Асфальтобетон: виды, марки, технология изготовления, производство, укладка

Технология производства асфальтобетона

Асфальтобетон активно применяется как в строительной отрасли, так и при дорожных работах. Этот материал имеет искусственное происхождение, вырабатывается на специальных предприятиях с особым оборудованием. Рассмотрим детальнее, что собой представляет данный стройматериал и по каким технологиям он производится?

Особенности производства

В основу асфальтобетона входят сыпучие либо твердые заполнители природного происхождения, а также вяжущие материалы. При производстве данной смеси очень важно во время смешивания ингредиентов добиться идеальной однородности, а также необходимой густоты и плотности. В этом и заключается суть изготовления асфальтобетонного раствора.

На сегодняшний день происходят постоянные работы по изобретению новых технологий изготовления асфальтобетонного материала. Производственный процесс все время совершенствуется, дабы улучшить прочность и другие характеристики композита. Практические исследования показали, что для этого отлично подходит утильсырье из машинных скатов и других резиновых материалов. Подобная производственная методика давно имеет широкий спрос за границей.

Заграничному производству асфальтобетонной смеси также свойственно усовершенствовать эстетику сего стройматериала. Осуществляется это при помощи добавления внутрь состава особых красителей. Уподобляются этой методе и наши производители, однако, из-за некоторых обстоятельств особого признания цветной асфальтобетон здесь не обрел.

Технология приготовления

Рассмотрим более традиционные технологии изготовления асфальтобетонного раствора, принятые Госстандартом.

Подготовка сырья

Составляющими компонентами данного материала являются:

  • Песок – выступает мелким заполнителем, обеспечивающим разделение нагрузки от дорожного покрытия к почве. Если не подмешивать песок, то вяжущее вещество растечется, а щебень вытеснится на поверхность.
  • Заполнитель минерального характера. Под данным составляющим могут выступать перетертые до порошковой консистенции породы: известь, мел либо песчаник. Их функция – заполнить оставшееся свободное пространство. Самый стойкий из них песчаник – выдерживает любые химические реакции, благодаря чему довольно часто применяется около промышленных химзаводов.
  • Резина – измельчается до состояния миллиметровой крошки, и только так домешивается к составу. Ее задача – сделать готовый композит гибким, устойчивым к влаге. Асфальтобетонные настилы на резиновой основе намного меньше подвергаются растрескиванию, поэтому не нуждаются в частых ремонтных работах. Однако такое дорожное покрытие стоит колоссальных денег, посему используется исключительно для особо важных автодорожных отрезков с повышенными нагрузками, а также проложенных в сложных районах с агрессивной средой.

К подготовительным работам относят сушку и просев. Заполнители, как правило, приходят на производство во влажном виде. Сохранение этой влаги может нарушить прочностные качества асфальтного настила. Поэтому посредством подогрева до 200 градусов производится сушка минерального сырья.

Перед просеиванием минеральные заполнители поддаются дроблению, затем сортируются по фракциям. При необходимости просушивание может повториться после любой стадии подготовки. Это зависит от типа используемой технологии.

Перемешивание ингредиентов

По методу изготовления асфальтобетонный композит делят на три вида:

Отличаются эти разновидности друг от друга температурой доведения соединяемых ингредиентов во время приготовления. Производство теплого либо горячего асфальтобетонного раствора осуществляется посредством подмешивания к сильно или умеренно подогретому вяжущему остальных ингредиентов той же температуры. Для холодных смесей нагревается лишь один компонент.

Перемешивание составляющих ингредиентов осуществляется при температурном режиме 160 градусов. Посредством ленточного механического транспортера песок и щебенку ссыпают внутрь общего приемника. Расколачивать раствор можно с заполнителями и битумом совместно. А можно сначала соединить, довести до однородности отдельно щебень с песком.

Во время процесса необходимо постоянно следить за температурой внутри бункера с материалами, чтобы она была всегда одинаковой. После того, как готовый раствор набрал желаемую густоту, его перекладывают внутрь специального контейнера на хранение. Хранится готовая смесь при температуре 150-180 градусов.

Данная емкость способна удерживать теплоту композита до четырех суток. За это время асфальтобетон необходимо доставить заказчику, так как дальше материал начнет терять свои прочностные качества. Дополнительные примеси подсыпаются во время перемешивания основных компонентов. Резиновая крошка подмешивается в уже готовую к использованию, подогретую смесь.

Типы установок по изготовлению асфальтобетона

Заводы по производству асфальтобетона бывают двух типов: циклические, непрерывные. Различаются они процессами перемешивания, дозировкой компонентов, количеством вырабатываемого материала, методами его хранения, а также передвижными способностями.

Циклический механизм

Циклический механизм имеет добавочное техническое оснащение в виде башни и грохота, посредством которого производится сортировка сырья. Дальше материал делится на определенные доли, каждая из которых по отдельности отправляется сушиться внутрь барабана. Подобная производственная методика разрешает запросто модифицировать заданный рецепт композита.

Недостатком такого производственного процесса является стационарность и неподвижность установки, а также малые объемы выходящего продукта. Кроме того, процесс грохотания приводит к проявлению некоторого простаивания сильно разогретых бункеров – или же они пустуют, или отсутствует один из ингредиентов. Таким образом ухудшается качество композита. Это может привести к убыткам. Обычно данный тип производства асфальтобетонной смеси применяется в больших городах.

Непрерывный завод по приготовлению асфальтобетонного композита

Непрерывный завод по приготовлению асфальтобетонного композита славится своей простотой, не нуждается в наличии вышек. Устройство без проблем перевозится, легко устанавливается. Однако и у него есть свои подводные камни. Одним из таких камней считается неимение грохота. Ведь большая часть используемой щебенки нуждается во фракционировании, а без грохота это нереально. Из-за данного недостатка изменяется рецепт, ухудшаются качественные характеристики получившегося продукта.

Некоторые изготовители исправляют этот недостаток посредством доукомплектации оборудования автономным сортировальным устройством, сохраняя при этом рентабельность производственного процесса. Главным положительным моментом здесь является то, что производство осуществляется непрерывно, без остановок, что дает в итоге гораздо больше продукции, а соответственно, и дохода.

Подвоз готового асфальтобетона к месту назначения

Данная задача выполняется при помощи грузового транспорта. Зачастую это самосвал со специальным кузовом, способным выдержать высокие температуры горячего асфальтобетона. Для дальних перевозок с большим километражем используются кохеры – грузовики с особыми термическими контейнерами, способными удерживать температуру и качества материала около двух суток.

Выводы

Очень важно во время производства материала, а также при транспортировке соблюдать температурные нормы, предусмотренные ГОСТом. Ведь если асфальтобетон остынет, его будет трудно укатать, плюс при эксплуатации он лишится своих прочностных качеств.

Идея для бизнеса: производство асфальта

Производство асфальта, как бизнес + оборудование и технологии + открытие собственного мини-завода + организация предприятия + поиск инвесторов + оценка привлекательности бизнеса.

Асфальт – один из самых распространённых видов дорожного покрытия не только в России, но и во всём мире.

Однако использование при строительстве дорог – не единственное применение асфальта. Он активно используется во многих строительных работах – для гидроизоляции, кровли крыши, при закладке многослойных фундаментов.

Универсальность и доступность материала для изготовления, а также постоянный спрос на него делает бизнес по производству асфальта одним из самых привлекательных в 2019 году.

Из этой статьи вы узнаете, как открыть собственный мини-завод по изготовлению асфальта, какое оборудование необходимо для его производства и какие предприятия готовы покупать вашу продукцию.

Перспективы развития бизнеса

В странах СНГ уже присутствует несколько крупных производителей асфальтобитумных и асфальтобетонных смесей, поэтому начинающий предприниматель должен внимательно изучить рынок для того, чтобы понять, насколько перспективным будет открытие производства в его регионе.

Чтобы составить конкуренцию уже имеющимся компаниям, новоиспечённый бизнесмен должен предложить то, чего нет у других. Это, в первую очередь, выгодная и конкурентоспособная ценовая политика.

Качество материала или новые способы изготовления отходят на второй план, но о них также стоит подумать, ведь среди потенциальных заказчиков есть и те, кто не собирается экономить, и даже наоборот, готов переплачивать за инновационные и современные технологии.

Другим перспективным вектором развития станет открытие мини-завода в небольших населённых пунктах, где нет местных поставщиков асфальта, либо же в пригородах и частных секторах крупных городов.

В первом случае, у вас будет достаточно крупное поле для получения контрактов на производство, во втором – место для применения новых технологий изготовления.

Так или иначе, темпы развития этого бизнеса растут по всей России, но они отличаются от региона к региону, поэтому для каждого города или даже района нужна своя, уникальная аналитика.

Технология производства асфальта

Конечно, компоненты могут различаться в зависимости от региона и их доступности, другими наполнителями могут служить:

  • мелкие фракции щебня;
  • песок;
  • гравий;
  • разнообразные минеральные добавки;
  • синтетические наполнители.

Единственное вещество, которое остаётся неизменным вне зависимости от остальных компонентов, является битум. Хотя, в последнее время, в некоторых странах применяются полимерные связующие заполнители. Для чего же используются все эти компоненты?

Минеральный наполнитель. Чаще всего представляет собой указанные выше компоненты, такие как гравий или мел, измельчённые до состояния пыли. Такой наполнитель предназначен для того, чтобы в асфальтобетонной смеси не образовывались пустоты, которые могут пагубно повлиять на общую прочность дорожного покрытия. Некоторые минеральные добавки, например песчаник, используют в местности с агрессивной средой – при укладке дорог вблизи химических и перерабатывающих комбинатов. Другие наполнители, такие как мел, гранит или щебень, используются в дорожном покрытии общего назначения.
Резина. Реже – разнообразные полимеры, резина используется для придания вязкости и упругости дорожному покрытию, её добавление может увеличить срок эксплуатации асфальта вдвое, и обеспечит его повышенным уровнем устойчивости к разрушениям от механического воздействия, влаги и температурных перепадов. Добавляется в виде гранул размером от 1 до 2 мм.
Силикатный наполнитель, или же песок – используется для создания «основы» асфальтобетона, помогает распределять давление по всей поверхности дороги. К тому же, песок связывает битум особым образом, что препятствует его дальнейшему просачиванию дальше, в подушку из щебня и грунта.

Но простая смесь битума, песка и цемента не даст качественного результата. Для того, чтобы асфальтобетонная смесь получила свои «привычные» качества, необходимо подготовить сырье в три этапа:

  1. Дробление и дальнейшее просеивание всех компонентов. Измельчается щебень, гравий, гранит и другие минеральные материалы. За неимением мелкой фракции песка, в смесь при дроблении добавляется и он;
  2. Сушильная центрифуга. Позволяет продолжить дальнейшее отсеивание наиболее крупных и мелких компонентов, после чего происходит их нагрев до приемлемой температуры – 150-210 градусов.
  3. Смешивание в барабане. Здесь сырьё равномерно перемешивается, после чего к нему добавляется битум и, в зависимости от технологии производства, резиновые гранулы или полимерные наполнители.

После этих манипуляций получается готовая асфальтобетонная смесь. Относительная простота смешивания позволяет изготавливать свежую смесь прямо на месте укладки дороги, для транспортировки понадобится специальная теплоизолирующая цистерна, либо центрифуга с постоянным подогревом.

Ключевые этапы производства асфальтобетона на заводе «Бетас», Московская обл.

Как начать производство асфальта – поэтапный запуск

Само руководство разобьём на 6 этапов, включающих в себя все ключевые моменты – от создания бизнес-плана и выбора названия, до рекламной и маркетинговой кампании.

Этап 1. Бизнес-план

Бизнес-план – это неофициальный документ, в котором указаны все ключевые особенности вашего бизнеса.

Это не только список бизнес-операций, отображающий количество закупок и стартовый бюджет. Помимо этого, в него входит множество других сведений о фирме – название и сортамент продукции, тщательный анализ рынка, исследования о формировании цен, источники для закупки сырья и т.д.

«Старожилы» бизнеса советуют новичкам использовать бизнес-планы успешных компаний , либо обращаться за помощью к специалистам, у которых за плечами есть и опыт, и знания, и реальные примеры успешного развития предприятий.

К тому же, большинство аналитиков готовы, хоть и не забесплатно, составить индивидуальный план для развития предприятия.

Подходите к содержимому тщательно, ведь идеи, схемы, цифры и мысли, описанные там, могут в значительной степени помочь при следующем этапе – регистрации компании и поиске инвесторов.

Этап 2. Регистрация компании

В первом случае собственник регистрирует компанию на себя, при этом у него есть возможность получать помощь от государства или региона (если такие программы имеются), к тому же, ему доступна упрощённая система налогообложения.

При регистрации как ООО, предприниматель регистрирует компанию как отдельное юридическое лицо, у него появляется возможность разделять бизнес среди нескольких физических и юридических лиц (чаще всего инвесторы и партнёры), открывать филиалы и получать увеличенные субсидии от финансовых структур. Однако, УСН становится недоступным.

Упрощённая система налогообложения позволяет перечислять в пользу государства не более 6% от доходов предприятия, или же не более 15% от операционной прибыли.

Во время регистрации правильно укажите коды ОКВЭД. Здесь тоже пригодится детальный бизнес-план, так как нотариус, занимающийся регистрацией документов, будет иметь полное представление о том, какого сорта товары будут производиться на вашем предприятии.

Если же вы решили самостоятельно собирать весь пакет документов, при регистрации укажите следующие коды ОКПД:

  • 1 – строительные работы по строительству железных и автомобильных дорог;
  • 2 – дороги автомобильные и железные;
  • 64 – смеси и растворы строительные.

При этом, предпринимателю следует соблюдать государственный стандарт , но состав самих наполнителей может быть произвольным. Существует ГОСТ на битум, который будет использоваться для производства, различается следующим образом:

  • ГОСТ 6617 – для строительных битумов;
  • ГОСТ 9548 – кровельных;
  • ГОСТ 22245 – дорожных.

И отдельный ГОСТ-9128 для асфальтобетонных, полимерных асфальтобетонных и полимерных смесей, а также для покрытий автомобильных дорог и аэродромов.

Поэтому, компания может изготавливать асфальтобетонные покрытия по индивидуальной технологии – с различными наполнителями, добавками и компонентами.

Поиск инвесторов, без сомнения, крайне важный шаг, но мы решили не выделять ради него отдельный этап. Скажем, что есть несколько способов для инвестирования:
• частные компании и физические лица;
• государственные банки и схожие финансовые структуры;
• ссуды и гранты со стороны городского или регионального муниципалитета, государственные премии;
• личные финансовые средства.
Читайте также:  Армопояс в доме из газобетона

Проблемы, с которыми может столкнуться начинающий бизнесмен, получая кредит в российском банке

Этап 3 . Выбор помещения

Нет смысла покупать отдельные установки – современные машиностроительные заводы предлагают готовые установки для производства. Достаточно лишь выбрать место с удобной транспортной развязкой, и разместить там мини-фабрику. Стоимость такого механизма – от 10 млн рублей.

Передвижной завод производит гораздо меньше асфальтобетона, его несомненным преимуществом является возможность производства дорожного покрытия прямо на месте.

Такие механизмы становятся всё более популярными, так как укладка дороги, чаще всего, происходит на отдельном локальном участке, и не требует большого количества сырья. Обычно они состоят из нескольких компонентов:

  • цистерна для битума;
  • бункер для питания;
  • прицеп с наполнителем;
  • бункер для перемешивания и нагревания;
  • модуль для сортировки;
  • кабина оператора;
  • генератор для питания установки.

Стоимость варьируется в зависимости от комплектации и пропускной мощности, цена на средние по параметрам модели начинается от 1 500 – 2 000 тыс. рублей.

Как видим, мобильный завод отлично подходит для ремонта дорожного покрытия, а объёмы стационарного завода производят от 50 тонн асфальта в час, что позволяет выполнять особо крупные и дорогие заказы.

Около 70-86% состава асфальтобетонной смеси – это песок, гравий, щебень, песчаник, мел и другие наполнители. Остальная часть состоит из битума и прочих примесей – резины, полимерных гранул.

По ГОСТу, асфальт различают на три вида:
• Песчаный – представляет собой смесь песка (60%), минеральной пыли (20%) и битума, используется для укладки пешеходных и велодорожек. Отличается гладкой и плотной структурой.
• Мелкозернистый – используется для укладки верхнего слоя автомобильной дороги. Отличается меньшим количеством щебня и гравия, большим – битума и дополнительных наполнителей.
• Крупнозернистый – используется как фундамент для верхнего слоя автомобильной дороги, при изготовлении используются минеральные фракции диаметром от 4 до 20 мм, в зависимости от почвы.

Этап 4. Оборудование для производства асфальта

Это, в первую очередь, помещения для приёма и хранения щебня, битума, песка и прочих сыпучих наполнителей. Если установка не оснащена прессом или любым другим измельчительным устройством, то его необходимо докупить.

То же относится и к другим механизмам – сортировочной ленте, камере для нагревания композитов, измельчителе и т.д.

По желанию, и если позволяют финансовые средства, предприниматель может докупить грузовой транспорт и машины, упрощающие перевозку готового продукта и помогающие укладывать асфальт:

  • бульдозеры;
  • самосвалы;
  • ресайклеры;
  • асфальтоукладчики;
  • грейдеры;
  • фрезеры.

Наличие широкого парка спецтехники позволит выполнять весь спектр задач, которые могут быть поставлены городским советом. Тем не менее, закупка специальных машин увеличит изначальную стоимость бизнеса почти втрое.

Производство дорожного покрытия на мобильном асфальтобетонном заводе в Канаде.

Этап 5. Найм персонала

Для завода с выпускной способностью в 50 тонн/час понадобится 2-3 грузчика, инженер-оператор для работы с конвейером, а также рабочий, знакомый с принципом работы бульдозера, самосвала или любого другого погрузчика, и обладающего правами категории С.

Все остальные задачи, будь то подсчёт прибыли, закупка материалов или работа с клиентами, можно передать на аутсорсинг. При этом некоторые из них, такие как бухучёт или работа с поставщиками, может быть выполнена самим предпринимателем.

Этап 6. Реклама и начало работы

Для рекламной кампании подойдут старые и проверенные методы:

  • участие в городских и региональных профессиональных выставках и ярмарках;
  • покупка рекламы на местном радио и телевидении;
  • создание и раскрутка сайта компании, публикация видео, показывающего принцип работы завода и качество производимого асфальта;
  • покупка рекламы в городских и тематических группах;
  • раздача буклетов, расклейка объявлений.

Как и в любой другой промышленности, стремитесь участвовать на тематических выставках и ярмарках, они – одно из немногих мест, где вас сразу же могут заприметить будущие партнёры.

6 полезных советов

  1. предлагайте несколько разновидностей продукции – для автомобильных дорог, для укладки тротуаров, площадей и площадок;
  2. сделайте асфальт «уникальным»: цена, технология производства или маркетинговые ходы – ваш продукт должен отличаться от остальных;
  3. не гонитесь за прибылью, выполняйте для начала небольшие заказы – проделанная работа будет служить подтверждением качества;
  4. выбирайте расположение для завода недалеко от поставщиков основного сырья – мелких фракций песка, щебня, толчёного гранита;
  5. в некоторых регионах бизнес носит сезонный характер, в других можно класть асфальт круглый год. Выбирайте тип предприятия и состав смеси в зависимости от климата;
  6. дороги в России чаще ремонтируются, нежели строятся – техника для ремонта автодорог была бы ценным и полезным приобретением.

Аналоги для производства

Производство асфальта – не единственная возможность начать бизнес, связанный с дорожным покрытием. Помимо последнего, есть и другие аналоги, к примеру – производство полимерных покрытий и бетонных плит.

АсфальтобетонПолимерный асфальтБетонные плиты
Общая характеристика
Дешевизна и доступность материала, используется повсеместноДорогостоящий, но экологичный и долговечный аналог АСБНаиболее простой и дешёвый вариант
Распространённость
Наиболее распространённый вид автодорог в миреБольшая редкость в странах СНГ, однако в Европе используется довольно частоРаспространён в регионах с сухим климатом и небольшими перепадами температуры
Дальнейшие перспективы
Асфальтобетон и дальше будет активно использоваться при укладке дорогСкорее всего, будет активно эксплуатироваться в крупных городах РФ – Москве и ПитереПостепенно сходит на нет, но всё так же активно используется в индустриальных районах города и небольших поселениях
Трудоёмкость и технологичность изготовления
Для производства используется 4 компонента, свойства и характеристики АБЗ указаны вышеДля изготовления требуется хорошая материальная и технологическая база, большинство способов производства запатентованыОбыкновенные бетонные плиты с внутренней металлоконструкцией для придания прочности
Сложность транспортировки и укладки
Для транспортировки используется спецтехника, либо изготавливается прямо на местеПолимерный асфальт может укладываться двумя способами – на месте, разогретым, либо специальными пластами, как «конструктор»Для транспортировки используются полуприцепы и краны, укладывается на специальную «подстилку» из сыпучих материалов

Каждый аналог стандартного асфальтобетона имеет свои преимущества и недостатки, и всё же сама универсальность асфальта, дешевизна и простота в эксплуатации сделали его наиболее распространённым автодорожным покрытием в мире.

Оценка бизнеса

Простота старта7,2 из 10Итого:
7,7 из 10
Окупаемость6,7 из 10
Перспективы9,3 из 10

Производство асфальта – один из немногих бизнесов, которые продолжают стабильно расти и развиваться. В любом городе страны есть потребность в новом и качественном дорожном покрытии, и дело касается не только автодорог. АБЗ производят асфальт для многих нужд – кровля крыш, укладка фундамента и дорог, площадей, пешеходных и велосипедных дорог. При успешной рекламной кампании, как и после выполнения муниципальных тендеров, асфальтобетонные заводы получают постоянных клиентов в лице частных и государственных ремонтных и коммунальных компаний.

Асфальтобетон – одно из тех изобретений, которые позволили человечеству построить сеть всеобъемлющих и надёжных дорог, связывающих многие города и страны.

Инвестирование в такой бизнес – невероятно выгодное и прибыльное предприятие, ведь в России каждый день строятся и прокладываются десятки километров новых дорог, а сколько их нуждается в ремонте – одному Министерству транспорта известно.

Сама технология производства асфальта довольно проста, оборудование не отличается дороговизной, а весь процесс изготовления может быть полностью автоматизирован, именно это и делает бизнес по производству АСБ одним из самых перспективных идей на 2019-2020 год.

Как делают асфальт: технология производства асфальтобетонных смесей

Асфальтобетон – это искусственный безобжиговый строительный материал, изготовленный из смеси битума, крупных и мелких заполнителей (гравия, щебня, песка), минерального порошка и других компонентов. В обиходе асфальтобетонные смеси не совсем корректно именуют асфальтом, т.к. это греческое название черной горной смолы (битума), которая образуется в каменноугольных породах. Существует несколько видов искусственного асфальта, отличающихся между собой составами и технологией изготовления. Каждая разновидность обладает индивидуальным комплексом эксплуатационных свойств и рассчитана на определенные области применения.

Из каких компонентов делают асфальт?

Основные компоненты асфальтобетона:

  1. Крупные заполнители – щебень и гравий. Они должны прочно сцепляться с вяжущим веществом. Этому требованию соответствуют кубовидные зерна щебня из плотных горных и метаморфических карбонатных пород. При производстве асфальтобетонных смесей применяют заполнитель с размерами зерен 10-40 мм.
  2. Мелкий заполнитель – песок. Для этой цели используется природный карьерный песок (речной не подходит) или отсев дробления щебня. В сырьевой асфальтобетонной смеси используют разнофракционный песок, что позволяет снизить пористость слоя. Мелкий заполнитель повышает плотность асфальтобетона, улучшает устойчивость к высоким температурам и прочность дорожного покрытия.
  3. Минеральный порошок. Его количество и качество существенно влияют на свойства вяжущего. Слишком большое количество минпорошка снижает прочность дорожного покрытия, особенно в зимних условиях.
  4. Вяжущее. Его функции чаще всего выполняет битум, который может быть жидким или вязким. Требуемый коэффициент вязкости битума указывается в технической документации, он зависит от состава сырьевой смеси и температуры укладки асфальта. При проведении дорожных работ в зимних условиях обычно используют жидкий битум с присадками и разжижителями.

Виды асфальтобетонных смесей по составу

По размеру зерен заполнителя различают три разновидности асфальтобетона, каждая из которых имеет определенную область применения:

  • Крупнозернистый. Этот материал востребован для устройства нижних слоев дорожного пирога. Для его изготовления используется щебень крупных (20-40 мм) и мелких фракций (5-15 мм).
  • Мелкозернистый. Заполнителем такого асфальтобетона является мелкозернистый щебень 5-15 мм. В двухслойных дорожных покрытиях мелкозернистый материал используют для устройства верхнего слоя дороги.
  • Песчаный. Этот искусственный асфальт подходит для обустройства тротуаров. Основной заполнитель в нем – песок. Также в составе присутствуют мелкофракционный щебень и немного минерального порошка.

По составу также разделяют следующие виды асфальтобетонов:

  • Классические. Предназначены для строительства городских и поселковых дорог, тротуаров.
  • Щебеночно-мастичные. Имеют в составе стабилизирующие добавки волокнистого типа. Применяются для создания высокопрочных дорожных покрытий автомагистралей с высокой интенсивностью движения.
  • Полимерасфальтобетонные. Содержат сополимеры и пластификаторы, повышающие прочность и безремонтный период дорожных покрытий. Полимерасфальтобетоны эффективны для устройства покрытий мостов, аэродромов, проездов, по которым передвигается тяжелая техника.

Виды асфальтобетона по технологии производства

По способу производства асфальтобетонные составы делят на три вида – горячие, теплые, холодные. Теплые асфальтобетоны по условиям применения, комплексу преимуществ и недостатков похожи на горячий асфальт, поэтому ГОСТ 9128-2013 объединяет эти материалы в одной группе.

Горячий асфальтобетон – состав и технологическая схема производства

Горячая асфальтовая смесь – традиционный материал, укладываемый по классической технологии при температуре не ниже +110 °C. В теплом асфальтобетоне присутствует маловязкий битум, а его укладка осуществляется при температурах +40…+80 °C. В зависимости от процентного содержания крупного и мелкого заполнителей горячие продукты разделяют на высокопористые, пористые, плотные и высокоплотные. В горячих асфальтобетонах применяется достаточно дешевый битум, поэтому они наиболее востребованы при строительстве дорожных и аэродромных покрытий, проведении масштабных капитальных ремонтов старых дорог. Их недостатки – необходимость в обеспечении важных характеристик материала в процессе укладки и применении спецтехники.

Как делают горячий асфальт на асфальтобетонных заводах (АБЗ) – основные этапы процесса:

  1. Просушка при температурах +150…+160 °C и просеивание на грохотах заполнителей, которые обычно поступают на асфальтобетонный завод (АБЗ) во влажном или воздушно-сухом состоянии. Повышенная влажность заполнителей приводит к разбрызгиванию смеси при укладке и снижению прочности дорожного покрытия. Просушка может быть одинарной или двойной.
  2. Смешивание компонентов – заполнителей и вяжущего. После добавления битума температура смеси вплоть до процесса укладки должна поддерживаться на уровне +160…+170 °C. Такие условия создаются в специальных бункерах, в которых асфальт может храниться не более 4 суток.
  3. Добавление модифицирующих компонентов. Оно может осуществляться в процессе перемешивания. При производстве резиново-асфальтной продукции каучуковая крошка добавляется в уже готовую к использованию смесь.

Горячий асфальт имеет строгие ограничения по сезонности применения. Этот материал можно использовать в дорожных работах летом, а также весной и осенью при определенных погодных условиях. Зимой его применение запрещено. Горячий асфальт на близкие расстояния перевозят обычными самосвалами. Для транспортировки на дальние расстояния применяют кохеры, специальные автомобили, оборудованные теплосберегающими контейнерами. В кохерах дорожный материал сохраняет рабочие характеристики в течение 2 суток.

Холодный асфальтобетон – из чего делают и особенности технологии изготовления

Холодные асфальтовые смеси изготавливают на базе холодного битума, специальных полимеров, чистых высушенных высокопрочных каменных заполнителей (гранитного или щебня из габбро-диабаза), что обуславливает следующие преимущества этой продукции:

  • возможность укладывать на основание при температурах окружающей среды до +5 °C, некоторые составы приспособлены для укладки в зимних условиях при температурах до -30 °C;
  • сохранение рабочих характеристик в течение длительного времени;
  • хорошая адгезия к основанию благодаря модифицирующим добавкам.

Из-за высокой стоимости холодный материал не применяют для асфальтирования значительных площадей. А низкая устойчивость к сдвигу ограничивает его использование на участках интенсивного торможения автотранспорта.

Наиболее популярные сферы применения:

  • все виды ямочных ремонтов, в том числе на скоростных трассах;
  • оперативное сооружение дорожек, аллей, площадок, запланированных для эксплуатации при небольших нагрузках.

Производство холодного асфальта осуществляется на стандартном оборудовании АБЗ и включает те же основные этапы, что и выпуск горячих смесей: подготовку сырьевых компонентов, их смешивание, отправку готового материала к месту хранения.

Виды асфальтобетонных заводов

Асфальтобетонный завод – это комплекс оборудования, обеспечивающего производство холодных и горячих асфальтобетонных смесей, черного щебня (щебня, обработанного битумом), переработку демонтированного покрытия.

По принципу функционирования АБЗ разделяют на цикличные и непрерывные. На предприятиях циклического действия используются порционные дозаторы и оборудование периодического использования. На заводах непрерывного производства операции подготовки компонентов, их смешивания, выгрузки готовой продукции происходят одновременно.

В зависимости от мощности оборудования АБЗ могут производить от 40 т/ч до 400 т/ч и более. По степени инвентарности заводы разделяют на стационарные, сборно-разборные и мобильные.

Литой асфальтобетон: технология изготовления и использование

Обычный асфальтобетон изготавливается по следующей схеме: все составные элементы перемешиваются, получается горячая либо холодная смесь, она заливается и непременно уплотняется. Данная операция упрочняет асфальт и придает ему устойчивость к деформированию. Литой же асфальтобетон представляет собой жидкость, хотя и вязкую, поэтому необходимости уплотнения нет.

Что такое литой асфальт

Когда литой асфальт охлаждается, он самостоятельно набирает плотность, достаточную для эксплуатации, что уменьшает затраты на его укладку и ускоряет процесс сооружения дороги. Этот материал имеет необычный состав и приемы изготовления. Обычный асфальт основан на макроструктуре и состоит из щебня, песка с добавкой минерального порошка, а литой имеет в своей основе микроструктуру, определяемую битумом. Связывающее вещество состоит из битума с добавкой минерального порошка. В литом асфальте доля его достигает 28%, причем из них собственно битум занимает от 7,5 до 10%, а порошок составляет 20-30%. Благодаря такому повышенному содержанию и формируется полукаркасная структура окончательного материала, в состав которой входит до 50% щебня размером до 5 миллиметров.

Разновидности литого асфальта

По максимальному размеру зерен литой асфальт делится на типы:

  1. Зерна имеют размеры до 15 миллиметров, а их содержание по массе – 45-55%. Асфальт такого состава применяется для постройки новых дорог и для ремонтных работ.
  2. Камни имеют размеры до 20 мм, а их процентное содержание достигает 20-25%. Этот тип обладает весьма широкой применяемостью.
  3. Диаметр камней достигает 40 миллиметров, их количество доходит до 45-5%. Область применения – новое дорожное строительство.
  4. Камни минимальной фракции – не больше 5 мм. Такой асфальт используют для велодорожек и тротуаров.
  5. Зерна достигают 20 мм, процентное содержание их – 35-50%. Объем битума при этом максимально велик – до 22-28%.

Отличается и технология изготовления. При приготовлении литого асфальта температура состава выше, смесь при доставке на место применения беспрерывно перемешивают и подогревают. Для укладки материала используются специальные машины. Уплотнение не требуется, литой асфальт, остывая, сам набирает необходимую прочность.

Литая смесь стоит дороже обычной, но ее стоимость окупается долгим временем службы.

Технические характеристики

Предъявляемые к наружному дорожному покрытию требования очень высоки, поскольку верхний слой должен быть не только прочным и износоустойчивым, но и предохранять внутренние слои от атмосферных осадков. Основными качествами литого асфальта являются пониженная пористость и повышенная плотность. Рассмотрим основные характеристики разных типов литого асфальта:

  • Первый тип имеет пористость каменных составляющих до 20% объема, а для прочих типов – до 22%.
  • Объемное водонасыщение для асфальта типа 1 и 2 равняется 1%, для прочих типов – 5, 7 и 0,5%. Асфальт воду не впитывает и способен предохранять нижележащие уровни. Это свойство обуславливает также повышенную морозоустойчивость поверхностей, выполненных из литого асфальта.
  • Устойчивость к пониженным температурам определяет также использование кубообразного щебня.
  • Параметр остаточной пористости данного асфальта — 2%.
  • Показатель прочности при сжатии не меньше 1 для типов 1,2,3 и 5 и не меньше 0,7 для четвертого типа.
  • Плотность литого асфальта или его удельный вес определяет в основном доля содержащихся в нем камней. Если щебень имеет различную массу, будет изменяться также объемный вес всего материала, причем диапазон этих колебаний составляет от 1,5 до 2,2 тонны на один кубометр.
  • Каждый регион имеет собственные нормативы на приготовление обычного и литого асфальта, поэтому точное определение всех параметров способен указать только завод-изготовитель.
  • Долговечность также относится к важным показателям. Деформируется литой асфальт меньше: при 40-градусной температуре он вдавливается на 1-6 мм (для пятого типа на 1-10 мм).
  • Поскольку литой асфальт укладывается при повышенной температуре, его адгезия к нижним слоям оказывается также высокой. С материалами рулонной гидроизоляции асфальт буквально «спекается», что приводит к повышению водостойкости конструкции.
  • Эффект коррозии в литом асфальте отсутствует, и это покрытие обладает устойчивостью к солям.

Области применения литого асфальта

Объекты, которые сооружаются с использованием литого асфальта, это мосты и дороги, туннели и многое другое. Поскольку показатели типов во многом различаются, необходимо выбирать материал, оптимально пригодный для реальных условий. Из литого асфальта первых двух типов изготавливают различные слои дороги, если по ней проходят больше 3 тысяч автомашин за день. Это могут быть скоростные участки дорог, шоссе, аэродромы и другое.

Можно использовать материал 1 и 2 типов и для не таких нагруженных автодорог, хотя это является экономически невыгодным.

Первый тип асфальта не применяют при создании дорожек для пешеходов и велосипедов. Типы 2,3 и 4 используют для базовых и покрывных слоев. Типы 1,2 и 5 применяют при разных видах ремонта, заделки выбоин, создании выравнивающих слоев в ходе постройки туннелей и мостов.

Технические показатели конечного продукта

Литой асфальт ценен своей повышенной шероховатостью. Колеса машин и велосипедов хорошо сцепляются с дорожным покрытием, это особенно важно при дождливой погоде или снегопаде.
Повышенные гидроизолирующие свойства литого асфальта позволяют его использовать непривычным способом: с его помощью устраивают покрытие кровли, полы, гидроизолируют туннели.
Чтобы получить качественное дорожное покрытие, необходимо соблюдать технологию на всех этапах изготовления продукта. В одинаковой степени важны:

  • состав асфальта;
  • особенности производства;
  • технология укладки.

Рассмотрим подробнее все эти параметры.

Состав

Состав компонентов, применяемых при создании литого асфальта, имеет отличия от обычных и регламентируется ГОСТом:

  • Битум используется марок БНД 40/60 или 40/9о, хотя рекомендуется пользоваться улучшенным сортом битума, имеющим добавки полимеров. Прежде всего, это асфальт для покрытия мостов или высоконагруженных трасс. В качестве примера такой добавки можно назвать стирол-бутадиен-стирол.
  • Щебень применяется получаемый из вулканических материалов и лещадности (количества пластинчатых элементов) не выше 20%.
  • Песок, используемый в асфальте, может быть природным или дробленым. Для асфальта верхних слоев он применяется с ограничениями.
  • Добавка минеральных порошков выполняется в соответствии с ГОСТ Р 52129-2003.
  • Можно добавлять с состав асфальта всевозможные модификаторы – дефлегматоры, красители и другие.

Производство

Использование для литого асфальтобетона особо вязких сортов битума приводит к тому, что для смешивания составляющих требуется нагрев смеси до высокой температуры. Но излишний нагрев может оказать влияние на свойства продукта, поэтому желательно нагрев делать минимально возможным:

  • температура битума должна быть 160-180оС;
  • минеральные составляющие нагревают до 190-240оС;
  • температура готовой смеси получается 200-220оС, хотя это и считается чрезмерным.

Если применить активированный минеральный порошок, температуру смеси удается снизить до 170-190оС.

Этот способ производства асфальта исключает его приготовление там, где он укладывается, поскольку требуется точное выдерживание температурного режима. Производственный процесс состоит из следующих этапов:

  • компоненты хранятся в бункерах;
  • компоненты поступают в сушильный барабан, где перемешиваются и нагреваются до требуемой температуры в течение 15-20 секунд;
  • битум подогревается и подается вместе с твердыми составляющими в миксер, где перемешивается вдвое дольше, чем при формировании обычной смеси. Перемешивание производится в асфальтосмесительных машинах с принудительными мешалками;
  • в специальных нагреваемых котлах-кохерах смесь при постоянном перемешивании привозится на место укладки. Состав смеси приближается к суспензии, так что расслоение не исключено. Если смесь в процессе доставки не перемешивать, опасность расслоения увеличивается, и литой асфальт становится негодным.

Укладка

После доставки смесь загружают в особые асфальтоукладчики, которые выкладывают ее ровным слоем, толщина которого – 3-7,5 сантиметров. Предварительно асфальтируемый участок обкладывается брусьями, не дающими смеси растекаться. Когда асфальт остынет до температуры 60-70оС, брусья можно убрать. Слой асфальта уплотнения не требует, хотя с целью повышения шероховатости в поверхность утапливают черный щебень при помощи легких катков.

Стоимость литого асфальта и его основные производители

Приготовить литой асфальт значительно труднее, чем обыкновенный горячий асфальт и особенно холодный. В России этого типа асфальта производится не больше 9-10% общего производства, хотя наметилось стремление к росту. Лидирующими в сфере этого производства являются изготовители нефтяных продуктов и бетонов:

  • Бесспорным лидером изготовления всевозможных асфальтобетонов, включая литые, является ОАО «Асфальтобетонный завод №1», расположенный в Петербурге.
  • Объединение «Сургутнефтегаз» добывает и реализует нефть. Несмотря на то, что бетонное производство здесь считается побочным, валовый объем производства вывел производителя в лидирующую десятку по России.
  • «Асфальтобетонный завод №4», работающий в столице, выпускает все виды асфальта, не исключая литой.
  • ГУП «Башкиравтодор» — фирма, строящая дороги и производящая все необходимые для строительства материалы.
  • АО «Сверловскавтодор» имеет 45 предприятий, производящих асфальт всех типов. Фирма из собственных материалов строит автодороги.

В связи с типом асфальта и районом его производства стоимость литого материала может быть различной. Средняя цена составляет от 3700 до 4200 рублей за тонну или 5940–8800 рублей за кубометр.

Ямочный ремонт

Оптимальное время для ремонта поврежденных автодорог – лето, когда все работы выполняются дешево. Впрочем, если ремонт выполняется в аварийной ситуации, он может быть выполнен при любой погоде. Подбирается асфальт оптимального типа и класса, и им заполняются выбоины в дороге. Последовательность работ при этом следующая:

  1. Размечается и очищается поврежденный участок. Нарезчиком швов или отбойным молотком с пневмоприводом обрубается контур участка, внутри него удаляется мусор. Если объемы работ велики, применяются самоходные устройства для фрезерования навесные либо прицепного типа.
  2. Дно и боковые стороны очищенного повреждения покрываются битумом либо битумной эмульсией, выполняющей роль грунтовки. Делают это с помощью лейки и кисти, а при значительных объемах – автогудронатором.
  3. Литой материал привозят в готовом виде спецмашинами – кохерами, обеспечивающими горячую перевозку с непрерывным перемешиванием.
  4. Смесь специальным аппаратом заливается в выбоину. Уплотнения она не требует.
  5. Чтобы повысить шероховатость поверхности, отремонтированный участок присыпают черным щебнем и прикатывают ручным катком.

Из литого асфальта получается высококачественное дорожное покрытие, способное выдерживать немалую нагрузку. Отличная водонепроницаемость позволяет его применять в различных гидроизолирующих работах.

Производство асфальта

Россия славится плохим качеством дорог, поэтому изготовление асфальта, строительство заводов по производству асфальтных смесей – одно из перспективных направлений бизнеса. Рассмотрим основные этапы производства асфальтобетона.

Из чего изготавливается асфальт?

Асфальтобетон производят из щебня, песка (для лучшего заполнения мелких отверстий, которые не может заполнить щебень), минерального наполнителя (для лучшего обволакивания используют песчаник, известняк и другие) и битума (своеобразного связующего материала, “клея”). Также в рецептуру может входить гравий. Каждый компонент при изготовлении асфальтобетона необходим для лучшего уплотнения асфальтного покрытия.

Виды асфальта

Асфальтобетон в зависимости от его составляющих бывает песчаным (песок+битум), щебенчатым (щебень+песок+битум+минеральный порошок) и гравийным (гравий+щебень+битум+минеральный порошок). Только правильная пропорция этих компонентов может дать в результате качественный асфальт.

Источник фото: vik95.ru Асфальтобетон производят из щебня, песка и минерального наполнителя

Также укладка асфальта бывает горячей и теплой. Но разница в градусах не такая уж и большая. При горячей укладке температура асфальтной смеси колеблется от 130 до 170 о С, при холодной – не должна быть ниже 80 о С. Холодную укладку асфальтобетона используют для местного (ямочного) ремонта, а для изготовления новых трасс предпочтительна горячая.

Заводы по производству асфальтобетона

Асфальтобетонные заводы бывают циклическими и непрерывными. Отличия кроются в процедурах смешивания материала, его дозирования, объеме производства асфальтной смеси, способа хранения и мобильности.

Циклические АБЗ оснащены дополнительным оборудованием – башней и грохотом. Материал, из которого производится асфальт, подвергается разгрохотке на фракции, затем разделяется на своеобразные порции и только потом отдельными частями поставляется в барабан для сушки. Такая технология производства позволяет легко изменять рецептуру смеси. Теоретически производитель способен изменить состав асфальтобетона до пятидесяти раз за смену.

Источник фото: FB.ru Асфальтобетонные заводы бывают циклическими и непрерывными

Минус такого завода в его стационарности и относительно небольшом (меньшем, чем у непрерывного АБЗ) количестве производимого асфальтобетона. Также из-за процесса грохочения возникает своеобразный простой в горячих бункерах (либо он пуст, либо не хватает одного из компонентов). А это может испортить смесь, что приведет к убыткам. Такие АБЗ преимущественно используются в больших мегаполисах, где поставка асфальта производится в разные части города и его процедура изготовления и состав могут отличаться.

Непрерывные АБЗ выбирают за простоту их использования. Они не имеют башни, их легко транспортировать с места на место и быстро монтировать, что делает АБЗ мобильным.

Но и такой тип оборудования имеет недостатки. Одним из них является отсутствие грохота. Зачастую закупаемый щебень не соответствует стандартам, а без его сортировки нарушается рецептура, и качество асфальтобетона падает. Многие производители решают эту проблему комплектацией завода отдельным оборудованием для разделения фракций, при этом производство по-прежнему остается рентабельным.

Источник фото: ideibiznesa.org Непрерывные АБЗ выбирают за простоту их использования

Плюсом непрерывного АБЗ является то, что процесс изготовления асфальтобетона не останавливается, то есть фракции поставляются в бункера нагрева постоянно, вследствие чего завод производит намного больше асфальта, а это прибыль. Любой завод по изготовлению асфальта оснащен силосами для хранения асфальтобетонной смеси. Силос способен поддерживать готовый асфальтобетон в надлежащем качестве (сохраняется необходимая температура) до 4 суток.

Процесс изготовления асфальта

Изготовление асфальтобетона проходит в несколько этапов. Сначала производится контроль качества исходного материала (щебня, битума и минеральных добавок). После этого начинается процесс обработки инертных материалов. Как уже говорилось, изготовление стандартной асфальтной смеси выполняется из щебня, песка, минерального материала и битума. Для начала песок просевается, а щебень с помощью грохота разделяется на различного размера фракции (от 5 до 20 мм). Далее в соответствии с рецептурой они поступают в специальный барабан для просушки. Внутри барабана поддерживается высокая температура для того, чтобы в процессе изготовления полностью удалить воду из смеси, так как она ухудшает прочность будущего асфальтобетона.

Кроме того, что в бункере песок и щебень (возможно добавление отсева) высушиваются при температуре около ста шестидесяти градусов, они перемешиваются между собой. Одновременно с сушкой твердых материалов происходит нагрев битума в резервуарах до тех же ста шестидесяти градусов. В процессе нагрева очень важно соблюдать нужную температуру, нельзя, чтобы связующий материал был слишком жидким или слишком твердым.

Источник фото: tts2011.ru Производство асфальта – трудоемкий многоэтапный процесс

На следующем после нагрева этапе производства происходит смешение всех компонентов асфальтобетона (щебня, песка, минеральных добавок и битума). Материал перемешивается специальными лопатками в отдельном бункере. Перемешивание нужно для лучшего обволакивания, сцепления битума с зернами щебня и песка, минеральные добавки также улучшают качество асфальтобетона (заполняя ненужные пустоты, в которые может попасть вода и разрушить дорогу). На некоторых заводах асфальтную смесь во время перемешивания пропускают через ряд сит, таким образом асфальт разделяется на нужное количество порций с равномерным распределением компонентов асфальтобетона.

Для асфальта очень важно соблюсти пропорцию во время изготовления, так как от этого зависит качество будущей дороги. Ведь летом асфальт может плавиться, а зимой трескаться именно из-за неправильного подбора компонентов и температуры укладки.

После тщательнейшего перемешивания горячий асфальт попадает в бункер для хранения (где также поддерживается высокая температура). Именно из этого бункера впоследствии происходит загрузка самосвалов. За смену в 10 часов завод может изготовить около трех тонн асфальта. После загрузки горячей асфальтной смеси самосвалы транспортируют ее на место укладки дороги. Важно успеть доставить его горячим для соблюдения технологии.

В странах Европы при производстве асфальта некоторые производители добавляют для прочности резиновую крошку, каучук, латекс и другие материалы. Также существует производство цветного асфальта.

Асфальтобетон по ГОСТу: классификация и методы определения качества готового асфальта

  • 1 Основные особенности и состав
    • 1.1 Особенности применения
    • 1.2 Классификация
  • 2 Марки асфальтобетона
  • 3 Производство асфальтобетона
    • 3.1 Особенности изготовления
    • 3.2 АБЗ и их разновидности
    • 3.3 Производственная технология
  • 4 Методы определения качества готового асфальта
  • 5 Вывод

В этой статье мы подробно расскажем о том,что входит в состав асфальтобетона. Кроме того, мы рассмотрим классификацию этих материалов, их технические и эксплуатационные свойства. Тема статьи представляет немалый интерес, поскольку область применения асфальта затрагивает самые разные сферы,начиная с устройства дорог общественного пользования и оканчивая изготовлением стяжки пола в зданиях промышленного назначения.

И именно от того, насколько качественно будет приготовлена и впоследствии использована асфальтовая смесь, зависит прочность, долговечность и цена этих покрытий.Итак,изучим, что собой представляет асфальтобетон и чем обусловлена его востребованность.

Укладка дорожного полотна

Основные особенности и состав

На фото — готовый асфальтобетон

Асфальтобетон- это широкий перечень материалов, изготовленных в соответствии с требованиями, приведенными в ГОСТ 9128. В процессе приготовления выполняется тщательное перемешивание и последующее уплотнение смеси минеральных заполнителей и нагретого битума.

Готовая смесь имеет относительно однородную консистенцию без крупноразмерных включений, без полостей, с одинаковой степенью плотности по всей толщине укладываемого слоя.

Структура асфальтобетона по большому счету определяется составом применённых ингредиентов.

Традиционный состав включает в себя:

  • минеральные материалы (щебень или гравий, песок дроблёный или природный кварцевый, тонкодисперсный минеральный порошок);
  • органические вяжущие компоненты (битум и эмульсии на его основе).

Для получения требуемой консистенции, все ингредиенты, входящие в состав смеси, перемешиваются разогретыми до требуемой температуры.

Особенности применения

На фото — укладка литого асфальта повышенной плотности

Благодаря высокой технологичности, простоте укладки, многообразию модификаций, сжатым срокам набора марочной прочности и прочим достоинствам, асфальтобетонные смеси получили распространение в качестве материала для строительства и ремонта:

  • автотранспортных магистралей, рассчитанных на повышенные механические нагрузки;
  • дорог общественного пользования, тротуаров, пандусов, съездов и т.д.;
  • площадей, площадок, автомобильных парковок;
  • основания пола промышленных, складских и коммерческих объектов;
  • взлётно-посадочных полос аэродромов.

Разумеется,это лишь краткий перечень сфер, в которых могут быть применены строительные смеси, изготовленные с применением битума и минеральных заполнителей. Впрочем, высокая популярность материала неудивительна, так как эти покрытия характеризуются высокими транспортно-экономическими показателями.

Асфальтобетон, набравший марочную прочность,медленно изнашивается в сравнении с другими стройматериалами. Кроме того, асфальтовые покрытия демонстрируют высокую устойчивость к негативному воздействию факторов внешней среды, включая атмосферные осадки, резкие перепады температур, долговременное воздействие солнечных лучей и избыточную влажность.

Классификация

Общая классификация асфальта и продуктов, изготовленных на его основе

Действующий ГОСТ на асфальтобетон предполагает следующую классификацию смесей — на основе минерального заполнителя и битума.

В соответствии с типом используемого битума и температуры его разогрева различаются следующие модификации:

  • горячие смеси на основе жидких и вязких нефтяных дорожных битумов с температурой при укладке покрытия не меньше +120 °С;
  • холодные смеси на основе жидких нефтяных дорожных битумов с температурой укладки не меньше +ее 5 °С.

Щебень для смешивания с битумом

Исходя из параметров минерального заполнителя асфальтобетон подразделяется на:

  • щебневые смеси;
  • гравийные смеси;
  • песчаные смеси.

В соответствии с максимальным размером зерен минерального заполнителя асфальтобетона подразделяются на следующие категории:

  • крупнозернистые с размером частиц не более 40 мм;
  • мелкозернистые с размером частиц не более 20 мм;
  • песчаные с размером частиц не более 10 мм.

Важно: Современные холодные смеси производятся с использованием мелкозернистого или песчаного заполнителя.

Важным параметром, в соответствии с которым выполняется классификация асфальтобетона, является остаточная пористость. Данный параметр применительно к горячим смесям рассчитывается как процентное отношение количества пор к объему уплотнённого материала.

В соответствии с параметрами остаточной пористости асфальтобетоны подразделяются на следующие разновидности:

  • высокопористые (10,0-18,0%);
  • пористые (5,0-10,0%);
  • плотные (2,5-5,0%);
  • высокоплотные (1,0-2,5%).

Важно: Холодные смеси после набора марочной прочности должны характеризоваться остаточной пористостью в пределах 6,0-10,0%.

Горячая асфальтобетонная смесь, в соответствии с содержанием щебеночного или гравийного заполнителя,подразделяется на следующие категории:

Щебеночные асфальтобетоны, приготовленные на основе холодной смеси, по содержанию минерального заполнителя соответствуют типам «Б» и «В». Для указания вида смеси помимо обозначения типа указывается буква «х», то есть, холодный.

Материалы с песчаным заполнителем, как горячие, так и холодные, подразделяются на следующие категории:

  • Тип «Г» — приготовлен с применением песка, полученного в процессе дробления и последующего фракционирования горных пород.
  • Тип«Д» — приготовлен с применением природного песка или из смеси природных песков с остаточными материалами.

Марки асфальтобетона

На фото — выравнивание дорожного покрытия

В соответствии с физико-механическими показателями,асфальту присваиваются следующие марки:

  • Марка 1 – к этой категории относится широкий перечень различных покрытий, начиная с пористых и оканчивая плотными асфальтобетонами. Например, асфальтобетон марка 1 тип А применяется при строительстве и ремонте дорог, благоустройстве территорий и т.д.

Важно: Материалы с высокой пористостью применять в качестве самостоятельного покрытия нецелесообразно. Пористые смеси используются для обустройства оснований для последующей укладки более плотных материалов.

  • Марка 2 –присваивается материалам с широким диапазоном плотности с различным содержанием и процентным соотношением гравия и песка. Например,асфальтобетон марка 2 тип Б- это наиболее распространённые смеси,которые повсеместно используются для строительства различных типов дорог и площадей, устройства парковок и т.д.
  • Марка асфальтобетона 3 присваивается материалам, в состав которых не входит гравий или щебень. Вместо этих минеральных заполнителей применяется песок и минеральные порошки. Смеси такого типа характеризуются высокой плотностью бетона и в основном применяются при проведении сезонного «ямочного» ремонта дорожных покрытий.

Производство асфальтобетона

На фото — производство асфальтобетонной смеси

После того как мы выяснили, что собой представляют асфальтобетонные смеси и каковы их технические и эксплуатационные характеристики, рассмотрим как эти материалы изготавливаются.

Важно: Независимо от производственных объёмов,потребуется специальное оборудование. Поэтому изготовить своими руками полноценную асфальтовую смесь для обустройства территорий прилегающих к дому не получится. С другой стороны, имея компактный мобильный АБЗ можно организовать рентабельный бизнес.

Давайте подробно рассмотрим, каковы особенности производственного процесса.

Особенности изготовления

Как уже было сказано, асфальтобетон изготавливается из твердых или сыпучих минеральных наполнителей и вязкого связующего компонента. Суть приготовления готового материала заключается в тщательном перемешивании компонентов с целью получения однородной консистенции и оптимальных параметров плотности.

Следует отметить, что перманентно разрабатываются новые технологии изготовления асфальтовых дорожных покрытий. Например, за рубежом для удешевления готового продукта и одновременного увеличения прочностных показателей бетона, в состав добавляется резина. Как правило,применяются отходы, полученные в процессе утилизации автомобильных покрышек.

Кроме того, зарубежные производители для улучшения эстетических параметров материала интегрируют в смесь специальные пигменты. Делать цветной декоративный асфальт сегодня пробуют некоторые отечественные производители, но особой популярности по целому ряду причин такие покрытия не получили.

Несмотря на многообразие технологических новшеств, остановимся на особенностях изготовления смесей в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-97.

АБЗ и их разновидности

Производство асфальта осуществляется на специализированных предприятиях асфальтобетонных заводах (АБЗ).

В соответствии с механизмом производства,АБЗ подразделяются на модификации циклического и непрерывного действия.

  • АБЗ циклического действия — это предприятия,рассчитанные на регулярное изготовление средних и небольших объёмов дорожных смесей. Поэтому такие предприятия располагаются вблизи больших населённы хпунктов, где присутствует перманентная необходимость в материалах для строительства и ремонта дорожного покрытия.

Стационарный АБЗ циклического действия

Уникальность таких заводов заключается в возможности изменения состава производимой продукции по нескольку раз за смену без ущерба для качества смесей.

Циклические АБЗ оснащаются полноценным набором оборудования для приёмки заполнителя и смешивания его с вяжущим компонентом. В качестве дополнительного специфического оборудования,заводы могут комплектоваться грохотом, дробильно-сортировочным виброситом и ёмкостями для складирования готовой продукции.

Применение грохота позволяет добиться высокого качества готового асфальта, поскольку сыпучие компоненты разделяются на фракции,до того как попасть в мешалку.Наличие емкостей, предназначенных для хранения готовой смеси, позволяют изготавливать продукцию с небольшим запасом.

  • АБЗ непрерывного действия,в отличие от цикличных аналогов, оснащаются только необходимым оборудованием. Такая конструкционная особенность позволяет производить компактные комплексы, адаптированные для транспортировки с одного объекта на другой.

Мобильный АБЗ непрерывного действия

Производство асфальтовой смеси на таких АБЗ осуществляется беспрерывно, то есть ингредиенты подаются в бункер, там перерабатываются и в виде готовой смеси отправляются в силосы.

Существенным недостатком комплексов непрерывного действия является отсутствие в базовой комплектации грохота. В результате,заполнители не подвергаются тщательной переработке, и смесь получается недостаточно однородной.

Часто из-за крупноразмерных включений,приготовленный на таком оборудовании асфальтобетон не соответствует требованиям ГОСТа. С другой стороны, за счет компактных габаритов оборудование может применяться небольшими специализированными предприятиями.

Производственная технология

На фото — отгрузка готового материала

Инструкция изготовления асфальтобетонных смесей в соответствии с ГОСТ 9128-97 предполагает реализацию следующих этапов:

  • Оценка качества компонентов будущей смеси – этот этап особенно важен, так как от него зависит большинство эксплуатационных характеристик готового продукта.
  • Обработка минеральных заполнителей, в ходе которой проводится измельчение и просеивание компонентов для получения требуемой фракции.
  • Подача компонентов в нагревательный бункер, где под воздействием высоких температур выпаривается избыточная влага и параллельно осуществляется нагрев вяжущего компонента.
  • Объединение компонентов в смесителе. За счет долговременного перемешивания из состава выводится избыточных воздух,следовательно, минимизируется количество пустот и смесь приобретает равномерную консистенцию.
  • Подача готового продукта в ёмкости временного хранения (силосы). За счет особой конструкции, емкости способны сохранять высокую температуру материала в течение нескольких суток.

Методы определения качества готового асфальта

Современные методы определения качества дорожного покрытия подразделяются на способы, используемые в лабораторных условиях, и способы,применяемые вне лаборатории.

На фото — плотномер ПА МГ4

Для определения качества асфальтобетона вне лаборатории применяются переносные приборы такие, например как плотномер асфальтобетона ПА МГ4.

Как следует из названия, устройство определяет плотность покрытия. По результатам исследования можно получить представление о таких параметрах как устойчивость к механическим нагрузкам и водонасыщение асфальтобетона.

На фото — образец покрытия для лабораторных исследований

Лабораторные исследования могут дать более подробные и точные данные о качестве материала. Для проведения лабораторных анализов осуществляется забор пробного образца. Впоследствии на специальных стендах образец подвергается тем нагрузкам,которые в естественной среде воздействуют на асфальтобетон.

Вывод

Теперь вы имеете общее представление о том, что собой представляет асфальтобетон, в соответствии с какими параметрами он классифицируется, как он изготавливается и как можно проверить его качество. Больше полезной информации вы сможете найти, посмотрев видео в этой статье.

Добавить комментарий