Асфальт и асфальтобетон: в чем разница?

Типы и марки асфальтобетонных смесей

Асфальтобетоном называют обширное семейство строительных материалов, которые, в отличие от природного асфальта, получают искусственным способом. Основная область применения – дорожное строительство. Различные виды искусственного асфальта, предназначенного для создания дорожных покрытий, различаются по технологии изготовления, составу сырьевых материалов и техническим характеристикам. Средняя плотность АБ составляет 2,5 т/м3. Требования ко всем видам асфальтобетонных смесей регламентирует ГОСТ 9128-2013.

Состав асфальтобетона

В зависимости от заполнителя, смеси разделяют на щебеночные, гравийные, песчаные. В зависимости от величины зерен, на крупнозернистые, мелкозернистые, песчаные. По плотности – на высокоплотные, плотные, пористые, высокопористые. По состоянию вяжущего (битума) – на горячие и холодные.

  • битум – 2,5-9 %;
  • минеральные порошки;
  • каменные материалы – необязательные компоненты, хотя большинство АБ производится на базе щебня и гравия;
  • модифицирующие добавки разного функционального назначения – для улучшения звукоизоляционных параметров, увеличения шероховатости и сцепления автопокрышек с дорожным покрытием.

Для придания особых характеристик в состав материала добавляют резиновую крошку, получаемую переработкой старых автомобильных шин и других резиновых изделий. Такой материал отличается высокой стоимостью, поэтому его используют только в определенных случаях и в ограниченных количествах.

Классификация асфальтобетонных смесей по техническим характеристикам и составу

Для упрощения выбора асфальт разделяют на марки и типы. Основные марки асфальтобетона:

  • Марка 1. К этой группе относятся АБ разного состава и плотности, которые объединяет общее качество – высокая прочность. Основное применение этих материалов, содержащих щебень, кварцевый песок, битум, минпорошки, – создание нижнего слоя дороги. Среди АБ марка 1 отличается наиболее высокой стоимостью.
  • Марка 2. Эти материалы, технические характеристики которых немного ниже параметров АБ марки 1, отличаются бюджетной стоимостью и универсальностью применения. Они востребованы в широком перечне дорожных работ – при строительстве и ремонте автодорог общего пользования, благоустройстве частных территорий, городских парков и скверов.
  • Марка 3. Плотный, но малопрочный материал, в составе которого отсутствует щебень. Такие АБ изготавливаются на базе песка и минеральных порошков. Они востребованы при ремонте и устройстве покрытий, не запланированных для восприятия серьезных нагрузок. Марка 3 – это тип асфальтобетона, предназначенный для устройства пешеходных дорожек, тротуаров, аллей в садах и парках, организации площадок возле частных домов и во дворах лечебных или образовательных учреждений. Также он часто применяется при «ямочном» ремонте дорожного покрытия.

Деление на типы осуществляется по соотношению песка и камня, присутствующих в составе асфальтобетонной смеси:

  • А. Щебень – 50-67%. Используются только с горячим битумом.
  • Б. Щебень или гравий – 40-50%. АБ может применяться как в холодном, так и в горячем виде.
  • В. Щебень или гравий – 30-40%. Смеси могут быть холодными и горячими.
  • Г. Песок – искусственный, получаемый путем дробления различных материалов. Содержание – 30%.
  • Д. Песок из отсева дробления. Содержание – 70%.

Таблица соотношения марок и типов асфальтобетона

МаркаСоставТип
1песок или отсев, щебень, минпорошок, битумплотные А, Б, Г; высокопористые, пористые, высокоплотные
2песок, отсев, щебень, минпорошок, битумплотные А, Б, В, Г, Д; пористые, высокопористые
3песок, отсев дробления, минпорошок, битумплотные Б, В, Г, Д

Виды асфальтобетонов по температуре укладки

По температуре укладки выделяют холодный и горячий АБ. Оба этих материала изготавливают на асфальтобетонных заводах, на которых готовят и смешивают сырьевые компоненты. Температура обработки составляющих холодного асфальтобетона значительно ниже температуры, при которой обрабатывают горячие смеси.

Горячие асфальтобетонные смеси

Температура их укладки, в соответствии с ГОСТом 9128-2013, составляет +105 °C и выше. Высокая температура обеспечивает хорошее уплотнение смеси. Чем она ниже, тем сложнее трамбовать и тем больше проходов катка понадобится. Работы по устройству дорожного покрытия с использованием горячей смеси нельзя проводить при отрицательных температурах и высокой влажности. Горячий АБ необходимо укладывать в разогретом виде на сухую поверхность.

Холодные асфальтобетонные смеси

Это разновидность дорожных материалов, для которой характерны: специальный температурный режим производства, присутствие медленно- или среднетвердеющего дорожного битума, модифицирующих добавок. Холодные АБ могут находиться в состоянии, пригодном к употреблению, в течение длительного времени. Такую способность обеспечивает тонкая битумная пленка на зернах компонентов, которая ослабляет структурные связи, и их можно разрушить даже при незначительных усилиях.

Преимущества холодных АБ, по сравнению с горячими смесями:

  • продолжительный срок хранения;
  • возможность осуществления дорожно-строительных и дорожно-ремонтных работ при отрицательных температурах и повышенной влажности;
  • возможность укладки без использования специальной строительной техники.

Недостатками холодных асфальтобетонов являются более низкая прочность, по сравнению с горячими АБ, и высокая стоимость. Поэтому холодные асфальтобетоны востребованы для проведения ямочного ремонта и других ремонтных работ на участках небольшой площади, устройства отмосток, пешеходных дорожек, благоустройства придомовых территорий. Для покрытия автодорог, рассчитанных на значительные транспортные нагрузки, холодный асфальтобетон не применяют.

Покрытия из асфальтобетона — состав и технология

Асфальтобетонное покрытие — уплотненный слой искусственного строительного материала, состоящего из минерального порошка, заполнителей и битумного вяжущего. Смесь обладает ценными свойствами, которые нашли применение в прокладке дорог, устройстве взлетных полос, пешеходных коммуникаций, объектов ландшафтной архитектуры.

История асфальтобетонных покрытий уходит корнями в глубокое прошлое. Американские инки строили великолепные дороги из камней, проливая стыки природным битумом. Нововведение попало в Европу гораздо позже. На смену каменной и деревянной брусчатке появился асфальтобетон. Сегодня это наиболее распространенный материал для строительства дорог.

Виды и применение

ГОСТ 9128-2013 классифицирует асфальтобетоны на несколько видов в зависимости от минерального заполнителя:

Смеси изготавливают горячим или холодным способом. В первом случае используют вязкий или жидкий битум, а температура укладки составляет 110° и выше. Для холодного асфальтобетона применяют только жидкое вяжущее. Укладывают покрытие при температуре от 5°С.

В зависимости от характеристик компонентов различают следующие виды асфальтобетонных смесей:

  • Песчаный асфальтобетон изготавливают на основе заполнителей фракций до 10 мм. Материал слабо сопротивляется износу. Применяется для устройства тротуаров, велосипедных или пешеходных дорожек, детских площадок.
  • Мелкозернистый асфальтобетон содержит зерна крупностью до 20 мм. Используется для покрытия улиц, автотранспортных путей, аэродромов. Склонен к пластическим деформациям и образованию колеи, поэтому его модифицируют различными добавками.
  • Крупнозернистый асфальтобетон применяют для формирования нижних слоев дорожных одежд. В его составе щебень или гравий размером до 40 мм. Для заполнения пустот между крупными частицами и увеличения плотности добавляют песок.

Плотные щебеночные или гравийные составы соответствуют следующим типам асфальтобетонных смесей:

  • А — массовая доля крупного заполнителя 50-60%;
  • Б — 40-50%;
  • В — 30-40%.

Типы Г и Д содержат только песок из отсевов дробления или природного происхождения, щебня в них нет.

Для повышения прочности и улучшения связующих свойств между компонентами добавляют целлюлозные стабилизаторы. Полученный материал называют щебеночно-мастичным асфальтобетоном (ЩМА). Для его изготовления используют плотные горные породы кубовидной формы, которые образуют крепкий каркас. Благодаря стойкости к деформациям ЩМА применяют для строительства дорог с большой загруженностью.

Еще одна разновидность покрытий на органическом вяжущем — цветной асфальтобетон. При изготовлении состав подкрашивают пигментами. Используют осветленный битум, мраморную или кирпичную крошку, щебень из кварцита или гранита.

Цветным асфальтобетонным покрытием выделяют велосипедные или пешеходные дорожки, покрывают спортивные и детские площадки, оформляют ландшафты.

Состав и технические характеристики

Состав асфальтобетона многокомпонентный. Его подбирают и рассчитывают исходя из условий работы покрытия, а также доступных местных материалов.

Компоненты

На 30-60% асфальтобетонная смесь состоит из щебня или гравия, который получают при разработке месторождений осадочных или вулканических пород, из отходов металлургии. Свойства покрытия во многом зависят от физических характеристик и формы этого крупного заполнителя.

Песок — обязательный компонент асфальтобетона. Он заполняет пустоты между камнями, делая смесь более однородной и плотной. Содержание зерен ограничивают, так как излишек ухудшает износостойкость покрытия. Помимо сыпучего материала природного происхождения используют отсев дробления щебня или осадочных пород, молотый шлак.

Минеральный порошок составляет до 20% массы асфальтобетонной смеси. Это измельченные до состояния пыли осадочные или доломитовые породы, отходы промышленности, зольные шлаки ТЭС. Их применяют в неактивированном или активированном виде. При этом увеличивается водонепроницаемость, прочность и плотность асфальтобетона.

Марку битума подбирают исходя из климатической зоны и нормативной нагрузки на дорожное полотно. Расход продукта переработки нефти составляет 25-90 кг на тонну асфальтобетонной смеси и зависит от пористости заполнителей и режима укладки. Для улучшения эксплуатационных свойств битум модифицируют добавками, содержащими резиновую крошку, вторичный полиэтилен, гашеную известь и адгезионную композицию.

Читайте также:  Оборудование для производства газобетонных блоков: технология, изготовление

Основные технические характеристики

В зависимости от свойств и применяемого сырья ГОСТ выделяет 3 марки асфальтобетона:

  • к I относятся горячие высокоплотные и плотные типов А, Б, Г, пористые высокопористые щебеночные, холодные типов Бх, Вх, Гх;
  • ко II — горячие Б, В, Г, Д, пористые, высокопористые песчаные, холодные Бх, Вх, Гх, Дх;
  • к III — горячие плотные Б, Г, В, Д.

Основные физико-механические свойства асфальтобетонных смесей определяются маркой, режимом укладки и температурой при проведении испытаний:

  • предел прочности при сжатии — нормируется для 0°С — 9-13 МПа, для 20°С — 2-2,5 МПа, 50°С — 0,9-1,5 МПа;
  • плотность — 2000-2800 кг/м³;
  • водостойкость — 0,6-0,95;
  • коэффициент внутреннего трения (сдвигоустойчивость) — 0,62-0,87;
  • сцепление при сдвиге при t=50°С — 0,22-0,50 МПа;
  • трещиностойкость — 2-7,5 МПа;
  • водонасыщение — 1-4% для плотных, 4-10% для пористых;
  • пористость для холодных асфальтобетонных смесей — 18-21%;
  • морозостойкость F15-50 в зависимости от дорожно-климатической зоны.

Важнейшим показателем является коэффициент уплотнения покрытия из асфальтобетона, характеризующий качество укладки. Его определяют опытным путем. По нормативам величина для холодных составов не должна быть менее 0,96, для горячих — 0,99.

Для измерения коэффициента уплотнения смеси в покрытии вырубают керны, высушивают и находят фактический удельный вес асфальтобетона. После нагрева образцы измельчают, подвергают обработке под давлением. Искомый параметр определяют как отношение реальной плотности к стандартной, полученной в результате испытаний.

Для расчета расхода асфальтобетона на 1 м² покрытия пользуются опытными показателями на 1 см высоты:

  • мелкозернистые смеси типов А, Б, В — 24,6-25,7 кг;
  • крупнозернистые — 24,2 кг;
  • ЩМА — 25,8 кг;
  • литые плотностью 1500 кг/м³ — 15,4 кг.

Чем отличается асфальт от асфальтобетона?

Асфальтобетонная смесь — искусственный материал, который получают смешиванием твердых ингредиентов с нефтяным дорожным битумом.

Природный асфальт образуется в процессе загустевания и окисления нефти, выступившей на поверхность земли в виде пластовых залежей, отдельных жил или озер.

Слово «асфальт» в переводе с древнегреческого обозначает горную смолу. Это легкоплавкое вещество черного цвета. Излом раковистый, матовый или блестящий. Содержит до 70% нефтяного битума.

Крупнейшие источники природного асфальта — Мертвое море в Израиле, озеро Пич-Лейк в Тринидаде. Древние сирийцы добывали твердый битум, всплывавший на поверхность огромными глыбами, вес которых достигал 1000 кг.

Горную смолу применяли для гидроизоляции кораблей, стен хижин, полов зернохранилищ, а также изготовления красок или лаков. В Древнем Египте вещество использовали для бальзамирования умерших.

Запасы природного асфальта ограничены. Из высококачественного сырья изготавливают живописные краски, лакокрасочную продукцию. В дорожном строительстве при устройстве асфальтобетонного поверхностного покрытия замещают часть жидкого битума твердым. При этом значительно повышается стойкость к воздействию шипованных автопокрышек.

Технология устройства

Асфальтобетонная смесь может быть качественной, но если при укладке не соблюдались технология, покрытие быстро выйдет из строя. При выполнении каждого этапа производства работ нужно соблюдать четкие правила, которые устанавливают ГОСТ Р 54401-2011, 9128-2009, СНиП 3.06.03-85.

Подготовка

Мероприятия включают разработку технического проекта, подготовку финансовой сметы. При планировке объект привязывают к рельефу, предусматривая возможность удаления сточных вод, сохранность надземных и подземных коммуникаций.

Перед устройством асфальтобетонного покрытия вырубают большие деревья, снимают верхнюю плодородную почву. Чем выше расчетная нагрузка на дорожное полотно, тем больший объем земляных работ предстоит выполнить, чтобы создать основание с достаточной несущей способностью. Для садовых дорожек и тротуаров высота слоя составляет 10-20 см, для нагруженных трасс — до нескольких метров.

Чтобы под асфальтобетонной дорогой не застаивалась вода, организовывают дренаж. Грунт вывозят за пределы территории, чтобы при размыве избежать засорения дренажной системы.

Устройство подушки

Функция подушки — восприятие сжимающих нагрузок при эксплуатации асфальтобетонных поверхностей. Ее толщина определяется расчетом. Сначала укладывают крупные фракции до 60 мм, затем средние 20-40 мм, сверху песок с обязательной утрамбовкой каждого слоя.

В частном обустройстве для подсыпки используют различный строительный мусор, который значительно экономичнее, чем щебень или гравий. По краям асфальтобетонной дороги укладывают бордюры или другие прочные материалы.

Укладка асфальтобетона

Работы проводят в сухую погоду при температуре не ниже 5°С. В зависимости от вида асфальтобетонных смесей применяют следующие технологии:

  • Холодную смесь укладывают на подготовленное основание, желательно, пролитое битумом, слоем до 5 см. Утрамбовывают ручной трамбовкой или виброплитой. Сверху посыпают цементом или песком, чтобы уменьшить липкость поверхности дороги.
  • Горячий асфальтобетон изготавливают из расплавленного битума и заполнителей, тщательно перемешивают и выкладывают на основание. Массу укатывают или трамбуют. Эксплуатация разрешена через 6 часов.
  • Литой асфальт укладывается очень горячим — до 235°С. Подается из кохера, нагревающего и перемешивающего смесь, в бункер асфальтоукладчика. После равномерного распределения по поверхности композит остывает и затвердевает. Утрамбовка или укатка не требуются.

Заключение

Устройство дорог из различных типов асфальтобетона позволяет получить прочное и долговечное покрытие. Выбор материала зависит от нагрузки при эксплуатации полотна и климатической зоны. При укладке нужно соблюдать технологию и температурный режим.

Чем отличается асфальт от асфальтобетона

В дорожном строительстве используются многочисленные виды асфальтобетонных смесей. На их выбор оказывают влияние различные факторы. Основные из них – характеристика режима движения автотранспорта и климатические условия в регионе строительства. Кроме этого, выбор материала (асфальт или асфальтобетон) зависит от способа его укладки и применяемого для дорожных работ оборудования.

Асфальт – его особенности

По происхождению асфальт бывает природный и созданный искусственно путем смешивания гравия, песка с битумом, минеральным порошком. Природный материал получается из тяжелых нефтяных фракций при испарении из них наиболее легких компонентов. Добыча асфальта осуществляется из пластовых жильных залежей, а также там, где нефть имеет естественный выход нефти на поверхность.

В природном асфальте количество смолисто-асфальтеновых веществ может достигать до 75 процентов, масел – до 40 процентов. Масла придают битуму подвижность и текучесть. Сравнивая между собой асфальт и асфальтобетон в чем разница между ними, следует обратить внимание, что внешне природный асфальт трудно отличить от обычной смолы. Поэтому его называют горной смолой. Асфальтобетонная смесь часто содержит в своем составе крупные фракции щебня, гравий.

Выбирая асфальтобетон или асфальт, сравнивая их характеристики, отмечены положительные качества искусственного материала. Он выдерживает большие нагрузки, обладает лучшей демпфирующей способностью. В зависимости от процентного содержания битума, щебня, минерального порошка, песка производится асфальт следующих марок: 1, 2, 3.

Асфальтобетон – его разновидности и свойства

Получаемый в результате уплотнения асфальтобетонной смеси и включения в ее состав других добавок материал называется асфальтобетоном. Для его изготовления применяется смесь следующего состава:

  • Минеральный заполнитель (щебень и гравий из высокопрочных горных пород, природный или дробленый песок). В качестве структурообразующего компонента также используется минеральный порошок, который производится путем измельчения доломита, битуминозного известняка, доменных шлаков. Он необходим для заполнения пор между гравием (щебнем), а также для увеличения прочности битума.
  • Битумное вяжущее. В эту категорию входят битумы, а также их модифицированные разновидности. Класс и марка битума выбирается с учетом особенностей климата в местах использования асфальтобетона, категории дорожного покрытия. Требования к дорожным нефтяным битумам содержатся в ГОСТ 22245-90.

Перемешиваются компоненты в нагретом состоянии и при определенной температуре. Вид используемых добавок оказывает влияние на свойства асфальта или асфальтобетона, который подразделяется на следующие виды:

По типу вяжущего вещества и способу укладки асфальтобетонные смеси бывают:

  • Холодные. Для них применяются жидкие нефтяные дорожные битумы. Укладывается смесь при температуре не менее 5°C. Асфальтобетон, одним из компонентов которого является полимермодифицированное битумное вяжущее, и приготовленный без нагревания, может использоваться при температуре от +5 до -5 °C. Одно из главных свойств, чем асфальт отличается от асфальтобетона, это способность последнего после приготовления долго находиться в рыхлом состоянии. Составы холодных асфальтобетонных смесей отличаются от горячих тем, что в холодных составах содержится большее количество минерального порошка (до 20%), а щебня – не более 50%.

  • Теплые. Производятся на вязких и жидких нефтяных битумах. Укладываются при температуре смеси не менее 70°C.
  • Горячие. Готовятся на дорожных нефтяных битумах (вязких и жидких). Применяются сразу после изготовления смеси, температура которой должна быть равной или выше 120°C.

К основным характеристикам, определяющим свойства и отличие асфальта от асфальтобетона, относятся:

Их значения указаны в ГОСТ 9128-2013 и других нормативных документах.

Выбор сферы применения

Асфальт или асфальтобетонная смесь – что выбрать? Это зависит от областей применения, главной из которых является дорожное строительство. Асфальтобетон находит широкое применение при создании монолитных слоев дорожного покрытия, где ценится высокая механическая прочность, технологичность, более низкая стоимость по сравнению с природным асфальтом. Асфальтобетонные смеси незаменимы при строительстве:

  • автомобильных дорог различных категорий;
  • взлетных полос на аэродромах;
  • автостоянок;
  • торговых площадок;
  • улиц, тротуаров в населенных пунктах, пр.
Читайте также:  Как сделать дверной проем в стене из пеноблоков, как поставить двери

В чем разница между асфальтом и асфальтобетоном, из-за которой асфальтобетонная смесь может использоваться для ремонта дорог даже в холодное время года? Различие заключается в том, что смесь не замерзает при температуре до -5°C. Благодаря этому можно увеличить промежуток времени, необходимого для проведения ремонтных работ. Работы с асфальтом можно осуществлять при плюсовых температурах. Зная, чем асфальт отличается от

Асфальт, асфальтобетон и асфальтовая крошка – описание, свойства и различия

Зачастую многие путают такие виды строительных материалов, как асфальт, асфальтобетон и асфальтовая крошка. Это хоть близкие по составу и многим физическим свойствам материалы, но при более внимательном рассмотрении имеются у них важные различия. Причём они имеют большое значение на практике, определяя их свойства, особенности и применение.

Асфальт

Начнём с асфальта, многие путают даже не с другими материалами, а непосредственно с дорожным полотном. Да он может послужить для его создания, но само понятие асфальт подразумевает другое. Он представляет собой многокомпонентную строительную смесь, состоящую из гравия и щебня мелких фракций с природным или нефтяным битумом в качестве связующего компонента, который может составлять от 10 до 75 процентов массы. Иногда наполнителем для создания вместо щебня с гравием служит минеральный порошок, что отличает искусственный асфальт от обычного.

Сфера использования асфальта весьма обширна, но его всё же нельзя назвать универсальным строительным материалом. Он применяется для покрытия автодорог с небольшой нагрузкой, устройств тротуаров и пешеходных переходов, площадок и дворов. То есть там, где не предусмотрена большая нагрузка. Если вы хотите купить горячий асфальт, то нужно это запланировать заранее, так как он специально готовится партией и хранится в накопительном бункере при нужной температуре. Сейчас существует и холодный асфальт, хранящийся в полиэтиленовых мешках до года.

Асфальтобетон

С другой стороны, асфальтобетон имеет более высокие прочностные характеристики и несколько иной состав отличный от асфальта. По сути своей он является немного доработанным асфальтом с дополнительными добавками. То есть асфальтобетон – это всё те же битумы с наполнителем, в виде щебня, гравия и песка мелких и крупных фракций. Кроме того, на производстве готовую смесь тщательно уплотняют, что ещё больше повышает её эксплуатационные характеристики (твёрдость, прочность, предельная нагрузка).

Благодаря таким особенностям компонентного состава и производства, асфальтобетон имеет более широкую сферу использования. Он является основным строительным материалом для обустройства верхнего слоя автодорог, магистралей, взлётных площадок и в прочих условиях, где предполагается высокая нагрузка. Естественно асфальтобетон не является одним единственным материалом, это целая группа строительных смесей, различающихся в зависимости от конкретного наполнителя. Хранится асфальтобетон в целом так же как и асфальт, то есть в зависимости от того горячий он или холодный. Первый в накопительных бункерах, а второй на открытых площадках летом или закрытых складах зимой со сроком хранения от 2 недель до 8 месяцев в зависимости от марки.

Асфальтовая крошка

В отличие от вышеперечисленных материалов, асфальтовая крошка вторичный стройматериал. Её не производят непосредственно, а получают срезая фрезами старое дорожное полотно из асфальта или асфальтобетона, которое в дальнейшем перерабатывают. В зависимости от использованного исходного материала в асфальтовой крошке может существенно различаться содержание битума, песка, гравия и прочих наполнителей. Поэтому её качество может значительно различаться в зависимости от того, какое именно полотно пошло в переработку.

Используют асфальтовую крошку для пешеходных дорожек, просёлочных дорог малой загруженности и для строительства стоянок. Также она подойдёт в качестве одного из материалов для основания автодорог, устройства временного дорожного покрытия, досыпке обочин или временной ликвидации ям и выбоин. Хранить её можно на открытом воздухе или складах, но необходимо избегать её складирования на солнце или в местах с повышенной температурой иначе она слежится.

Холодный и горячий асфальт

Асфальт является относительно дешевым материалом, который широко используется в качестве рабочего покрытия автомобильных дорог, площадок и других подобных объектов. Его основой служит битум и минеральные материалы, обеспечивающие необходимые технологические эксплуатационные характеристики готового продукта.

В зависимости от состава и метода укладки выделяют три основные разновидности асфальта (по ГОСТ 9128 два: горячий и холодный с разделением по характеристикам):

  1. горячий — укладывается по хорошо всем известной традиционной технологии при температуре готовой смеси не ниже 110 °С, что обусловлено наличием в его составе вязкого битума;
  2. теплый — изготавливается на основе маловязкого битума, поэтому требует укладки при температуре смеси от 40 до 80 °С (эта разновидность асфальта по условиям применения, а также комплексу преимуществ и недостатков, аналогична горячим смесям, поэтому часто относится именно к этой группе материалов);
  3. холодный — производится на базе жидкого битума, вследствие чего может укладываться при достаточно низких температурах, обычно не ниже 5 °С, но в некоторых случаях могут использоваться составы для температур окружающей среды от -30 °С.
Вид и тип смесей и асфальтобетоновМарка
Горячие:I
– высокоплотные
– плотные
АI, II
Б, ГI, II, III
В, ДII, III
– пористыеI, II
– высокопористые щебеночныеI
– высокопористые песчаныеII
Холодные:
Бх, ВхI, II
ГхI, II
ДхII
– высокопористые щебеночныеI

Основные требования к смесям для обустройства асфальтового покрытия приведены в ГОСТ 9128, согласно которому может использоваться горячий либо холодный асфальт разных видов и типов. Первый вариант требует применения смесей, нагретых до температур выше 110 °С, а второй более прост, поскольку может выполняться на основе материала комнатной или более низкой температуры.

Состав и характеристики горячего асфальта

По ГОСТ 9128 к категории горячих асфальтобетонных смесей относятся материалы на жидких и вязких нефтяных дорожных битумах. В зависимости от содержания гравия или щебня выделяют пористые, высокопористые (песчаные и щебеночные), высокоплотные и плотные (типы А, Б/Г, В/Д) виды асфальтобетонов. Остаточная пористость высокоплотных смесей составляет 1-2,5%, плотных — 2,5-5%, пористых — 5-10%, высокопористых — свыше 10%. Тип А производится на щебне (50-60%), а типы Б и В — на гравии или щебне (40-50% и 30-40%, соответственно). Тип Г изготавливается из дробленого песка, а тип Д — из природного или смеси природного с дробленым.

Благодаря использованию недорогих битумов горячий асфальт остается наиболее востребованным материалом для обустройства дорог, аэродромных и других покрытий. К его преимуществам относится низкая цена, высокая морозостойкость и холодостойкость готового асфальта, возможность варьирования характеристик в широком диапазоне, прочность и долговечность. Основным недостатком считается необходимость использования спецтехники и относительная сложность обеспечения заданных характеристик материала в процессе укладки.

Технология укладки горячего асфальта

Укладка горячего асфальта должна производиться в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 по следующей схеме:

  • подготовка основания земляного полотна;
  • разработка выемок и обустройство насыпей;
  • укрепительные и отделочные работы;
  • возведение земляного полотна (технология варьируется в зависимости от типов грунта), в том числе, с использованием геосинтетических материалов;
  • обустройство дополнительных (дренирующих, морозозащитных, капилляро-прерывающих, изолирующих) слоев и прослоек из песка, гравия, щебня, бетона, каменных материалов, пенопласта, геомембран и пр.;
  • обработка основания битумной смесью;
  • приготовление и транспортировка горячего асфальтобетона на площадку строительства из соображений соблюдения заданного температурного режима;
  • укладка горячих смесей с помощью асфальтоукладчика с запасом по толщине на 10-15% выше проектной (при температурах от 0 до 5 °С работы допускается осуществлять только при соблюдении особых требований СНиП).

Одним из основных недостатков горячего асфальта являются ограничения по погодным условиям. Наиболее подходящим периодом для этого считается летний сезон, в весенне-осенний период работы могут производиться в ограниченном режиме, а зимой их выполнять запрещено.

Состав и особенности холодного асфальта

Холодный асфальт изготавливается на базе жидкого нефтяного битума, а также заполнителя. В зависимости от содержания гравия или щебня выделяют высокопористые (щебеночные) и плотные (типы Бх/Вх, Гх и Дх) виды асфальтобетонов. Типы Бх и Вх производятся на гравии или щебне: содержание 40-50% и 30-40%, соответственно. Тип Гх изготавливается из дробленого песка, а тип Дх — из природного или смеси природного с дробленым.

Читайте также:  Толщина стен из керамзитобетонных блоков: наружных, несущих, перегородочных

Одним из наиболее существенных преимуществ холодного асфальта является сохранение характеристик в течение длительного времени. Поэтому материал может использоваться для укладки в более широком температурном диапазоне, в том числе и в зимний период. Благодаря использованию специальных добавок, холодный асфальт имеет высокую адгезию к материалу основания.

Отличаясь более высокой стоимостью, холодный асфальт позволяет качественно и быстро выполнять сооружение различных площадок под небольшую нагрузку, а также все виды ямочных ремонтов, в том числе и на скоростных трассах. Кроме того, из-за низкой сопротивляемости сдвигу материал не применяется на участках, где происходит интенсивное торможение транспорта.

Технология укладки холодного асфальта

Поскольку холодный асфальт рекомендован для ремонта дорожного полотна, технология выполнения работ отличается предельной простотой. На первом этапе поврежденный участок подготавливают к укладке посредством снятия верхнего слоя покрытия трассы, удаляют пыль, грязь, а затем засыпают холодным асфальтом. Далее производится уплотнение массы, которое можно осуществлять без применения спецтехники (ручным катком или вибротрамбовкой). Следует помнить, что толщина слоя должна обеспечивать запас в 56-60% относительно проектной. Если глубина ямы больше 80 мм, то укладка производится в несколько слоев.

При обустройстве нового дорожного полотна следует придерживаться технологии, описанной в СНиП 3.06.03-85, с учетом специальных требований к использованию холодного асфальтобетона. Кроме того, при выполнении работ в зимний период требуется следовать инструкциям производителя смеси.

В целом, холодный асфальт отличается простотой укладки и рекомендуется к использованию как при выполнении ремонтных работ, так и при обустройстве дорожек, аллей, площадок, не испытывающих больших нагрузок. Такое покрытие можно укладывать в любое время года без использования тяжелой спецтехники.

Что лучше: асфальт или бетон для двора, что дешевле и практичнее

Вопрос о том, что лучше во дворе – асфальт или бетон – актуален практически для всех на этапе облагораживания частной территории. Эти два материала – наиболее приемлемые и распространенные варианты покрытия территорий в индивидуальном строительстве. Обычно их используют для выполнения разных плоскостей, тротуаров, подъездных, садовых дорожек и площадок, пространства перед домом, за ним.

Чтобы определить, стелить асфальт или бетон во дворе, нужно тщательно рассмотреть свойства, преимущества и недостатки обоих вариантов, учесть условия эксплуатации, требования к покрытию, просчитать стоимость, выбрать наиболее оптимальное соотношение цены и качества.

Критерии оценки материала

Основные факторы оценки материалов:

  • Комплексные затраты на покупку и транспортировку
  • Расходы на подготовку поверхности и непосредственно устройство основания (сколько нужно времени и людей для выполнения работ, можно ли делать все самостоятельно без привлечения спецтехники, закупки инструмента и т.д.)
  • Качество, длительность эксплуатации (прочность покрытия, оптимальная нагрузка, стойкость к разным воздействиям
  • Необходимость в особом уходе, частота ремонта

Отличие асфальта от бетона

Основные отличия асфальтобетона и бетона заключаются в составе смеси, они же определяют и эксплуатационные характеристики, особенности работы с материалом. Асфальтовая смесь в составе включает такие компоненты: битум в качестве вяжущего, щебень или гравий, песок в роли наполнителя. В составе природного горного асфальта битума около 70%, в искусственном – от 13% до 60%.

Бетон готовится из цемента, щебня в качестве наполнителя, песка и воды. В состав смеси могут вводиться разнообразные добавки для изменения или повышения определенных характеристик – это может быть более высокая прочность, стойкость к химическим воздействиям, влаге, морозу и т.д.

Основное отличие асфальта от бетона – то, что в составе асфальта работает более гибкий и не предполагающий усадки битум, а в составе бетона – цемент (более подверженный деформациям и усадке).

Преимущества и недостатки асфальтированного покрытия

Определяя, что дешевле (бетон или асфальт), сначала нужно изучить свойства каждого из материалов. Асфальтирование – чрезвычайно популярный метод выполнения дорожных покрытий. Материал долговечный, прочный, эстетически красивый, гладкий. Обычно его используют для монтажа покрытия там, где нет больших нагрузок. В работе используют специальную технику.

Основные достоинства асфальтирования: длительный срок эксплуатации, высокий уровень прочности, гибкость, стойкость к износу, экономичность, простота ремонта и устранения деформаций, безопасность для автотранспорта и людей, доступность, стойкость ко влаге, возможность создать идеально ровное покрытие.

К недостаткам асфальта стоит отнести: плавление и испарение битума при высоких температурах, появление колеи и вмятин на жаре, нужно обязательно минимум раз в 3 года выполнять обслуживание (необходимо уплотнять слой, пропитывать битумной эмульсией, заделывать ямы), нестойкость к низким температурам (на покрытии могут появляться трещины, деформации).

Плюсы и минусы покрытия из бетона

Просчитывая, что дороже, асфальт или бетон, нужно тщательно изучить и характеристики второго материала. Бетонирование также сегодня актуально как никогда. Бетон прекрасно выдерживает немалые нагрузки, обладает повышенным уровнем прочности, позволяет работы все выполнять самостоятельно, без сложной техники и специалистов, что существенно удешевляет процесс.

Основные преимущества бетонного покрытия:

  • Долговечность – до нескольких десятков лет, если при заливке была приготовлена качественная смесь и обеспечено соблюдение технологии
  • Надежность и прочность
  • Стойкость к самым разным внешним негативным факторам
  • Высокий уровень стойкости к износу
  • Прекрасные показатели экологичности
  • Отсутствие необходимости в привлечении профессионалов, спецтехники, дорогого инструмента
  • Возможность все этапы работ осуществить самостоятельно

К минусам бетонного покрытия относят: поверхность деформируется при сильных морозах (как и асфальт, в принципе), бетон пылит, предполагает дополнительное покрытие финишным слоем или праймером, прочность материал набирает по прошествии 28 дней, обходится покрытие сравнительно дорого, не очень эстетично, при возникновении трещин ремонту не подлежит (лишь полной замене слоя).

Выбираем покрытие для двора – что лучше?

Но асфальт боится солнца, поэтому на открытых площадках может выделять неприятный аромат, размягчаться. При плохой трамбовке может проседать под авто. Обязательно требует специальной техники, поэтому там, где нет подъездов, обустроить покрытие не удастся, как и выполнить все работы своими руками. Стоимость укладки порой в несколько раз превышает цену материала. Уход за асфальтированными дорогами дороже обходится, но зато смотрится такое покрытие красиво, эстетично.

Бетон – надежный и простой материал, недорогой, выдерживает немалые нагрузки, поэтому может использоваться для обустройства любых площадок и дорожек, подъездных путей. Если бетонная поверхность армируется, то покрытие может использоваться для любых нужд и выдерживать вес тяжелых автотранспортных средств.

Бетонную смесь можно укладывать самостоятельно либо заказать готовую на заводе, выбрать нужный уровень прочности, улучшить определенные характеристики за счет добавок, повысив морозостойкость, прочность и т.д. (в случае с асфальтом такой возможности нет). Поэтому бетон подходит для более сложных условий и требований, он более безопасен, чем асфальт, не выделяет никаких веществ.

Смотрится бетон хуже, чем асфальтовое покрытие, поэтому если ключевым критерием выбора является эстетика, такой вариант не актуален. Обычный бетон при условии самостоятельной укладки предполагает меньшие затраты, материал намного дешевле применять и готовить.

Что же выгоднее?

При равных условиях монтажа покрытий технические характеристики асфальта и бетона примерно одинаковы. Обоими материалами можно залить площадку любой формы, но для работы с асфальтом нужен подъезд, для самостоятельной укладки бетона – нет.

Определенные свойства бетона (стойкость к морозу, химикатам, прочность) можно улучшить, добавив различные присадки, асфальт – нет. Укладка асфальта и ремонтные работы обходятся значительно дешевле бетонирования (особенно с армированием). Но бетон более прочный, может выдерживать значительные нагрузки, регулярного ухода и ремонта не требует вообще при условии правильной укладки бетонной смеси.

Асфальт более эстетичен, но боится высоких температур, поэтому для покрытия открытых участков у дома не подходит. Требует тщательной предварительной трамбовки (желательно специальным инструментом), в противном случае может проседать. Асфальт можно ремонтировать (заделывать ямы, трещины), используя битум, специальные герметики, бетон нужно снимать всем слоем и заливать заново.

Можно сделать вывод, что бетон более универсален, так как может использоваться для покрытия любых дорог и площадок своими руками, с добавками не боится ничего, ухода не требует, служит долго, ремонту не подлежит. Асфальт смотрится намного эстетичнее, укладывается с использованием спецсредств, капризен в монтаже, боится высоких и низких температур, требует регулярного ухода, но обходится дешевле, предполагает ремонт.

Выбирать асфальт или бетон следует с учетом предполагаемых нагрузок, особенностей расположения площадки, доступности материала, возможности привлечь работников и спецтранспорт, требований к эстетике и прочности покрытия. Можно выбрать какой-то один материал либо обустроить отдельные объекты бетоном и асфальтом в соответствии с вышеперечисленными факторами.

Добавить комментарий