускать нарушения в рецептуре.
  • Пришедший проверку материал подается в сушильно-смесительный барабан, где также просушивается воздухом.
  • Здесь же камень смешивают с песком, минеральной пылью, битумом.
  • Хранится асфальтобетон в круглых силосах.

Оборудование

Используемое оборудование зависит от способа производства асфальтобетона и характера завода – стационарное или перебазируемое предприятие. Например, для технологической линии непрерывного цикла понадобятся следующие агрегаты:

  • бункеры, выполняющие роль дозатора, с высокой точностью;
  • сборный конвейер и конвейер с контролем влажности;
  • смесительный барабан, где производится просушивание и смешивание ингредиентов;
  • бункер старого АБ и линия подачи последнего в дозатор;
  • пылесос-вентилятор для удаления газов и пыли;
  • пылеуловитель и силос для пыли;
  • силос минерального порошка;
  • битумный бак;
  • накопительный бункер – теплоизоляционный или подогреваемый.

О том, как регламентируется производство асфальтобетона с точки зрения отходов, читайте далее.

Отходы

Изготовление асфальтобетона относится к типу условно безотходных, так как большую часть пыли, образующейся при разделении фракций и подготовке, улавливают и используют в качестве части минерального порошка. Для этого в линию включен пылеуловитель и силос для ее хранения.

Большую опасность для окружающей среды представляют газы – оксиды азота и углерода, сернистый ангидрид. Чтобы уменьшить вредное воздействие, на предприятиях предусматривается двухступенчатая система очистки.

Лабораторные испытания асфальтобетона: краткий обзор методов контроля

Любой строительный материал, с целью проверки соответствия показателям, утвержденным технической документацией, должен подвергаться испытаниям, после проведения которых, производитель получает сертификат соответствия, подтверждающий качество выпускаемой продукции. Далеко не многие знают, каким же образом происходит процесс контроля, и какие именно свойства подвергаются проверке.

В данной статье мы рассмотрим, что представляют собой лабораторные испытания асфальтобетона, разберемся в сущности методов и проанализируем возможную эффективность контрольных мероприятий. Начнем с краткого обзора общих требований ГОСТ к асфальтобетонной смеси.

Что представляет собой асфальтобетонная смесь, ее виды и технические характеристики, подвергающиеся проверке

Асфальтобетонная смесь – смесь щебня или гравия с минеральным порошком (или без него) и песком.

В соответствии с ГОСТ 9128-2013, асфальтобетонная смесь может быть изготовлена на:

В соответствии с температурой укладки, смесь может быть: холодной и горячей. В зависимости от размера минерального зерна, смесь бывает крупно- и мелкозернистой, а также – песчаной.

Величина остаточной пористости определяет следующие виды смеси: плотные, высокопористые, высокоплотные и пористые.

Гравийная и щебеночная горячая смесь в соответствии с содержанием щебня бывает:

  1. С содержанием в составе щебня в количестве 50-60%;
  2. С содержанием в составе гравия или щебня в количестве 40-50%;
  3. С содержанием вышеуказанного в количестве 30-40%.

Высокоплотные смеси характеризуются содержанием щебня в количестве не менее 50-70%. Высокопористая смесь подразделяется, в свою очередь, на высокопористую песчаную и щебеночную.

Гравийные и щебеночные смеси (холодные) подразделяют на типы Бх и Вх в соответствии с содержанием щебня в их составе.

Холодные и горячие смеси, изготовленные на основе песка, подразделяются на типы в зависимости от вида песка:

  1. Гх и Г. Такой тип асфальтобетонной смеси изготавливается на основе природного песка из отсева дробления;
  2. Дх и Д изготавливается на основе природного песка или смеси их с отсевом дробления.

Подготовительные работы

Испытания асфальтобетона по ГОСТ проводятся в несколько этапов, первый из которых предполагает отбор образцов и их подготовку. С этого мы и начнем.

Отбор проб и приготовление смеси

При рассмотрении данного вопроса, мы будем руководствоваться требованиями ГОСТ 12801-84. В процессе подбора состава, смесь готовится в специальной лабораторной мешалке, которая оборудована устройством обогрева.

Песок, щебень и минеральный порошок предварительно высушивают, а после помещения в емкость — нагревают до определенной температуры. В последнюю очередь добавляется вяжущее, также в нагретом виде.

Температура, до которой следует нагревать материал, зависит от вида смеси (горячие, теплые, холодные). Она должна соответствовать значению, указанному в таблице 1.

Лабораторные испытания асфальтобетонного покрытия: требования к температуре нагрева сырья для смеси разного вида:

Вид асфальтобетонной смесиТемпература минерального сырьяТемпература вяжущегоТемпература смеси в процессе изготовления образца
Холодная100-12080-9018-22
Горячая100-11080-9090-100
Теплая120-130100-120120

Обратите внимание! В случае, если применяются поверхностно-активные вещества или минеральные порошки, температура вяжущего и смеси может быть снижена примерно на 15-20 градусов.

Перемешивание сырья производится в течение 3-6 минут, точное время, как правило, устанавливают опытным путем. Смесь считают готовой в случае, если минеральный наполнитель полностью покрыт вяжущим и в растворе отсутствуют сгустки. На последнем этапе производится формовка.

Уплотнение будущих образцов, которые будут испытываться на прочность, набухание и водонасыщение, производят несколькими методами, которые зависят от процентного содержания щебня в растворе.

Варианта может быть два:

  • Содержание щебня – менее 35%. В этом случае прессование производят под давлением в 40 МПа;
  • В случае, если щебня – более 35%, уплотнение производят путем вибрирования, а в последующем при помощи прессования под давлением в 20 Мпа.

Уплотнение образца, взятого из холодной смеси, который будет в последующем испытан на слеживаемость, производят под значительно меньшим давлением, составляющим всего 0,5 Мпа. Образцы, отобранные из смеси, должны быть изготовлены в течение первых 30 минут.

При контроле качества готового покрытия, образцы изымают путем вырубки или высверливания. При этом применяют пневмомолоток (вырубка) или буровую установку (высверливание).

Изготовление образцов

Как уже говорилось выше, испытания физико-механических свойств асфальтобетона проводят на образцах цилиндрической формы, которые получают посредством уплотнения раствора в специальных формах. Также могут использоваться образцы-вырубки или керны.

Уплотнение прессованием производится следующим образом:

  • Пресс может быть механическим или гидравлическим. Он должен обеспечивать давление до 40 Мпа;
  • Пресс оборудуется специальным приспособлением, которое позволяет одновременно готовить 3 образца-цилиндра;
  • Формы располагаются в коробке, которая оборудована механизмом подогрева;
  • Для извлечения образцов подобное оборудование для испытания асфальтобетона оснащено упорным устройством;
  • В случае, если мощности пресса недостаточно для одновременного изготовления трех образцов, в нем располагают только одну форму;
  • Электродвигатель включают, давление доводят до 40 Мпа. На последнем этапе готовые образцы извлекаются.

Уплотнение посредством комбинированного метода подразумевает следующее:

  • Уплотнение производится при помощи вибрирование с последующим уплотнением;
  • Изготовление образцов происходит в одиночных формах;
  • Форма заполняется смесью и отправляется на виброплощадку, на которой закрепляется;
  • Вибрирование длится в течение примерно 3-х минут, затем образец отправляют на доуплотнение под давлением в 20 Мпа. Время воздействия – такое же;
  • При помощи выжимного устройства образец извлекают.

Образцы, изготавливаемые их холодной смеси, которые будут в последующем проверены на слеживаемость, готовят следующим образом:

  • Смесь подогревается до температуры, указанной в таблице 1:
  • Раствор заливают в форму;
  • На верхний вкладыш устанавливается груз, способный обеспечить давление в 0,5 Мпа;
  • Время воздействия – те же 3 минуты;
  • В последующем образец выдерживают еще около четырех часов.

Размер образца и количество необходимой смеси также установлены ГОСТ и зависят от свойства, которое будет испытываться.

Методы испытаний

Поскольку в отборе и изготовлении образцов мы разобрались, пришло время, непосредственно, перейти к рассмотрению методов испытаний и показателей, которые будут им подвергаться.

Сущность методов контроля основных показателей качеств

Любое испытание содержит следующие этапы:

  • Подготовка к испытанию;
  • Проведение его;
  • Обработка результатов.

Рассмотрим с использованием таблицы сущность основных методов контроля соответствия показателей.

Асфальтобетон: методы испытаний ГОСТ:

Наименование показателяПриборы для испытания асфальтобетонаКратко о сущности метода
Средняя плотность (объемная масса)Весы, оборудованные устройством взвешивания (гидростатического); сосуд, объемом в 1-3 литра.Сущность заключается в определении значения плотности, учитывая содержащиеся поры в образцах, изготовленных в лабораторных условиях или в образцах, изъятых из покрытия.

Краткая инструкция выглядит так:

  • В ходе испытания образцы подвергают взвешиванию, после которого их опускают в воду, где взвешивают повторно. Третье взвешивание производится после изъятия из воды.
  • В последствии результаты испытаний на асфальтобетон фиксируют и обрабатывают.

Помимо объемной массы асфальтобетона, контролю подвергаются объемная масса минеральной части с учетом пор и удельный вес остова без учета пор. Используют при этом расчетный метод.Определение удельного веса посредством пикнометрического методаКолоба, объемом 250-500 м3;

ртутный термометр; капельница, сосуд.Подготовленный, измельченный материал отвешивают с использованием весов. Колба взвешивается без воды и с водой.

В процессе проведения испытания, асфальтобетон высыпают в колбу, заливают водой и взвешивают. После отправляют в сушильный шкаф без подогрева и воздействуют при помощи давления примерно в 2000 Мпа. Далее давление снижают до нормального и, спустя получаса, колбу с материалом взвешивают.

Результаты обрабатываются.Определение пористости остова (минеральной части)Оборудование не требуется, определение производят методом расчета на основании известных данных.Сущность метода заключается в расчете объема пор, находящихся в минеральной части.

Процедура проводится после определения средней и истинной плотности остова, а, точнее говоря, на основании этих данных.Остаточная пористость асфальтобетонаОборудование не требуется.Устанавливается на основании данных, полученных при выявлении истинной и средней плотности расчетным методом по формуле.ВодонасыщениеВесы; прибор-вакуум; Ртутный термометр, сосуд объемом 2-3- литра.За водонасыщение принимается величина, определяющая количество жидкости, которое поглощает образец, при определенном режиме (заданном) насыщения.

Образцы помещают в сосуд с водой и отправляют в сушильный шкаф, где должно поддерживаться давление, составляющее не менее 2000 Мпа.

В последствии образцы извлекают и взвешивают.

Результаты фиксируют и обрабатывают.

Увеличенное количество массы – и есть результат водопоглощения. То есть разница в весе – количество поглощенной влаги.НабуханиеОборудование не требуется, определение производят путем вычислений по формуле.Для определения данного показателя используются данные, полученные в результате проверки средней плотности и числового значения водопоглощения посредством расчетных вычисленийПрочность на сжатиеПресс; ртутный термометр; сосуды.Сущность метода сводится в расчете нагрузки, которая оказывается на образец вплоть до разрушения.

Образец помещают под пресс и оказывают на него давление, которое поступательно увеличивают до значения, при котором происходит разрушение образца. Максимальный показатель измерителя – есть разрушающая нагрузка.Коэффициент водостойкости, в том числе при длительном воздействии влаги.

  • Машина испытательная;
  • ртутный термометр;
  • сосуды;
  • прибор-вакуум.
Сущность метода сводится в определении снижения прочности материала после воздействия влаги. При этом образец находится в условиях вакуума.

При определении водостойкости при длительном воздействии воды, образец выдерживают 15 суток.

После этого образцы извлекают из воды и измеряют прочность на сжатие.Состав материала

  • Весы;
  • колба;
  • насадка для экстрагирования;
  • песчаная баня, шкаф сушильный;
  • Фильтрованная бумага, фарфоровая чашка;
  • растворитель;
  • вата.
Метод заключается в определении состава асфальтобетона, в точности минеральной части и вяжущего.

Изготавливается патрон, в который помещается асфальтобетонная смесь или измельченный материал.

Патрон помещают в экстракционную насадку. С одной стороны, размещают холодильник, с другой – колбу с растворителем.

Растворитель провоцирует выход вяжущего.

Проба минеральной части производится путем просеивания ее через сито, после промывания и растирания в чашке, носик которой смазан вазелином.

Также существует ускоренный метод контроля и способ выжигания.Коэффициент уплотненияОборудование не требуется. Расчеты проводятся на основании данных, полученных при определении средней плотности.Коэффициент уплотнения вычисляется отношением плотности образцов, взятых из покрытия к средней плотности переформованных образцов в лабораторных условиях.

На основании вышеуказанных методов контроля и их результатов составляются протоколы испытаний асфальтобетонной смеси и образцов, отобранных из покрытий.

Видео в этой статье: «Методы контроля и испытаний» содержит актуальную информацию о процессах проведения испытаний, и рассказывает о некоторых хитростях, позволяющих проверить некоторые показатели качества своими руками.

Сопроводительные документы, выдающиеся после проведения испытаний

На каждую партию материала выдается паспорт качества асфальтобетонной смеси.

Паспорт на асфальтобетонную смесь содержит следующую информацию:

  • Тип, вид, марка смеси;
  • Наименование производителя и его адрес;
  • Номер стандарта;
  • Дата выдачи документа;
  • Масса продукции;
  • Сроки хранения;
  • Предел прочности;
  • Водоустойчивость;
  • Пористость как минеральной части, так и остаточной;
  • Водонасыщение;
  • Сдвигоустойчивость;
  • Эффективность радионуклидов;
  • Трещиностойкость;

Паспорт и накладная на асфальтобетонную смесь – основные документы, которыми сопровождается отгружаемая продукция. Последняя содержит следующую информацию: цена на продукцию, информация о перевозчике, место назначения и отгрузки, вес товара, дата и время доставки, температура смеси, количество и тип смеси.

Обратите внимание! Несмотря на наличие документации, такой как сертификат соответствия на асфальтобетонную смесь, в соответствии с ГОСТ, потребитель имеет право на контрольную (повторную) проверку продукции.

Сертификат на асфальтобетонную смесь выдается каждому изготовителю, продукция которого прошла проверку по всем показателям.

В заключение

Лабораторные испытания асфальтобетонного покрытия включают в себя ряд методов, контролирующих физико-механические свойства материала. Это необходимо, в первую очередь, для проверки соответствия продукции техническим требованиям, определяющим эксплуатационные характеристики асфальтобетона.

Лабораторные испытания асфальтобетона

Материалы, применяемые в строительстве, должны проходить проверки, которые документально удостоверят соответствие их свойств с требованиями ГОСТов. После испытаний на материал выдаётся техническая документация (сертификат), которая подтверждает качество выпускаемой продукции. Асфальт относительно прост в производстве, но лабораторные испытания асфальтобетона тоже предусмотрены в нормативных актах действующего законодательства.

Изготовление асфальта

Технология производства асфальтобетона довольно простая. Частные предприниматели не боятся вкладывать свои средства в эту сферу. Большой плюс материала состоит в том, что его можно изготавливать не только на крупных промышленных предприятиях, но и в небольших передвижных устройствах.

В целом, для всех асфальтовых покрытий технология изготовления одинаковая:

  • замер дозировки составных веществ;
  • подготовка каждого ингредиента;
  • смешивание составных.

Применяемые технологии

Технологий укладки асфальтобетона существует несколько. Каждая из них применяется в разных климатических условиях.

Технологии укладки асфальта:

  • Холодная. Сначала все твёрдые составляющие высушивают, не прибегая к нагреванию. Добавляется заранее прогретый битум. Асфальт данного типа применяется не для укладки нового покрытия, а для мелкого ямочного ремонта. Нельзя использовать при низких температурах. Разрешённые показатели — 10 градусов и выше.
  • Горячая или тёплая. Все ингредиенты горячие. Твёрдые вещества прогревают. Битум доводят до более высоких температур. Асфальтобетон используется для сооружения новых дорог, но только в тёплое время года. Если температура ниже нуля, класть такой асфальт не рекомендуется. Основное отличие от холодной технологии — необходимость прогрева твёрдых веществ.
  • Циклическая. Такая технология предполагает изготовление асфальтобетона в объёмах 100−300 тонн каждый день. Основной плюс — можно менять рецепт смеси после каждого замеса. Смесительные агрегаты довольно большие, что не снижает мобильности производства.
  • Технология непрерывного производства. Предполагает ежесуточное изготовление в объёмах до 600 тонн. Перемещать производственные мощности можно быстро. Через три дня после перебазирования можно запускать работу. Минус в том, что необходимо дополнительно устанавливать отдельный грохот — для разделения фракций твёрдых веществ.
  • Несомненно, у каждой технологии есть свои плюсы и минусы. Выбор нужной зависит от многих факторов: климатических, экономических, поставленных задач и др.

    Правила отбора проб

    Производятся испытательные работы в соответствии с ГОСТом. Первый этап — это выборка образцов материала. Сначала готовится смесь, в соответствии с выбранной технологией. Из готового асфальта формируются образцы для испытаний на прочность, адгезию и набухание. Существует два метода формовки. Они зависят от количества щебня в готовом материале.

    Варианты формовки образцов для испытания асфальтобетона в лаборатории:

    1. Щебня в готовой смеси меньше 35%. Прессуют образец под давление 40МПа.
    2. Более 35% в составе асфальта. В таком случае материал уплотняется благодаря вибрированию, а только потом происходит прессовка. Давление пресса — 20 МПа.

    Для испытаний асфальтобетона холодного производства прессовка происходит под очень малым давлением — 0,5 МПа. Это позволяет проверить асфальт: сможет ли он долго пролежать без деформаций и разрушений. Взятие всех образцов должно быть выполнено не позже, чем через полчаса после приготовления смеси.

    Когда происходит контроль качества уже положенного асфальта, образцы высверливают (иногда вырубают). Для этого используют буровую установку или пневматический молоток.

    Создание образцов

    При выполнении испытаний асфальтобетона на физические свойства выбирают образцы цилиндрической формы. Это происходит путём уплотнения готовой смеси в специальных формочках.

    Порядок прессовки:

    1. Прессы бывают механическими (ручными) или гидравлическими (автоматизированными). Главное — чтобы пресс смог создать давление в 40 МПа.
    2. На пресс ставится специальная насадка, благодаря которой можно сделать сразу 3 образца.
    3. Формы укладываются в коробку, чтобы не произошло деформации.
    4. Обычно ставится упорное оборудование, чтобы легко было изымать готовые образцы.
    5. Если пресс слишком слаб, чтобы изготавливать сразу 3 образца, в него помещается только одна форма.

    Это обобщённый метод прессовки асфальтобетона. Для каждой технологии изготовления (холодной, горячей) он немного отличается.

    Методы испытаний

    Любое лабораторное испытание происходит в три этапа: подготовка, проведение испытания и обработка полученных результатов. Существует несколько методов проведения контроля показателей.

    Название показателяНеобходимые для измерения приборыСущность испытания
    Удельная плотностьВесы и сосуд объёмом 2−3 литраОпределяется плотность с учётом пористой части. Сначала образцы взвешиваются в сухом виде, затем погружаются в сосуд с водой. Производится повторное взвешивание. Далее образец вынимается из сосуда и снова проверяется вес. Результаты лабораторных испытаний обрабатываются с учётом пор.
    Определение пористой частиНе требуетсяВысчитывается объём пор в процентном соотношении. Расчёты происходят на основе полученных данных о плотности.
    Набухание асфальтаНе требуетсяПроизводится путём расчёта на основе ранее полученных данных.
    ПрочностьПресс, термометр, ёмкостиОпределяется предельный порог нагрузки, при которой образец начинает разрушаться. С помощью пресса вычисляют разрушающую нагрузку.

    После проведения всех испытаний составляется отчётная таблица. Если значения вкладываются в диапазон, установленный ГОСТом, значит, асфальт можно применять при строительстве новых дорого или ремонте старых.

    Испытания асфальтобетона

    Эксплуатационные свойства дорожных покрытий зависят от физико-механических свойств материалов, которые используются для их создания. В строительстве автомобильных дорог, аэродромов чаще всего используется асфальтобетон. Важными качествами этого композиционного материала считаются сопротивление износу, способность воспринимать расчетные нагрузки, эластичность. Определить характеристики покрытия и дать достоверный прогноз его долговечности путем визуального осмотра невозможно. Поэтому при реализации проектов любого масштаба в сфере дорожного строительства экспертиза асфальтобетонных покрытий является основным способом оценки результатов работы подрядчика.

    Назначение и классификация асфальтобетона

    Дорожное покрытие из асфальтобетона – это один из наиболее востребованных материалов в дорожном строительстве. Структурно он представляет собой композицию из минерального наполнителя (щебня и песка), связанного битумом.

    Асфальтобетоны классифицируются на основании следующих показателей:

    • тип минерального заполнителя (щебень, гравий, песок);
    • температура битума;
    • крупность фракции минеральной составляющей;
    • остаточная пористость;
    • назначение.

    Асфальтобетон применяется для обустройства оснований и покрытий автомобильных дорог различного назначения (магистралей, междугородних, городских), тротуаров, площадей, дорог промышленных предприятий, аэродромов.

    В настоящее время для этих же задач применяют полимерасфальтобетоны – современные композиционные материалы, в которых в качестве вяжущего используются сополимеры типа стирол-бутадиен-стирол. Использование этих материалов в дорожном строительстве позволяет значительно повысить такие эксплуатационные свойства покрытий как трещиностойкость и долговечность, сократить затраты на обслуживание и ремонт.

    Виды испытаний асфальтобетона

    ООО «СтройЛаборатория СЛ» выполняет испытания строительных материалов, в том числе сертификационные, на соответствие требованиям ГОСТ9128-2013 и другой нормативной документации.



    В перечень услуг компании входят следующие виды лабораторных испытаний асфальтобетона и асфальтобетонных смесей:

    1. Определение средней плотности, водонасыщения и водостойкости.
    2. Определение предела прочности на сжатие образцов при температуре 0 °C.
    3. Определение предела прочности на сжатие образцов при температуре 20 °C.
    4. Определение предела прочности на сжатие образцов при температуре 50 °C.
    5. Определение фракционного состава смеси.
    6. Испытание битума.
    7. Определение коэффициента уплотнения при помощи приборов ДПУ и ДПА.
    8. Отбор проб.

    Испытания проводятся в соответствии с ГОСТ12801-98. Для оценки показателей, выбора и корректировки состава смесей используются положения ГОСТ 9128-2013.

    Определение средней плотности

    Среднюю плотность асфальтобетонов определяют методом гидростатического взвешивания образцов, изготовленных в лаборатории или извлеченных из дорожного покрытия. Для измерений используются весы и специализированные приспособления. Образец взвешивается трижды: на воздухе, в сосуде с водой и после извлечения из него. Данные результатов измерений позволяют вычислить среднюю плотность с точностью до двух знаков после запятой. Погрешность не превышает 0, 03 г/см 3 .

    После этого расчетным путем можно установить среднюю и истинную плотность минеральной части асфальтобетона.

    Определение водонасыщения

    Для определения водонасыщения (количества воды, поглощенной образцом) используются лабораторные весы, вакуумная установка и устройство для капиллярного насыщения, термометр и емкость. Образцы асфальтобетона погружают в воду и помещают в вакууматор, где выдерживают в течение 60 минут при давлении 15 мм рт. ст. (2 кПа). Затем давление доводят до атмосферного и дают выдержку 30 минут. После этого образцы взвешивают и проводят необходимые расчеты.

    Определение предела прочности на сжатие

    Метод позволяет определить сжимающую нагрузку, при которой происходит разрушение образца. Чтобы оценить эксплуатационные качества дорожных покрытий в разных условиях, измерения проводят при температурах 0, 20 и 50 °C. Для этого используется следующее оборудование: механический или гидравлический пресс с регулируемой нагрузкой. динамометр, термометр и емкость для термостатирования образцов.

    Образцы при заданной температуре сжимают прессом при скорости перемещения поршня 3 мм/мин и определяют максимальные показатели нагрузки. Для требуемой точности измерений нагрузка на образец должна быть распределена равномерно. В прессах, которые используются в нашей лаборатории верхняя плита соединена со штоком через шарнир. Благодаря этому она опирается на образец всей площадью.

    Определение водостойкости

    Цель этого испытания заключается определении снижения прочности на сжатие водонасыщенных образцов в сравнении с сухими. Порядок подготовки образцов описан выше в разделе «Определение водонасыщения». По требованию заказчика мы также проводим исследования водостойкости при длительном водонасыщении. Для этого образец после вакуумирования выдерживается в воде при атмосферном давлении в течение 15 суток.

    Определение фракционного состава

    Для определения фракционного состава минеральной составляющей асфальтобетона ее последовательно просеивают через мерные сита с ячейкой стандартных размеров. После этого каждую фракцию взвешивают и подсчитывают процентное соотношение по массе. Для удаления битумной связки используют два метода: выжигание и вымывание растворителем.

    Испытания битумов

    Чтобы определить пригодность битумов для использования в составе асфальтобетона, их проверяют по следующим показателям:

    • глубина проникновения иглы пенетрометра;
    • температуры размягчения (по методу кольца и шара;
    • растяжимость.

    Характеристики пластичности и эластичности битумов влияют на трещиностойкость и долговечность дорожного покрытия.

    Оперативное определение коэффициента уплотнения

    Для экспресс-контроля коэффициента уплотнения дорожных покрытий используют динамические плотномеры-пенетраторы ДПУ и ДПА-1. Для проведения работ мы выезжаем на объект. Измерения проводятся в трех точках, расположенных на расстоянии 0,3 метра друг от друга, а итоговый результат вычисляется как среднее арифметическое.

    Приборы укомплектованы сменной оснасткой (конусами) для проведения измерений сразу же после уплотнения и после остывания покрытия (через 1 – 3 суток). По результатам измерений определяют качество покрытия и принимают решение о необходимости дальнейшего уплотнения.

    Методы отбора проб и подготовки образцов

    Точность результатов испытаний асфальтобетона зависит от правильности отбора проб и подготовки образцов. При выполнении этих работ мы руководствуемся положениями ГОСТ 12801-98. Для определения характеристик асфальтобетонной смеси и качества дорожного покрытия используются два разных способа отбора и подготовки проб.

    Извлечение керна

    Керн представляет собой пробу цилиндрической формы, которая извлекается из готового дорожного покрытия. Структурно он может представлять собой один или несколько слоев. Отбор кернов проводится для следующих целей:

    • определение физико-механических характеристик асфальтобетона;
    • оценка толщины покрытия;
    • проверка сцепления слоев дорожного покрытия между собой.

    Для извлечения керна используется портативная буровая установка с кольцевой коронкой. Бурение производится на всю толщину покрытия, после чего керн вынимается при помощи щипцов. В качестве смазочно-охлаждающей жидкости для коронки используется чистая вода. При необходимости нижняя часть керна отрезается.

    Изготовление образца из смеси

    На асфальтобетонных заводах или при приготовлении смеси на грунтосмесительной машине отбираются точечные пробы, которые потом перемешиваются с целью получения объединенной пробы. Также их готовят в лабораторных условиях. Из этих проб формуют и уплотняют образцы, на которых затем проводятся испытания. Для этого используют цилиндрические формы стандартных размеров, вибростолы и гидравлические прессы.

    Почему клиенты доверяют ООО «СтройЛаборатория СЛ»?

    Наша компания приглашает к сотрудничеству производителей асфальтобетона, подрядчиков и заказчиков дорожно-строительных работ.

    ОПЫТ РАБОТЫ С 1993 ГОДА

    ГРАМОТНЫЕ И ЧЕСТНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

    ПОСТОЯННАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С ЗАКАЗЧИКОМ

    Испытания асфальтобетона в лаборатории «СтройЛаборатория СЛ» помогут решить следующие задачи:

    • Компаниям, занятым дорожным строительством. Проверить материалы, поставляемые производителем, на соответствие типу, виду, марке и другим параметрам.
    • Заказчикам дорожного строительства. Выполнить контроль качества укладки покрытия, выявить причины снижения его эксплуатационных параметров.

    Своим клиентам мы готовы предложить широкий перечень эксклюзивных преимуществ, среди которых:

    • Специализированная материально-техническая база. Наша компания основана в 1993 году на базе профильной лаборатории треста «МОСЖИЛСТРОЙ», действующей с 1952 года, и укомплектована всеми необходимыми средствами измерений, инструментом и оборудованием.
    • Квалифицированный и опытный персонал. В состав ООО «СтройЛаборатория СЛ» входят три структурных подразделения: Испытательная лаборатория в Москве, Орган сертификации и филиал «Березники». Испытания асфальтобетона проводят специалисты с высокой квалификацией в сфере лабораторных испытаний, а также сертификации строительных материалов и конструкций. Уровни подготовки персонала и аккредитации лаборатории позволяют нам работать с частными и государственными компаниями на законных основаниях.
    • Экспертные заключения. Результаты испытаний асфальтобетонного покрытия или смеси заносятся в протокол установленного образца, а заказчик получает документ, в котором отражены все необходимые технико-технологические параметры. Выданное нами заключение имеет юридическую силу и может быть использовано для разрешения спорных вопросов.

    Прайс-лист

    Испытание асфальтобетона: определение средней плотности, водонасыщения, водостойкости, предела прочности при сжатии при температуре 50°С, 20°С1 пробаот 4900,00
    Определение предела прочности при сжатии образцов асфальтобетона при температуре 0°С1 пробаот 1750,00
    Определение зернового (фракционного) состава асфальтобетона1 пробаот 4500,00
    Определение коэффициента уплотнения асфальтобетона с помощью прибора ДПУ, ДПА1 проба950,00
    Испытание битума1 пробаот 4430,00
    Подбор состава асфальтобетона без учета стоимости испытания ингредиентов1 составот 6400,00
    Отбор проб асфальтобетона (1 слой)1 пробаот 1200,00

    Наши сертификаты

    ООО «СтройЛаборатория СЛ» принимает заявки на испытания асфальтобетона в Москве (центральная лаборатория) и Березниках Пермского края (филиал). Телефоны и другие реквизиты для связи с нами вы можете найти в разделе «Контакты».

    Или оставьте заявку, и наш специалист перезвонит Вам и ответит на все вопросы

    Читайте также:  Бетон тяжелый класс В20 М250: характеристики, состав, применение
    Добавить комментарий