Холодный асфальт: хорошая альтернатива. Плюсы и минусы

Укладка холодного асфальтобетона своими руками, классификация, плюсы и минусы материала

Холодный асфальтобетон – один из множества видов дорожных материалов, который готовят по специальной технологии с введением в состав особых модифицирующих добавок при определенном температурном режиме. Основное отличие холодных асфальтобетонных смесей от традиционных – возможность хранить полностью готовый материал довольно длительный срок в рыхлом состоянии.

Холодные асфальтобетонные смеси можно укладывать при сравнительно низких температурах. Такая возможность появляется за счет введения в состав средне-густеющего и медленногустеющего дорожного битума, который выступает в качестве вяжущего вещества, является основным компонентом и должен соответствовать маркам СГ 70/130 и МГ 70/30. Содержание вяжущего средства равно объему 4-6%.

Вязкость и класс материала для приготовления смеси выбирают в зависимости от планируемого способа хранения (навалом в бортах, в полиэтиленовых мешках в складских условиях и т.д.) и ожидаемого качества итогового материала (свойства минеральных составляющих, оптимальная температура хранения готового состава и т.д.).

Свойства материала и способность длительный срок быть в рыхлом состоянии объясняются наличием нефтебитумной пленки на минеральных фракциях, что делает структурные связи слабыми и способными разрушаться даже при минимальных усилиях. Благодаря такому свойству смеси долго хранятся до 12 месяцев в нормальном состоянии для укладки, легко ложатся тонким слоем на дорожное покрытие.

Преимущества холодного асфальта и подойдет ли он для дачи

Рассматривая особенности горячего и холодного асфальта, необходимо тщательно изучить их характеристики и подобрать наиболее оптимальный материал для выполнения конкретных работ.

Основные достоинства холодного асфальта:

  • Возможность использовать при минусовых температурах (конкретные показатели зависят от качества и состава смесей)
  • Отсутствие необходимости в привлечении тяжеловесных и габаритных дорожных машин
  • Сокращенное время укладки, простота монтажа, что особенно актуально в условиях индивидуального строительства – достаточно просто насыпать асфальт на место, разравнять, утрамбовать и покрытие готово
  • Возможность купить уже готовый материал в удобной таре весом до 50 килограммов и не тратить время на его приготовление, что делает транспортировку более простой и дешевой, не требует навыков, знаний и инструментов для приготовления состава
  • Значительный срок хранения в разнообразных вариантах без потери исходных свойств
  • Возможность использовать в самых разных сферах для реализации тех или иных задач
  • Прекрасная способность устранять мелкие дефекты дорожного полотна – технология укладки холодного асфальта позволяет все исправить быстро и просто, в отличие от использования других материалов
  • Качество и безопасность готового покрытия при условии, что все работы выполнены по ГОСТу

Ввиду всех перечисленных преимуществ и недостатков, описанных ниже, становится понятно, что наиболее актуальным применение холодного асфальта становится в индивидуальном строительстве – где нет возможности привлекать тяжелую технику, но есть необходимость сделать качественное покрытие. Садовые дорожки на приусадебных участках, обустройство территории дачи и загородного дома – тут свойства холодного асфальта подходят как нельзя лучше и позволяют выполнить поставленные задачи быстро, просто и достаточно качественно.

Недостатки асфаколда и насколько они велики

Несмотря на явные преимущества, холодная асфальтобетонная смесь обладает несколькими существенными минусами. Основным является высокая стоимость материала – в среднем в 3-7 раз выше, чем обычного асфальта, из-за чего обычно асфаколд используют для обустройства небольших площадей покрытия, в индивидуальном строительстве и там, где нужно выполнить работы быстро и качественно. Покрытие больших площадей не актуально из-за слишком высокой цены.

К недостаткам стоит отнести не очень высокий уровень прочности, что ограничивает сферу применения холодного асфальта. Также материал демонстрирует меньшую стойкость к воздействию влаги, чем традиционный вариант.

Стоит упомянуть плохое сопротивление сдвигающим нагрузкам, уменьшенный срок службы (в 2 раза меньше в сравнении с горячим аналогом), предъявление строгих требований к поверхности, на которой осуществляется укладка асфальтобетонной смеси своими руками или с использованием специальной техники.

Классификация холодных составов

В производстве материала строго ориентируются на установленные правила и нормы, свойства холодного асфальта во многом зависят от его состава и пропорций материалов, соблюдения технологии. В состав холодного асфальта входят цемент, щебень и песок, битум, специальные добавки. Большое значение имеет качество минеральных добавок.

По объему щебня в составе выделяют такие типы холодного асфальта: Бх с 40-50% щебня и Вх с объемом, равным 30-40%. По типу и объему песка в составе асфаколд бывает: Гх с объемом до 30% и Дх, где песка 30-70% (щебня нет). По остаточной пористости выделяют плотные смеси (1-5%), пористые (5-12%) и высокопористые (от 12% до 18%).

  • 3 – горячий асфальт, в составе которого есть отсев дробления, битум, минеральные компоненты, песок
  • 2 – смесь щебня и отсева дробления, песка, минерального порошка, битума
  • 1 – смесь битума, песка, минерального порошка и щебня

Холодный асфальт характеристики и свойства свои может менять в зависимости от того, какую марку портландцемента использовали в производстве, какой объем минеральной части смеси выбран.

Технология укладки

1) До того, как уложить холодный асфальт, необходимо очень тщательно подготовить поверхность. Выполняются разметка, демонтаж остатков прошлого полотна фрезой или отбойным молотком, нарезка швов болгаркой или специальным нарезчиком. Место, где планируется создать покрытие или поврежденный участок полотна обозначают линиями в поперечном и продольном направлениях с захватом более 5 сантиметров.

Когда выполняется ямочный ремонт дорожных покрытий и ям сразу несколько рядом, то из них делают одну и укладывают асфальт сплошным слоем.

2) Выполнение очистки – сначала демонтируются крупные части разрушенного полотна, удаляется крошка после нарезки, яма или место, где будет постелено полотно, очищаются от мусора, влаги (можно использовать строительный фен).

3) Выбоины на поврежденных участках дороги обрабатывают битумом, что повышает длительность эксплуатации полотна и адгезию материала с основанием в месте укладки.

4) Укладка холодного асфальта слоем максимум 5-6 сантиметров. Если слой будет больше, не удастся его хорошо утрамбовать и прочность окажется ниже. Лучше постепенно досыпать материал, укладывать слоями. Уровень должен быть выше основного полотна (или предполагаемой высоты покрытия) на несколько сантиметров, так как асфальт в процессе утрамбовки сядет. Если укладывается садовая дорожка, то возвышение делать не нужно, так как вес человека не сможет дать достаточную для усадки нагрузку.

Трамбуют обычно вручную или виброплитой. Уплотнение осуществляется по траектории спирали. Как только перестают оставаться следы от прохода трамбовки – слой готов. Больше всего внимания стоит уделить месту стыка.

5) На месте укладки нужно сделать отсыпку, чтобы смесь не прилипала к ногам и колесам авто – место отсыпают песком, цементом с учетом расхода около 3-5 килограммов на м2.

Укладка своими руками

Процесс мало чем отличается от вышеописанного, так как для укладки холодного асфальта редко используют специальную технику. Большие участки покрытия выполнять с использованием материала не актуально, поэтому в основном он применяется лишь для ямочного ремонта в не очень проходимых местах либо в обустройстве приусадебных территорий.

Процесс укладки холодного асфальта своими руками:

  • Разметка территории и удаление старого покрытия.
  • Нарезка швов подходящим инструментом.
  • Очистка выбоины от пыли, остатков старого покрытия, влаги, прогрев строительным феном.
  • Выполнение грунтовки с применением битумных эмульсий, которая заполнит микротрещины и обеспечит прочность покрытию.
  • Укладка холодного асфальта, уплотнение смеси лопатой или ручным катком.
  • Выполнение подсыпки из сухого цемента либо песка.

Расход асфальта составляет около 50 килограммов смеси на метр квадратный покрытия при условии его толщины в 5 сантиметров. Если укладывать покрытие более толстым слоем, не обойтись без выполнения подушки из мелкого щебня.

Холодный асфальт – современный материал, который в ремонтно-строительных работах используют пока редко. Но благодаря простоте и скорости монтажа, эксплуатационным характеристикам постепенно асфальт приобретает все большую популярность при обустройстве индивидуальных объектов и реализации ямочного ремонта покрытий. Для укладки масштабных полотен не используется ввиду высокой стоимости и некоторых свойств.

Холодный и горячий асфальт

Асфальт является относительно дешевым материалом, который широко используется в качестве рабочего покрытия автомобильных дорог, площадок и других подобных объектов. Его основой служит битум и минеральные материалы, обеспечивающие необходимые технологические эксплуатационные характеристики готового продукта.

В зависимости от состава и метода укладки выделяют три основные разновидности асфальта (по ГОСТ 9128 два: горячий и холодный с разделением по характеристикам):

  1. горячий — укладывается по хорошо всем известной традиционной технологии при температуре готовой смеси не ниже 110 °С, что обусловлено наличием в его составе вязкого битума;
  2. теплый — изготавливается на основе маловязкого битума, поэтому требует укладки при температуре смеси от 40 до 80 °С (эта разновидность асфальта по условиям применения, а также комплексу преимуществ и недостатков, аналогична горячим смесям, поэтому часто относится именно к этой группе материалов);
  3. холодный — производится на базе жидкого битума, вследствие чего может укладываться при достаточно низких температурах, обычно не ниже 5 °С, но в некоторых случаях могут использоваться составы для температур окружающей среды от -30 °С.
Вид и тип смесей и асфальтобетоновМарка
Горячие:I
– высокоплотные
– плотные
АI, II
Б, ГI, II, III
В, ДII, III
– пористыеI, II
– высокопористые щебеночныеI
– высокопористые песчаныеII
Холодные:
Бх, ВхI, II
ГхI, II
ДхII
– высокопористые щебеночныеI

Основные требования к смесям для обустройства асфальтового покрытия приведены в ГОСТ 9128, согласно которому может использоваться горячий либо холодный асфальт разных видов и типов. Первый вариант требует применения смесей, нагретых до температур выше 110 °С, а второй более прост, поскольку может выполняться на основе материала комнатной или более низкой температуры.

Состав и характеристики горячего асфальта

По ГОСТ 9128 к категории горячих асфальтобетонных смесей относятся материалы на жидких и вязких нефтяных дорожных битумах. В зависимости от содержания гравия или щебня выделяют пористые, высокопористые (песчаные и щебеночные), высокоплотные и плотные (типы А, Б/Г, В/Д) виды асфальтобетонов. Остаточная пористость высокоплотных смесей составляет 1-2,5%, плотных — 2,5-5%, пористых — 5-10%, высокопористых — свыше 10%. Тип А производится на щебне (50-60%), а типы Б и В — на гравии или щебне (40-50% и 30-40%, соответственно). Тип Г изготавливается из дробленого песка, а тип Д — из природного или смеси природного с дробленым.

Благодаря использованию недорогих битумов горячий асфальт остается наиболее востребованным материалом для обустройства дорог, аэродромных и других покрытий. К его преимуществам относится низкая цена, высокая морозостойкость и холодостойкость готового асфальта, возможность варьирования характеристик в широком диапазоне, прочность и долговечность. Основным недостатком считается необходимость использования спецтехники и относительная сложность обеспечения заданных характеристик материала в процессе укладки.

Технология укладки горячего асфальта

Укладка горячего асфальта должна производиться в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 по следующей схеме:

  • подготовка основания земляного полотна;
  • разработка выемок и обустройство насыпей;
  • укрепительные и отделочные работы;
  • возведение земляного полотна (технология варьируется в зависимости от типов грунта), в том числе, с использованием геосинтетических материалов;
  • обустройство дополнительных (дренирующих, морозозащитных, капилляро-прерывающих, изолирующих) слоев и прослоек из песка, гравия, щебня, бетона, каменных материалов, пенопласта, геомембран и пр.;
  • обработка основания битумной смесью;
  • приготовление и транспортировка горячего асфальтобетона на площадку строительства из соображений соблюдения заданного температурного режима;
  • укладка горячих смесей с помощью асфальтоукладчика с запасом по толщине на 10-15% выше проектной (при температурах от 0 до 5 °С работы допускается осуществлять только при соблюдении особых требований СНиП).

Одним из основных недостатков горячего асфальта являются ограничения по погодным условиям. Наиболее подходящим периодом для этого считается летний сезон, в весенне-осенний период работы могут производиться в ограниченном режиме, а зимой их выполнять запрещено.

Состав и особенности холодного асфальта

Холодный асфальт изготавливается на базе жидкого нефтяного битума, а также заполнителя. В зависимости от содержания гравия или щебня выделяют высокопористые (щебеночные) и плотные (типы Бх/Вх, Гх и Дх) виды асфальтобетонов. Типы Бх и Вх производятся на гравии или щебне: содержание 40-50% и 30-40%, соответственно. Тип Гх изготавливается из дробленого песка, а тип Дх — из природного или смеси природного с дробленым.

Читайте также:  Производство пеноблоков: технология, материалы, оборудование, порядок выполнения работ

Одним из наиболее существенных преимуществ холодного асфальта является сохранение характеристик в течение длительного времени. Поэтому материал может использоваться для укладки в более широком температурном диапазоне, в том числе и в зимний период. Благодаря использованию специальных добавок, холодный асфальт имеет высокую адгезию к материалу основания.

Отличаясь более высокой стоимостью, холодный асфальт позволяет качественно и быстро выполнять сооружение различных площадок под небольшую нагрузку, а также все виды ямочных ремонтов, в том числе и на скоростных трассах. Кроме того, из-за низкой сопротивляемости сдвигу материал не применяется на участках, где происходит интенсивное торможение транспорта.

Технология укладки холодного асфальта

Поскольку холодный асфальт рекомендован для ремонта дорожного полотна, технология выполнения работ отличается предельной простотой. На первом этапе поврежденный участок подготавливают к укладке посредством снятия верхнего слоя покрытия трассы, удаляют пыль, грязь, а затем засыпают холодным асфальтом. Далее производится уплотнение массы, которое можно осуществлять без применения спецтехники (ручным катком или вибротрамбовкой). Следует помнить, что толщина слоя должна обеспечивать запас в 56-60% относительно проектной. Если глубина ямы больше 80 мм, то укладка производится в несколько слоев.

При обустройстве нового дорожного полотна следует придерживаться технологии, описанной в СНиП 3.06.03-85, с учетом специальных требований к использованию холодного асфальтобетона. Кроме того, при выполнении работ в зимний период требуется следовать инструкциям производителя смеси.

В целом, холодный асфальт отличается простотой укладки и рекомендуется к использованию как при выполнении ремонтных работ, так и при обустройстве дорожек, аллей, площадок, не испытывающих больших нагрузок. Такое покрытие можно укладывать в любое время года без использования тяжелой спецтехники.

Что лучше во дворе дома бетон или асфальт

Любой владелец загородной недвижимости обязательно встает перед выбором, с помощью каких материалов обустроить подход к дому, въезд на участок, а также парковку для своего «стального коня». То есть, что лучше выбрать для этих целей бетон или асфальт? А может остановиться на тротуарной плитке? Что легче обустроить самостоятельно? В каком случае придется прибегать к помощи специальной бригады работников? Какие материалы более практичны, то есть, износостойки? В какую сумму обойдется приобретение материалов, их монтаж и эксплуатация? Что дешевле?

Исходя из того, что технология укладки асфальта и бетона приблизительно одинаковы, то самое главное — это разобраться в основных достоинствах и недостатках каждого из методов и принять для себя решение, что вам подходит лучше как по стоимости, так и по техническим характеристикам того или иного покрытия.

На заметку! Не экономьте на покрытии. Помните: «скупой платит дважды».

Критерии оценки материала, который вы собираетесь использовать

Основными критериями оценки выбора материала для покрытия являются следующие:

  • возможность быстрой доставки материалов к месту назначения;
  • их стоимость (включая доставку, разгрузку, обустройство покрытия и его текущий ремонт);
  • эксплуатационный срок;
  • трудозатраты на поддержание покрытия в нормальном состоянии.

Принципиальное отличие асфальта от бетона

В состав асфальта (искусственного или природного) входит битум (отходы нефтяной промышленности) в сочетании с гравием (или щебнем) и песком (именно он является наполнителем). Причем, в первом его варианте количество битума составляет 13—60 %, а во втором порядка 60-75 %.

На заметку! В искусственный асфальт добавляют минеральный порошок.

Бетон состоит из цемента, песка, щебня крупных фракций (именно он и является наполнителем), воды и искусственных компонентов. В зависимости от связующих, добавок и наполнителей получаются покрытия с разными характеристиками.

Преимущества и недостатки асфальтированного покрытия

К несомненным плюсам обустройства покрытия из асфальта можно отнести:

  • Затраты на приобретение всех необходимых материалов относительно невелики (например, по сравнению с бетоном и тротуарной плиткой).
  • Сроки выполнения работ по укладке асфальта не являются слишком долгими.
  • Асфальт отличается прочностью (не проседает и не деформируется), поэтому прекрасно подходит для обустройства садовых дорожек или парковочного места для автомобиля.
  • Материал покрытия, практически, не подвержен коррозии.
  • Качественно уложенный асфальт не имеет каких-либо трещин и зазоров: поэтому трава сквозь него не прорастает.

К недостаткам асфальтирования (которых значительно больше, чем достоинств) относят:

  • Вряд ли вы справитесь с укладкой асфальтированного покрытия своими силами. Скорей всего придется прибегнуть к помощи специальной бригады работников, имеющей в своем арсенале тяжелую технику для производства работ.

  • Асфальт, практически, не пригоден к ремонту. То есть, в случае появления на его поверхности выбоин и трещин залатать их так, чтобы это было незаметно и без ущерба качеству всего покрытия вряд ли удастся. Скорей всего придется его срывать со всей площади и производить укладку нового асфальта.
  • С эстетической точки зрения только что уложенное покрытие имеет глубокий черный цвет, но с течением времени он меняется на серый, менее эстетичный.
  • Эксплуатационный срок асфальта недолгий – не более 7-8 лет. По истечении этого срока покрытие начинает трескаться и теряет все вышеописанные достоинства. Кстати, асфальт особенно подвержен образованию трещин в холодное время года.

Важно! Продолжительность эксплуатации во многом зависит от правильности замешивания компонентов асфальта.

  • Цена укладки порой превышает стоимость самого используемого материала, его доставку и разгрузку. Также не стоит забывать о почасовой оплате работника, осуществляющего уплотнение покрытия катком. А это тоже траты, причем, приличные.
  • В состав асфальта входит такая составляющая, как битум. Во-первых, он имеет очень специфический запах и может доставить много дискомфорта чувствительным людям. Во-вторых, под действием высоких температур битум значительно размягчается (что приводит к деформации поверхности даже при незначительном механическом воздействии) и начинает выделять вещества канцерогенного характера.
  • Асфальтированное покрытие не пропускает воду, и после дождя на нем долго сохраняются лужи.

Преимущества и недостатки покрытия из бетона

Основные плюсы бетонного покрытия:

  • Бетон прост в замешивании и надежен в эксплуатации. Покрытие из этого материала выдерживает значительные нагрузки, не деформируясь.
  • Срок службы может варьироваться от 50 до 100 лет.
  • Произвести укладку бетона на небольших площадях можно самостоятельным образом, не прибегая к помощи специалистов.

На заметку! При укладке на больших площадях лучше использовать бетон, замешанный в заводских условиях: это исключит растрескивания в местах соединения покрытия от разных замесов.

  • Ремонтные работы можно производить в любое время года.

Важно! Если необходимо произвести ремонт ям, то наличие спецтехники совсем не обязательно.

  • При нагревании бетонное покрытие не выделяет вредные вещества.
  • Широк ассортимент материалов для обустройства бетонного покрытия. Причем, производители в угоду потребителю фасуют смесь в мешки весом 25 и 30 кг.

Но и это покрытие имеет ряд недостатков, о которых стоит упомянуть:

  • Относительно высокая стоимость материалов.
  • Образование слоя пыли на поверхности бетона.
  • На покрытии могут образовываться волны вследствие значительных нагрузок.
  • В случае резкого перепада температур происходит растрескивание бетона. В результате в трещины попадает вода, которая в случае морозов замерзает, способствуя увеличению проемов и укорачивая эксплуатационный срок покрытия.

Что выбрать

Определить абсолютно четко, какое покрытие лучше, не так просто. Многое зависит от таких факторов, как:

  • Основным наполнителем в асфальте является песок, а в бетоне щебень крупных фракций. Из этого следует, что бетонное покрытие отличается прочностью, но уступает асфальту в эстетике.
  • Срок выполнения работ по обустройству порядка 300 м² асфальтированного покрытия составляет около 2 дней, с которым справляется бригада из 4 человек; а бетонного: 3-4 дня для производства заливки и 28 дней до момента полного схватывания (все можно сделать самостоятельно).

  • Асфальт более гладкий.
  • Период безремонтной эксплуатации бетона составляет 10-12 лет, а асфальтированного только 5-7 лет.
  • Следует отдать предпочтение бетонному покрытию, если предполагаемые работы планируются в холодное время года.
  • С точки зрения экономики: изначально бетонное покрытие в денежном эквиваленте обходится процентов на 70-80 дороже, чем асфальтированное. Это факт. Но, не следует забывать о том, что асфальт недолговечен и уже через небольшой промежуток времени начинаются его постоянные ремонты. Таким образом, спустя 7-8 лет (если сравнивать два вида покрытия), получается, что затраты на приобретение и содержания каждого из них (то есть, все в комплексе), практически, сравняются.
  • По асфальту могут передвигаться люди и легковой транспорт; бетонное покрытие выдерживает все, включая грузовой транспорт и тяжелые механизмы. Поэтому, если предполагается минимальное движение (то есть, средняя нагрузка на покрытие), то нет смысла переплачивать и укладывать бетон.
  • Асфальт может быть поврежден даже вследствие незначительного механического воздействия. Но, ремонтные работы можно производить исключительно в теплую (причем, не дождливую) погоду.


Отличие холодного асфальта от горячего

Один из главных недостатков горячего асфальта в том, его укладка существенно ограничивается погодными условиями. Этот материал может качественно застывать только в том случае, если его температура будет варьироваться в пределах от 80-ти до 120-ти градусов по Цельсию. Из этого следует, что самое лучшее время для асфальтирования – это лето. Весной и осенью укладка горячего асфальта может быть осуществлена, но при этом работа будет существенно осложняться. Что касательно использования этого материала в зимнее время, то это попросту недопустимо. Появление холодного асфальта стало настоящим прорывом, поскольку его можно класть в любое время года, а само дорожное покрытие в конечном итоге будет иметь высокую прочность.

Состав и особенности холодного асфальта

Холодный асфальт состоит всего из двух компонентов, а именно из мелкого щебня, выступающим в качестве вяжущего компонента, и заполнителя. Они тщательно перемешиваются в специальных смесительных установках, после чего холодный асфальт будет готов к использованию. Вяжущее вещество и обуславливает большинство преимуществ этого материала.

Вещество это многокомпонентное, включающее в свой состав битум, топливо, например, керосин, органические кислоты и другие добавки. Одно из самых главных достоинств холодного асфальта в том, что этот материал способен сохранять вязкость, а значит, его монтаж возможет в любое время года и при любых погодных условиях. Допустимая минимальная температура, при которой может быть уложен холодный асфальт может варьироваться в разных пределах, в зависимости от состава смеси. Существуют такие смеси, которые могут использоваться даже при температуре -20 градусов по Цельсию.

Укладка асфальта: условия и особенности технологии

Что касательно технологии монтажа холодного асфальта, то она предельно проста и неприхотлива. На начальном этапе нужно очистить дорожную выбоину от грязи и пыли. В зимнее время года может осуществляться ремонт дорог и без предварительной очистки, однако при этом может быть в некоторой степени снижено качество проводимых ремонтных работ. Смесь холодного асфальта нужно высыпать в ямы и тщательно разровнять. Объем холодного асфальта должен быть таким, чтобы после засыпки покрытие немного выступало над уровнем дороги. Достаточно одного или нескольких сантиметров.

Когда глубина ямы превышает отметку в 8 сантиметров, нужно ее засыпать и уплотнять поочередно несколькими слоями. На завершающем этапе заплатку нужно утрамбовать вибротромбовкой, катком или же вручную. Финальное уплотнение этого материала будет осуществляться проезжающим транспортом. На этапе проведения ремонтных работ в зимнее время года рекомендуется прогревать основание и саму смесь холодного асфальта, но это условие вовсе не обязательно.

Отличия холодного и горячего асфальта

Что касательно отличий между холодным и горячим асфальтом, то в первую очередь стоит отметить всепогодность использования первого материала. Базовое технологическое отличие холодного асфальта в том, что производить его укладку можно даже при температурах до минус двадцати градусов. Некоторые производители уверяют, что инновационные смеси можно использовать даже при температуре до минус двадцати пяти градусов по Цельсию. Важно, чтобы в момент укладки холодного асфальта его температура была не ниже пяти градусов. Примечательно, что горячий асфальт монтируется при условии его прогревания до 80 градусов. Обычный асфальт целесообразно использовать лишь до середины октября, так как в дальнейшем он не будет застывать полностью и потрескается. Даже если в горячем асфальте будут присутствовать какие-либо добавки, его не получится эффективно использовать в зимнее время. Отрицательная температура будет существенно снижать показатели вязкости и адгезии.

Читайте также:  Марки арболита: классы прочности, плотность

Недостатки холодного асфальта

Холодный асфальт имеет и один существенный недостаток – это его высокая стоимость. На этапе его изготовления приходится использовать дорогие композитные материалы, поставляющие из-за границы. Они дают возможность в конечном итоге добиться существенного повышения показателей адгезии. Также целесообразно применять качественный чистый щебень, желательно, чтобы он был кубовидным. Все это приводит к существенному повышению стоимости материала. Например, шведская смесь холодного асфальта имеет стоимость в 60 000 рублей за одну тонну, а цена этого же объема горячего асфальта в среднем составляет 2500 рублей. Именно поэтому холодный асфальт не составляет никакой конкуренции горячему на этапе строительства новых дорог. Чаще всего его применяют с целью осуществления ямочных ремонтов. Также нужно обратить внимание на то, что холодный асфальт имеет очень низкую сопротивляемость сдвигу, так как он не сразу затвердевает после укладки. Именно поэтому применять его в местах, где происходит торможение транспорта, нецелесообразно. На скоростных трассах этот материал показывает себя просто незаменимым.

Получить подробную консультацию и приобрести холодный асфальт вы можете у нас в офисе

Что еще Мы можем для Вас сделать?

Звоните: 8-800-700-59-17 Бесплатно для Всей России

Контакты г. Калуга:

Звоните: +7 (4842) 59-59-16 —Центральный офис.

Электронная почта: [email protected]

Холодный асфальт. Состав, виды, укладка и характеристики материала

В плановом обслуживании дорожного полотна, в вопросах его частичного и полного ремонта, а также в частной сфере благоустройства, применим холодный асфальт. Его отличает специфическая форма гранул в сравнении с горячим. При производстве в него добавляют пластификаторы.

Это дает возможность задействовать холодный асфальт при положительных температурах воздуха, без разогрева, независимо от погодных условий. Холодный асфальт в мешках удобен тем, что его можно перевозить на любые расстояния, не задействуя спецтехнику, что существенно снижает затраты на работу. Что касается работы зимой, то здесь смесь можно применять при заделывании ям, предварительно разогрев её до температуры 75 градусов по Цельсию.

Характеристики и свойства

Состав холодного асфальта довольно прост, ведь поставляясь с завода, он включает в себя заполнитель и мелкий щебень. Доставив мешок на объект, он будет в твердом состоянии, но имеет рыхлую структуру.

Чтобы привести его к рабочему виду, рекомендуется тщательно перемешать состав, используя специальные смесители. Наличие мелкого щебня позволяет заделывать дорожные ямки до идеального состояния, сравнивая поверхность с основным покрытием.

В состав холодного асфальта включены керосин, органические кислоты, битум, а также различные варианты добавок. Сохранение вязкости является основной характеристикой этого материала, поскольку вязкость сохраняется в любое время, что не ограничивает строителей в работе.

На упаковке с холодным асфальтом всегда отмечена минимальная температура, допустимая для выполнения работы. Поэтому, подобрав правильный материал, вы сможете выполнить ремонт дороги даже при критически низких значениях температуры.

Свои свойства состав теряет при несоблюдении правил монтажа и эксплуатации. Например, производители многих марок указывают на то, чтобы величина слоя не превышала 6 сантиметров в толщину. Если яма глубже, то укладывают два и более слоев.

При этом каждый слой необходимо придавить трамбовкой. Как и другие материалы, холодный асфальт дает усадку. При монтаже необходимо чтобы он поднимался на высоту в 1-2 см над первостепенным покрытием, поскольку после усадки, поверхности сравняются.

С целью улучшения рабочих параметров и свойств холодного асфальта, углубление в дороге или полноценную яму, необходимо сначала обработать битумом. Это позволит материалу лучше приклеиться к основе.

Основные виды

Асфальт можно разделить на типы:

  • Тип А. К такому составу относят смеси, в составе которых не менее половины щебня.
  • Тип В. Сюда относят все смеси, в состав которых входит от 40 до 50% щебня.
  • Тип Д. Это дешевый вариант, поскольку в его составе применяется крошка каменного типа, отсев, песок и прочие составные части. Это наиболее недорогой вид асфальта, поскольку из-за своей хрупкости его не рекомендовано применять для дорожных покрытий с интенсивными нагрузками на поверхность. Поэтому класс «Д» в основном используется для ремонта дорожек на территории частных домов, на парковках, а также в других местах малой проходимости.

Методы производства

Технология холодного асфальта схожа, невзирая на производителя. Например, на производстве применим метод без нагревания. То есть, асфальт на выходе поставляется в емкостях в своем первостепенном состоянии.

Для лучшего прилипания к нему советуют битумные добавки. Все это смешивают на этапе укладки и заделывают ямы. На выходе мы получаем высокопрочный состав, обеспечивающий идеальную сцепку с поверхностью. Поставленная латка на дороге, не будет бояться дождей, промерзания, воздействия солнечных лучей.

Технологии, включающие в себя нагрев, чем-то похожи на производство горячего асфальта. Здесь же выбирают мелкозернистый гравий, нагревая его до температуры 110-120 градусов. После добавления сюда битума, материал тщательно перемешивается, и некоторое время находится под действием температуры в 100-105 градусов.

Затем, его отправляют на этап охлаждения, где охлаждают до 25 градусов и фасуют по емкостям, после чего отправляют для реализации на прилавки магазина. В зависимости от количества и качества применяемых добавок, такие составы могут храниться от 2 недель до полугода.

Поэтому, покупая мешки на прилавках ваших магазинах, обращайте внимание на методы производства. Совсем не страшно, если торговая площадка находится под открытым небом, вне помещения. Это вполне допустимо рекомендациями заводов.

Область эксплуатации и особенности применения

Как мы раньше уже обозначили, укладка холодного асфальта возможна не только для устранения выбоин, но и применима частными лицами для восстановления тротуарных дорожек, подъезда к дому, стоянок и других мест.

В то же время, даже капитальное строительство дорог все равно затрагивает использование холодных составов. Их используют там, где затруднен подъезд крупногабаритной техники. Например, задействуют для обустройства ливневок и люков. Перроны на вокзалах, виадуки, гидроизоляция водосточных каналов, ремонт и устройство гибкой кровли, это отрасли где может быть использован холодный асфальт в мешках.

Что касается применения частными лицами, то составы задействуют для обустройства полов на верандах и в беседках, применят в ландшафтных дизайнах. Последнее возможно благодаря тому, что в продаже есть составы с красителями. Методы работы с асфальтом холодного типа, условно можно разделить на следующие этапы:

  • Важно определить, какой объем потребуется для ремонта. Стоит знать, что примерно 1 кубометр смеси будет весить около 1,1 тонны. Последнее поможет вам посчитать, какой транспорт будет необходим для доставки.
  • После доставки, сразу начинают работать. Сначала определяют глубину заделывания ямки, учитывая для себя, что толщина 1 слоя должна быть не более 6 см. Далее, края ямы необходимо срезать вплоть до величины 5 см по периметру, чтобы улучшить укрываемость. После того, как яма обработана, необходимо удалить всю постороннюю пыль, грязь и другие включения, которые помешают слипаемости асфальта.
  • Следует применить битум. Его нужно либо залить в яму, разогрев до рекомендуемой температуры, либо обработать сверху при помощи кисточки. Выполнив подготовку можно приступать к работе. Мы помним, что толщина 1 слоя должна быть не более 6 сантиметров. Поэтому если финансовые возможности позволяют, можете выложить несколько слоёв. Но, чтобы сделать работу дешевле, следует засыпать на дно этой ямы мелкий щебень. После его трамбовки можно положить асфальт, предварительно залив щебень битумом.
  • Экономить нельзя. Насыпанная часть должна выходить за поверхность дороги на величину 2 см. Именно после его трамбовки, используя виброплиты, вы сможете добиться ровной и гладкой поверхности полотна. Трамбуя поверхность виброплитой, нужно начинать от края и двигаться к середине. Это позволит добиться лучшего результата.
  • Завершающим этапом работы является отсыпка поверхности песком или цементом. Последнее позволит защитить колёса машин и обувь прохожих от налипания. Примерно, через сутки, асфальт полностью схватиться и по нему можно будет ходить беспрепятственно.

Расфасовка и цены

Производителей много, поэтому фасовка отличается. Это же касается и цены. Наиболее ходовыми объемами считаются мешки весом 25 и 50 кг, соответственно. В продаже также есть мешки по 30 кг. Встречаются ёмкости и большей массы, но покупать их нецелесообразно, в сравнении с меньшими объемами.

Это связано с большим весом 1 мешка. Что касается цены, то в продаже можно найти мешки стоимостью 250 руб. за 25 кг, 500 рублей за 50 кг, соответственно. Цена может варьироваться в пределах 10-15%, что зависит от производителя и качества материала, где качество опирается на тип изделия. Наиболее дорогим считается тип «А», средний сегмент занимает тип «В», наиболее дешевым считается тип «Д».

При покупке следует учитывать расход холодного асфальта. Например, статистика работ показывает, что на слой, толщиной в 1 см, на один квадратный метр пойдёт порядка 25 кг. Может показаться, что такое покрытие является дорогостоящим из-за большого расхода.

Но, его эксплуатационные свойства намного выше других материалов, что оправдывает вложенные средства. Поэтому, если у вас совсем небольшое углубление в дороге или ремонт необходим частично, вам потребуется холодный асфальт 25 кг.

Холодный асфальт 50 кг прилично весит, поэтому для его переноски нужна дополнительная рабочая сила. Этот мешок больше в объеме, поэтому относительно меньшей фасовки, его покупать выгодно. Использование мешков актуально для работы с большими объемами.

Достоинства холодного асфальта

Предлагаем ознакомиться с достоинствами, которые ставят этот материал на первое место в сравнении с прочими вариантами:

  • Удобство при перевозке. Здесь всё зависит от объёма. При малых значениях вы можете привозить материал на легковом автомобиле. В случае с большими объемами подойдут либо грузовые автомобили, либо манипуляторы. Самосвал в работе не нужен.
  • Долгий срок хранения. Все зависит от технологии. Если она не предполагает нагрев, то материал в мешках может храниться до 2 лет. Если нагрев применялся, то зависит от производителя и применяемых присадок, поскольку у многих мешки хранится не более 2 недель, у других до полугода.
  • Всесезонное применение. Теперь не нужно ждать наступления летнего, сухого времени. Состав доставляется уже готовым, либо в него остается добавить только битум для достижения лучшей вязкости. Производитель допускает выполнение ремонта даже при температурах до — 20 градусов по Цельсию.
  • Интенсивность работы. Почти все делается вручную и для этого не нужна техника. Достаточно иметь виброплиту и хорошую трамбовку. Последнее удобно для работы в личных целях.
  • Безопасность. Если от горячего асфальта можно получить ожог при неаккуратности, то здесь повреждений быть не может. Материал нетоксичен, поэтому работать с ним можно без респиратора. Для транспортировки по местности следует использовать тачку. Асфальт не прилипнет к ее поверхности и инструмент не придется мыть по окончанию работы.
  • Долгий срок и использования. Отвердевшему составу не страшно промерзание, намокание и ультрафиолет. При профессиональной укладке он будет служить не одно лето при интенсивных нагрузках, а в рядовых условиях прослужит без срока давности. При частичном разрушении вы сможете просто доделать свою работу, а не изымать всю латку целиком.

Недостатки холодного асфальта

Холодная смесь неактуальна в вопросах капитального строительства проезжих частей с большой проходимостью. Под этим понимается применение холодного асфальта с целью замены полотна на 100%. Для капремонта его не рекомендуют использовать из-за разрушения под высокими нагрузками.

Читайте также:  Бетон тяжелый класс В20 М250: характеристики, состав, применение

Но, как правило, это и не делают, поскольку другим недостатком считается высокая стоимость материала. По подсчетам специалистов 1 квадратный метр покрытия будет стоить до 3 раз дороже, нежели использовать асфальт горячего производства.

Трамбовка холодного асфальта

Экономия сводится к тому, что этот асфальт задействуют малыми партиями. В свою очередь асфальт, произведенный по горячей технологии, для заделывания ям и трещин вам никто не повезёт дешево, или привезут, но за большие деньги. Поэтому покупая такой состав в мешках, вы доставляете его на личном автомобиле и выполняете ремонт сами. Так вы сэкономите деньги.

Для справки, примерная цена за 1т горячего асфальта составляет 3000 руб. За аналогичный объем холодного асфальта придется отдать до 10 тысяч рублей. Сэкономить можно на трудозатратах, отсутствии нужды применять специальную технику и других нюансах работы.

В заключение

Теперь вы знаете, что представляет собой холодный асфальт, и то, что он прямым или косвенным образом нужен в ремонте дорог и тротуаров. Удобно, что он поставляется в мешках, поскольку его можно покупать малыми и большими объемами, доставлять на собственном транспорте и выполнять восстановление. Технология не несёт ничего сложного, поэтому вы, даже без специализированной подготовки, сможете выполнить ремонтные работы или сформировать приусадебные дорожки.

Не забывайте изучать инструкции, поскольку в них указываются затраты с учетом квадратуры. Это поможет вам оценить расход и посчитать смету ремонтных работ. Чтобы сэкономить, мы рекомендуем покупать щебень мелкой фракции, засыпая его на дно ямы, используя битум. Это позволит снизить затраты.

Даже применяя щебень, поверхность латки будет максимально прочной, поскольку в обустройстве задействуется трамбовка. Выполнять укладку вы сможете без потерь во времени, по итогам чего получите застывшее полотно, которое простоит долго. Цена холодного асфальта высока, но его актуально применять в малых объемах.

Холодный асфальт. Свойства, виды, применение, укладка и цена холодного асфальта

Минул век. Что пропустил советский человек? Один из строительных материалов, «прошедший» мимо СССР – холодный асфальт. Придумали его еще в 1920-ом. Отличились британские химики Хью Алан Маккей и Джордж Сэмюэль.

Однако, в Россию холодный асфальт стали завозить только в 2000-ых. Меж тем, материал может выручить в суровых климатических условиях. Горячий асфальт класть в морозы нельзя, а дорожники, как известно, не поспевают управиться до снегопадов.

Подтверждение тому – «волна» новостей каждой осенью. Прошлой, к примеру, в недобросовестности уличили дорожников Красноярска. В сентябре ударили морозы. Асфальт продолжили класть поверх снега при -20-ти градусах.

Информацию опубликовали «НГС. Новости». Так может, настало и время информации о холодном асфальте? Познакомимся с материалом, узнаем его особенности, научимся применять.

Описание и свойства холодного асфальта

От горячего холодный асфальт отличается наличием пластификаторов и особой формой щебня. Нужны кубовидные камни, к тому же, мытые. Наличие у щебня граней, позволяет проще утрамбовываться. Камешки прилегают друг к другу, а не отталкиваются выпуклыми боками.

Это уплотняет слой асфальта. Его основа – битум, то есть смесь нефтяных смол. С этой смесью кубический щебень тоже схватывается лучше, чем круглые камни. Кстати, на сцепку с битумом влияет и цвет щебня. Максимальная адгезия сопутствует серому и черному. Именно такой щебень предусматривает технология холодного асфальта.

Пластификаторы в холодном покрытии образуют пленку, не дающую битуму застывать до сцепления с основой. Дабы асфальт затвердел, углеводороды из добавок должны испариться. Это исключает моментальную схватываемость массы на холоде.

Будучи герметично упакованным, состав сохраняет свойства. Значит, можно перевозить холодный асфальт в мешках на большие расстояния, не боясь за изменение свойств груза. Соответственно, снижаются энергозатраты в строительстве.

Снизить их получается и на месте укладки асфальта. Чтобы рискнуть положить в мороз горячую массу, ее нагревают минимум до 80-ти градусов. Холодный асфальт достаточно довести до +5-ти.

В противовес плюсам холодного покрытия встают излишние рыхлость и пористость, «плавающие» показатели водонасыщения. Однако, есть наработки по устранению недочетов. Большинство из них связаны с основным компонентом холодного асфальта – битумом.

Его предлагают заменить нефтяными шламами. Если их будет половина от связующего состава, холодное покрытие приблизится к требованиям ГОСТа «9128-97». Пока же, герой статьи уместен лишь на частных участках, и тротуарах.

Там нагрузка распределяется по полотну равномерно. На дорогах с цикличной нагрузкой укладка холодного асфальта рискованна, поскольку покрытие пластичнее горячего. В местах частого торможения и старта машин, герой статьи быстро разрушается, «плывет».

Пока, в состав холодного асфальта входят эмульсия битума, щебень, песок и полимерные добавки. Последние, тоже могут быть битумными. В нефтепродуктах содержатся разные виды смол.

В обычный асфальт добавляют вязкий битум. В холодном покрытии смесь жидкая. В ней много асфальтеновых кислот и смол. В вязком битуме больше нефтяных масел и карбенов с карбоидами.

На долю пластификаторов в герое статьи приходятся 22-30 процентов от общей массы. Именно эта доля смеси позволяет укладывать ее при температурах до -30-ти градусов.

Впрочем, у героя статьи есть так называемая летняя разновидность. С ней работают при температуре от +15-ти по шкале Цельсия. Если же на улице жара, пользоваться холодным асфальтом позволено до +49-ти градусов.

Свойства материала и превосходящая стоимость горячей смеси цена ограничивает сферу применения героя статьи. Как правило, холодный асфальт используют для оперативного ремонта дорог, а не прокладки цельных оживленных трасс. Полимерный состав идет лишь на заделывание выбоин и ям, отмостки фундаментов, садовые дорожки.

Виды холодного асфальта

Как и горячий асфальт, холодный классифицируется по массовой доле щебня. Если его половина и больше, покрытие относится к А-классу. Холодных смесей категории нет. Поэтому, нет и аббревиатуры «Ах». Последняя буква в ней указывает на холодный тип покрытия.

Если щебня в асфальте от 40-ка до 50-ти процентов, покрытие относится к Б-классу. «В» — обозначение для смеси с 30-40 процентами гравия. Далее, идет маркировка «Гх». В такой смеси до 30 процентов щебня. Это минимум.

Однако, есть и Д-класс героя статьи. Это смесь вовсе без гравия, но с 70-процентным содержанием песка и отсевов дробления, то есть каменной крошкой. Ее обилие – причина хрупкости героя статьи. Песчаный асфальт приемлем только в садово-парковых зонах.

Так же, марки асфальта выражаются в цифрах. Они отражают уже полный состав покрытия и его плотность. К классу «3» относится только горячий асфальт. В нем соединены битум, отсев дробления, песок и минеральные составляющие.

Холодные бетоны отмечаются цифрами «1» или «2». Первая указывает на смесь песка, битума, щебня и минерального порошка. Второй класс ставиться на упаковках со смесью отсева дробления, щебня, песка, битума и минерального порошка. Оба варианта пористые.

Производство холодного асфальта

С поступлением героя статьи на российский рынок, стала актуальна идея собственного производства. Зарубежная продукция дороже отечественной. К тому же, холодное покрытие и так стоит в 2-3 раза больше горячего.

Вот и понеслось. Холодную смесь уже производят «Новые технологии асфальта», «Комфорт», «Уфа Цемент». В полном списке около 15-ти компаний. Есть и те, что предлагают готовые линии производства.

Так, мини-завод по производству 2500 килограммов героя статьи в сутки можно приобрести за 154000 рублей. За линию по изготовлению 60-ти тонн асфальта в день просят примерно 550000.

Бизнес делают и на укладке холодного покрытия. Поверхность под него готовят не столь тщательно, как под горячий состав. Впрочем, для верности, лучше снять старое покрытие и очистить черновой слой.

Если он ограничен стенками сохраненного участка прежнего асфальта, ребра разогревают газовой горелкой. Это рекомендация, которую, опять же, часто обходят стороной.

После разогрева стенок, их и дно углубления обрабатывают эмульсией битума. Она подобна грунтовке при отделке стен. Битум заполняет в основе микротрещины и обеспечивает максимальную сцепку асфальта с черновым слоем.

«Грунтовка» участка перед нанесением холодного асфальта – тоже рекомендация. Если же убрать из списка необязательные пункты, достаточно просто очистить поверхность и нанести героя статьи. Даже уплотнение можно обойти. Массу примнут колеса машин. Однако, для верности рекомендовано уплотнить асфальт ручным катком.

Тяжелая техника для укладки холодного покрытия не требуется. Количество рабочих тоже сведено к минимуму. Управляются 2 человека. Это снижает стоимость работ, частично компенсируя высокую цену материала.

А каков расход? При укладке асфальта слоем в 5 сантиметров толщиной, на квадратный метр площади уходят 50 килограммов смеси. Укладывать холодный состав слоем толще 5 сантиметров не рекомендуется. Приходится подсыпать под асфальтовую подушку мелкий щебень.

Применение и укладка холодного асфальта

Холодный асфальт пригождается не только при ямочном ремонте, выкладке отмостков домов и усадебных троп. Смесь зарекомендовала себя на пиронах железнодорожных вокзалов и «мощении» виадуков.

Минимум техники, необходимой для укладки холодной смеси, делает ее единственным вариантом для ремонта труднодоступных участков путепроводов и автомобильных трасс.

Пригождается герой статьи и в ремонте дорожных люков. Вокруг них асфальт часто крошится, выступает над полотном трассы. Холодным составом люки удается оформить аккуратно.

Это касается и подъездов к гаражам. Так же, холодный асфальт используют при устранении колейности дорог. Последняя считается одним из основных факторов травматизма на трассах.

Колейность – продолжительные углубления в покрытии дороги. Раньше, колеи в земляных трассах оставляли колеса телег. На асфальте колеи – итог неправильной укладки, плохого качества смеси и движения по ней большегрузов, особенно, с неправильно распределенной нагрузкой на ось авто.

На парковках тоже предпочитают укладывать холодный асфальт. Стоянки часто открывают в морозы, дожди. Дабы бизнес отработал первый сезон, владельцы парковок закупают героя статьи. Он продается в многотонных упаковках, а так же, мешках по 50 и 25 кг. Сколько холодный асфальт при этом стоит, расскажем в финальной главе.

Цена холодного асфальта

Цена холодного асфальта может выставляться и за килограмм. В этом случае отгрузку могут совершить не только в мешках, но и открытом виде. В таком, кстати, герой статьи может храниться год, подобно открытой полимерной массе для лепки. Такой любят играть современные дети. В упаковке же срок хранения холодного асфальта не ограничен.

Крупные предприятия, как правило, устанавливают рамки минимального заказа. У «Уфа Цемент» это, к примеру, 25 килограммов асфальта. Мешок полимерной смеси указанной массы у предприятия стоит 300 рублей.

Если же брать мешок массой 50 кило, ценник составит от 500-от рублей. Почему от? Стоит учитывать марку смеси. Песчаная категории «Д», естественно, стоит дешевле гравийной, особенно с квадратным щебнем. Дороже всего просят за полимерную смесь В-класса.

Реально сэкономить, взяв качественную смесь, удается в городах, где производят холодный асфальт. На месте «АртВладиСтрой», к примеру, отгружает асфальт по цене, на 15% меньшей, чем указано в интернет-магазине. Там 23-килограммовый мешок смеси категории «В» продают за 750 рублей.

Интересно, что на земле есть целые озера холодного асфальта, причем природные. Одно из таких в 1595-ом году открыл Уолтэр Рэйли. Англичанин назвал озеро Пич и стал брать его «воды», продавая на родине.

Сам бассейн находится на острове Тринидад. Это клочок земли в Карибском бассейне. Общая площадь Пича – 71 гектар. В некоторых местах глубина озера достигает 76-ти метров. Средняя же глубина равна 30-ти.

Поверхность Пича покрыта слоем затвердевшего асфальта, а под ним – жидкий. Позже, подобные бассейны нашли в Калифорнии и Венесуэле. Причина образования – подъем нефти к поверхности вследствие столкновения литосферных плит.

За тысячелетия легкая фракция жидкого золота испарилась. В озера нападали камни и гравий. Чем не асфальт? Под ГОСТ, конечно, не подходит Лучше купить не саму смесь, а путевку на озеро Пич. Такое нужно видеть.

Добавить комментарий