Как сделать вентиляцию в гараже своими руками: 52 фото и полезные схемы
Если в вашем гараже не отлажена система вентиляции, о настоящем комфорте придется забыть: постоянное присутствие в воздухе вредных примесей вкупе с нездоровым запахом сырости сведут на ноль удовольствие даже от самой эффектной и современной отделки. Вот почему нормализовать циркуляцию воздушного потока — одна из главных ваших обязанностей. Рассказываем о том, как качественно и по всем правилам сделать вентиляцию в гараже своими руками. Для наглядности — подробная технологическая карта процесса, схемы и многочисленные фото, которые помогут держать все под контролем.
Что вы получаете, обустроив вентиляцию
- за счет притока свежего воздуха нормализуете температуру в помещении, добиваясь максимального для себя комфорта;
- устраняете среду, благодатную для появления конденсата и сырости;
- удаляете из помещения опасные для человеческой жизнедеятельности вредные газы и примеси, неминуемые при хранении горючих веществ;
- продлеваете срок службы своего автомобиля, защищая его от коррозии;
- получаете возможность хранить в гараже не только комплектующие и инструменты, но и продукты питания;
- добиваетесь приятного для ремонта и отдыха микроклимата в гараже.
Какая бывает?
Независимо от того, с каким гаражом приходится иметь дело, существует 3 способа устройства вентиляции. Они отличаются технологией монтажа и эффективностью, поэтому вам остается выбрать наиболее подходящий, чтобы извлечь из решения максимально возможный КПД.
Естественная
Самый дешевый и распространенный вариант, при котором разница между температурами внутри и снаружи помещения обеспечивает идеальный воздухообмен через 2 вентиляционных отверстия. Изготавливается из канализационных труб и доступна для устройства даже новичку.
Как это работает
Через вытяжное наполненный вредными веществами воздух выходит наружу — через притяжное поступает уже чистая воздушная масса.
Плюсы:
- дешево и сердито;
- простейший монтаж;
- нет зависимости от электроснабжения.
Минусы:
- летом ухудшается воздухообмен;
- необходимо регулярно очищать воздухообменники;
- при резких перепадах давления наблюдаются неприятные сквозняки.
Принудительная
Устройство механического типа, которое позволяет добиться всегда комфортной температуры в любое время года. Состоит, как правило, из:
- фильтра;
- вентилятора;
- калорифера.
Как это работает
В воздуховод монтируется вентилятор — лучше выбирать осевые либо канальные варианты. Он удаляет грязный воздух из помещения. Чистый воздух обрабатывается фильтром и подогревается электрокалорифером — и только затем уже поступает непосредственно в гараж.
Плюсы:
- не только очищает, но и нагревает воздух, позволяя сэкономить на частичном обогреве помещения;
- стабильная работа системы.
Минусы:
- требует сложных расчетов для обеспечения оптимального воздухообмена;
- в расходы на обслуживание включаются расходы за электричество;
- монтаж далеко не всегда оказывается доступным.
Комбинированная
Отличается от естественной включением в систему дополнительного элемента — электровентилятора, удаляющего отработанный воздух.
Как это работает
Электровентилятор на вытяжном отверстии выгоняет грязный воздух из помещения. В остальном — все аналогично системе естественной вентиляции.
Плюсы:
- нет зависимости от температуры снаружи помещения;
- достаточно дешевый способ нормализации воздухообмена.
Минусы:
- нет подогрева воздушного потока;
- каналы быстро загрязняются и требуют скрупулезной чистки.
Приточная
Отличается от естественной наличием только одного канала, через который воздух и поступает внутрь. По сути, такой тип вентиляции позволяет обновлять воздух в гараже, постоянно «подбрасывая» свежую его порцию.
Как это работает
Аналогично естественной воздух выходит через вытяжные отверстия и поступает через приточные.
Плюсы:
- недорого и просто
Минусы:
- не всегда удается найти правильный баланс между размещением притяжных и вытяжных каналов.
Нормы и правила
Обустраивая вентиляцию в гараже, помните о том, что есть нормы СНиП, которых необходимо придерживаться — в противном случае вероятность получить штраф высока как никогда.
Изучите их внимательно в разделе СНиП 21-02*99. Отметим, что свежий воздух должен поступать в объеме как минимум 180 литров час и течение суток обновлять весь внутренний объема гаража как минимум 6 раз.
Материалы и инструменты
- металлические либо пластиковые трубы;
- герметик;
- вентилятор;
- электрокалорифер для механической системы вентиляции;
- болгарка;
- перфоратор и др.
Технологическая карта процесса
Рассмотрим подробно алгоритм обустройства естественной вентиляции из канализационных труб. В качестве примера берем условный гараж с общей площадью 20 кв. метров.
Шаг 1. Расчеты.
На каждые 10 кв. метров площади помещения должно приходиться не менее 15 см в диаметре канала. Соответственно, для гаража на 20 квадратов необходим канал с диаметром как минимум в 30 см. Но если вы делаете несколько вытяжных отверстий, то делите эти 30 см на их количество.
Шаг 2. Начертите схему расположения вентиляционных отверстий.
Предлагаем вам для упрощения процесса уже готовые варианты, которые вполне могут подойти.
Шаг 3. Оформите проем, в который будет поступать воздух.
Делается это перфоратором — просто отсчитайте от пола как минимум 10 см.
Шаг 4. Оформите выход.
Лучше всего делать его на противоположной стене — с той лишь разницей, что 1- см на этот раз отсчитываются не от напольного покрытия, а от потолка.
Шаг 5. Монтируйте трубу. Она может быть металлической либо пластической и должна выходить над крышей как минимум 30-40 см.
Шаг 6. Заполните имеющиеся пустоты между трубой и стеной герметиком. Это позволит избежать появления конденсата и распространения сырости.
Шаг 7. Поставьте дефлектор на трубы.
Это простое приспособление, которое значительно ускорит перемещение воздуха по трубам туда-обратно. К тому же, оно мешает проникнуть в трубы атмосферным осадкам.
В погребе или подвале
Если в вашем гараже есть погреб или подвал, и вы планируете использовать его для хранения продуктов питания, вспомогательных средств и не только, то без вентиляции не обойтись. Однако облегчает дело тот факт, что прекрасно справится с циркуляцией воздуха в помещении обычный вывод пластиковых труб.
Правда, есть нюансы: приточную трубу нужно выводить на расстоянии как минимум 50 см от уровня пола. Что же до вытяжной, то она размещается аккурат под потолком подвала и выводится непосредственно на крышу гаража. Оптимально, если вы ее хорошенько утеплите: так вы защитите трубу от конденсата.
При выводе избегайте каких-либо сложных изгибов — должна быть максимально простая конструкция, исправно выполняющая свою задачу.
Усиливает эффект использование в надземных частях гаража кирпичей со сквозными отверстиями. Однако это всего лишь рекомендация, а не строгое руководство к действию.
Изучите внимательно схемы вентиляции, разработанные для других гаражей и уже опробованные на практике.
В смотровой яме
Идеально проводить работы непосредственно в момент ее монтажа. В противном случае придется разбивать всю конструкцию и обустраивать заново.
Вентиляция в смотровой яме выполняется за счет создания дополнительного канала сразу после выравнивания дна и стен. Для этого понадобится пластиковая труба. Идеально, если с диаметром сечения не меньше 10 см. Она вставляется в горизонтальную траншею таким образом, чтобы нижний конец почти упирался в дно, и выводится через стену.
В итоге, даже при накинутом сверху помосте обеспечивается отличная циркуляция воздуха. И это — при минимальном вложении сил и средств в проект.
Посмотрите на то, как это делают другие владельцы гаражей.
Заключение
Уверены, что благодаря предложенной инструкции и схемам вы сможете правильно выполнить вентиляцию в гараже своими руками и обеспечить себе максимальный комфорт в любую пору года. Не относитесь к этому процессу свысока: на кону ваше собственное здоровье и полноценное функционирование находящегося в помещении транспортное средство. А этим, как известно, не шутят.
Как сделать вентиляцию в гараже: популярные варианты и их нюансы
Система воздухообмена в гараже является важной частью комфортных условий и для автомобиля, и для автовладельца. Ее обустройство не требует особых строительных навыков и специальных инженерных знаний, но важно понимать, как сделать вентиляцию в гараже, чтобы циркуляция воздуха была эффективной. Разбираемся, по каким правилам обустраивается вентиляция, и как сделать ее работу устойчивой и надежной.
Схемы обустройства вентиляции
Существуют три способа наладить циркуляцию воздуха в гаражном помещении, причем нет принципиальной разницы, оборудован гаражный бокс подвалом, или нет. Схемы выглядят следующим образом:
- Естественная вентиляция. Работает благодаря тому, что температура внутри и снаружи гаража различна. Несмотря на простоту реализации, требует некоторых (несложных) расчетов.
- Принудительная (механическая). Делится на три вида: приточная, когда принудительно поступает наружный воздух, вытяжная, когда воздух удаляется из помещения, и приточно-вытяжная. В последнем случае и для притока, и для вывода воздуха используется оборудование (вентиляторы). Самая эффективная, но и самая дорогая схема.
- Смешанная (комбинированная). Сочетает две предыдущие схемы: естественная вентиляция дополняется вытяжным канальным вентилятором. Комбинирование обеспечивает хороший результат в просторных помещениях.
Задачи, решаемые вентиляционной системой
Необходимость обустройства вентиляции прописана в СНиП, где указаны нормы воздухообмена и связанные параметры. Налаженная по правилам воздушная циркуляция позволяет решить следующие задачи:
- Избавляет воздух от повышенной влажности. Если влаге некуда деваться, она начнет оседать на машине. Постоянно образующийся конденсат неизбежно приведет к коррозии металла.
- Конденсат вреден не только для авто, но и для строительной конструкции, инструментов и вещей, хранящихся в гаражном боксе (например, велосипеда). Снижение влажности продлевает срок их службы.
- Вентсистема удаляет не только избыток влаги, но и пары бензина, а также химические соединения, производные работающего двигателя. Чем меньше вдыхать этот букет, тем безопаснее для здоровья.
- Воздухообмен поддерживает комфортную температуру, что создает подходящие условия для длительного хранения продуктов питания.
СНиП о размерах и вентиляции
Правила СНиП предусматривают вентиляцию в гаражах без подвала (как в нежилых помещениях) со следующими особенностями:
- Организуется постоянная циркуляция воздуха, причем ее параметры не зависят от материала, из которого построен гараж, буде он кирпичным, бетонным или металлическим.
- Нормами предусмотрен воздухообмен 180 кубометров в час на одну легковую машину. Условия можно обеспечить при помощи естественной, принудительной или смешанной вентсистемы.
- Действуют дополнительные (увеличенные кратно) нормы воздухообмена для помещений, в которых проводится обслуживание автомобиля (ремонт, сборка, покраска). В этом случае перемножают объем бокса и коэффициент (кратность) воздухообмена (нормы указаны для разных видов работ). Например, коэффициент для СТО составляет 6-8.
- Правилами предусматривается возможность отапливать или не отапливать гаражное помещение. Зимняя температура +5°C считается наиболее рациональной для хранения автомобиля. Владельцу было бы комфортнее при +10-15°C, но в таких условиях наледь и снег на автомобиле создают влажную среду.
Чтобы определить то количество воздуха, которое надо заменить в гараже за час, выполняют следующие расчеты:
- Вычисляется объем гаража перемножением его длины, ширины и высоты. Например, для постройки с габаритами 6х4х2,5 м объем составит 60 кубов.
- Если хозяин занимается ремонтом и мелкой реставрацией, используется коэффициент для СТО, равный 6-8.
- Перемножение единичного объема и кратности дает 360-480 кубов час. Это тот объем воздуха, который должен меняться каждый час. Такую циркуляцию можно организовать, используя только механическую вентсистему с установкой круглых канальных вентиляторов.
Особенности разных типов вентиляции
Естественная схема подразумевает движение воздуха по какому-либо воздуховоду (например, часто сооружают вентиляцию в гараже из канализационных труб). Благодаря разнице температур более теплый (и легкий) воздушный поток перемещается снизу вверх, уступая место более холодной воздушной массе.
Естественная циркуляция обладает массой достоинств, чтобы стать достаточно распространенной. Она надежная и бюджетная, работает бесшумно, рассчитана на долгую эксплуатацию и не нуждается в источниках энергии.
Время от времени проявляется недостаток системы: эффективность заметно снижается летом, когда разница температур стает минимальной. Работоспособность определяется следующими характеристиками:
- Разницей температур. Лучше всего система работает, когда в гаражном боксе значительно теплее, чем на улице. В этом случае теплый воздух активно вытесняется холодным, более плотным наружным воздухом.
- Атмосферным давлением. Из курса физики известно, что с увеличением высоты над уровнем моря давление падает. Чтобы устроить циркуляцию воздуха в гараже, достаточно совсем небольшой разницы давлений. Это можно организовать, если расположить приточное и выходное отверстия с разницей по высоте в 3,5-4 м.
- Ветром. Ветер создает зону повышенного (с наветренной стороны) и пониженного (с подветренной) давления. Это можно использовать с выгодой, если установить приточное отверстие по розе ветров (со стороны преобладающего ветра).
Механическая система создает принудительный воздухообмен при помощи элетромеханических устройств. В нее включают один или нескольких вентиляторов, датчики, заслонки с ручным или автоматическим управлением.
Система собирается по одной из трех схем приточной, вытяжной или приточно-вытяжной, и обладает следующими плюсами:
- На ее эффективность не влияют погодные условия и время года.
- Позволяет регулировать (при наличии контроллера) параметры воздухообмена. Вы можете менять производительность и температуру, чтобы получить комфортные условия.
- Можно организовать теплый приток, то есть, фактически, альтернативное отопление.
- Принудительную схему удобно применять в гараже, расположенном в цоколе (ниже уровня земли).
Недостатком автоматической схемы является ее полная энергозависимость. Также она требует средств на закупку и установку оборудования. В процессе эксплуатации ей нужно повышенное внимание, а периодически – квалифицированное обслуживание.
Комбинированная вентиляция реализуется как естественная, дополненная вентилятором. Если вы используете гаражный бокс только для хранения авто, на вытяжку можно приспособить бытовой вентилятор; вентиляция подвала гаража требует дополнительного обустройства.
Основным преимуществом комбинированной схемы является ее экономичность: в основном она работает в естественном режиме, вентилятор подключается, когда естественный отток не справляется. Минус: необходимость монтажа дополнительных элементов.
Устройство естественной вентиляции
Вопросы, как правильно сделать вентиляцию в гараже, часто имеют отношение к организации естественной циркуляции, что неудивительно: в простой, на первый взгляд, схеме имеется несколько тонких моментов.
Перед началом работ необходимо рассчитать, трубы какого диаметра вам потребуются. Правила СНиП предусматривают, что квадратному метру площади гаража соответствует 1,5 см 2 диаметра воздуховода. Например, для бокса площадью 20 квадратов (5х4 м) необходима труба с внутренним диаметром 20х1,5=30 см 2 . Если вы хотите установить не одну, а две вытяжки (и, соответственно, два приточных канала), их диаметры будут вдвое меньше (два по 15 см).
Система привлекает простотой установки, строительство состоит из следующих этапов:
- Вытяжное отверстие делают на 10-15 см ниже потолочного перекрытия. Трубу выводят над крышей на высоту полуметра, защищают сеткой и колпаком.
- Место для приточного канала выбирают на высоте минимум 10 см от пола, отверстие проделывают перфоратором. Вставляют трубу, внешний конец закрывают сеткой и, если отверстие направлено вверх, то еще и колпаком.
- Чтобы воздухообмен был оптимальным, вытяжку устанавливают на противоположной стене и лучше по диагонали от приточного канала.
В естественной вентиляции воздух, как правило, движется с небольшой скоростью, которая имеет тенденцию снижаться из-за аэродинамического сопротивления труб. Систему можно заставить работать лучше, если снизить сопротивление следующими способами:
- Вытяжка с круглым сечением обеспечивает лучший ток воздуха, чем прямоугольная.
- Разница высот каналов должна составлять не менее 3 м. Чем выше перепад, тем лучше будет работать вытяжка, поэтому разницу можно довести до 3,5-4 м.
- Предпочтительно, чтобы вытяжная труба не меняла диаметр на всем протяжении, не имела изгибов или поворотов. Ее необходимо утеплить, чтобы избежать образования конденсата.
- По материалу желательны пластиковые или металлические трубы с гладкой внутренней поверхностью.
Видео описание
Об устранении конденсата и правильной вентиляции в следующем видео:
Схемы вентиляции со смотровой ямой и подвалом
Очень часто возникает потребность в обустройстве вентиляции гаража с погребом и смотровой ямой. Циркуляция воздуха нужна как для комфортной работы в яме, так и для удаления влаги от хранящихся продуктов.
Как правило, для проветривания ямы хватает мощности организованной в гараже вентсистемы. Если яму закрывают досками или щитами, отдельную конструкцию устанавливать не надо; проблему вентиляции решают двумя способами:
- С ямы периодически снимают доски.
- В яму продлевают трубу от приточного канала. Для монтажа можно использовать пластиковые трубы для канализации.
В гараже с подвалом также может реализовываться схема естественной, механической или комбинированной вентиляции; с работой вполне справляется первый вариант. Однако, если нужно обеспечить проветривание овощного погреба, работа несколько усложняется. Для вентиляции гаража с подвалом необходимо организовать:
- Приточный воздуховод. Как и в случае со смотровой ямой, приточной канал продлевается вниз, в погреб. Он заканчивается на расстоянии 20-50 см от подвального пола.
- Дополнительный вытяжной воздуховод. Он начинается под потолком погреба, соединяется с вытяжным каналом, отводящим воздух на улицу. Вытяжную трубу оснащают краном для слива конденсата.
- Трубы внутри помещения утепляют, чтобы снизить образование конденсата (он будет неизбежно появляться из-за разницы температур).
Видео описание
О вентиляции гаража своими руками в следующем видео:
Оборудование принудительной (механической) системы
Простая схема, обеспечивающая механическую циркуляцию воздуха, имеет некоторые особенности:
- Обустройство каналов притока и вытяжки ведется по правилам предыдущей схемы.
- В отверстиях устанавливается приточный и вытяжной канальный вентилятор круглого сечения; в теплом боксе для подогрева притока используют калорифер. Параметры вентилятора (мощность, производительность) подбирают с учетом необходимой производительности; дополнительно можно вмонтировать таймер и датчик влажности.
При правильно подобранных параметрах вентиляторов воздух будет успевать обновляться как в гаражном помещении, так и в смотровой яме или погребе. Иногда хозяева отказываются от расчетов, предпочитая установить двигатель с вентилятором помощнее. Такое решение не выглядит целесообразным, поскольку электроэнергия расходуется бесполезно, возникает переплата.
Видео описание
Об устройстве притока и вытяжки в следующем видео:
Комбинированная вытяжка
В такой системе взаимное расположение каналов не играет такой роли, как в предыдущих вариантах. Приточное и вытяжное отверстие можно сделать, соответственно, у пола и у потолка, можно – на одной высоте или на одной стене. Единственное ограничение – каналы не делают друг напротив друга; при таком расположении воздух течет между этими точками, не затрагивая остальное пространство.
Особенность комбинированной системы состоит в том, что приточный канал функционирует в естественном режиме, а выводной канал – в принудительном. В него встраивается вентилятор; для гаража это означает, что запускается процесс, в котором воздух принудительно удаляется из гаражного бокса, а на его место поступает свежий воздух с улицы.
Комбинированная схема обладает приятным соотношением экономичности и практичности. Она рассчитана на круглогодичное функционирование, при этом затраты остаются минимальными. Предпочтение лучше отдавать устройствам с корпусом из пластика и специальной конструкцией крыльчатки.
Такие модели не боятся коррозии и работают в режиме постоянной вентиляции. Подходящую модель выбирают, исходя из габаритов, рекомендуемой площади обслуживания, других параметров (например, бесшумной работы). Перед тем, как монтировать вентилятор, воздуховод желательно утеплить.
Коротко о главном
Гараж нуждается в продуманной вентиляционной системе, ведь недостаточный или неэффективный воздухообмен способен сделать помещение некомфортным и для машины, и для ее владельца. Исправить ситуацию можно, организовав естественную, принудительную или смешанную вентиляцию.
Устройство естественной вентиляции считается наиболее простым вариантом, не требующим финансовых вливаний и особых навыков. Начинать следует с расчетов минимально допустимого диаметра труб, способного качественно вентилировать помещение заданного размера. Если в гараже есть смотровая яма или подвал, система несколько видоизменяется.
Как сделать вентиляцию в гараже, в мастерской, быстро и дешево
В плохо проветриваемом гараже с повышенной влажностью, автомобиль может поржаветь буквально «на глазах». Влажность значительно влияет на скорость коррозии. Также пары бензина, масел, газы должны своевременно удаляться и не накапливаться. В плохо проветриваемом гараже или мастерской находиться и работать опасно.
Эти строения оборудуются нормируемой вентиляцией, как в целях сохранения техники, так и для обеспечения безопасности и здоровья людей. Как сделать простую вентиляцию в гараже, которая будет достаточной по воздухообмену? Можно использовать наиболее простые и практичные решения…
Простейшая вентиляция для гаража
Любая вентиляционная система имеет вход и выход для движения воздуха. Поэтому гараж или мастерскую придется оборудовать приточным отверстием и вытяжной трубой.
- Приточное отверстие в стене, в которой находятся гаражные ворота. Располагается в нижнем углу, в 0,5 метрах от почвы, чтобы не заносилось снегом. Перекрывается мелкой металлической сеткой, препятствием грызунам и насекомым, изнутри снабжается дверцей, жалюзи, для регулировки количества воздухообмена.
- Вытяжное оборудуется в противоположной стене от гаражных ворот в верхнем углу или сквозь крышу. Для обеспечения нормируемой тяги оборудуется вертикальной трубой (трубой с коленом) диаметром от 100 мм высотой не менее 1,5 метра от уровня установки. Сверху труба защищается от осадков зонтом, дефлектором. Наружная часть трубы теплоизолируется.
Как проветривать яму в гараже
В существующих гаражах в ямах выделяется наибольшее количество влаги из грунта, так как гидроизоляция, как правило, отсутствует. Эта влажность как раз попадает на днище автомобиля… Если не проветриваемая яма перекрывается еще и щитами (что обычно и происходит) в ней нарушается естественный воздухообмен, и кроме влажности может произойти накопление опасных газов тяжелее воздуха, а также расслаивание воздуха и осаждение углекислого газа… нужно помнить об этом.
Можно завести в нее патрубок 110 мм, подающий свежую струю воздуха от стены. Но для этого придется применять колена, рыть канаву под ее укладку…
Чаще пользуются естественным воздухообменом в яме от струи воздуха, идущей через гараж от притока на вытяжку. Более холодный воздух снаружи стремится вниз и будет омывать яму. Перекрывающие щиты для обеспечения вентиляции кладут в разбежку, оставляют в перекрытии ямы окна.
Особенность проветривания погреба в гараже
Не редко в гаражах обустраивают еще и погреб для хранения продуктов. В таком случае в этот погреб нужно обязательно организовать отдельную подачу свежего воздуха с улицы, и движение воздуха по направлению «из погреба – на общую вытяжку», чтобы пары бензина и масел не попадали в погреб.
- Приточный патрубок диаметром от 100 мм, от стены, через перекрытие погреба к его полу, оборудованный сеткой от грызунов и регулятором количества воздуха.
- Вытяжное отверстие в перекрытии погреба, в его люке, или в смотровую канаву, как вариант возможно сделать отвод от вытяжной трубы непосредственно в погреб, хоть и не обязательно.
Для погребной вентиляции на притоке нужно сделать заслонку-регулятор, чтобы летом не перегреть, а зимой не заморозить. Но организовать приток свежего воздуха в погреб непосредственно с улицы (а не с гаража с парами бензина…) нужно обязательно, чтобы не допустить накопление углекислоты и вредных газов и влажности….
Как обеспечить нормативный воздухообмен, какая вентиляция по нормативам
Как сделать вентиляцию в гараже по требованиям Правил, чтобы было «сухо и свежо»… Не вдаваясь в подробности и расчеты приведем известные данные по обеспечению нормативной вентиляции для гаража с одним хранящимся автомобилем, но без выполнения работ, при которых образуются вредные пары и газы.
- Обновление воздуха – не менее 2 раз в час, либо воздухообмен более 150 м куб в час. (МГСН 5.01-01 «Стоянки для легковых автомобилей»)
- Обновление воздуха в смотровой канаве, в которой ведутся работы – не менее 10 раз в час. (ВСН 01-89). Но это, если люди находятся там постоянно, — условие для постоянного нахождения людей в выработке малого объема ниже уровня земли…
Для обеспечения нормативного воздухообмена, размеры вентиляционных отверстий в конструкциях гаража, должны быть соответствующими, следующими…
Размеры отверстий, патрубков для гаражной вентиляции
Летом естественная тяга обычно небольшая, в подающих и вытяжных отверстиях развивается скорость воздуха не более 1 м/с. Увеличению мешает аэродинамическое сопротивление. Но зимой тяга бывает значительной, со скоростями до 5 м/с, поэтому пользуются закрытием заслонок.
Из условий «1 м/с в патрубке» и нормативных «не менее 150 м куб/час» узнаем, что площадь отверстия в стене (а также вытяжного патрубка) должна быть порядка 0,05 м кв. или труба должна иметь диаметр 245 мм в диаметре.
Следовательно, подойдут два вытяжных патрубка по 110 мм стандартной канализационной трубы…
Но мелкая решетка на подаче уменьшает реальную площадь сечения в 2 раза, поэтому нам понадобится оборудовать зарешеченное отверстие площадью порядка 0,1 м кв. Это многовато, целесообразней делать 2 шт., по 150х300 мм.
Как делают вентиляцию в гараже на практике
Часто в гаражах устанавливают печи для обогрева, которые и играют роль вытяжки. Их труба обычно диаметром 110 – 200 мм, является отличной вытяжкой, даже летом развивающей скорость естественной тяги более 1 м/с и не закрывается сеткой. Забор воздуха ведется у пола, через поддувало, которое должно быть открытым.
Если печки нет, то подобную трубу нужно обязательно установить в целях вентиляции, по принципам, приведенным выше. При ее создании можно учитывать два момента — наружную часть утеплить, так как в противном случае конденсат с воздуха будет литься обратно в гараж, а также ее практичней выводить через стену с установкой уголка, чтобы не заниматься вопросами герметизации прилегания на крыше, которые сложны.
Подачу же воздуха организуют двумя отверстиями. Первое — в гаражной стене, которая с «обычными» щелями в гаражных воротах приближаются по суммарной площади к требованию норматива. Это отверстие 150-200мм х 300мм, обычно оборудуется пластиковой вентиляционной перекрывающейся решеткой с сеточкой изнутри и металлической решеткой снаружи.
Этот воздухоприток дополняется приточным патрубком 110 мм в подвал, чтобы не накапливать там газы и сырость.
Таким образом достигается суммарный нормативный воздухообмен или не слишком меньший от него. На практике, подобной вентиляции достаточно, чтобы влажность не повышалась, «было сухо и свежо».
Гаражи-мастерские, где ведутся круглогодично лакокрасочные, сварочные работы, оборудуются вентиляторными вытяжками, и воздухоприточными клапанами, по нормам предприятий…
Как сделать естественную и принудительную вентиляцию в гараже
Воздушная среда гаражного помещения насыщается испарениями хранящихся жидкостей и масел. Дополнительные источники загрязнения: выхлопные газы автомобиля, влага, выделения от сварочных и прочих ремонтных работ. Приточно-вытяжная вентиляция в гараже решает проблему — снижает уровень влажности и удаляет вредные пары, замещая чистым уличным воздухом. Задача автолюбителя — организовать правильный воздухообмен, руководствуясь нашей инструкцией.
Типовая схема естественного вентилирования
Первым делом рассмотрим устройство вентиляции в гараже самого распространенного типа:
- гараж – металлический либо каменный без погреба и смотровой ямы;
- режим пользования – периодический (в среднем владелец пребывает в помещении не более 1—2 часов за сутки);
- сооружение используется для стоянки транспортного средства, хранения некоторого запаса автомобильных жидкостей и выполнения мелкого ремонта.
Сразу разберем вопрос, нужна ли в подобном помещении принудительная вытяжная и приточная система. Ответ звучит так: если гараж не превращен в мастерскую, то для удаления влаги и газов вполне достаточно естественной вытяжки с притоком.
Местный отсос с вентилятором поможет уловить дым от сварки
Когда необходима принудительная вентиляция:
- Зимой в закрытом помещении хозяин работает сваркой.
- Владелец постоянно занимается ремонтом либо покраской автомобилей.
- В гараже часто применяются жидкости с вредными летучими парами, например, мебельный и резиновый клей, ацетон, уайт-спирит и так далее.
Важный нюанс. Вытяжка неспособна функционировать без притока, причем независимо от силы тяги в вертикальном выходном канале. Если не предусмотреть воздушный поток с улицы, то даже механический вентилятор не сможет выбрасывать водяные пары – крыльчатка станет перемешивать воздух в одном месте.
Простейшая схема воздухообмена с естественным побуждением
Теперь поясним, как своими руками сделать вентиляцию в гараже без подвала:
- На фронтальной стене гаража по бокам от ворот пробейте приточные отверстия расчетного размера. Оптимальный вариант – заложить гильзы, когда строите здание. Высота проемов над землей — 20–50 см (чтобы ветром задувало поменьше пыли).
- Чтобы правильно подобрать сечение труб и стеновых отверстий, произведите расчет количества воздуха. Методика представлена в последнем разделе данного руководства.
- Установите в отверстия наружные решетки, а изнутри придумайте шиберы либо дверцы. Цель – ограничение и регулировка воздушного потока в холодный период.
- Максимально уплотните все дверные притворы, откуда бесконтрольно может просачиваться воздух, зимой повесьте изнутри штору. Исключение – секционные ворота, подогнанные вплотную к проему.
- В перекрытии у противоположной стены просверлите отверстие и выведите наружу вертикальный канал из асбестоцементной или канализационной трубы высотой 2 метра. Оголовок прикройте от осадков зонтом.
Совет. Если в силу объективных причин поднять срез трубы на 2 м не удается, поставьте вместо колпака дефлектор, усиливающий тягу за счет ветра (показан на фото).
Схема функционирует просто: из-за разницы внешней и внутренней температуры, а также перепада высот между торцами вытяжной трубы возникает естественная тяга, увлекающая гаражный воздух. Давление внутри помещения падает, разрежение провоцирует всасывание воздушной массы через решетки приточной системы.
Схема движения потоков в плане
Воздухообмен в смотровой яме
Канава, предназначенная для осмотра днища авто, нуждается в проветривании. Причина – влага, проникающая из грунта сквозь кирпичные или бетонные стенки, плюс стекающая с машины вода. Если сверху яма не закрыта досками, подойдет описанная выше схема, дорабатывать ничего не придется:
- Из-за большей плотности и веса холодный поток стремится опуститься вниз, вытесняя теплые воздушные массы. Часть воздуха из приточных отверстий движется на дно канавы.
- Перемешиваясь с внутренним воздухом, приток нагревается и становится легче. Его вытесняет вверх следующая порция холодной воздушной смеси.
- Попадая в зону действия вытяжки, воздух увлекается тягой вертикального канала и выводится наружу. Принцип работы вентиляции проиллюстрирован ниже на схеме.
На практике чаще наблюдается другая ситуация: яма перекрыта досками, влага оттуда не удаляется и выпадает конденсатом на внутренней стороне щитов. Дерево гниет, железные уголки обрамления канавы точит коррозия.
Правильное решение проблемы — закладка под стяжку подземного воздуховода нужного диаметра, ведущего из ямы на улицу. Практикуется 2 варианта устройства вентиляции в яме:
- труба подключается к приточному стеновому отверстию и опускается на высоту 15—20 см от дна канавы;
- отдельный вытяжной воздуховод прокладывается из ямы под полом и вертикально поднимается на кровлю.
В первом случае мы подаем прямо в канаву свежий приток, во втором – отсасываем влажный воздух. Образовавшийся конвекционный поток заставит воздушные массы просачиваться сквозь щели меж досками. Оба варианта одинаково работоспособны. Обычно удобнее организовать приток – яма всегда устраивается ближе к воротам и входным отверстиям.
Примечание. Проложить дополнительный воздуховод при залитой стяжке непросто – придется долбить бетон и рыть траншею. Легче открыть приямок, а летом просушить деревянные щиты. Но на этапе строительства гаража лучше заранее разработать и реализовать проект вентиляционных систем.
Пластиковые трубы внутренней канализации – наиболее практичное решение для устройства естественного воздухообмена в ремонтной яме. Они дешевы и создают минимальное аэродинамическое сопротивление потоку. Дополнительное удобство – применение готовых колен и тройников.
На плане видно, что при подобной схеме нужно задействовать 2 приточных решетки, размещенных на фасаде строения
Организуем вентиляцию гаражного погреба
В качестве примера возьмем гараж длиной 6 м с отдельным подвалом 2 х 3 м и смотровым приямком. Здесь важно соблюсти одно условие: воздух гаражного помещения и канавы не должен проникать внутрь овощного хранилища, как предлагают схемы некоторых интернет-ресурсов.
Рекомендация. Прокладывайте в погреб обособленные вентканалы, не связанные с другими помещениями.
Как правильно делается вытяжка из подвала в гараже:
- Через перекрытие заведите в подземное хранилище 2 вертикальных воздуховода – приточный и вытяжной.
- Трубу притока опустите до высоты 10—20 см над полом, второй конец выведите на улицу по кратчайшему пути.
- Вытяжной канал начинается под потолком погреба, транзитом проходит через автомобильный бокс и поднимается над кровлей (высота 1,5—2 м).
Совет. Транзитный участок вертикальной трубы, пересекающий гаражное помещение, обязательно утеплите. Иначе нагретый и влажный подвальный воздух станет выделять конденсат от соприкосновения с холодными стенками. Вы не достигнете желаемого результата – удаляемая влага стечет водой обратно в хранилище.
Воздуховоды монтируйте из тех же серых пластиковых труб с уплотнительными резиновыми кольцами в раструбах. Альтернативный вариант – асбестоцемент, но его ставить сложнее из-за приличного веса и отсутствия заводских фитингов.
Приточный воздухопровод заводится в подвал двумя способами:
- пропустить вентканал сквозь подвальное перекрытие в бокс, повернуть коленом и выйти наружу сквозь стену (высота 200—500 мм от уровня земли);
- сразу пройти подвальную стену, повернуть кверху и вертикально вывести трубу на улицу через отмостку.
Второй вариант обойдется дешевле, если класть воздуховод в процессе строительства, когда отмостка вокруг здания отсутствует. В готовом гараже лучше реализовать первый способ – аккуратно просверлить стену с перекрытием и своими руками установить приточный вентканал.
Не забудьте утеплить пересекающий бокс верхний участок, иначе он «вспотеет» снаружи. Пример обустройства комплексной гаражной вентиляции смотрите на видео:
О принудительной вытяжке
Ставить вентилятор на вытяжную трубу общеобменной вентиляции бессмысленно по трем причинам:
- эффективный отбор и выброс воздуха производится только при включенном агрегате;
- в отсутствие хозяина крыльчатка отключенного вентилятора перекрывает минимум 50% сечения вентканала, удаление влаги естественным путем сильно замедляется;
- расходуется электроэнергия.
Если вы переоборудовали гараж в мастерскую, есть резон сделать местное вытяжное устройство, состоящее из всасывающего зонта, канального вентилятора и воздуховода с обратным клапаном. Колпак изготавливается из подручных материалов (тонколистовой металл 0.3—0.5 мм), воздушный канал – из труб для канализации Ø110 мм.
Лепестковый клапан и вентилятор канального типа подбирается под внутренний диаметр вентканала – 10 см. Дадим ряд советов по монтажу:
- Зонт размещается над источником загрязнения воздуха (обычно – верстаком). Размеры колпака – на 20 см больше максимальных габаритов источника, угол раскрытия – не более 60°.
- Постарайтесь подвесить зонт на минимальном расстоянии от вредных выделений, учитывая удобство выполнения работ.
- Наметьте кратчайшую трассу прокладки воздухопровода от верстака к наружной стене здания.
- Клапан и вентилятор вставляйте внутрь раструбов, предварительно обернув уплотняющим материалом (подходящий вариант – поролон). Просверлите в стенке вентканала отверстие и просуньте туда кабель электропитания.
- Обратный клапан ставится на выходе канала, вентилятор – в пределах помещения. Снаружи воздуховод защитите решеткой с сеткой, дабы перекрыть дорогу птицам и грызунам.
Справка. Рекомендации не годятся для гаража, переделанного в покрасочную камеру, где источник воздушного загрязнения распределен по всему боксу. В подобных случаях устраивается полноценная принудительная вентиляция с очисткой и подогревом воздуха, как делается в промышленных помещениях.
Не забываем о необходимости притока – после включения вентилятора полностью открываем решетку для входящего воздуха. Иначе работающий агрегат попросту опрокинет тягу в ближайшем вытяжном канале.
При небольшой массе зонта последнюю секцию воздуховода можно сделать поворотной, что позволяет быстро перемещать вытяжку к соседнему столу. Реализацию способа смотрите в очередном видео:
Печной дымоход как элемент вентсистемы
Поскольку зимой многие автолюбители отапливают гаражи дровяными и масляными печками, при организации воздушного обмена следует учесть ряд моментов:
- Котлу либо печи требуется воздух, расходуемый на сжигание топлива. Отопитель берет его прямо из помещения, соответственно, нужно позаботиться о восполнении – обеспечить приток извне.
- Правильно смонтированный печной дымоход является хорошей вытяжкой, работающей постоянно, даже при погасшем пламени в топке.
- Из предыдущего пункта следует: дымоходная труба легко заменяет вентиляционный канал, поэтому собирать отдельную вытяжку нет смысла. Одно условие: потушив печь и покидая бокс, полностью открывайте шибер – регулятор тяги, дабы улучшить воздухообмен.
Информация к размышлению. Нередко владельцы гаражей и частных домов предубеждены к вентиляции. Аргумент: вместе с удаляемой воздушной массой здание теряет тепло. Отвечаем: количество потерь напрямую зависит от притока — сколько воздуха пустит внутрь решетка, столько вытяжка отдаст на улицу.
Вывод: регулируйте сечение входных отверстий дверцами и шиберами. Идеальный вариант – установка приточного стенового клапана.
Регулируемый приточный клапан встраивается в наружную стену
Расчет объема вентиляционного воздуха и сечения каналов
Подавляющее большинство автомобилистов не озабочивается расчетами – изучил схемы в интернете, посмотрел видео и смонтировал воздухопроводы из труб внутридомовой канализации Ø100 мм. Если вы хотите вникнуть глубже и рассчитать параметры гаражной вентсистемы, предлагаем ознакомиться с требованиями нормативных документов:
- Воздухообмен внутри боксов регламентируется региональным документом МГСН 5.01-01 «Стоянки для легковых автомобилей». Пункт 3.17 гласит: минимальный расход воздуха на 1 машину принимается равным 150 м³/ч либо предусматривается двукратное обновление воздушной среды.
- Ведомственные нормы ВСН 01-89 выдвигают следующее требование к смотровым приямкам: кратность вытяжки из канавы должна составлять 10.
- Нормы воздухообмена для хранения овощей прописаны в п. 8. 1. 4 документа НТП-АПК 1.10.12.001-02. Объем притока и вытяжки равен 3.5 м³/ч на каждые 100 кг картофеля и 7.5 м³/ч на 100 кг других овощей.
Справка. Число кратности воздухообмена показывает, сколько раз в течение 1 часа приток обновляет воздушную среду в объеме бокса.
Ход вычислений проще всего показать на примере гаража, представленного выше на чертежах. Предварительно определяем внутренний объем помещения – 95 м³, канавы (6.6 м³) и погреба (12 м³). Дальнейший расчет выполняется так:
- Согласно МГСН 5.01-01 умножаем величину объема бокса на кратность 2, получаем расход воздуха 95 х 2 = 190 м³/ч. Цифра удовлетворяет минимальным требованиям на 1 машину 150 м³/ч.
- Кратность обмена в яме принимается 10, количество воздуха – 6.6 х 10 = 66 м³/ч.
- Предположим, в подвале хранится 400 кг картофеля и 200 кг других овощей. Считаем расход вентиляционного воздуха: 3.5 х 4 + 7.5 х 2 = 29 м³/ч.
Замечание. Десятикратный обмен в канаве нужно закладывать при постоянном ведении ремонтных работ снизу автомобиля (как на автосервисе). В обычных условиях хватит двукратного обновления воздушной среды: 6.6 х 2 = 13.2 м³/ч.
Зная расходы в каждом отсеке гаража, нетрудно выяснить сечение воздуховодов притока и вытяжки по формуле:
- F – сечение канала в метрах квадратных;
- L – объем притока (расход), м³/ч;
- ʋ — скорость воздушного потока в трубах и решетках, при естественной вытяжке рекомендуется взять 1 м/с.
Для обычного гаража, где канава используется периодически, включаем в расчет минимальные расходы 150 и 13.2 м³/ч. Суммируем эти значения и определяем сечение вентканала: F = 163.2 / 3600 х 1 = 0.045 м². Пользуясь формулой площади круга, выясняем диаметр воздухопровода – 240 мм. С небольшой натяжкой допускается применение двух пластиковых труб Ø150 мм.
Пример: решетка размерами 230 х 230 занимает 0.053 кв. м., а ее живое сечение составляет всего 0.02 квадрата
Цифра 0.045 м² также показывает требуемое проходное (живое) сечение приточной решетки, которое меньше реальных размеров изделия примерно на 50%. Значит, берем площадь поперечника 0.045 х 2 = 0.09 м² и путем подбора выясняем размеры – 0.3 х 0.3 м или 300 х 300 мм. Такая решетка великовата, лучше сделать в стене 2 проема и поставить две сетки габаритами не меньше 150 х 300 мм.
Размер подвальных воздухопроводов считается аналогичным образом: F = 29 / 3600 х 1 = 0.008 м². Диаметр трубы выйдет 0.1 м или 100 мм. О нюансах монтажа вентиляции в гараже и проходе трубы сквозь перекрытие смотрите в видеосюжете:
Заключение
Примеры расположения приточных и отводящих вентканалов внутри помещения не являются аксиомой. Хорошенько продумайте вентиляцию своего гаража и поставьте трубы в удобных местах, чтобы свести к минимуму число поворотов. Важно соблюсти условие: приток направляется в нижнюю зону помещения, а вытяжка организуется из верхней.
Вентиляция гаража своими руками: виды, схемы, варианты проектирования и монтажа. ТОП-лучших систем с принудительной и естественной циркуляцией
Типовая инженерная инфраструктура гаража включает не менее одной вентиляционной системы, позволяющей освежать внутренний микроклимат за счет естественного притока уличного воздуха.
Нет ничего удивительного в том, что производительность такого оборудования и создаваемый им напор обычно бывают намного меньше, чем у систем принудительной вентиляции, содержащих механические нагнетатели уличных воздушных масс.
Содержание
Безотказная конструкция
Тем не менее естественная гаражная вентиляция выгодна своей абсолютной безотказностью и стабильностью, которые легко достигаются при грамотном проведении проектных расчетов.
О том, какое широкое распространение получили подобные конструкции, легко судить по многочисленным фото вентиляция в гараже, опубликованным в мировой паутине.
Функции гаражной вентиляции
Бытует мнение, согласно которому нет никакой необходимости изучать вопрос о том, как сделать вентиляцию в гараже, так как это помещение нежилое.
Владелец там бывает один-два раза в сутки, чтобы забрать или поставить машину, при этом он обычно оставляет дверь открытой, чего на первый взгляд вполне достаточно для полноценного проветривания.
Довольно распространенное заблуждение
В действительности все обстоит совершенно иначе. Не секрет, что очень часто автолюбитель задерживается в гараже на несколько часов, чтобы проверить состояние машины и при необходимости ее обслужить или починить. Ну а выходные дни он нередко проводит в гараже с самого утра до позднего вечера.
И если в теплое время года открытая дверь как-то упростит пребывание посреди паров горючего и прочих технических запахов, то зимой этот вариант уже не спасет.
Предпосылки коррозии
По той причине, что гараж стоит фактически на земле, влажность воздуха в нем будет всегда высокой. Это значит, что и кузов автомобиля, и его электропроводка, и детали электронной начинки будут разрушаться под воздействием сырости. Она же будет подтачивать коррозией купленные про запас автомобильные компоненты, способствовать распространению грибка, ускорять гниение деревянных стропил, уничтожать металлический корпус гаража.
Неминуемость химического отравления
Вентиляция в гараже своими руками нужна и по той простой причине, что при ее отсутствии автолюбитель будет ощущать сильный дискомфорт из-за токсичных испарений бензина, моторного и трансмисионного масла, тормозной жидкости и антифриза, автокосметики и налипших на днище антигололедных реагентов. Долгое пребывание в такой атмосфере приводит к появлению головной боли и химическому отравлению.
Защита от взрыва и пожара
Одних лишь перечисленных доводов достаточно, чтобы схема вентиляции в гараже превратилась из условности в реально востребованный проект.
Следует также учесть, что скопление в замкнутом помещении взрывоопасных паров горючего заметно повышает вероятность возгорания от короткого замыкания в проводке, при включении света, во время грозы и от залетевших с улицы искр фейерверков.
Нормы гаражного вентилирования
Согласно действующему сегодня нормативному регламенту, в течение часа в гараж должно поступать не менее 180 кубометров свежего воздуха. Можно также взять на вооружение и европейские стандарты, в соответствии с которыми полная замена воздуха должна происходить 6-10 раз в течение суток.
Выбор типа вентиляции
Конструкцию вентиляции необходимо подбирать исходя из архитектурных особенностей постройки, наличия в ней смотровой ямы, устройства ее фундамента, а также метода утепления и гидроизоляции.
Простой и бесплатный сквозняк
Естественная вентиляция обеспечивает поступление уличных воздушных масс через вентиляционные отверстия путем создания обыкновенного сквозняка. Он же выводит из гаража сырой воздух и токсичные испарения.
Эта конструкция удобна тем, что для ее работы не придется подавать напряжение и потому ее сможет соорудить даже не имеющий строительно-инженерных навыков автолюбитель.
Применение механического лопастного нагнетателя
Принудительное проветривание основано на использовании вентилятора. Он быстро и эффективно заменяет застоявшийся воздух на свежий, однако постоянное его применение обходится далеко не дешево. Эта система в большей степени подходит для автосервисной мастерской и ремонтного бокса, где необходима постоянная вентиляция в яме гаража.
Регулярно получая солидный доход от обслуживания и восстановления машин, владелец такого помещения может себе позволить соответствующие накладные расходы.
Выгодное сочетание обоих методов
Комбинированная система проветривания основана на применении сразу обоих способов замены воздушных масс. Она предполагает автоматическое включение искусственной тяги при фиксации опасного уровня скопления горючих паров, токсинов и сырости.
Существует также возможность настраивать систему на запуск через определенные промежутки времени.
Особенности проветривания технических полостей
Гаражи, которые используются не только по прямому назначению, но и как хранилища для овощей, стройматериалов, мебели и книг, должны проветриваться с учетом архитектурных особенностей подземных полостей, где моментально скапливается тяжелый сырой и ядовитый воздух.
Правильная вентиляция в погребе гаража, основанная на использовании углубленных в яму воздуходувов, станет гарантом сохранности продуктов и вещей, исправности машины и здоровья автолюбителя.
Как правильно сделать вентиляцию в гараже?
Если воздух в гаражном помещении слабо вентилируем, то постоянно образующийся на автомобильных агрегатах конденсат неизбежно приведет к их поломке. Да и на обивку салона повышенная влажность положительно не влияет. Поэтому делать вентиляцию в гараже своими руками следует максимально вдумчиво и правильно. Влаги внутри должно быть как можно меньше, а выхлопные газы уходить на улицу должны как можно быстрее.
Содержание
Схемы вентиляции для гаража
В большинстве случаев частный гараж – это небольшое помещение для одной легковой машины. Плюс нередко часть пространства в нем отдана под верстак с инструментами и место для складирования покрышек, канистр и т.п.
Сделать в таком строении самостоятельно вентиляцию проще простого. Производить сложные расчеты по воздухообмену здесь не требуется. Достаточно знать пару формул и норм.
Схем организации вентиляции гаража существует две:
- С естественным воздухообменом.
- С принудительной циркуляцией воздуха между улицей и помещением.
Реализация обоих вариантов предусматривает установку двух вентиляционных отдушин с трубами – одна на вытяжку, вторая на приток. Принудительная схема вентиляции нуждается в электрическом вентиляторе. Но для большинства гаражей с избытком будет хватать обычной системы с естественной тягой воздуха. Она энергонезависима, предельно проста в монтаже и дешева.
Циркуляция воздуха в гараже с ямой при естественной вентиляции
Требующую электропитание проточную или вытяжную вентиляцию в гараже делать стоит только при наличии в нем отопления. При этом лучше всего оставить свой выбор на одной вытяжке. С ее помощью можно организовать вполне эффективный воздухообмен. А обойдется она не так дорого, как комбинированная приточно-вытяжная вентиляция. Последняя состоит из немалого количества дорогостоящего оборудования, требующего еще и дополнительных трат при эксплуатации.
Выбирая схему вентиляции гаража, необходимо также учитывать конструктивные особенности гаражного бокса. Если он стоит в ряду однотипных сооружений, то есть ограничения по проделыванию вентиляционных отверстий в некоторых его стенах. Трубы вентиляции получится вывести далеко не со всех сторон строения. Но для повышения естественной тяги они должны располагаться в гараже как раз с разных его концов.
В таком случае рекомендуется останавливать свой выбор на вытяжном, приточном либо комбинированном варианте. Эти виды вентиляции в гараже не так сильно зависят от месторасположения и размера воздуховодов. Здесь более важна будет мощность вентилятора.
Воздухообмен при принудительной вентиляции
Варианты вентиляции в гараже
Проще всего своими руками смонтировать вентиляцию в собственном гараже в исполнении с естественной воздушной тягой. Для этого необходимо рассчитать диаметр труб на вытяжку и приток, а после пробить отверстия в стенах и/или крыше и установить эти воздуховоды. Главное потом не забыть про необходимость надежной герметизации просветов между трубой и бетоном, кирпичом или металлом стены.
Варианты оборудования вентиляционной шахты
По нормам тяга в гаражном помещении должна быть такой, чтобы весь объем воздуха полностью замещался в нем за час 6–10 раз. По минимуму это 180 кубов/час на 10 квадратов пола гаража. Чтобы обеспечить подобный естественный воздухообмен, на каждые 10 кв.м. необходима труба сечением около 15 см.
Приточное отверстие вентиляции следует располагать на высоте 15–20 см над землей на стене с дверью. Вытяжное должно размещаться напротив первого в крыше или в стене под потолком с подъемом воздуховода над кровлей порядка полуметра. Так тяга выйдет максимальной. При этом труба притока в сечении должна быть равной, а лучше немного меньше диаметра воздуховода-вытяжки. Если размеры сделать наоборот, то возможно опрокидывание тяги.
Схема расположения вентиляционных труб в гараже с ямой
- разницы температур воздуха внутри и снаружи;
- наличия на улице ветра и его силы;
- разницы давления между верхней точкой вытяжки и нижней притока;
- места расположения вентиляционных труб на фасаде и степени их утепления.
Как расположить вентиляционную шахту для лучшей тяги
Факторов влияния немало. Поэтому нередко приходится делать систему вентиляции, функционирующую благодаря принудительной тяге воздушных масс. Здесь расчет параметров еще проще.
Трубы можно взять вдвое меньше, чем в рассматриваемом выше варианте. Все равно обмен воздуха будет производиться за счет работы вентилятора. Его мощность подбирается исходя из кубатуры гаража и необходимой кратности воздухообмена. В подавляющем большинстве случаев вполне хватает осевой канальной модели на 100 Вт.
Трубы и отверстия располагаются так же, как и в варианте с естественной тягой. При этом самостоятельно сделать вентиляцию с принудительным обменом зачастую проще. Воздуховоды требуются меньше в диаметре. А значит и дырки в стенах пробивать придется меньшего размера. Однако по затратам такая вентиляция за счет наличия электрооборудования выйдет дороже обычного аналога.
Схема воздушных потоков потоков при разных типах вентиляции
Если устанавливается вентилятор, то следует брать модель с таймером. Оставлять его постоянно включенным невыгодно по деньгам (счета за свет выйдут немалыми) и опасно из-за риска пожара. Работающее электрооборудование без присмотра надолго бросать не стоит.
Схема естественной вентиляции в гараже
А так можно задать нужный режим, чтобы вентилятор включался на некоторое время для полного замещения воздуха в помещении, а потом сразу отключался. Ведь выстраивается система вентилирования гаража, а не вентиляция в ванной комнате и туалете, где воздушная циркуляция должна быть непрерывной.
Нюансы по монтажу и советы по расчету
Гаражная вентиляция с естественным воздухообменом должна проектироваться так, чтобы между ее нижней и верхней точками было расстояние около 3-х метров. Если будет меньше, то тяга выйдет пониженной.
Элементы вентиляционной конструкции
Чтобы зимой гараж не промерз, необходимо иметь возможность регулировки проходящего через вытяжку объема воздуха. Для этого рекомендуется выбирать для монтажа вентиляционные решетки с регулируемыми жалюзи. При необходимости их можно прикрыть, а после открыть на полную.
Воздухообмен при принудительной вентиляции с подогревом
Если отопления в гаражном боксе нет, а иногда обогрев требуется, то стоит смонтировать приточную систему вентилирования с нагревательным элементом. Такая вентиляция в гараже позволит быстро нагреть его, когда надо. Электрический воздухонагреватель потребляет немало электроэнергии. Но для недолгих включений его на обогрев при необходимости отремонтировать автомобиль в зимнее время – самое то.
Схема вентиляции для гаража с обогревом
Каждая из труб (вытяжка и приток) на всем своем протяжении должны иметь одинаковый диаметр. Сужения здесь недопустимы, а поворотов должно быть минимум. Благо в большинстве гаражных помещений их можно сделать вертикальными без горизонтальных отводов.
Вентиляция в гараже своими руками. Схема, расчет и способы вентилирования для гаража
Сохранить свой автомобиль в надлежащем состоянии как можно дольше, желает каждый его владелец. Приобрести сухой, хорошо вентилируемый гараж считается редкой удачей. А если учесть, что городские жители зачастую хранят в погребе гаража урожай, выращенный самостоятельно, создание в нем благоприятного микроклимата становится задачей №1. Рекомендации рубрики «Вентиляция в гараже своими руками, схема, расчет и способы вентилирования» помогут определиться с выбором системы вентиляции в гараже.
Организация правильной вентиляции в гараже способствует удалению образующегося конденсата, выведению выхлопных газов и токсичных испарений
Вентиляция в гараже своими руками. Схема и способы вентилирования, применяемые в гаражах
Как и любое другое помещение, гараж нуждается в эффективном воздухообмене. Организация правильной вентиляции в гараже способствует удалению образующегося конденсата, выведению выхлопных газов и токсичных испарений средств по уходу за автомобилем, традиционно там хранящихся. Вентиляция в гараже выполняет ряд необходимых функций, среди которых:
- удаление влажности, образующейся при попадании в гараж дождя, снега и сырой грязи с днища автомобиля;
- выведение вредных для здоровья человека газовых скоплений (многие автолюбители проводят большую часть досуга именно в гараже);
Вентиляционные решетки в двери — простое решение вопроса доступа свежего воздуха в гараж
- предотвращение образования конденсата на стенах и потолке помещения, а также в смотровой яме и погребе;
- своевременное просушивание автомобиля, защита его элементов от коррозии;
- защита от ржавчины металлических поверхностей инструментов, хранящихся в гараже;
- создание микроклимата, способствующего долговременному хранению овощей в погребе гаража.
Существует несколько способов вентиляции в гараже. Как правильно сделать своими руками монтаж той или иной системы, можно узнать из многочисленных видео-сюжетов в интернете.
Схема движения воздуха при естественной вентиляции гаража без погребной ямы: 1 — направление воздуха; 2 — вентиляционные отверстия в двери гаража; 3 — вентиляционный короб
Естественная вентиляция. Схема движения воздуха. Устройство вентиляции своими руками
Вентиляция в гараже, осуществляемая естественным способом, наиболее распространенная система вентилирования. Учитывая, что устройство естественной вентиляции в гараже является простым и бюджетным, многие склоняются к выбору именно этой системы.
Схема вентиляции гаража при естественном методе такова, что потоки воздуха поступают и выводятся из помещения через приточные и вытяжные отверстия. Чтобы правильно выбрать диаметр отверстий, необходимо произвести несложный расчет.
Схема обустройства естественной вентиляции в гараже без погребной ямы
Для обустройства вентиляции гаража своими руками, потребуются такие инструменты:
- перфоратор (для устройства отверстий);
- болгарка (для резки труб); (можно канализационные);
- защитные решетки и колпаки.
Правильное обустройство вентиляции в гараже обезопасит металлические детали автомобиля от коррозии
Приведем пошаговое описание монтажа своими руками:
- Рассчитываем площадь вентиляционных отверстий. Учитывая нормы, на площадь гаража размером 6 х 3 м, отверстия должны быть диаметром 27 см. Если предполагается два отверстия, то их диаметр должен составлять половину от полученного результата.
- Проделываем вентиляционные отверстия в стенах, куда впоследствии будут монтироваться воздуховоды из труб. Отверстия должны располагаться на расстоянии от 10 до 15 см от пола гаража. Для этих работ применяется перфоратор.
- На противоположной стене на 10 см ниже потолка устраиваем отверстия для монтажа выводной трубы. Труба будет выводиться за крышу гаража. Чем выше выведется труба над крышей, тем воздухообмен будет интенсивней. Минимальная высота трубы над крышей 50 см.
- После того как трубы будут установлены в проемы, зазоры между трубами и стеной заделываются герметиком. Наружные отверстия труб закрываются решетками во избежание проникновения мелких грызунов. Предотвратить попадание осадков в трубу можно с помощью установки защитного колпака.
Схема приточно-вытяжной вентиляции в погребе
Полезный совет! Использование для защиты вентиляционных труб качественных решеток, позволит регулировать площадь приточного отверстия в зависимости от погодных условий.
Естественную схему вентиляции в гараже своими руками реализовать достаточно просто, но стоит понимать, что в теплый период циркуляция воздуха станет ничтожной или вовсе будет отсутствовать.
Более детально ознакомиться с тем, как сделана вентиляция в гараже своими руками, можно из видео-примера.
Наружные отверстия труб закрываются решетками во избежание проникновения мелких грызунов
Система принудительной вентиляции в гараже
Принудительная система вентилирования обеспечит более эффективную вентиляцию гаража. Расчет площади гаража для такой системы производить не требуется, так как приток необходимого воздуха обеспечивают встроенные в систему вентиляторы. Воздух поступает и вытягивается в объеме, достаточном для гаража и погреба со смотровой ямой. Следует отметить, что такая вентиляция в гараже предусматривает покупку дорогого оборудования и функционирует при наличии электроэнергии.
Приточный вентилятор для организации принудительной вентиляции
Полезный совет! Механическая вентиляция гаража зимой является наиболее правильной системой вентилирования в холодный период. При необходимости, ее можно оснастить различными устройствами для подогрева воздуха.
Единственным вариантом вентиляция подземного гаража является применение принудительного способа вентилирования.
Можно ознакомиться с подборкой видео о том, как сделать вентиляцию в гараже принудительным способом своими руками.
Схема естественной вентиляции гаража с погребом и смотровой ямой
Комбинированный способ вентилирования гаража
Альтернативой принудительному способу, выступает комбинированная вентиляция в гараже. Такой способ совмещает в себе естественное поступление приточного воздуха и вывод отработанного с помощью вытяжной вентиляции в гараже. Принудительный отток воздуха обеспечивает установленный в воздуховод вентилятор. Как только загрязненный воздух выталкивается вытяжной системой, на его место через приточный канал поступает свежий.
Принудительная система вентилирования обеспечит более эффективную вентиляцию гаража
Работа приточно-вытяжной системы вентиляции в гараже не зависит от места размещения вентиляционных отверстий. Они могут быть устроены в любом месте (даже на одной стене), но не напротив друг друга, чтоб избежать возникновения устойчивого потока воздуха. Расчет площади вентиляционных отверстий производится, как и в случае с естественным вентилированием. При обустройстве комбинированной вентиляции своими руками рекомендуется предварительно выполнить схему вентиляции.
Статья по теме:
Обустройство вентиляции в погребе в гараже. Тонкости процесса. Виды и преимущества вентиляционных систем. Монтаж вентиляционной системы своими руками, необходимые инструменты.
Комбинированный способ вентиляции является менее затратным и оптимально правильным для гаража, хотя он также зависит от электроэнергии.
Схема обустройства комбинированной системы вентиляции в гараже с погребной ямой
Полезный совет! Выбрав для вентиляции гаража комбинированную систему вентиляции, можно значительно сэкономить на электроэнергии, чем в случае с принудительным вентилированием .
Монтаж комбинированной вентиляции в гараже, видео которого можно найти в сети, наглядно демонстрирует установку системы своими руками.
Пластиковый погреб с вентиляцией — современное решение обустройства подвала под гаражом
Система вентиляции в подвале гаража. Схема воздухообмена погреба
Эффективное использование подвала и погреба гаража для хранения овощей и консервации возможно лишь при условии наличия правильной вентиляции. Вентиляция в гараже с подвалом может быть естественной, механической или комбинированной. Обычно, для вентиляции в погребе гаража достаточно естественной системы вентилирования. Смонтировать своими руками такую систему можно с помощью пластиковых труб для канализации. При монтаже необходимо придерживаться таких рекомендаций:
- схема вентиляции погреба в гараже должна предусматривать минимальное количество поворотов и изгибов труб;
- трубу вытяжного хода следует утеплить, чтоб избежать появления конденсата;
Для хорошего воздухообмена трубы приточно-вытяжной вентиляции должно быть расположены в противоположных углах погреба
- диаметр должен быть единым по всей длине труб;
- наружные входы труб должны быть закрыты защитными колпаками во избежание попадания в них осадков.
Перед обустройством естественной вентиляции своими руками делается расчет площади отверстий. Приточная труба берет свое начало на полметра выше пола погреба и выводится наружу. Вытяжная труба устанавливается под потолком погреба или подвала и протягивается за крышу гаража. Расположение труб должно быть в противоположных углах погреба.
В погребе с правильным микроклиматом собранный урожай сохранится в целости
Наиболее правильным выбором вентиляции погреба и подвала в зимний сезон, является использование принудительного способа. В этих помещениях воздухообмена почти нет и они нуждаются в эффективном вентилировании с помощью установки механической вентиляции. Такая вентиляция будет способствовать нормальному воздухообмену и созданию микроклимата, необходимого для сохранения продуктов.
О том, как сделана вентиляция в гараже с подвалом, можно разобраться, посмотрев видео-инструкцию устройства вентиляции.
Устройство вентиляции в металлическом гараже
Монтаж вентиляции в металлическом гараже производится аналогично методу вентилирования в обычных гаражах. Особенностью вентиляции железного гаража является то, что приточные отверстия устраивают в верхней части стены, стараясь расположить их на определенном расстоянии от запора ворот. Это поможет избежать взлома ворот через вентиляционные проемы. Приточные отверстия снабжают защитными решетками.
Имеющиеся в интернете видео-примеры демонстрируют устройство вентиляции в железной конструкции гаража.
Схема обустройства приточно-вытяжной вентиляции в гараже с погребом, состоящим из нескольких отделений
Как правило, в железных боксах отсутствует смотровая яма, поэтому верхних отверстий вполне хватит для необходимого воздухообмена. Дополнительное поступление приточного потока может осуществляться через неплотные притворы под воздействием ветра.
При отсутствии вентиляции на поверхностях металлического гаража появляется конденсат. Кроме качественного вентилирования, избежать появление конденсата, поможет утепление пола. Для этого сначала застилают поверхность пола рубероидом, бетонируют и покрывают линолеумом.
Рекомендации и сведения о том, как сделать вентиляцию в гараже, помогут создать оптимальные условия, при которых будет обеспечена сохранность автомобиля и комфортное нахождение в помещении гаража людей.