Геосетки для асфальтобетона: армирование асфальтобетонных покрытий

Геосетка – армирующая прослойка дорожных покрытий и грунтовых конструкций

Отдел продаж:

  • +7 (495) 134-55-67
    (Московский)
  • 8 (800) 555-64-48
    (Федеральный)

Доставка, настройка и консультация БЕСПЛАТНО

Лицензионные СН-2020, ТСН-2001, РЖД, ТСНБ-2001, ФЕР-2017

30% скидка на недельные курсы

На стройплощадке находят применение различные синтетические материалы, позволяющие улучшить характеристики конструктивных элементов зданий и сооружений. К ним относится и геосетка – плоский рулонный материал сетчатой структуры из высокопрочных нитей, предназначенный для использования в качестве армирующего слоя дорожных покрытий и грунтовых конструкций.

Рис.1. Геосетка в дорожном пироге

Торговые представители заводов рекомендуют к использованию геосетки, изготовленные отечественными и зарубежными производителями при помощи различных технологий и из различных материалов.

Классификация геосеток и их свойства

Различия в характеристиках геосеток вызваны их назначением и особенностями технологии изготовителя. Они классифицируются по:

  • для грунтовых конструкций, где геосетка исполняет функции армирующего слоя, повышающего общую устойчивость дорожной насыпи из песка или щебня, минимизирует неравномерность просадок сооружения в целом, снижая при этом расход инертных материалов, используемых для устройства насыпи;
  • для асфальтобетонных дорожных покрытий, когда геосетки изготавливаются из стеклянных нитей, волокон, полученных в процессе расплавления горных пород базальтовой группы или полимеров, обеспечивающих хорошую адгезию к смесям на битумной основе. Применение геосетки позволяет улучшить эксплуатационные параметры дорожного покрытия, увеличить продолжительность его межремонтного периода, а также замедлить появление на нем трещин, выбоин, колей;
  • из полиэфирных смол: геосетки из нитепрошивного материала, стойкого к воздействию биологически активных, щелочных и кислотных сред. С битумной пропиткой применяются при армировании асфальтобетонного покрытия автодорог, а с полимерной – для грунтовых конструкций, воспринимающих значительные разрывные усилия;

Рис. 2. Геосетка из полиэфирных смол применяется при армировании асфальтобетонного покрытия автодорог

  • из полиэтилена: полиэтиленовые геосетки укрепляют сооружения, выполненные из грунтов с низкими прочностными характеристиками;
  • из полипропилена, с физико-механическими характеристиками, повышающими устойчивость и стабилизирующими сооружения из малопрочных грунтов;
  • из стекловолокна: геосетки из стекловолокна с битумной пропиткой предназначены для армирования асфальтобетонных дорожных покрытий, что позволяет снизить влияние на полотно климатических воздействий. Геосетками с полимерной пропиткой закрепляют склоны грунтовых насыпей при обваловке трубопроводов большого диаметра;

Рис. 3 Армирование геосеткой асфальтобетонного покрытия стояночной площадки в аэропорту

  • из базальтовых волокон с битумной пропиткой, применяются при устройстве асфальтобетонных покрытий автодорог на слабых основаниях, для армирования кирпичной кладки малой прочности;

— технологии изготовления методом:

  • плоскощелевой экструзии, когда производится перфорация сплошного листа, который растягивается при воздействии высокой температуры в одном (одноосные геосетки) или двух (двухосные) направлениях;
  • соединения ровингов или нитей, расположенных под углом 90° и соединенных лазерной или ультразвуковой сваркой;
  • вязания, когда основа прокладывается ниже утка и прошивается третьим слоем волокна. Готовое полотно подвергается пропитке;
  • прямого переплетения ровингов или нитей. Тканые сетки также подвергаются пропитке.

Постоянное увеличение объемов применения плоских геосеток вызвано их свойствами, которые позволяют:

  • увеличить продолжительность межремонтного периода асфальтобетонных дорожных покрытий и их долговечность;
  • снизить скорость процессов образования трещин и выбоин, а также образования колей на асфальтобетонных дорожных покрытиях;
  • снизить величину и повысить равномерность просадок насыпей автомобильных и железных дорог;
  • уменьшить расход основных материалов за счет повышения прочности и соответственно допустимого снижения толщины слоя дорожного покрытия или грунтовой конструкции;
  • повысить нагрузки на грунтовые сооружения;
  • снизить продолжительность строительства;
  • увеличить сейсмостойкость сооружений;
  • эксплуатировать покрытия в диапазоне температур от -60°С до +55°С, при воздействии УФЛ, в контакте с водой, а также с биологически активными, щелоче- и кислотосодержащими средами.

Виды и назначение геосеток

Свойства плоских геосеток, улучшающие эксплуатационные показатели конструкций и сооружений, позволяют использовать их в т.ч. для:

  • устройства армирующего слоя асфальтобетонных дорожных покрытий;
  • устройства временных и технологических дорог;
  • укрепления грунтовых сооружений;
  • укрепления склонов и откосов котлованов и насыпей;
  • защитной обваловки трубопроводов и др.

В зависимости от функционального назначения и условий работы выпускается два вида полимерных геосеток:

  • одноосные (монокоаксиальные) – сетки с прямоугольными ячейками, вытянутыми в одну сторону, что позволяет геосетке воспринимать односторонние растягивающие усилия. Предназначены для отсыпки грунтовых дамб и устройства насыпей, для укрепления откосов и восстановления склонов после оползней, а также для использования в ландшафтной архитектуре;
  • двухосные (бикоаксиальные) – геосетки с квадратными ячейками, воспринимающие разрывные нагрузки в продольном и поперечном направлениях. Применяются в качестве армирующего слоя при устройстве новых и ремонте уже имеющихся постоянных, временных и технологических автодорог, при обустройстве площадок, воспринимающих высокие нагрузки, в т.ч. полигонов складирования ТБО, для увеличения прочностных характеристик железнодорожных насыпей.

Рис. 4. Типы геосетки: одноосная и двуосная

Совместная работа геосетки и инертных материалов не допускает деформаций подстилающих слоев под воздействием динамических нагрузок, распределяемых на увеличенную грузовую площадь.

Особенности укладки геосеток

Геосетки предназначены для устройства армирующего слоя асфальтобетонных дорожных покрытий и укрепления конструкций из грунта. От вида работ зависит и технология укладки геосетки.

Укладка нового полотна или ремонт имеющегося дорожного покрытия производится в следующей последовательности:

  • производится укладка подготовки или выравнивание имеющегося слоя асфальтобетона – либо выбоины заделываются, либо старая поверхность фрезеруется;
  • на подготовленную поверхность наносится битумная эмульсия, связывающая два слоя дорожного покрытия;
  • производится укладка геосетки: рулоны при помощи валиков или ручных катков раскатываются вдоль дороги на основание с не засохшей эмульсией, причем нахлест соседних полотен друг на друга должен превышать 0,15 м. При укладке геосетки нельзя допускать образования волн: они не позволят достичь проектных прочностных характеристик дорожной одежды;
  • дюбелями, стоящими в шахматном порядке, производится крепление геосетки к грунтовому или асфальтобетонному основанию;
  • укладывается финишный слой асфальтобетонного дорожного покрытия.

При использовании геосеток для повышения прочности грунтовых конструкций и сооружений должна соблюдаться следующая последовательность операций:

  • устройство основания – подстилающего слоя: уборка растительного грунта, срубка до уровня поверхности деревьев и кустарника. Подготовленная поверхность, с засыпанными выбоинами и ямами глубиной более 5 см, уплотняется до коэффициента, предусмотренного проектом;
  • раскатывается рулонная геосетка с нахлестом не менее 0,5 м при слабом основании и 0,3 м при прочном, с креплением ее анкерами посередине краевой части. Анкер изготавливается из гладкой арматуры диаметром 5 – 8 мм, П- или Г-образной формы длиной 0,15 – 0,20 м. При раскатке регулярно производят разравнивание и продольное натяжение полотна с целью предупреждения возникновения волн;

Рис. 5. При прочном основании сетка раскатывается с нахлестом не менее 0,3 м.

  • производится контроль качества укладки геосетки: оценивается сплошность сетки, величина перехлеста, качество стыковки. Результаты проверки заносятся в акт освидетельствования скрытых работ, составленный по форме, предусмотренной РД 11-02-2006, утвержденной Ростехнадзором;
  • методом «от себя», без заезда техники на готовое полотно выполняется отсыпка материала. Самосвалы ссыпают материал на границе укладки геосетки, а бульдозер перемещает материал в рабочую зону. Толщина слоя засыпки не менее 0,15 м при плотном основании и не менее 0,20 м – при слабом;
  • производится уплотнение верхнего слоя виброкатками, количество проходок по каждой захватке на поверхности определяется с учетом материала засыпки, веса катка, толщины слоя и определенного проектом коэффициента уплотнения.

Геосетка, уложенная в технологической последовательности с соблюдением нормативных требований, позволяет заметно улучшить характеристики дорожных покрытий и грунтовых конструкций.

Производители геосеток и марки их продукции

Отечественный рынок строительных материалов демонстрирует широкий выбор импортных и отечественных геосеток:

  • Hatelit, Fortrac, Fornit немецкой компании HUESKER Synthetic GmbH&Co;
  • Secugrid производства фирмы NAUE GmbH&Co.KG (ФРГ);

— изготовленные на российских заводах иностранных корпораций:

  • Тенсар компании Tensar Corporation (США);
  • МАККАФЕРРИ – МакГрид, ПараГрид, ПараЛинк, КомбиГрид от Officine Maccaferri SpA (Италия);

— продукция отечественных производителей:

  • T-GRID, Х-GRID компании ООО «Нева-Пласт» (Санкт-Петербург);
  • ПС, ПСД, СДА – ОАО “Судогодские пластики” (Судогда, Владимирская области);
  • СПП, ССНП-К, ССНП Нефтегаз-Грунтсет, ССНП Хайвей, ССП – АО «СТЕКЛОНиТ» (Уфа);
  • Армдор, Армисет, Армогрунт, Армопол – ООО «СЕТТКА» (Москва);
  • АГМ-Грунт, АГМ-Дор – Волжского завода текстильных материалов (Волжский, Волгоградская области).

Такой ассортимент позволяет выбрать геосетку, подходящую для оговоренного договором подряда объекта по прочностным, геометрическим и ценовым показателям.

Нормативы, регламентирующие производство и применение геосеток

Изготовление геосеток и других геосинтетических материалов регламентируется национальными стандартами России. Термины и определения изделий такого вида собраны в ГОСТ Р 53225-2008, а общие технические требования на геотекстиль приведены в:

  • ГОСТ 32804-2014 на материалы для фундаментов, опор и земляных работ;
  • ГОСТ 33068-2014 – для дренажных систем;
  • ГОСТ 33069-2014 – для защиты от эрозии (береговая защита).

Также действует комплекс государственных стандартов, регламентирующих методы определения различных физико-механических характеристик геосинтетических материалов: ГОСТ 55028-2012 – ГОСТ 55035-2012, где разработаны:

  • определения, термины и классификация;
  • технические требования к материалам, предназначенным для устройства дорожных покрытий;
  • методы определения прочности при растяжении, устойчивости к воздействию УФЛ;
  • расчеты устойчивости к знакопеременным температурам, гибкости при низких температурах, устойчивости к воздействию агрессивных сред;
  • определение теплостойкости.

Ряд производителей выпускает геотекстильные материалы под собственными торговыми марками по техническим условиям (ТУ) или стандартам организации (СТО), разработанным с учетом особенностей производства продукции на этом предприятии.

Укладка геосеток производится на основе технологических карт, разработанных строительными компаниями применительно к определенному объекту, но в то же время желательно ориентироваться на документы, основанные на опыте реализации новых технологий. Одна из таких разработок – СТО-ГК “Трансстрой” 008-2007. «Геосетки. Конструктивные решения и технология устройства армирующей прослойки на основе геосеток при строительстве, реконструкции и ремонте дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием».

О группе компаний

Группа компаний «АВИС медиа» один из старейших поставщиков сметных программ в России.

Группа компаний осуществляет продажу, внедрение и поддержку сметных программ, поставку необходимых сметно-нормативных баз.

Технологическая повреждаемость некоторых геосинтетических материалов, применяемых для армирования асфальтобетонных покрытий

Автор: Д-р техн. наук В.В. Сиротюк, аспирант Г.М. Левашов (СибАДИ) Конт. тел.: +7 (3812) 65-27-00

Предложена методика определения технологической повреждаемости геосинтетических материалов, применяемых для армирования асфальтобетонных покрытий. Приведены результаты проведённых испытаний

В последние годы отмечается значительный рост грузоподъёмности и скорости движения транспортных средств наряду с интенсивным увеличением нагрузки на дорожное покрытие, которое должно обеспечивать безопасное движение транспорта и обладать устойчивостью погоднолиматическим воздействиям. В связи с этим, возрастают требования к транспортно-эксплуатационным показателям покрытий автомобильных дорог.

В настоящее время асфальтобетон, широкое применение которого в мире началось с прошлого века, по-прежнему остается наиболее распространенным материалом для устройства покрытий автомобильных дорог. Однако физические возможности асфальтобетонных покрытий длительно сохранять высокую прочность, ровность и сплошность при высоких нагрузках постепенно исчерпываются.

На основе анализа результатов отечественных и зарубежных исследований, а также опыта строительства можно отметить, что армирование асфальтобетонных покрытий геосинтетическими материалами (ГМ) позволяет повысить их сопротивление растягивающим напряжениям от транспортных нагрузок и температурных воздействий, уменьшить трещинообразование и колееобразование, увеличить срок службы в 2-4 раза.

Однако, как показывает практика, не всегда удается достичь существенного положительного эффекта при армировании покрытий с использованием ГМ. Отсутствует единое мнение как в вопросах конструирования и расчета армированных покрытий, так и отношении выбора наиболее эффективных ГМ, применяемых для этой цели.

Существуют предположения и имеются некоторые данные о технологической повреждаемости ГМ в процессе укладки и уплотнения асфальтобетонного слоя, причём степень повреждаемости может оказать существенное влияние на получаемый результат, но опубликованных и достоверных результатов исследований этого явления авторами не найдено.

При уплотнении асфальтобетонной смеси катками, особенно при первых проходах, возникают не только нормальные, но и сдвиговые нагрузки и деформации с вертикальным и горизонтальным перемещением щебня и остальных составляющих смеси. Происходит сдвиг верхних слоёв материала относительно нижних, горизонтальные перемещения частиц при этом составляют от 2,5 до 5 см. Внешним проявлением этого эффекта является волна материала перед вальцом. Постепенно, по мере увеличения плотности и модуля деформации асфальтобетона, снижения температуры смеси, возрастает сдвигоустойчивость материала, и к третьему-четвёртому проходу катка волна практически исчезает.

Как показывает практика, полностью исключить волну не удаётся. Более того, доказано, что это и не нужно, так как горизонтальные нагрузки и перемещения способствуют более плотной упаковке частиц уплотняемого материала с образованием жёсткого каркаса из щебня, устойчивого к воздействию нормальных нагрузок.

Для исследований и определения повреждаемости при уплотнении были использованы различные ГМ российского и зарубежного производства (табл.1).

Для исследования закономерностей явления технологической повреждаемости ГМ, рекомендуемых для армирования асфальтобетонных покрытий, предложена соответствующая методика и изготовлено специальное оборудование. Сущность метода состоит в моделировании воздействий уплотняющих средств в лабораторных условиях. С целью проведения испытаний использовали универсальную уплотняющую установку (уплотняющий стенд СибАДИ) для моделирования работы гладковальцовых катков статического действия (рис. 1).

Процедура испытаний описана ниже

Мелкозернистую асфальтобетонную смесь типа Б, марки II, на битуме БНД 90/130, разогревали до температуры 130оС и укладывали в форму 1, затем равномерно распределяя материал слоем толщиной 6 см и уплотняя его вальцом 2. По мере увеличения плотности смеси добавляли пригруз в каретку 3, увеличивая удельное давление до величин, характерных для лёгкого, среднего и тяжёлого катков. Количество проходов назначали пробным уплотнением для достижения коэффициента уплотнения смеси 0,99.

После уплотнения нижнего слоя асфальтобетона каретку 3 разгружали, валец 2 приподнимали над формой 1. Поверх остывшего до 20оС асфальтобетонного слоя раскладывали полосу ГМ. Подгрунтовку не выполняли, так как это значительно усложняет процесс извлечения ГМ из конструкции. Далее производили укладку и уплотнение горячей мелкозернистой смеси в верхнем слое асфальтобетонного образца. При этом, толщину верхнего слоя в уплотненном состоянии принимали равной 4, 6 и 8 см.

После извлечения ГМ из асфальто бетонного образца выполняли визуальную оценку степени повреждения поперечных и продольных прядей на каждом метре по длине полосы (рис.3)

При разработке данной методики, за основу был взят международный стандарт ISO 10319:2008 и ASTM D 4595. Крепление образцов осуществляли с помощью специальных «улиточных» зажимов, которые не повреждают сечение ГМ, так как в противном случае ГМ часто рвётся в местах зажимов. Испытания проводили при температуре материала 20±2°С. Предел прочности при растяжении образцов определяли на разрывной машине МР-5 при постоянной скорости опускания нижнего барабана 20±2 мм/мин. Для предварительного натяжения образца создавали предварительное усилие величиной 2Н. Начальное расстояние между осями барабанов – около 400 мм.

Потерю прочности ГМ (повреждаемость – П, %) в процессе уплотнения асфальтобетона вычисляли по формуле.

Для исследования зависимости технологической повреждаемости ГМ при устройстве верхнего асфальтобетонного слоя от размера ячеек геосетки и толщины конструктивного слоя применяли методы математического планирования эксперимента. Графическая интерпретация одного из полученных результатов приведена на рис. 4.

Математическая модель исследуемого процесса представлена в виде уравнения регрессии с натуральными значениями исследуемых факторов:

Читайте также:  Как разбить бетонный блок: расколоть, разрушить, разломать

Для оценки адекватности полученного уравнения регрессии использовали F-критерий Фишера. При этом, расчётное значение критерия составило F = 1,78, а табличное значение при 5% уровне значимости – F (45,6) 2,32 0.05 T = . Следовательно, полученная математическая модель позволяет адекватно описать зависимость повреждаемости геосеток для толщины вышележащего слоя от 4 до 8 см и среднего размера ячеек геосетки от 25 до 50 мм.

Кроме математической проверки адекватности полученных моделей, проведена оценка соответствия результатов исследования технологической повреждаемости ГМ, получаемых на стенде (см. рис. 1), а также в реальных производственных условиях. С этой целью было осуществлено экспериментальное строительство армированного асфальтобетонного покрытия. Опытный участок, расположенный на проспекте Губкина, был устроен с привлечением ДРСУ-2 (г. Омск).

На нижний слой покрытия из мелкозернистого пористого асфальтобетона были уложены образцы ГМ размером 2,5х0,7 м. Для предотвращения сдвигов полос ГМ их крепление к нижнему слою осуществлялось с помощью металлических скоб.

Укладка мелкозернистой плотной горячей асфальтобетонной смеси в верхний слой покрытия производилась асфальтоукладчиком SUPER 1803-2 фирмы Vögele с включенным вибробрусом (рис. 5). Для уплотнения покрытия использовалось звено катков: гладковольцовый каток BOMAG 161AD-2 (10 проходов по одному следу) и пневмоколесный каток BOMAG BW20R (10 проходов по одному следу). Коэффициент уплотнения асфальтобетонного слоя составил 0,98, а его толщина – 4,5 см.

Для обеспечения минимальной повреждаемости извлекаемых ГМ верхний слой асфальтобетона снимался вручную сразу после его уплотнения, до остывания смеси. Затем образцы ГМ упаковывали и направляли на лабораторные испытания.

Результаты определения повреждаемости ГМ после укладки и уплотнения асфальтобетонного слоя при опытном строительстве показали расхождение установленных величин не более чем на 10-12% по сравнению с данными, получаемыми на стенде в ходе лабораторных испытаний. На основании этого можно дать положительную оценку методики исследований, разработанной авторами статьи, подтвердить сходимость результатов испытаний на технологическую повреждаемость ГМ, получаемых на стенде и в реальных условиях строительства.

Кроме геометрических параметров геосеток, на их повреждаемость существенное влияние оказывает вид и свойства исходных материалов, технология их изготовления (размер, количество и способ объединения мононитей, способ изготовления и объединения рёбер в узлах, пропиточный состав, используемый при изготовлении армирующего материала, и т.д.).

Для проверки изложенного выше, с использованием нескольких видов пропиток (акриловых, латексных, пластизольных и битумополимерных), были изготовлены опытные образцы одной из стеклосеток китайского производства, характеризующейся наиболее высокой технологической повреждаемостью при уплотнении.

Полученные образцы были подвергнуты испытаниям на лабораторном стенде по описанной выше методике. Результаты испытаний представлены на рис. 6.

Наименьшую повреждаемость показали образцы, пропитанные акриловыми пропиточными составами. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что путём рационального подбора пропиточного состава можно снизить технологическую повреждаемость стеклосетки на 30%.

Испытания показали

Что комбинированные геосетки (например – стеклосетка + нетканый геотекстиль) и плоские георешетки, изготавливаемые из полипропилена, обладают значительно меньшей технологической повреждаемостью при уплотнении вышележащего слоя.

Технологическая повреждаемость армирующих материалов при их укладке в горячую асфальтобетонную смесь может происходить не только от механического воздействия уплотняющих средств, но и от интенсивного нагрева ГМ в этой смеси. Для экспериментальной проверки этой гипотезы были проведены испытания стеклосеток и плоских георешёток на теплостойкость.

Принцип методики заключается в определении изменения прочности и деформативности ГМ вследствие воздействия на него высокой температуры (до 160°С). При разработке данной методики за основу был взят ГОСТ 29104.14-91 [9]. Для испытаний вырезали образцы ГМ и помещали в нагретую до определенной температуры асфальтобетонную смесь на 30 мин. Затем образы извлекали из смеси и охлаждали до температуры 20±2°С, после чего визуально оценивали изменение геометрии образцов и определяли предел прочности при растяжении.

Коэффициент теплостойкости ГМ Кt вычисляли по формуле.

Результаты экспериментов показали, что под воздействием высокой температуры (160°С) прочность образцов из стеклосеток не снижается. Поэтому коэффициент теплостойкости для этих армирующих ГМ может быть принят равным единице.

При испытаниях плоских георешёток из полипропилена установлено, что воздействие на материал температуры до 140°С не оказывает существенного влияния на его физико-механические характеристики. Однако при воздействии более высокой температуры происходят изменение геометрических размеров и механических характеристик этих георешёток. После нагрева до температуры 150°С происходит снижение прочности до 14%, а до температуры 160°С – до 27%. Поэтому коэффициент теплостойкости для этих георешёток будет зависеть от температуры смеси, в которую осуществляется укладка ГМ.

Таблица 1 – Некоторые свойства исследуемых геосинтетических материалов.

Рис. 1. Установка для моделирования воздействия уплотняющих средств:
1 – форма;
2 – валец;
3 – каретка для размещения пригруза;
4 – механический привод

Рис. 2. Процесс извлечения геосетки из конструкции

Рис. 3. Характерный пример изменения внешнего вида некоторых геосеток: до (А) и после (Б) испытания.

Рис. 4. Зависимость повреждаемости ГМ от толщины вышележащего уплотняемого слоя и размера ячеек геосетки.

Рис. 5 Устройство и разбор верхнего слоя покрытия на опытном участке (проспект Губкина, г. Омск)

Рис. 6. Зависимость повреждаемости геосетки от вида пропитки.

ВЫВОДЫ

  • Результаты стендовых испытаний и опытного строительства показали, что предложенная методика и лабораторное оборудование (стенд) могут использоваться для проверки технологической повреждаемости ГМ, применяемых для армирования асфальтобетонных покрытий.
  • Технологическая повреждаемость некоторых видов стеклосеток, применяемых для армирования асфальтобетонных покрытий, значительна, что следует учитывать при расчёте армированных асфальтобетонных покрытий. Меньшей повреждаемостью характеризуются стеклосетки с размером ячеек, превышающим максимальный размер фракции щебня, применяемого в асфальтобетонной смеси.
  • Кроме геометрических параметров геосеток и георешёток, на их повреждаемость существенное влияние оказывает вид и свойства исходных материалов, технология их изготовления (размер, количество и способ объединения нитей и ровингов, способ изготовления и объединения рёбер в узлах, пропиточный состав, используемый при изготовлении армирующего материала и т.д.). Так, например, путём рационального подбора пропиточного состава можно снизить технологическую повреждаемость стеклосеток на 30%. Комбинированные стеклосетки более технологичны и характеризуются меньшей повреждаемостью при уплотнении слоя.
  • Плоские георешётки из полипропилена обладают минимальной технологической повреждаемостью при уплотнении слоя вследствие их большей деформативности; однако возможно снижение их прочности при укладке в асфальтобетонную смесь, при температуре выше 140°С.
  • Установление величины технологической повреждаемости ГМ возможно только путем проведения испытаний. При этом, особое внимание требуется уделять укладке армирующих материалов в тонкие слои покрытия (менее 6 см). Такие испытания следует выполнять либо на специальном стенде, моделирующим воздействие уплотняющих средств, либо путём пробного уплотнения слоя на опытном участке с последующим извлечением и испытанием армирующего материала.
  • Анализ результатов исследований, выполненных авторами, показывает, что необходимо продолжать исследования по разработке геосеток, отвечающих всем требованиям, предъявляемым к материалам, используемым для армирования асфальтобетонных покрытий (особенно в суровых климатических условиях).

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Крашенинин Е.Ю. Развитие конструктивно-технологических решений для продления срока службы асфальтобетонных покрытий, армированных геосинтетическими материалами (в климатических условиях Сибири и Крайнего Севера): автореф. дис… канд. техн. наук./Е.Ю. Крашенинин. – Омск: изд-во СибА-ДИ, 2009. – 22 с.
  • Старков С.В. Особенности взаимодействия ведомых и ведущих вальцов катка с уплотняемым материалом/С.В. Старков //Уплотнение земляного полотна и конструктивных слоев дорожных одежд: тр./СоюзДорНИИ. – М., 1980. – С. 135-137.
  • Веселов Е.М. и др. Влияние конструкции ведомого вальца на сдвиг асфальтобетона при поворотах и реверсировании/ Е.М. Веселов и др.//Уплотнение земляного полотна и конструктивных слоев дорожных одежд: тр./СоюзДорНИИ. – М., 1980. – С. 139-145.
  • Захаренко А.В. Теоретические и экспериментальные исследования процессов уплотнения катками грунтов и асфальтобетонных смесей: автореф. дис… докт. техн. наук./А.В. Захаренко. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2005. – 36 с.
  • Сиротюк В.В., Крашенинин Е.Ю. Лабораторный метод изготовления армированных асфальтобетонных образцов/В.В. Сиротюк, Е.Ю. Крашенинин//Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2007. – Вып. 4. – С. 151-155.
  • ISO 10319:2008. Геотекстиль. Испытания на растяжение с применением широкой ленты.
  • ASTM D4595-86 (2001). Испытания геотекстиля на растяжение с применением широкой ленты.
  • Планирование эксперимента в технологии дорожного строительства: методические указания. – Омск: СибАДИ, 1978. – 94 с.
  • ГОСТ 29104.14-91. Ткани технические. Метод определения термостойкости. – Введен 1993-01.01. – M.: Госстандарт России,2004. – 4 с.

TECHNOLOGICAL PROCESS DAMAGEABILITY OF CERTAIN GEOSYNTHETIC MATERIALS APPLIED FOR REINFORCING ASPHALT CONCRETE PAVEMENTS Doctor of Engineering V.V. Sirotuk, post-graduate student G.M. Levashov (SibADI) Contact information: +7 (3812) 65-27-00 The article describes procedure of process damageability evaluation for geosynthetic materials applied to reinforce asphalt concrete pavements. The results of tests carried out are given. Key words: roads, pavement, asphalt concrete, geosynthetic materials, reinforcing, technological damageability. ______________________________________________________________

Рецензент: канд. техн. наук А.П. Фомин (ФГУП «РОСДОРНИИ»). Статья поступила в редакцию 11.02.2010 г.

Ключевые слова: автомобильные дороги, дорожное покрытие, асфальтобетон, геосинтетические материалы, армирование, технологическая повреждаемость.

Армирование асфальтобетонных покрытий стеклянной геосеткой

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

НА АРМИРОВАНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ГЕОСЕТКАМИ ИЗ СТЕКЛОВОЛОКНА

С рок введения 10 апреля2002 г

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4. ГЕОСЕТОК ИЗ СТЕКЛОВОЛОКНА ПРИ РЕМОНТЕ И РЕКОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ

5. МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

6. ГАРАНТИИ ПОСТАВЩИКА И ИЗГОТОВИТЕЛЯ

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДОКУМЕНТОВ

Настоящий технологический регламент распространяется на технологию армирования асфальтобетонных покрытий геосетками, применяемую при устройстве слоев износа автомобильных дорог III и IV технических категорий по типовым технологическим схемам.

Армирование геосеткой замедляет появление отраженных трещин на поверхности покрытий и повышает распределяющую способность покрытия, увеличивая, тем самым, долговечность дорожных одежд.

Многолетним отечественным и зарубежным опытом доказано, что срок службы асфальтобетонного покрытия, армированного стекловолокнистой геосеткой увеличивается в 2-3 раза.

1. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ

1.1. При использовании армирующих сеток в асфальтобетонных покрытиях дополнительные требования к материалам конструктивных слоев не предъявляются, асфальтобетонные смеси должны удовлетворять требованиям ГОСТ 9128-97.

1.2. В качестве армирующих используют геосетки стекловолокнистые с разрывными нагрузками от 40 kN/m и более (СТО 65624562-001-2012).

1.3. Размер ячеек армирующей сетки рекомендуется подбирать из расчета в 2-2,5 раза больше размера щебня, используемого в асфальтобетонной смеси (по максимальным диаметрам).

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. При строительстве дорожных покрытий и оснований требования правил техники безопасности и производственной санитарии должны отвечать предусмотренным СНиП III-4-80 “Техника безопасности в строительстве” и “Правилам техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог”.

2.2. В случае проведения работ на проезжей части без прекращения движения транспорта, место работы должно ограждаться в соответствии с Инструкцией по организации движения и ограждению места производства дорожных работ ВСН 37-84. Организация работ в этих случаях должна исключать передвижение работающих по открытой для движения транспорта части дороги.

2.3. Работы по укладке стекловолокнистой сетки должны вестись не ближе, чем за 20 м от места укладки асфальтобетонной смеси.

2.4. Сетки нетоксичны и негорючи, но отдельные виды связующего в них могут являться горючими материалами. При возникновении пожара тушить водой и пеной.

2.5. Для предупреждения профдерматитов необходимо применять средства, защищающие руки, резиновые или “биологические” перчатки или рукавицы, а по окончании работы при необходимости смазывать кожу зудоуспокаивающими мазями на основе ланолина, борного вазелина или 1 %-ой салициловой мазью.

3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Геосетки должны отвечать требованиям Технических условий производителя, согласованных с проектными организациями.

3.2. Входной контроль за физико-механическими показателями геосеток осуществляется в соответствии с методиками, указанными в ТУ на эти геосетки.

3.3. Приемку покрытий асфальтобетонных армированных стекловолокнистой сеткой производят на вырубленных из покрытия образцах-вырубках прямоугольной формы по ГОСТ 12801-98.

3.4. Вырубки следует отбирать на покрытиях через 10 суток после устройства из расчета три пробы на 1 км.

3.5. Смеси асфальтобетонные должны соответствовать ГОСТ 9128-97.

3.6. В случае неудовлетворительного результата хотя бы по одному показателю работы прекращаются до устранения причин.

4. ТЕХНОЛОГИЯ УКЛАДКИ ГЕОСЕТОК ИЗ СТЕКЛОВОЛОКНА ПРИ РЕМОНТЕ И РЕКОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ

4.1. Работа по устройству асфальтобетонных покрытий армированных стекловолокнистой сеткой следует вести по типовым технологиям с некоторыми видоизменениями и добавлением отдельных операций:

– подготовка основания (старого покрытия, имеющего температурные трещины);

– устройство асфальтобетонного покрытия.

(Примечание: практика показала, что толщина нового слоя при армировании геосетками может быть снижена до 4 см.)

4.2. Устройство прослойки из стекловолокнистой геосетки предусматривает укладку ее по всей ширине проезжей части в два этапа: сначала на одной, потом – другой стороне движения транспорта.

4.3. Перечисленные в п. 4.1 операции выполняют в одну смену с планированием минимально возможного расстояния по потоку между ними, применяя при этом существующий парк машин в отрасли. Величину сменной захватки назначают по производительности ведущей машины – асфальтоукладчика, причем, желательно, чтобы она была кратной длине полотна сетки в рулоне.

4.4. Подготовка основания (старого асфальтобетонного покрытия, имеющего трещины и другие дефекты) под укладку геосетки состоит в очистке его от пыли и грязи, устранении выбоин, других дефектов, очистки и заделки крупных трещин (шириной более 3 мм). Иначе говоря, следует выполнять работы, относящиеся к основным видам ремонта асфальтобетонного покрытия и требующие использования соответствующих машин. В зависимости от состояния дорожного полотна и требований проекта используется один из двух вариантов подготовки основания:

– без устройства выравнивающего слоя. Это допускается при достаточно сохранившемся дорожном покрытии, характеризующимся отсутствием выбоин, но с выраженной трещинноватостью;

– с укладкой выравнивающего слой из мелкозернистой смеси, предусмотренной проектом.

Укладку на выравнивающий слой асфальтобетона геосетки следует производить не менее чем через сутки после уплотнения.

4.5. Распределение битума БНД 40/60 или 60/90 осуществляют из расчета 0,8 – 1,0 л/м 3 . Основной розлив вяжущего выполняют автогудронаторами. Температура битума при этом должна быть 140-160° С. Розлив выполняют сначала по одной из сторон движения дороги, причем ширина распределения вяжущего должна на 0,15-0,20 м превышать ширину устраиваемой прослойки. Время, между розливом битума и укладкой геосетки, должно подбираться так, чтобы обеспечить максимальное прилипание сетки к битуму.

4.6. Полотна геосетки укладывают отдельными полосами, располагая полотна в продольном направлении с перекрытием полотен не менее 0,10 м. Перекрытие смежных полотен в поперечном направлении должно составлять не менее 0,15 м. Работа выполняется вручную звеном из трех дорожных рабочих. Рулоны сетки транспортируют к месту производства работ непосредственно перед укладкой. Их рекомендуется распределять по длине захватки через расстояние равное длине полотна в рулоне. Рулоны раскатывают ровно без перекосов, вызывающих появление складок, с небольшим продольным его натяжением. В пределах перекрытия полотна должны быть подгрунтованы битумом, если сцепление полотен не обеспечивается на перекрытии прониканием битума снизу. Для обеспечения плотного прилегания геосетки к основанию и сцепления с ним ведут подкатку полотен ручным катком или прижимают рулон сетки по краям асфальтобетонной смесью. В случае плохого прилипания сетки к битуму (подобное может происходить при загустевании битума в прохладную погоду и др.), допускается дополнительное прикрепление сетки к асфальтобетонному покрытию проволочными скобами или путем набрасывания горячей асфальтобетонной смеси лопатами вручную на участки дороги с плохой адгезией сетки. При образовании складок полотна геосетки их следует разрезать и прижать к поверхности вяжущего.

Читайте также:  Какие керамзитобетонные блоки использовать для несущих стен: несущая способность блоков

4.7. Если участки дороги имеют одиночные выраженные трещины, при расстоянии между трещинами более 15 м, допускается локальное армирование их геосеткой. При этом сетка располагается вдоль трещины и симметрично ее. Расстояние от краев сетки до трещины должно составлять не менее 50 см. При этом, для обеспечения армирующих свойств конструкции, необходимо на всем протяжении восстанавливаемого дорожного покрытия натянуть сетку и прикрепить её по краям проволочными скобами с интервалом не менее 50 см. Если используется геосетка шириной 200 см и более, указанная операция не является обязательной. Аналогичным образом осуществляется армирование участков сопряжения дорог. При армировании трещин с радиусом кривизны от 15 м, допускается делать вырезки на сетке и укладывать ее в нахлест, придерживаясь радиуса кривизны трещины. Трещины с более значительной кривизной рекомендуется армировать несколькими полотнами геосетки.

4.8. Устройство асфальтобетонного покрытия ведут по типовой технологии, обращая внимание на качество уложенной прослойки и регулируя режим движения автомобилей, подвозящих асфальтобетонную смесь.

4.9. Режим движения подвозящих асфальтобетонную смесь автомобилей должен регулироваться таким образом, чтобы исключить смещение, повреждение или загрязнение созданной прослойки из стекловолокнистой сетки колесами транспортных средств. Разворот автомобилей должен выполняться за пределами участка с прослойкой, а заезд на прослойку – задним ходом по одной колее с последующим выездом по той же колее. Если отмечается прилипание прослойки к колесам, следует выполнить на колее россыпь песка тонким слоем и скорректировать в сторону уменьшения норму расхода вяжущего.

4.10. Все технологические операции следует проводить согласно СНиП 3.06.03-85 п. 10.16.

5. МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1. Предприятие-изготовитель стекловолокнистой геосетки должно выполнять ТУ на геосетки и, при необходимости, дополнительные требования, согласованные с дорожными проектными организациями.

5.2. Транспортирование и хранение стекловолокнистой геосетки должно осуществляться в соответствии с ТУ на поставляемые геосетки.

6. ГАРАНТИИ ПОСТАВЩИКА И ИЗГОТОВИТЕЛЯ

6.1. Изготовитель гарантирует соответствие выпускаемой продукции требованиям существующих технических условий при соблюдении условий транспортирования и хранения. Гарантии Поставщика оговариваются в договорах на поставку продукции.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДОКУМЕНТОВ

Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. М., Транспорт, 1978.

Инструкция по организации движения и ограждению места производства дорожных работ ВСН 37-84.

ГОСТ 9128-97 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний.

СНиП III-4-80 Техника безопасности в строительстве.

СНиП 3.06.03-85 п. 10.16.

Рекомендации по расчету и технологии устройства оптимальных конструкций дорожных одежд с армирующими прослойками при строительстве, реконструкции и ремонте дорог с асфальтобетонными покрытиями. Минтранс РФ. М., 1993.

СТО 65624562-001-2012 Технические условия на геосетку стеклянную клееную (МЕАСЕТ-СБ)

Геосетки для армирования дорожных одежд с покрытиями из асфальтобетона Текст научной статьи по специальности « Технологии материалов»

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Лыщик П.А., Красковский С.В.

In theses the substantiation of necessity is resulted applications of geogrids for reinforcing road clothes with coverings from asphalt concrete.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Лыщик П.А., Красковский С.В.

Текст научной работы на тему «Геосетки для армирования дорожных одежд с покрытиями из асфальтобетона»

ГЕОСЕТКИ ДЛЯ АРМИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ПОКРЫТИЯМИ ИЗ АСФАЛЬТОБЕТОНА

Лыщик П.А., Красковский С.В. (УО “БГТУ”, г. Минск, РБ)

In theses the substantiation of necessity is resulted applications of geogrids for reinforcing road clothes with coverings from asphalt concrete.

Среди различных видов покрытий дорожных одежд нежесткого типа наилучшими эксплуатационными характеристиками обладает асфальтобетонное покрытие. Однако асфальтобетонная дорожная одежда зачастую работает в разных температурных режимах и подвергается воздействию значительных временных нагрузок, что приводит к постоянному появлению трещин в асфальте и, тем самым, его преждевременному разрушению. Из-за малого предела прочности при растяжении даже небольшое расширение приводит к образованию трещин и к снижению эксплуатационных качеств и долговечности асфальтобетонных покрытий.

Для повышения прочности и долговечности, снижения или исключения таких повреждений можно использовать эффект армирования. Армирование дорожных одежд предполагает устройство дополнительного слоя или введение в конструкцию армирующего элемента, в частности, геосетки.

Армирующие геосетки должны выполнять следующие функции: повышение прочности асфальтобетонного покрытия при растяжении; восприятие и равномерное распределение по большей площади покрытия основных горизонтальных напряжений при растяжении.

Влияние армирующих сеток на асфальтобетонные образцы показано на рис. 1.

Рисунок 1 – Зависимость относительного удлинения различных образцов асфальта от величины растягивающего усилия:

а – с армирующеи сеткой; б – без армирующеи сетки

В отличие от неармированных образцов асфальтобетона, в которых обычно возникает одна большая трещина, в армированных образцах образуются мелкие распределенные трещины.

К геосеткам предъявляются следующие требования: 1) армирующие геосетки

должны содержать свободной поверхности не менее 75 % от площади сетки, которая позволяет осуществлять непосредственное соприкосновение слоев из асфальтобетона над сеткой и под ней; 2) размер ячейки должен в 2 – 2,5 раза превышать характерный размер частиц минерального заполнителя в асфальте; 3) прочность геосетки шириной 1 м в продольном и поперечном направлениях должна составлять не менее 50 кН/м.

Геосетки рекомендованы для армирования монолитных слоев асфальтобетонной дорожной одежды. Армирование нижней грани монолитного слоя или верхней его части геосетками, имеющими прочность на разрыв большую, чем прочность материала слоя на растяжение при изгибе, способствует увеличению расчетной прочности конструкции по третьему критерию прочности (сопротивление растяжению при изгибе монолитных слоев), а это позволит уменьшить толщину всей конструкции минимум на 10 %. Использовать геосетки можно и в качестве трещино-прерывающих прослоек, препятствующих появлению “отраженных” трещин на поверхности, при ремонте (укладке нового слоя) асфальтобетона. Геосетка может укладываться как на старое покрытие, так и между слоями нового покрытия.

Возможные типы конструкций армированных дорожных одежд с покрытиями из асфальтобетона показаны на рис. 2.

Рисунок 2- Типы конструкций дорожных одежд с геосетками: 1 – слои асфальтобетона; 2 – геосетка; 3 – слои гравия или щебня; 4 – дополнительный песчаный слой; 5 – земляное полотно; 6 – слои гравия, обработанного битумом; 7 – выравнивающий песчаный слой; 8 – существующая дорожная одежда

В практике дорожного строительства применяются геосетки, основные характеристики которых приведены в таблице.

Таблица – Характеристики применяемых геосеток

Марка сетки Размер ячейки, мм Толщина сетки, мм Прочность на разрыв*, кН/см, Показатель деформатив-ности, кН/см

НПС-320 10×10 0,9 1,4 3,70

НПС-390 15×15 1,5 2,4 1,60

СПАП-2000 5×7 1,4 2,2 1,75

СПАП-Кама 5×5 1,0 1,6 2,50

Примечание: * – приведены минимальные значения

В зарубежном строительстве для армирования асфальтобетонных дорожных одежд используются геосетки тенсар (Англия), хоте и армарал (обе ФРГ), геогрид (Канада), гласгрид (США), тревира (Франция) и др. Их применение позволяет уменьшить трещинообразование, предотвратить появление “отраженных” и образование продольных трещин в результате морозного пучения, повысить усталостную прочность и сопротивляемость покрытия колееобразованию.

Основой для успешного применения технологии армирования асфальтобетонных покрытий геосетками служит тот факт, что она обеспечивает вдвое, а то и втрое больший срок эксплуатации покрытия и, соответственно больший промежуток времени между ремонтами дороги.

1. Казарновский В.Д., Гладков В.Ю., Мерзликин А.Е. К оценке области рационального применения армирующих сеток в дорожных одеждах нежесткого типа. -В сб.: Повышение долговечности дорожных конструкций. Труды Союздорнии. -М.: 1986. -С.61-67.

2. Смирнов В.М., Паронян Г.Г., Косарев Ю.И. Экспериментальное влияние прослоек в основании дорожных одежд на их напряженно-деформированное состояние. – В сб.: Конструирование, расчет и испытание дорожных одежд. Труды Союздорнии. – М.: 1990. -С.25-31.

3. Батеро К. Решетки из геосинтетических материалов как арматура для асфальтовых покрытий с интенсивным дорожным движением. – Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века, № 5, 2000. -С.4-5.

Асфальтобетонные покрытия с геосетками

Применение геосеток «Армдор» создает условия для увеличения срока службы дорожных покрытий без появления отраженных трещин и повышения несущей способности дорожных одежд на 10-15%. Использование армированных асфальтобетонных слоёв приводит к усовершенствованию дорожных конструкций, увеличению их долговечности и экономии средств на строительство и эксплуатацию.

Геосетка стеклянная клееная – сетка, получаемая из стеклоровингов, расположенных в продольном и поперечном направлении и склеенных между собой.

К капитальному ремонту асфальтобетонных покрытий отнесен комплекс работ, при котором производится восстановление и повышение прочности дорожной одежды, ровности и сцепных качеств дорожного покрытия.

Критерием для назначения капитального ремонта является такое эксплуатационное состояние покрытия, при котором прочность дорожной одежды, а также показатели ровности и сцепных качеств покрытия снизились до предельно допустимых значений и не удовлетворяют возросшим требованиям движения настолько, что невозможно или экономически нецелесообразно приводить их в соответствие с указанными требованиями посредством работ по ремонту и содержанию.

Задача капитального ремонта состоит в полном восстановлении и повышении эксплуатационного состояния покрытия до уровня, позволяющего обеспечить нормативные требования к потребительским свойствам в период до очередного капитального ремонта при интенсивности движения, соответствующей расчетной для данной категории дороги.

Капитальный ремонт, как правило, должен производиться на всем протяжении ремонтируемого участка покрытия.

Допускается проведение выборочного капитального ремонта отдельных участков покрытия.

В состав капитального ремонта могут быть включены работы по ремонту, а также по содержанию покрытия на ремонтируемом участке, состояние которого не требует капитального ремонта, если указанные работы не были выполнены до начала капитального ремонта.

К капитальному ремонту асфальтобетонных покрытий относятся в первую очередь работы, связанные с перекрытием изношенных покрытий слоями асфальтобетона, в том числе с использованием армирующих и использованием существующих асфальтобетонных покрытий в качестве основания после предварительной их подготовки (фрезерования).

Для восстановления ровности и увеличения несущей способности асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог применяют следующие основные способы усиления:

  • устройство слоев усиления из асфальтобетонных смесей поверх старого асфальтобетонного покрытия без нарушения его сплошности;
  • то же с предварительным фрезерованием старого асфальтобетонного покрытия;
  • укладка слоя усиления из асфальтобетонной смеси на выравнивающий слой. Выравнивающий слой может быть уложен на старое асфальтобетонное покрытие или на отфрезерованное покрытие.

Необходимые материалы, конструкции и методы усиления асфальтобетонных покрытий назначают с учетом категории дороги, состояния покрытия, несущей способности существующей дорожной одежды, климатических и грунтово-гидрологических условий.

Оценку эксплуатационного состояния асфальтобетонных покрытий выполняют первоначально на основании результатов визуального осмотра их поверхности.

Перед проведением обследования изучают имеющуюся проектную и эксплуатационную документацию, включая данные о предыдущих обследованиях покрытия. Составляют паспорт состояния асфальтобетонного покрытия. На основании определения и сравнения фактической прочности дорожной одежды с требуемой принимают решения о проведении работ по её усилению.

Подготовительные работы при армировании асфалтобетонных покрытий геосетками «Армдор»

Подготовку асфальтобетонного покрытия выполняют тщательно, так как от нее во многом зависит долговечность всей конструкции дорожной одежды. Требования к подготовке асфальтобетонных покрытий устанавливают в зависимости от степени их разрушения и материалов, применяемых для выполнения ремонтных работ.

Перед выполнением подготовительных работ рассматривают результаты обследования и данные испытания эксплуатационного состояния асфальтобетонного покрытия:

  • ровность поверхности покрытия;
  • прочность дорожной одежды;
  • коэффициент сцепления поверхности покрытия;
  • степень поврежденности поверхности покрытия.

Требования к указанным параметрам должны определяться соответствующими нормативными документами.

Наиболее опасными повреждениями, без ликвидации или ремонта которых не рекомендуется укладывать слои усиления, обобщены и представлены в табл. 6.1.

При обследовании асфальтобетонного покрытия обращают особое внимание на влажность грунтового основания, уровень грунтовых вод и устанавливают причины переувлажнений оснований.

Разрабатывают проект и производят в соответствии с ним ремонт водоотводных систем для получения сухого, хорошо дренирующего влагу основания.

Причиной переувлажненного основания может быть наличие следующих факторов:

  • подъем уровня грунтовых вод, способствующий водонасыщению вышележащих слоев грунта;
  • разрушение и заиливание водопропускных труб;
  • нарушение уклонов в дренажной системе;
  • образование трещин в покрытии, через которое свободно в основание проникают поверхностные воды.

Осушение основания, ремонт и восстановление водоотводных систем являются первоочередными работами при подготовке асфальтобетонного покрытия к усилению.

При наличии в основании поврежденного покрытия пучинистых грунтов рекомендуется провести их замену до укладки слоя усиления.

Для укладки геосетки «Армдор» поверхность асфальтобетонного покрытия должна быть ровной, чистой и сухой. Трещины шириной более 3 мм должны быть загерметизированы.

При наличии значительного количества выбоин и сколов на покрытии устраивают выравнивающий слой или устраняют неровности покрытия путём его фрезерования. Требуемые глубины фрезерования и поперечные уклоны устанавливают в зависимости от средней глубины разрушения поверхности асфальтобетонного покрытия.

После выполнения работ по фрезерованию асфальтобетонного покрытия определяют на месте возможность укладки геосетки «Армдор» непосредственно на отфрезерованную поверхность или необходимость устройства дополнительно выравнивающего слоя из асфальтобетона.

При наличии неглубоких раковин, выбоин, шелушения и других разрушений асфальтобетона, перед укладкой слоя усиления проводят ремонт поверхностного слоя асфальтобетонного покрытия, в соответствии с ”Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог”.

Армирование асфальтобетонных слоёв геосетками «Армдор»

Устройство армирующей прослойки при усилении асфальтобетонных покрытий слоями асфальтобетона осуществляют из геосетки «Армдор». Геосетка должна соответствовать требованиям Технических условий ТУ 2296-003-3297724-2002 и изготавливаться по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

Геосетка принимает на себя часть растягивающих напряжений, возникающих от температурных и транспортных нагрузок, и замедляет развитие отраженных трещин в верхнем асфальтобетонном слое усиления в зоне трещин существующего покрытия .

Тип геосетки «Армдор» и её расположение в конструктивных слоях покрытия определяется в процессе проектирования слоёв усиления в зависимости от состояния асфальтобетонного покрытия, величины транспортных нагрузок, климатических факторов и ряда других факторов.

Укладку геосетки «Армдор» осуществляют:

  • непосредственно на старое асфальтобетонное покрытие, при достаточной его ровности;
  • на отфрезерованную поверхность асфальтобетонного покрытия после его фрезерования;
  • на выравнивающий слой, уложенный на старое асфальтобетонное покрытие или отфрезерованную поверхность покрытия;
  • на поверхность нижнего слоя асфальтобетонного покрытия при устройстве двухслойного покрытия;
  • на поверхность основания из чернощебеночной смеси при устройстве одного слоя покрытия.

Технология работ по усилению асфальтобетонного покрытия геосетками «Армдор» включает следующие операции:

  • очистка покрытия от загрязнений;
  • ликвидация дефектов асфальтобетонного покрытия (замена основания на участках с пучинистыми грунтами, выравнивание поверхности покрытия фрезерованием, ремонт выбоин, герметизация трещин);
  • розлив вяжущего на поверхности асфальтобетонного покрытия в местах, где намечена укладка геосеток;
  • подвоз, нарезка, укладка, натяжение и крепление геосетки;
  • распределение и уплотнение асфальтобетонной смеси слоями необходимой толщины.
Читайте также:  Толщина стен из пеноблоков: для дома, для наружных стен

Операции по укладке геосеток и устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия выполняют в одну смену с планированием минимально возможного расстояния по потоку между ними. Величину сменной захватки назначают по производительности ведущей машины- асфальтоукладчика.

При проведении ремонтных работ на проезжей части без прекращения движения транспорта, место работы должно ограждаться в соответствии с Инструкцией по организации движения и ограждению места производства дорожных работ ВСН 37-84. Выполнение работ предусматривает укладку асфальтобетонного слоя усиления с армированием геосеткой «Армдор» в два этапа: сначала на одной, а затем на другой стороне движения транспорта.

Существующее асфальтобетонное покрытие очищают от пыли и грязи с помощью механических щеток, сжатого воздуха от компрессоров, поливомоечных машин, при необходимости – просушивают.

На участках с выбоинами, трещинами, раковинами, шелушением и другими дефектами асфальтобетонного покрытия, препятствующими плотному контакту геосетки с основанием и сцеплению с асфальтобетонным слоем усиления, выполняют предварительную подготовку ремонтируемого покрытия (см. раздел 6).

Укладку геосетки «Армдор» надлежит выполнять руководствуясь положениями настоящего технологического регламента. Работы должен осуществлять квалифицированный персонал.
Для обеспечения хорошего сцепления вышележащего слоя с подготовленным основанием равномерно наносят на поверхность основания битумную эмульсию с 70% содержанием битума из расхода 0,8 – 1,0 кг/ м2. При использовании в качестве подгрунтовки битума его расход составляет 0,6-0,9 кг/м2. Вид и конкретное количество вяжущего, используемого в данной операции, назначают с учетом обеспечения максимального сцепления между слоями. Ширину полосы распределения автогудронатором используемого вяжущего назначают на 10. 20 см больше ширины полосы укладываемой геосетки.

Укладку полотна армирующей геосетки на выравнивающий слой производят не ранее, чем через сутки после его устройства

При устройстве сплошной трещинопрерывающей прослойки на всю ширину проезжей части рулоны полотна геосетки «Армдор» раскатывают параллельно оси дороги ровно, без волн и складок, внахлест с перекрытием полотен на 10. 15 см между продольными краями полотен. Стыки следует разнести в тех местах, где полотна геосетки укладывают рядом и друг за другом. Полотна геосетки «Армдор» укладывают внахлест таким образом, чтобы перекрытие торцов в продольном (параллельном оси дороги) направлении было 20- 25 см. Конец одного рулона должен всегда накрывать начало следующего в направлении укладки, чтобы последний не был сдвинут или завернут асфальтоукладчиком. Начало полотна (не менее 20 см от начала рулона) фиксируют с помощью специальных гвоздей с шайбами (строительных дюбелей) в шахматном порядке. При ширине рулона 2,4 м требуется 6-7 гвоздей.

Укладку геосеток «Армдор» осуществляют с помощью механического укладчика или вручную. Укладчики обычно выпускают в виде простых навесных траверс. Их использование целесообразно при армировании больших площадей асфальтобетона с шириной геосетки более 1,5 м.

Предварительное натяжение геосетки «Армдор» приводит к увеличению эффективности армирования конструкции. Поэтому рулон следует раскатывать с небольшим продольным натяжением полотна, не допуская образования складок.

При укладке геосетки «Армдор» уделяют внимание обеспечению плотного контакта и надежного прилипания сетки к основанию, для чего применяют прикатку полотен ручным катком или прижатие геосетки к поверхности укладки грубой щеткой.

До начала распределения асфальтобетонной смеси слоя усиления необходимо обеспечить защиту полотен геосетки, закрепленных на ремонтируемом асфальтобетонном покрытии (или на выравнивающем асфальтобетонном слое), от повреждения построечным транспортом. В процессе устройства асфальтобетонного покрытия следует регулировать режим движения автомобилей – самосвалов, груженных асфальтобетонной смесью, защищая закрепленную на нижележащей поверхности геосетку от загрязнения, смещения или повреждений.

Асфальтоукладчик и транспортные средства должны двигаться очень осторожно, чтобы свести к минимуму сдвиговые нагрузки в геосетке. При подъезде к асфальтоукладчику транспортные средства должны избегать лишнего маневрирования, резких ускорений или торможений. Желательно, чтобы они при контакте с асфальтоукладчиком двигались своим ходом без торможения.

В случае прилипания пропитанной вяжущим геосетки к колесам транспортных средств производят распределение тонким слоем чистого песка, мелкого щебня или асфальтобетонной смеси по поверхности армирующей прослойки в местах движения автомобилей.

Заезд автотранспорта на прослойку рекомендуется выполнять задним ходом при медленном движении по одной колее для заезда и съезда с полотна.

При удовлетворительном состоянии существующего асфальтобетонного покрытия устраивают локальное армирование асфальтобетона только в зоне отдельных сквозных трещин.

В этом случае полотна геосетки необходимой длины укладывают вдоль трещины симметрично оси на ширину рулона. Ширина полотна должна быть не менее 1,0 м.

Распределение и уплотнение асфальтобетонной смеси, а также контроль производства работ осуществляют в соответствии с рекомендациями действующих регламентов, стандартов, правил и других нормативных документов.

Дополнительным мероприятием по замедлению процесса трещинообразования в слоях усиления асфальтобетонных покрытий с применение геосетки «Армдор», является нарезка швов в наращиваемом слое покрытия, с последующей их герметизацией полимернобитумными мастиками. При этом предотвращается в дальнейшем самопроизвольное неориентированное трещинообразование в вышележащих слоях и их разрушение.

Устройство армирующих прослоек из геосетки «Армдор» эффективно при ремонте дорожных асфальтобетонных покрытий отдельными картами. Требования к поверхности для укладки геосетки «Армдор» в карту определены разделом 6 настоящего технологического регламента. Ремонтные работы отдельными картами выполняют с соблюдением общей технологической последовательности, включающей подготовительные работы, укладку и уплотнение асфальтобетонной смеси.

Виды дорожных покрытий
Перфорирующее оборудование

Технологический регламент на укладку геосетки

1. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4. ТЕХНОЛОГИЯ УКЛАДКИ ГЕОСЕТОК ИЗ СТЕКЛОВОЛОКНА ПРИ РЕМОНТЕ И РЕКОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ

5. МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

6. ГАРАНТИИ ПОСТАВЩИКА И ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДОКУМЕНТОВ

Настоящий технологический регламент распространяется на осуществление проектных работ и процедуру армирования асфальтобетонных покрытий геосетками, осуществляемую при ремонте и реконструкции автомобильных дорог III и IV технических категорий по типовым технологическим схемам обустройства “коврика”. При проектировании следовать «Рекомендациям» по расчету и технологии устройства оптимальных контсрукций дорожных одежд с армирующими прислойками при строительстве, реконструкции и ремонте дорог с асфальтобетонными покрытиями».

Асфальтобетонные покрытия с армоэлементами из геосетки применяют для строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог общего пользования (в том числе улиц, площадей, тротуаров), ведомственных и частных дорог.

Армирование геосеткой замедляет появление отраженных трещин на поверхности покрытий и повышает распределяющую способность покрытия, увеличивая, тем самым, долговечность и дорожных одежд.

Многолетним отечественным и зарубежным опытом показано, что срок службы асфальтобетонного покрытия, армированного стекловолокнистой геосеткой увеличивается в 2-3 раза.

1. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ

1.1. При использовании армирующих сеток в асфальтобетонных покрытиях дополнительные требования к материалам конструктивных слоев не предъявляются, дорожно-строительные материалы должны удовлетворять требованиям ГОСТ 9128-97 и ТУ производителей.

1.2. В качестве армирующих используют геосетки стекловолокнистые с разрывными нагрузками от 40 kN/m и более.

1.3. Размер ячеек армирующей сетки должен быть в 2-2,5 раза больше размера щебня, используемого в асфальтобетонной смеси (по максимальным диаметрам).

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. При строительстве дорожных покрытий и оснований требования правил техники безопасности и производственной санитарии должны отвечать предусмотренным СНиП III-4-80 “Техника безопасности в строительстве” и “Правилам техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог”.

2.2. В случае проведения работ на проезжей части без прекращения движения транспорта, место работы должно ограждаться в соответствии с Инструкцией по организации движения и ограждению места производства дорожных работ ВСН 37-84. Организация работ в этих случаях должна исключать передвижение работающих по открытой для движения транспорта части дороги.

2.3. Работы по укладке стекловолокнистой сетки должны вестись не ближе, чем за 20 м от места укладки асфальтобетонной смеси.

2.4. Сетки нетоксичны, но отдельные виды связующего в них могут являться горючими материалами. При возникновении пожара тушить водой и пеной.

2.5. Для предупреждения профдерматитов необходимо применять средства, защищающие руки, резиновые или “биологические” перчатки или рукавицы, а по окончании работы при необходимости смазывать кожу зудоуспокаивающими мазями на основе ланолина, борного вазелина или 1 %-ой салициловой мазью.

3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Геосетки должны отвечать требованиям Технических условий производителя, согласованных с проектными организациями.

3.2. Входной контроль за физико-механическими показателями геосеток осуществляетсятся в соответствии с методиками, указанными в ТУ на эти геосетки.

3.3. Приемку покрытий асфальтобетонных армированных стекловолокнистой сеткой производят на вырубленных из покрытия образцах-вырубках прямоугольной формы по ГОСТ 12801-98.

3.4. Вырубки следует отбирать на покрытиях через 10 суток после устройства из расчета:

  • при ширине не более 7м – три пробы на 1 км;
  • при ширине более 7м – три пробы с каждых 7000 м .

3.5. Смеси асфальтобетонные должны соответствовать ГОСТ 9128-97.

3.6. В случае неудовлетворительного результата хотя бы по одному показателю работы прекращаются до устранения причин.

4. ТЕХНОЛОГИЯ УКЛАДКИ ГЕОСЕТОК ИЗ СТЕКЛОВОЛОКНА ПРИ РЕМОНТЕ И РЕКОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ

4.1. Работа по устройству асфальтобетонных покрытий армированных стекловолокнистой сеткой следует вести по типовым технологиям с некоторыми видоизменениями и добавлением отдельных операций:

  • подготовка основания (старого покрытия, имеющего температурные трещины);
  • розлив вяжущего;
  • укладка геосетки;
  • устройство асфальтобетонного покрытия.

(Примечание: практика показала, что толщина нового слоя при армировании геосетками может быть снижена до 4 см.)

4.2. Устройство прослойки из стекловолокнистой геосетки предусматривает укладку ее по всей ширине проезжей части в два этапа: сначала на одной, потом – другой стороне движения транспорта.

4.3. Перечисленные в п. 5.1 операции выполняют в одну смену с планированием минимально возможного расстояния по потоку между ними, применяя при этом существующий парк машин в отрасли. Величину сменной захватки назначают по производительности ведущей машины – асфальтоукладчика, причем, желательно, чтобы она была кратной длине полотна сетки в рулоне.

4.4. Подготовка основания (старого асфальтобетонного покрытия, имеющего трещины и другие дефекты) под укладку геосетки состоит в очистке его от пыли и грязи, устранении выбоин, других дефектов, очистки и заделки крупных трещин (шириной более 3 мм). Иначе говоря, следует выполнять работы, относящиеся к основным видам ремонта асфальтобетонного покрытия и требующие использования соответствующих машин. В зависимости от состояния дорожного полотна и требований проекта используется один из двух вариантов подготовки основания:

– без устройства выравнивающего слоя. Это допускается при достаточно сохранившемся дорожном покрытии, характеризующимся отсутствием выбоин, но с выраженной трещинноватостью;

– с укладкой выравнивающего слой из мелкозернистой смеси, предусмотренной проектом.

Укладку на выравнивающий слой асфальтобетона геосетки следует производить не менее чем через сутки после уплотнения.

4.5. Распределение битума БНД 40/60 или 60/90 осуществляют из расчета 0,8 – 1,0 л/м3. Основной розлив вяжущего выполняют автогудронаторами. Температура битума при этом должна быть 140-160° С. Розлив выполняют сначала по одной из сторон движения дороги, причем ширина распределения вяжущего должна на 0,15-0,20 м превышать ширину устраиваемой прослойки. Время, между розливом битума и укладкой геосетки, должно подбираться так, чтобы обеспечить максимальное прилипание сетки к битуму.

4.6. Полотна геосетки укладывают отдельными полосами, располагая полотна в продольном направлении с перекрытием полотен не менее 0,10 м. Перекрытие смежных полотен в поперечном направлении должно составлять не менее 0,15м. Работа выполняется вручную звеном из трех дорожных рабочих. Рулоны сетки транспортируют к месту производства работ непосредственно перед укладкой. Их рекомендуется распределять по длине захватки через растояние равное длине полотна в рулоне. Рулоны раскатывают ровно без перекосов, вызывающих появление складок, с небольшим продольным его натяжением. В пределах перекрытия полотна должны быть подгрунтованы битумом, если сцепление полотен не обеспечивается на перекрытии прониканием битума снизу. Для обеспечения плотного прилегания геосетки к основанию и сцепления с ним ведут подкатку полотен ручным катком или прижимают рулон сетки по краям асфальтобетонной смесью. В случае плохого прилипания сетки к битуму (подобное может происходить при загустевании битума в прохладную погоду и др.), допускается дополнительное прикрепление сетки к асфальтобетонному покрытию проволочными скобками или путем набрасывания горячей асфальтобетонной смеси лопатами вручную на участки дороги с плохой адгезией сетки. При образовании складок полотна геосетки их следует разрезать и прижать к поверхности вяжущего.

4.7. Если участки дороги имеют одиночные выраженные трещины, при расстоянии между трещинами более 15 м, допускается локальное армирование их геосеткой. При этом сетка располагается вдоль трещины и симметрично ее. Расстояние от краев сетки до трещины должно составлять не менее 50 см. При армировании трещин с радиусом кривизны от 15 м, допускается делать вырезки на сетке и укладывать ее в нахлест, придерживаясь радиуса кривизны трещины. Трещины с более значительной кривизной рекомендуется армировать несколькими полотнами геосетки.

4.8. Устройство асфальтобетонного покрытия ведут по типовой технологии, обращая внимание на качество уложенной прослойки и регулируя режим движения автомобилей, подвозящих асфальтобетонную смесь.

4.9. Режим движения подвозящих асфальтобетонную смесь автомобилей должен регулироваться таким образом, чтобы исключить смещение, повреждение или загрязнение созданной прослойки из стекловолокнистой сетки колесами транспортных средств. Разворот автомобилей должен выполняться за пределами участка с прослойкой, а заезд на прослойку – задним ходом по одной колее с последующим выездом по той же колее. Если отмечается прилипание прослойки к колесам, следует выполнить на колее россыпь песка тонким слоем и скорректировать в сторону уменьшения норму расхода вяжущего.

4.10. Все технологические операции следует проводить согласно СНиП 3.06.03-85 п.10.16.

5. МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1. Предприятие-изготовитель асфальтобетонной смеси обязано выполнять требования ГОСТ 9128-97.

5.2. Предприятие-изготовитель стекловолокнистой геосетки должно выполнять ТУ на геосетки, согласованные с дорожными проектными организациями.

6. ГАРАНТИИ ПОСТАВЩИКА И ИЗГОТОВИТЕЛЯ

6.1. Изготовитель гарантирует соответствие выпускаемой продук¬ции требованиям существующих технических условий при соблюдении ус¬ловий транспортирования и хранения.

7. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДОКУМЕНТОВ

Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. М.,Транспорт,1978.

Инструкция по организации движения и ограждению места производства дорожных работ ВСН 37-84.

ГОСТ 9128-97 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний.

СНиП III-4-80 Техника безопасности в строительстве.

СНиП 3.06.03-85 п.10.16.

Рекомендации по расчету и технологии устройства оптимальных конструкций дорожных одежд с армирующими прослойками при строительстве, реконструкции и ремонте дорог с асфальтобетонными покрытиями. Минтранс РФ. М., 1993

Материал по теме:

Купить необходимые материалы, узнать стоимость услуг монтажа и условия доставки Вы можете у наших менеджеров или по единому телефону +7 (951) 534 02 80

Добавить комментарий