Битум для асфальта: дорожный, жидкий

Битумная эмульсия: виды, характеристики, применение

Битумная эмульсия – это эмульгированный жидкий битум, получаемый путем смешивания битума и водного раствора эмульгатора. Смесь однородная, с консистенцией молока, обладает хорошими клеящими свойствами. Базовый цвет – коричневый, оттенки – от светлых до темных. Низкая вязкость эмульсий позволяет осуществлять обработку каменных материалов без прогрева. Кроме того, уровень выбросов вредных веществ в атмосферу значительно ниже, по сравнению с применением горячих битумов. Характеристики эмульгированных битумов регламентирует ГОСТ Р 52128-2003.

Состав эмульсионного материала

В строительстве используются битумные эмульсии, в состав которых входят:

  • Битум – 30-70% от общей массы. Наиболее популярны смеси, содержащие 50-55% битума. Для приготовления эмульсий обычно используется нефтяной дорожный битум марок БНД 90/130, БНД 130/200. Для получения высококачественной смеси применяют полимерно-битумное вяжущее, которое обладает лучшими эксплуатационными свойствами, по сравнению с традиционным битумом.
  • Вода. Ее массовая доля составляет 15-70%.
  • Эмульгатор (0,15-3%). Его функции выполняют поверхностно-активные вещества, которые растворяются в обеих фазах (воде и вяжущем) или только в одной из них. Они могут быть анионактивными или катионактивными. Редко вместо ПАВ используются мелкодисперсные минеральные порошки – цемент, глины, сажа, карбонаты, оксиды.
  • Стабилизатор. Массовая доля – 0,05%-0,5%. Востребован только в эмульсиях с катионактивными ПАВ. Для этой цели применяются: водный раствор хлорида кальция или других водорастворимых солей, кислоты (ортофосфорная, соляная, уксусная).
  • Дополнительные компоненты. Это могут быть растворители, полимеры, разжижители, модифицирующие добавки. Модифицированная битумная эмульсия готовится на модифицированном или обычном битуме. В продукт на обычном битуме вводят латекс, эпоксидную смолу, полиэтилен, синтетическую смолу или каучук.

Размер частиц, входящих в состав смеси, обычно не более 1,5 мкм.

Характеристики битумной эмульсии

Для правильного расчета требуемого количества материала необходимо знать его плотность и примерный расход в разных эксплуатационных условиях. Удельный вес (плотность) битумной эмульсии составляет в среднем 1,05 г/см 3 (1050 кг/м 3 ), это означает, что в 1 л содержится 1,05 кг материала.

Примерный расход битумной эмульсии на 1 м 2 покрытия из асфальта:

  • При устройстве основания на пропитку 1 см толщины понадобится примерно 1 л/м 2 материала.
  • Для финишного асфальтного покрытия – 0,3-0,4 л/м 2 .
  • Для цементобетонного основания – 0,3-0,4 л/м 2 .
  • Для щебневого основания – 0,5-0,9 л/м 2 .

Свойства битумной эмульсии, обеспечивающие ее преимущество, по сравнению с обычным битумом:

  • Низкая вязкость, благодаря которой материал проникает даже в мельчайшие поры базового слоя.
  • Высокая адгезия к основанию.
  • Возможность проведения дорожно-строительных работ при высокой относительной влажности воздуха и низких температурах.
  • Высокая точность дозирования и распределение материала тонким слоем по основанию
  • Экономия энергоносителей, необходимых для разогрева материала перед его использованием.
  • Соответствие экологическим стандартам и безвредность для здоровья человека, благодаря минимальному количеству вредных выбросов в атмосферу. Эмульсия относится к малоопасным веществам и по уровню воздействия на организм она соответствует 4 классу опасности по ГОСТу 12.1.007.
  • Высокая пожаробезопасность.

Виды битумных эмульсий

По типу основы эти материалы разделяются на следующие группы:

  • Прямые. Основа – вода. В ней растворяются битумы, гудроны, масла. Такие составы хорошо разбавляются мягкой водой. Имеют высокую электропроводность.
  • Обратные. Основа – органические вещества, вода используется в капельном виде. Электрический ток проводят плохо.

Классификация битумных эмульсий по индексу заряда:

  • Быстрораспадающаяся. Материал распадается сразу после соприкосновения с каменной поверхностью.
  • Среднераспадающаяся. Смесь распадается после смешивания с каменными фракциями.
  • Медленнораспадающаяся. Эти сверхстабильные смеси разлагаются только после соприкосновения с каменными материалами большой площади.

Материалы по составу эмульгатора – анионные, катионные, неионные. Анионные составы содержат отрицательно заряженные частицы. Такие смеси использовать сложно, поскольку наполнители также имеют отрицательно заряженные ионы. Наиболее эффективными являются катионные битумные гидроизоляционные материалы, хорошо совместимые с большинством наполнителей.

Применение битумных эмульсий в дорожных и гидроизоляционных работах

Эти материалы применяются для следующего:

  • поверхностная проливка покрытий автодорог;
  • подгрунтовка – необходима для улучшения адгезии слоев;
  • обработка каменных сыпучих веществ различных фракций;
  • заливка тонких защитных слоев при использовании литого асфальтобетона;
  • производство холодных асфальтобетонных смесей;
  • ямочный ремонт различными технологиями – пропиткой, струйно-инъекционным методом;
  • изготовление холодных смесей для ямочного ремонта дорог;
  • профилактические мероприятия по продлению эксплуатационного срока автодорог – проливка мелких трещин, гидроизоляция пористых слоев;
  • гидроизоляция поверхностей зданий и сооружений;
  • сооружение и ремонт мягких кровель.

Битумная эмульсия востребована при сооружении не только асфальтобетонных, но и цементобетонных дорог. Добавка эмульгированного битума в цементобетон повышает его влагостойкость, морозостойкость и устойчивость к появлению трещин.

Мастика 05 для трещин

КоличествоЦена, руб.
До 10 вёдер2990
10 вёдер2790
20 вёдер2690
От 50 вёдер2490
От 100 вёдер2290

Discount per Quantity

Описание

Высокое профессиональное качество Холодной битумной мастики ЖИДКИЙ АСФАЛЬТ® – Мастика 05 способствует повышению производительности и качества дорожных работ.

Рекомендуется для ремонта трещин и небольших выбоин (до 10 кв.см площадью и глубиной не более 10 мм).

Применяется для предотвращения попадания влаги в трещины асфальта и её замерзания при низких температурах, с целью продления срока службы асфальта.

Преимущества Мастики 05

Готовая к применению смесь с оптимальной вязкостью для наилучшего заполнения трещин легко наносится, имеет прекрасное сцепление с асфальтом, обладает отличными герметизирующими свойствами и сопротивляемостью к появлению трещин.

  • Использовать Мастику 05 могут обычные люди, не имеющие специальных знаний и опыта.
  • При ремонте трещин Мастикой 05 не требуется никакого специального теплового оборудования, всё наносится в холодном виде.
  • Быстрота нанесения и высыхания, надёжность сцепления с дорогой и долговечность.
  • Асфальт, с отремонтированными Мастикой 05 трещинами и покрытый затем герметизирующим покрытием ЖИДКИЙ АСФАЛЬТ® – Защита 02, приобретает вид свежеуложенного и придаёт опрятный, нарядный вид Вашей территории.

Расход

10 л на 50 м трещин толщиной до 10 мм и глубиной до 10 мм.

Аксессуары и инструменты

Для нанесения Мастики 05 применяйте обычный малярный шпатель.

Подготовка к работе

Все работы должны проводиться при температуре окружающего воздуха не ниже + 5 °С и отсутствии дождя в течение 1 суток после нанесения.

Перед началом работ огородите обрабатываемый участок так, чтобы исключить движение людей и транспорта в период проведения работ и минимум 6 часов после их окончания.

Обрабатываемые трещины должны быть очищены от ростков растений, грязи, песка и пыли.

Перед началом работы переверните ведро Мастики 05 вверх дном и хорошо растрясите. Откройте ведро и тщательно перемешайте содержимое до однородной массы.

Заполните весь объём трещины мастикой и разравняйте поверхность.

После высыхания Мастики 05, о чём будет говорить равномерный черный цвет, рекомендуется для продления срока службы мастики и самого асфальта покрыть весь участок герметизирующим покрытием ЖИДКИЙ АСФАЛЬТ® – Защита 02.

Время высыхания

Примерно 3-4 часа, в зависимости от толщины и глубины трещины, температуры и влажности воздуха.

Хранение

Холодную битумную мастику ЖИДКИЙ АСФАЛЬТ® – Мастика 05 хранить в заводской упаковке с плотно закрытой крышкой в сухом помещении при температуре воздуха не ниже + 5 °С.

Срок хранения Мастики 05 – 1 год.

Состав

Вода, битум дорожный, эмульсионные и адгезионные добавки, минеральные наполнители.

Меры предосторожности

Пожаро-взрывобезопасен. При работе использовать средства индивидуальной защиты, очки, резиновые перчатки. При попадании на кожу или в глаза промыть большим количеством воды.

Битум для асфальта – Москва

  • У нас собраны почти все дорожно-строительные материалы
  • Индивидуадьный подход к партнёрам
  • Скидки от объема
  • Выгодные цены
  • Несколько складов по России
  • Доставка в любой регион РФ

  • У нас собраны почти все дорожно-строительные материалы
  • Индивидуадьный подход к партнёрам
  • Скидки от объема
  • Выгодные цены
  • Несколько складов по России
  • Доставка в любой регион РФ

  • У нас собраны почти все дорожно-строительные материалы
  • Индивидуадьный подход к партнёрам
  • Скидки от объема
  • Выгодные цены
  • Несколько складов по России
  • Доставка в любой регион РФ

  • У нас собраны почти все дорожно-строительные материалы
  • Индивидуадьный подход к партнёрам
  • Скидки от объема
  • Выгодные цены
  • Несколько складов по России
  • Доставка в любой регион РФ

  • У нас собраны почти все дорожно-строительные материалы
  • Индивидуадьный подход к партнёрам
  • Скидки от объема
  • Выгодные цены
  • Несколько складов по России
  • Доставка в любой регион РФ

  • У нас собраны почти все дорожно-строительные материалы
  • Индивидуадьный подход к партнёрам
  • Скидки от объема
  • Выгодные цены
  • Несколько складов по России
  • Доставка в любой регион РФ

  • У нас собраны почти все дорожно-строительные материалы
  • Индивидуадьный подход к партнёрам
  • Скидки от объема
  • Выгодные цены
  • Несколько складов по России
  • Доставка в любой регион РФ

  • У нас собраны почти все дорожно-строительные материалы
  • Индивидуадьный подход к партнёрам
  • Скидки от объема
  • Выгодные цены
  • Несколько складов по России
  • Доставка в любой регион РФ
  • У нас собраны почти все дорожно-строительные материалы
  • Индивидуадьный подход к партнёрам
  • Скидки от объема
  • Выгодные цены
  • Несколько складов по России
  • Доставка в любой регион РФ

  • У нас собраны почти все дорожно-строительные материалы
  • Индивидуадьный подход к партнёрам
  • Скидки от объема
  • Выгодные цены
  • Несколько складов по России
  • Доставка в любой регион РФ

  • У нас собраны почти все дорожно-строительные материалы
  • Индивидуадьный подход к партнёрам
  • Скидки от объема
  • Выгодные цены
  • Несколько складов по России
  • Доставка в любой регион РФ

  • У нас собраны почти все дорожно-строительные материалы
  • Индивидуадьный подход к партнёрам
  • Скидки от объема
  • Выгодные цены
  • Несколько складов по России
  • Доставка в любой регион РФ

  • Более 5 лет на рынке
  • Гарантия поставок в срок
  • Индивидуальный подход к каждому клиенту

  • Всегда выполняем обязательства взятые на себя.
  • Всегда идем на встречу клиенту.
  • Являемся представителями крупных железобетонных заводов.

  • Выгодные условия
  • Битум в наличие
  • Сервис

  • более 10 лет на рынке
  • только качественные материалы
  • приемлемые цены, ориентированность на клиента

  • Мы 14 лет на рынке нефтепродуктов
  • Наличие собственного транспорта и производства
  • Опыт и надежность

  • Мы 14 лет на рынке нефтепродуктов
  • Наличие собственного транспорта и производства
  • Опыт и надежность

  • Мы 14 лет на рынке нефтепродуктов
  • Наличие собственного транспорта и производства
  • Опыт и надежность

  • Мы 14 лет на рынке нефтепродуктов
  • Наличие собственного транспорта и производства
  • Опыт и надежность

Продажа битума для асфальта в Москве.

  • Самый большой каталог предложений – 22 штуки.
  • Самый простой способ купить битум для асфальта – это на нашем сайте СтройПортал.

Ищите битум для асфальта в Москве? Воспользуйтесь Стройпортал.ру и найдите лучшее предложение на рынке. Фильтры нашего каталога помогут вам не только купить битум для асфальта в Москве, но и найти лучшую цену, согласовать условия доставки. Наши формы связи позволят Вам в считанные секунды связаться с потенциальным поставщиком. Используйте возможности Стройпортал.ру, это просто и выгодно!

Всё об асфальтировании / Справочник / Битум

Общие сведения о битуме

Битум — природное или искусственное органическое вещество, представляющее собой смесь высокомолекуляр-ных углеводородов и их неметаллических производных. Основной химический состав битума: углерод (70–87 %), водород (8–12 %), сера (0,5–7 %), кислород (0,2–12 %) и от 0 до 2 % азота.

Читайте также:  Пескобетон м300: технические характеристики, состав, отзывы

Представляет собой твердое или вязкожидкое вещество от темно-бурого до черного цвета, не растворимое в воде, полностью или частично растворимое в бензоле, хлороформе, сероуглероде и других органических растворителях c плотностью 0,95–1,50 г/см 3 , плавящееся при нагревании и обладающее пластичными вяжущими свойствами.

В качестве популярного строительного и гидроизоляционного материала природный битум использовался еще с древних времен, но тогда битумом называли твердые и вязкие производные нефти — нефтяную мальту и асфальт. В настоящее время различные виды битумов нашли свое применение в дорожно-строительной отрасли (75–80 % от общей доли потребления битума), литейном и электрохимическом производстве, медицине, производстве лакокрасочных изделий и кабельной продукции, изготовлении кровельных материалов.

Основная технологическая ценность битума заключается в его электро-, газо-, гидроизолирующих, вяжущих и защитных свойствах. Химическая стойкость битума к коррозии различных строительных материалов обусловила его широкое применение для защиты железобетонных конструкций, металлических труб, гидроизоляции фундаментов, в производстве асфальтобетонных смесей для асфальтирования дорог, кровельных и гидроизоляционных материалов, герметезирующих мастик и др.

Классификация битумов

По происхождению

  • Природные битумы — представляют собой твердые вещества или вязкие жидкости. Являются составной частью горючих ископаемых, к которым относятся естественные производные природной нефти, образующиеся при нарушении консервации ее залежей в результате химического и биохимического окисления (полимеризации) — асфальты, кериты, мальты, озокериты и др. Добычу проводят преимущественно карьерным и шахтным способом из битуминозных песчаников, известняков и доломитов. Природные битумы почти не содержат парафина и, в отличие от нефтяных, имеют в своем составе больше минеральных веществ. Природные битумы являются наиболее устойчивыми к атмосферным и химическим воздействиям. В чистом виде встречаются крайне редко.
  • Искусственные (технические) битумы — продукт переработки нефти, каменного угля или торфа. Технический битум получают в основном из остатков переработки нефти, очистки масел, каменноугольной смолы, а также путем экстракции из торфа и бурого угля. К наиболее ценным битумам относятся те, которые имеют в своем составе большое количество парафинов (одно из немногих соединений выделяемых из битума в относительно чистом виде). На долю искусственных нефтяных битумов приходится свыше 90 % от общего объема потребляемых в различных отраслях битумов.

По типу исходного сырья

  • Торфяные битумы — выделяют из торфа с помощью органических растворителей или их смесей. Торфяные битумы применяются в литейной промышленности, при производстве пластмассовых изделий и бытовой техники, а также в медицине.
  • Угольные битумы — продукт получаемый из некоторых видов угля с помощью органических растворителей. Основной практической ценностью получения угольного битума является дальнейшее выделение воска и смол. Смо́лы используются при производстве клеев и лакокрасочных изделий. В дорожно-строительной отрасли угольные битумы используются только после дополнительной обработки, т. к. имеют повышенную канцерогенность (могут применяться при приготовлении смесей для асфальтировки, при производстве битумных эмульсий).
  • Нефтяные битумы — продукт переработки нефти.
    • Остаточные — получают путем атмосферно-вакуумной перегонки тяжелых нефтяных остатков (после отгонки из нефти бензина, керосина и части масел) при 300–359 °С;
    • Окисленные — получают путем окисления (продувкой воздухом) продуктов переработки нефти или их смеси с различными экстрактами, смолами или другими тяжелыми полупродуктами нефтепереработки при температуре 260–280 °С;
    • Компаундированные — получают путем смешения между собой различных окисленных и остаточных битумов, а также других нефтяных остатков и полупродуктов, образующихся при перегонке нефти;
    • Крекинговые — получают путем расщепления при высокой температуре и высоком давлении нефти и нефтяных масел;
    • Экстрактные — получают путем очистки смазочных масел посредством избирательного растворения, выделения парафинов и осаждением асфальтенов.

    Нефтяные битумы применяются в основном в строительной отрасли: производство асфальтовых смесей для асфальтирования дорог, гидроизоляция строительных конструкций и элементов, производство кровельных материалов, производство лакокрасочных и изоляционных материалов.

По консистенции

  • Твердые битумы — продукты, извлекаемые из торфа и бурого угля с помощью органических растворителей. Твердые битумы классифицируются по 3 группам:
    • Хрупкие
    • Высокопластичные
    • Пластичные
  • Вязкие битумы
  • Жидкие битумы — получают путем смешения вязкого битума с разжижителями (поэтому его часто называют «разжиженным»). Свойства такого битума в значительной степени определяются свойствами используемого разжижителя (керосин, бензин, лигроин, смолистые нефти, мазут и др.). В свою очередь жидкие битумы разделяются на 2 типа в зависимости от скорости загустевания:
    • Среднегустеющие жидкие битумы (СГ)
    • Медленногустеющие жидкие битумы (МГ и МГО)

По назначению

  • Дорожные битумы — используются при производстве холодных и горячих асфальтобетонных смесей (доля битума в смеси — от 4 до 10 %), битумных эмульсий, дорожных мастик и других материалов. В дальнейшем все полученные битумные материалы применяются при асфальтировании, ремонте и строительстве автомобильных дорог и аэродромных покрытий.
  • Кровельные битумы — разделяются на покровные и пропиточные. Покровные используются при производстве кровельных битумных материалов (рубероид, битумная черепица, пергамин и др.), пропиточные для обработки кровельных покрытий и конструкций из других материалов.
  • Изоляционные битумы — используются при производстве гидроизоляционных материалов (битумная мастика, гидроизол, металлоизол, стеклоизол).
  • Общестроительные битумы — применяются при выполнении ремонтно-строительных работ, с целью гидроизоляции фундаментов зданий и сооружений.
  • Битумы специального назначения — используются при производстве лакокрасочной, шинной (высокоплавкие битумные мягчители — рубраксы) и электротехнической продукции.

Основные характеристики битума

Характеристики битума определяются соотношением его составных частей: различных масел, смол и асфальтенов. Повышенное содержание асфальтенов и смол приводит к возрастанию твердости и температуры размягчения битума, повышенное содержание масел увеличивает мягкость и легкоплавкость битумной массы.

  • Дуктильность (растяжимость) — показатель пластичности битума, определяющий его способность давать нить определенной длины при растягивании (определяется максимальной длиной нити, в которую битум может растянуться без разрыва при 25 °C). Дуктильность битума определяют на специальном приборе — дуктилометре.
  • Пенетрация — условная величина, которая характеризует вязкость и твердость битума. Определяется глубиной проникания специальной стальной иглы в слой битума за 5 секунд с силой 1 Н.
  • Термостабильность — характеризует температуру размягчения битумной массы, вспышки и перехода битума в хрупкое состояние. В дорожном строительстве именно термостабильность битума является самым важным его показателем, поскольку непосредственно влияет на долговечность асфальтобетонного дорожного покрытия устроенного из битумосодержащих асфальтирующих смесей.

Маркировка популярных видов битума

Марка битума определяется в зависимости от его назначения с учетом параметров твердости, температуры размягчения и показателя растяжимости. Первая цифра маркировки обозначает температуру размягчения битума, вторая цифра определяет его пенетрацию (то есть твердость в застывшем состоянии).

  • Дорожные нефтяные вязкие битумы — БНД 200/300, БН 200/300, БНД 130/200, БН 130/200, БНД 90/130, БН 90/130, БНД 60/90, БН 60/90, БНД 40/60
    • БНД 60/90 — применяется для обработки щебеночных дорожных оснований
    • БНД 90/130 — применяется для производства горячих асфальтобетонных смесей
  • Дорожные нефтяные вязкие битумы (улучшенные) — БНД-У 100/130, БНД-У 70/100, БНД-У 50/70 (предназначены для приготовления горячих асфальтобетонных смесей применяемых при асфальтировании и строительстве автомобильных дорог)
  • Дорожные нефтяные жидкие битумы — СГ 40/70, СГ 70/130, СГ 130/200, МГ 40/70, МГ 70/130, МГ 130/200, МГО 40/70, МГО 70/130, МГО 130/200
  • Строительные нефтяные битумы — БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10
  • Кровельные нефтяные битумы — БНК 40/180, БНК 45/180, БНК 45/190, БНК 90/30, БНК 90/40
  • Изоляционные нефтяные битумы — БНИ-IV-3, БНИ-IV, БНИ-V

Роль и применение битума в дорожно-строительной отрасли

Битум и продукты на его основе являются одним из ключевых компонентов современной дорожно-строительной отрасли. Работы по улучшению качества асфальтированных дорожных покрытий в значительной степени базируются на разработке и внедрении новых типов высококачественных дорожных битумов и полимербитумных материалов. Улучшение свойств битума (органического вяжущего) является одним из главных методов повышения качества асфальтобетонных смесей применяемых для асфальтирования дорог. В большинстве случаев под улучшением свойств битумного вяжущего подразумевают повышение его адгезионных свойств и повышение устойчивости к температурным колебаниям.

Нефтяные дорожные битумы (БНД)

Нефтяные дорожные битумы разделяются на вязкие и жидкие. Вязкий битум используется при производстве горячих асфальтобетонных смесей для асфальтирования и проведения других дорожных работ в теплое время года. Жидкий битум используется при производстве холодных асфальтобетонных смесей и в отличии от вязкого содержит растворители, которые испаряются на открытом воздухе переводя битумную массу в твердое состояние. Таким образом, жидкие битумы предназначены для удлинения сезона дорожно-строительных работ. Жидкие битумы получают смешением вязких битумов с дистиллятными фракциями-разжижителями (растворителями).

Основной функцией дорожного битума при производстве асфальтобетона, является связывание между собой частиц минерального материала, ослабление возникающих температурных и деформационных напряжений и равномерного смачивания и обволакивания частиц минерального материала. От качества битума используемого при подготовке асфальтобетонной смеси зависит качество и долговечность асфальтируемого покрытия. Помимо производства асфальтирующих смесей, нефтяной дорожный битум используется при производстве битумных эмульсий применяемых для подгрунтовки и поверхностной обработки конструктивных слоев дорожной одежды.

Полимер-битумные композиты (ПБК)

Стремительный рост числа большегрузных автомобилей на дорогах и, как следствие, увеличение осевых нагрузок на дорожное покрытие, способствует развитию деформаций асфальтобетонных дорог созданных на основе обычных битумов. Качество битума, являясь ключевым фактором при производстве различных типов асфальтобетонных смесей, в конечном итоге определяет качество асфальтированного дорожного покрытия и срок его службы.

Важнейшим условием получения высококачественной асфальтобетонной смеси является хорошее сцепление битума с минеральными материалами, которое обеспечивается, прежде всего, хорошим обволакиванием и химическим взаимодействием активных компонентов битума с минеральным наполнителем. В последние годы, в силу разных причин, качество дорожного битума заметно ухудшилось, но с другой стороны стали разрабатываться и активно применяться различные модифицирующие добавки для битума и полимерно-битумные вяжущие (ПБВ), которые позволяют улучшить характеристики асфальтобетонного покрытия.

Модификация битума — процесс введения сторонних веществ, при котором происходит изменение конечных физико-механических свойств битума. К наиболее часто используемым в качестве модификаторов битума относят высокомолекулярные соединения следующих типов:

  • Блоксополимеры дивинила и стирола (СБС, ДСТ)
  • Термопласты (полиэтилен, полистирол, эпоксидная смола, этиленвинилацетат)
  • Эластомеры (синтетические каучуки).
  • Реактопласты (карбомидные, полиэфирные, синтетические).

Полимерно-битумное вяжущее (ПБВ) — современный композиционный материал, получаемый путем смешения и гомогенизации вязких дорожных битумов с блоксополимерами типа СБС (стирол-бутадиен-стирол); пластификаторами и ПАВ. Полимерно-битумное вяжущее является новым дорожно-строительным материалом, превосходящим по многим характеристикам обычные нефтяные дорожные битумы. Как следует из названия, полимерно-битумное вяжущее, выполняет функцию связывания при производстве асфальтовых смесей для асфальтирования, ремонта, реконструкции и строительства дорог. ПБВ в сравнении с обычными дорожными битумами увеличивает срок службы покрытия в 2–3 раза, повышая устойчивость дорожного покрытия к деформациям при высоких нагрузках, снижая вероятность колееобразования, а также позволяя проводить дорожно-строительные работы при температуре −10 °С. Полимерные битумы характеризуются большим диапазоном рабочих температур (разница между температурой размягчения и температурой хрупкости) — до 100 °С (в то время как у обычных битумов — до 60 °С).

В Украине при строительстве магистральных дорог общего пользования Государственной службой автомобильных дорог установлены требования, которые регламентируют устройство верхних слоев дорожного покрытия только из асфальтобетонных смесей на основе полимерных битумов.

Еще одним способом повышения эксплуатационных характеристик асфальтированного дорожного покрытия, является внесение в битум или полимерно-битумное вяжущее различных адгезионных добавок. Адгезионные добавки улучшают сцепление дорожных битумов и полимерно-битумных вяжущих с минеральным наполнителем, замедляют процесс старения битумов при высоких температурах, повышают водостойкость и коррозионную стойкость, морозо- и теплостойкость дорожного покрытия, позволяют продлевать дорожно-строительный сезон.

Битумные эмульсии

Различные марки битумных эмульсий используются в качестве связующего вещества для поверхностной обработки дорожного покрытия в процессе проведения работ связанных с асфальтированием (ЭБК-1, ЭБПК-1, ЭБПК-2), а также в качестве связующего компонента в процессе холодной регенерации дорожного покрытия (ЭБК-2).

Словарь архитектурно-реставрационных терминов

Асфальт (от др.-греч. ἄσφαλτος — горная смола), битум (от лат. bitumen — горная смола, нефть)

— смесь битумов (60-75 % в природном горном асфальте, 13-60 % — в искусственном) с минеральными материалами: гравием и песком (щебнем или гравием, песком и минеральным порошком в искусственном асфальте). Применяют для устройства покрытий на автомобильных дорогах, как кровельный, гидро- и электроизоляционный материал, для приготовления замазок, клеев, лаков и др. Асфальт наивысшего качества используется в живописи и при создании литографий.

Асфальт может быть природного и искусственного происхождения. Часто словом асфальт называют асфальтобетон — искусственный каменный материал, который получается в результате уплотнения асфальтобетонных смесей. Классический асфальтобетон состоит из щебня, песка, минерального порошка (филера) и битумного вяжущего (битум, полимерно-битумное вяжущее; ранее использовался дёготь, однако он в настоящее время не применяется).

Фактура современного асфальта

В технологии живописи тёмно-коричневая прозрачная краска из ископаемого смолистого вещества, распространенная в прошлом.

В XVIIII — XIX вв. излишнее и неосторожное употребление асфальта нанесло масляной живописи большой вред, вызывая плывущий кракелюр, потемнение красок вследствие проникновения асфальта из нижних слоев на поверхность живопи­си и пр.

Приро́дный асфа́льт — твёрдая легкоплавкая масса чёрного цвета с блестящим или тусклым раковистым изломом. Плотность 1,1 г/см³, температура плавления 20-100 °C. Содержит 25-40 % масел и 60-75 % смолисто-асфальтеновых веществ. Элементный состав (%): 80-85 C, 10-12 Н, 0,1-10 S, 2-3 О.

Образуется из тяжёлых фракций нефти или их остатков в результате испарения её лёгких составляющих и окисления под влиянием гипергенеза. Встречается в виде пластовых жильных залежей, а также пропитанных проницаемых пластов (т. н. закирований) и озёр в зонах естественного выхода нефти на земную поверхность (содержание в породах от 2 до 20 %).

Месторождения асфальта имеются на территории бывшего СССР, в Канаде, Франции, Венесуэле, на острове Тринидад и др. Смешиваясь с минеральными составляющими (песком, гравием и пр.) он превращается в более или менее мощную кору на поверхности больших «нефтяных озёр». Такой асфальт широко распространён в районах неглубокого залегания или выхода на поверхность земли нефтеносных пород и обычно заполняет трещины и каверны в известняках, доломитах и других породах.

Эксперимент, иллюстрирующий вязкость асфальта: кусок асфальта был помещен в воронку в 1927 году и оставлен, к 2007 году значительная часть асфальта перетекла в стакан.

В древности крупнейшим источником асфальта служило Мёртвое море, вплоть до конца XIX века именуемое Асфальтовым. Ещё древние римляне называли его Асфальтовым озером — Palus Asphaltites. Когда-то глыбы асфальта в большом количестве всплывали прямо на поверхность со дна моря. В последний раз такой случай был зафиксирован в 60-е годы XX века, причем вес куска был более 1 тонны.

Ассирийцы, финикийцы и египтяне широко использовали гидроизоляционные и связующие свойства асфальта при строительстве зданий и кораблей. Кроме того, египтяне использовали его при мумификации (само слово «мумия» в переводе с персидского означало асфальт, или природную чёрную смолу). Авиценна в своём трактате «Канон врачебной науки» при описании лечебных свойств мумиё упоминает также и асфальт (кафр ал-йахуд, то есть битум иудейский).

Асфальт, добываемый на берегах и со дна Мёртвого моря, является асфальтом наиболее высокого качества. Он твёрд, хрупок и почти не содержит минеральных примесей. Благодаря своей высокой чистоте используется для создания живописных красок и лаков.

Старые мастера использовали сирийский асфальт в качестве краски и для лессировок. Фламандские и голландские живописцы XVII века соединяли асфальт с шеллаком, быстро сохнущим маслом и воском, получая прозрачную краску красивого золотисто-коричневого тона. При соединении с другими красками сирийский асфальт просачивается наверх, вызывая почернение и растрескивание красочного слоя — кракелюры.

Дорога на мосту с асфальтовым покрытием (Мост Эмбаркадеро, Портленд, Орегон, США)

Асфальтовая краска — приготовляется из асфальта и принадлежит к масляным краскам. По своему прекрасному коричневому цвету, совершенной прозрачности и лёгкости наведения употребляется преимущественно при глазировке. Краска эта легко смешивается с другими красками, за исключением белой, и при этом сообщает им бархатистость и силу; в слабом же растворе асфальт только оживляет другие краски, как лак. Неудобство употребления асфальтовой краски заключается в медленной сушке её и через то ломке лака; другое неудобство состоит в том, что она со временем чернит всё, с чем соединена, поэтому она предпочтительно употребляется в тёмных сочетаниях, при которых эта особенность её не может нарушить гармонии красок. Пробовали ещё растирать асфальт в алкоголе и применять его в таком виде к акварельной живописи.

— Асфальтовая краска. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
.
Сирийский асфальт также используется в различных техниках печати гравюр. Используя свойство асфальта окисляться на свету, делаясь менее светопроницаемым, Жозеф Ньепс в 1816 году начал свои опыты по гелиографии, что позднее привело к изобретению фотографии. В 1826 году с помощью камеры—обскуры Ньепс получил на оловянной пластине, покрытой тонким слоем сирийского асфальта старейшую из сохранившихся фотографий — вид из окна своей мастерской.

В Республике Тринидад и Тобаго широко известным источником природного асфальта является битумное озеро Пич-Лейк (англ. pitch lake — «смоляное озеро», «пич» — «асфальт» на языке индейцев кумана[источник не указан 326 дней]) на юго-западе острова Тринидад. Свидетельства о давнем использовании асфальта сохранились в легендах. Как и на востоке соседней Венесуэлы, местные индейцы пользовались этим асфальтом для пропитки своих каноэ.

Укладка асфальта в Торонто, Канада, 1902 г.

Первые попытки промышленного использования асфальтов Пич-Лейка предприняли испанцы в конце XVIII века, масштабное освоение богатств этого озера начинается в 1850 году. В 1888 году была основана The Trinidad Lake Asphalt Company, до сих пор осуществляющая добычу. В 1978 году она была преобразована в национальную государственную компанию Lake Asphalt of Trinidad and Tobago, Ltd. В 1990-х годов ежегодная добыча компании составляла примерно 200 тыс. тонн. В настоящее время Пич-Лейк является самым значительным коммерческим месторождением в мире, хотя добыча несколько упала. Около 80 % добычи направляется на экспорт, стоимость которого, например, в 1999 году, составила 30 миллионов долларов.

Поскольку запасы асфальтов в Пич-Лейк оцениваются в 6-10 млн т, при современном уровне добычи их хватит не меньше, чем на 400 лет.

Кроме Пич-Лейк, на о-ве Тринидад выявлено ещё 15 месторождений природных асфальтов. Их суммарные геологические запасы составляют 180 млн т, прогнозные ресурсы — 10,5 млн т.

Укладка асфальта в Торонто, Канада, 1902 г.

Иску́сственный асфа́льт или асфальтобето́нная смесь — строительный материал в виде уплотнённой смеси щебня, песка, минерального порошка и битума. Различают горячий, содержащий вязкий битум, укладываемый и уплотняемый при температуре не ниже 120 °C; тёплый — с мало-вязким битумом и температурой уплотнения 40-80 °C; холодный — с жидким битумом, уплотняемый при низкой температуре окружающего воздуха, до -30°С.

Асфальтобетон применяют для покрытий дорог, аэродромов, площадок и пр. Также используются модифицирующие добавки, в том числе, являющиеся продуктом переработки автомобильных покрышек.

Асфальт оказался наиболее подходящим материалом для дорожного покрытия. Его слой более ровный, а значит, менее шумный. Покрытие из асфальтобетона легко ремонтируется, моется и убирается, оно обладает необходимой шероховатостью и на нём хорошо держится любая разметка. По уложенному асфальтобетону можно сразу открывать движение, не дожидаясь его затвердения (в отличие от цементобетона, который набирает необходимую прочность только на 28-й день).

Первоначально в XIX веке улицы городов мостились камнями (булыжная мостовая). Начиная с середины XIX века во Франции, Швейцарии, США и ряде других стран дорожное покрытие начинают делать из битумно-минеральных смесей. В 1830-х годах асфальтобетонное покрытие было впервые применено для покрытия тротуаров парижского Королевского моста. Примерно тогда же были покрыты тротуары на лионском мосту Моран через реку Рона.

Летом 1839 года в Санкт-Петербурге были покрыты тротуары на протяжении 45,5 погонных сажень шириной 5 футов (97,08 × 1,52 м) и часть моста длиной 8,5 и шириной 6,5 футов (2,59 × 1,98 м) у дамбы Тучкова моста. В 1876 году Московская городская дума ассигновала 50 тысяч рублей на проведение эксперимента по устройству асфальтобетонного покрытия: на Тверской улице построили несколько участков из нового материала.

Бурно развивающаяся дорожная сеть требовала новых типов дорожных покрытий, которые можно было так же быстро сооружать, как и земляное полотно. В 1876 году в США впервые применили литой асфальт, приготовленный с использованием нефтяных битумов. В 1892 году в США индустриальным методом была построена первая дорожная конструкция из бетона шириною 3 м. 12 лет спустя с помощью гудронатора со свободным истечением горячего битума была построена дорога в 29 км.

В России изготовление асфальта впервые наладил инженер и архитектор Иван Буттац — асфальт стали добывать в 1873 году на Сызранском заводе, на правом берегу Волги на 20 км выше Сызрани. Стоимость 1 м² покрытия обходилась в 14 руб[источник не указан 326 дней].

Технический лак, в отличие от художественных красок, представляет собой раствор асфальта с различными добавками в богатых ароматикой растворителях типа бензина. Добавками могут служить канифоль (адгезивная и загущающая), касторовое масло (пластификатор), могут варьироваться используемые сорта битума и количество минеральной пыли, также используют в смеси с алюминиевой пудрой. Благодаря аморфной битумной основе длительное время сохраняет эластичность. Водо- и кислотостоек, однако на свету быстро окисляется, твердея, теряя водостойкость и трескаясь. Термостойкость невелика, до 100-130°С в зависимости от марки. Применяется для защиты металлоконструкций, асбоцементных труб, как травильная маска (офорт, любительское изготовление простых печатных плат, маркировка инструмента). До распространения в 1960-70х годах синтетических лаков широко использовался в электротехнике для пропитки моточных изделий и волокнистой изоляции. Аналогичным лаком покрывались пластины в гелиографии Ньепса.

Насосное оборудование и компоненты

Герметичные центробежные насосы Teikoku

Шланги и уплотнения

Дозирующие насосы Pulsafeeder

Оборудование для молочной промышленности

Мембранные насосы в наличии!

Насосы для вязких и высоковязких материалов

Демпферы пульсаций

Насосы для подачи каучука

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8

Практические примеры | Группа компаний Трансфэр

Перекачка битума и производство асфальта

Битум является одним из первых органических строительных материалов, примененных человечеством. Огромное количество этого материала используется при строительстве дорог, устройстве кровли и различных ремонтных работах там, где требуются его гидроизоляционные свойства. Битум также применяется в составе резиновых и клеевых составов.

Обзор

Битум представляет собой смесь углеводородов природного или вулканического происхождения или их сочетание, часто сопровождаемые их неметаллическими производными, которые могут быть газообразными, жидкими, полутвердыми или твердыми, полностью растворимыми в сероуглероде.

Асфальт представляет собой вяжущий материал от темно-коричневого до черного цвета, где основным компонентом является битум, природного происхождения или, что более распространено, получающийся в результате переработки нефти.

Как правило, под асфальтом понимается сырая смесь битума с такими примесями, как ил, глина или минеральные вещества. Еще одним общепринятым термином является натуральный асфальт, составляющий небольшой процент при производстве асфальта. Это асфальт с примесями, встречающийся в природе (Куба, Тринидад и т.д.). Также используется термин природный битум. Таковой встречается в природе, но не содержит минеральных включений и также растворяется в сернистом углероде. Здесь речь идет о вуртцилите, гильсоните, импсоните, элатерите и грагамите.

Производство битума

Битум, произведенный из сырой нефти, является, по существу, основным материалом, используемым в настоящее время, и компонентом прочих битумных продуктов. Дистилляция является старейшей из трех основных методик получения битума из нефтепродуктов. Если быть точнее, процесс дистилляции ориентирован на извлечение более ценных, легких фракций из сырой нефти. Все что остается – это битум. Первый этап включает атмосферную ректификацию, при которой нагретая сырая нефть 340°С подается в дистилляционную колонну. Более легкие компоненты, такие как лигроин, газолин и керосин, испаряются, поднимаясь наверх, остывают, конденсируются и отводятся для дальнейшей переработки. Оставшиеся на данном этапе компоненты (тяжелый газойль) отправляются на участок вакуумной перегонки, где производится выработка самого тяжелого газойля. Оставшиеся углеводороды (граница отделения 430 – 560°С) представляют собой прямогонные битумы.

Прямогонные битумы, получаемые в результате дистилляции сырой нефти, подвергаются дальнейшей очистке с использованием экстракционного растворителя, как, например, пропан или бутан, в процессе, называемом селективная деасфальтизация. Полученная жидкость отводится как деасфальтизированное масло (СДА), а оставшийся продукт представляет собой твердый битум с высокой температурой размягчения, используемый при производстве асфальтобетона.

Процесс сверхкритической экстракции остаточного масла (ROSE) является наиболее современным способом производства битума. Остатки после процедуры дистилляции смешиваются с углеводородным растворителем с низкой температурой кипения, таким как пентан в сверхкритических условиях. Первая фракция (асфальтены) в дальнейшем восстанавливается за счет выпаривания растворителя. Экстракт предыдущей операции подается на второй сепаратор, где при контролируемой более высокой температуре обеспечивается снижение растворимости, вызывая выпадение осадка второй фракции (смолы). Третья фракция, масла, в дальнейшем сепарируется и восстанавливается аналогичным образом. Фракции асфальтена или смол, полученные в результате процесса ROSE, используются в качестве компонентов для асфальтового связующего в соответствии с требованиями спецификации.

Асфальтовое связующее представляет собой асфальт, прошедший специальную очистку для обеспечения надлежащего качества и консистенции, требуемых для непосредственного использования при устройстве асфальтовых покрытий. Асфальтовое связующее нагревается до высокой температуры необходимой для достижения надлежащего жидкого состояния, пригодного для смешивания и укладки.

Метод классификации асфальтового связующего по критерию стандартной глубины проникновения при 25 °С был первым систематическим разработанным методом.

Основной принцип испытания на пенетрацию заключается в оценке глубины проникновения иглы в образец асфальта при заданных нагрузке, времени и температуре. В настоящее время испытание на пенетрацию начинается с растапливания и охлаждения образца битумного вяжущего в контролируемых условиях. Затем выполняется измерение глубины проникновения обычной иглы в образец асфальта при нагрузке в 100 гр, температуре 25 °С и времени 5 секунд. Глубина проникновения измеряется в единицах 0,1 мм и выдается в единицах проникновения (например, если глубина проникновения иглы составляет 8 мм, коэффициент пенетрации битума равен 80). Стандартные сорта согласно данной классификации включают битумы категории 60/70, 85/100 и 200/300, обладающий коэффициентом пенетрации от 60 до 70, от 85 до 100 и от 200 до 300, соответственно. ASTM D946 дает спецификацию для асфальтового связующего, классифицируемого по принципу пенетрации. Согласно данной спецификации единственным требованием к консистенции асфальтового связующего является пенетрация при температуре 25 °С. Не существует требований к консистенции ни при большей, ни при меньшей температуре, следовательно, как и требований к чувствительности к температуре асфальтового связующего. Два вида асфальта могут обладать одной и той же степенью пенетрации и, при этом, существенно разной вязкостью при температуре 60 °С.

Все это привело к необходимости классификации асфальта по вязкости. Классификация асфальтового цемента по вязкости выполнялась для температуры 60 °С, что является ориентировочно максимальной температурой, которой подвергается асфальтовое покрытие в большинстве регионов США. При использовании данной системы классификации асфальту присваивается маркировка АС с номером, обозначающим абсолютную вязкость при 60 °С в единицах 100 пуаз. Например, АС-20 обладает абсолютной вязкостью порядка 2 000 пуаз при температуре 60 °С.

Еще одна система подразумевает классификацию асфальта в соответствии с его вязкостью при укладке на дорожное покрытие (после отверждения вследствие нагревания и смешивания). Данная система основывается на абсолютной вязкости остаточного асфальта после прохождения испытания на укатывание тонкой пленки в печи (RTFOT) при температуре 60 °С, что моделирует воздействие горячего смесителя. Асфальт, классифицируемый по данному принципу, обозначается AR в сочетании с числом, обозначающим вязкость подвергшегося старению остатка при температуре 60 °С в единицах пуаз. Например, AR-6000 имеет подвергшийся старению остаток с абсолютной вязкостью порядка 6000 пуаз. AR-6000 ориентировочно соответствует асфальту АС-20 или 60/70. Тем не менее, необходимо признать, что переход от классификации AR к классификации АС зависит от характеристик отверждения асфальта.

Рекомендации по выбору насоса для производства битума

  • может потребоваться использование стальных частей и увеличенные зазоры в зависимости от вязкости
  • бронзовые втулки можно использовать при температуре до 232 °С. Угольный графит используется при температурах выше 232 °С.

Примечание: высокотемпературный карбон-графит может требоваться для некоторых типоразмеров насоса.

  • подходящие уплотнения вала
  • сальниковая набивка
  • картриджное манжетное уплотнение с промывкой
  • одиночное механическое уплотнение с металлическим сильфоном с твердыми поверхностями и промывкой
  • двойное одиночное механическое уплотнение с металлическим сильфоном с твердыми поверхностями и промывкой и запорной жидкостью под давлением.

Битум промышленного назначения

Эмульгированные асфальты представляют собой смесь асфальтового связующего, поверхностно-активной присадки и воды, используемых для приготовления связующего слоя при укладке дорожного покрытия. Данный материал также используется в смесях холодной укладки, при использовании метода смешения на месте и обработке поверхности. Данный материал производится с использованием горячего нефтяного битума 99 °С, прогоняемого через коллоидную мельницу с мыльным или эмульгирующим раствором. Коллоидная мельница обеспечивает перетирание нефтяного битума на капли, достаточно маленького размера (25 – 125 микрон), чтобы удерживаться в состоянии суспензии эмульгатором. Затем продукт помещается на хранение в большие танки и отправляется заказчикам. Как правило, доставка осуществляется при температуре от 49 до 66 °С.

Анионоактивные эмульсии асфальтовые капли несут на поверхности отрицательные заряды сформированные кислотами вступающими в реакцию с основаниями, такими как гидроокись калия или натрия для формирования соли. Данная соль и является активным эмульгатором. Эмульгатор закрепляется на частицах асфальта.

Катионоактивные эмульсии асфальтовые капли несут на поверхности положительные заряды (кислые соли). Большинство заполнителей или покрытий обладают отрицательным зарядом, и, следовательно, привлекают катионные эмульгаторы. Это обеспечивает хорошее сцепление между заполнителем и асфальтом. Катионные эмульгаторы менее восприимчивы к погодным условиям, поскольку характеризуются химическим «разрушением». Они могут стабилизироваться без увеличения времени разрушения. Для катионного эмульгатора не требуется использование грунтовки при условии чистоты заполнителя и отсутствии пыли. Тем не менее, катионные эмульгаторы более чувствительны и требуют повышенного внимания к условиям хранения.

Распадом эмульсии называется ситуация, когда асфальт и вода разделяются. Это происходит при покидании эмульгатором поверхности частиц асфальта вследствие его притяжения к поверхности заполнителя. Поскольку асфальт тяжелее воды, частицы асфальта оседают на дно раствора.
Оседание частиц асфальта на поверхность из катионной эмульсии происходит в полной противоположности анионной эмульсии. «Разрушение» катионных эмульсий начинается в момент контакта вследствие естественного притяжения катионных частиц асфальта к анионоактивному заполнителю. Состояние поверхности и условия окружающей среды имеют незначительное влияние на характеристики сцепления катионного асфальта. Наличие влаги на поверхности не ухудшает качества сцепления.

Термин «обратная эмульсия» используется для обозначения системы, в которой асфальт является внешней, а вода – дисперсной фазой. Как правило, это эмульсии воды в разжиженном битуме, содержащие значительное количество эмульгатора. При разбавлении этих эмульсий водой образуется система «асфальт-в-воде», в которой формируются микро капли асфальта.

Смешивание катионоактивной и анионоактивной эмульсии приведет к немедленной коалесценции частиц асфальта. Производители обоих типов эмульсии должны обеспечить независимую обработку и хранение таковых.

Устойчивость битумной эмульсии (стойкость к коагуляции капель асфальта) зависит от ряда факторов, каждый из которых обладает большим или меньшим значением в зависимости от типа эмульсии. Консистенция битумной эмульсии регулируется:

  1. содержанием асфальта
  2. размером частиц асфальта и пропорцией крупностей
  3. характером жидкости, окружающей капли асфальта
  4. количеством материала абсорбированного на поверхности асфальта
  5. количеством пленочной воды

Вязкость эмульсии снижается с разжижением или снижением содержания асфальта. Данная характеристика является одним из показателей битумной эмульсии промышленного применения. Консистенцию высоковязкой эмульсии можно быстро, просто и экономически выгодно снизить, тем самым сделав ее более пригодной для работы, просто за счет добавления в нее воды. Разбавление эмульсии можно проконтролировать, оставив пленку желаемой толщины на камне или прочей твердой поверхности. Вязкость регулируется с помощью методов производства, влияющих на распределение по крупности частиц без изменения концентрации асфальта. Изменения в вязкости до 35% обеспечиваются для эмульсий, идентичных во всех отношениях кроме наличия небольшого количества стабилизатора.

Существует три общих вида часто используемых битумных эмульсий:

  • RS (быстротвердеющие);
  • MS (со средней скоростью схватывания);
  • SS (медленно схватывающиеся) эмульсии.
  • Также существуют эмульсии с высокой текучестью, обозначаемые приставкой HF, предшествующей категории асфальта.

Эмульсии с высокой текучестью, обозначенные таким образом также по причине прохождения испытания на текучесть (AASHTO T-50 или ASTM D-139), обладают важным свойством благодаря добавлению некоторых химических веществ, обеспечивающих более толстую битумную пленку на частицах заполнителя с минимальной вероятностью стекания. Данное свойство позволяет успешно использовать эмульсии с высокой текучестью в так называемых пыльных условиях.

Добавить комментарий