Тоннельная опалубка
Тоннельная опалубка – это специализированное оборудование в монолитном строительстве, позволяющее создать бесшовные бетонные стены и элементы перекрытий за один цикл. Применение такой технологии позволяет значительно сократить сроки строительства, а также обеспечивает отлитым конструкциям особую стойкость к деформационным нагрузкам, высшую точность размеров и лучшее качество поверхности.
Такие опалубочные системы применяются, как при строительстве подземных транспортных коммуникаций, так и для возведения объектов со значительным количеством пролетов и длинных коридоров. Туннельные опалубочные системы решают замену технологии строительства панельных домов на монолит. При этом увеличивается скорость проведения работ, сокращаются трудозатраты, и снижается общая стоимость строительства.
Особенности конструкции
Туннельная строительная опалубка является модульной конструкцией, состоящей из базовых элементов:
- Вертикальных щитов высотой от 620 до 2800 мм;
- Горизонтальных (потолочных) щитов длиной 620 до 2500 мм;
- Торцевых щитов, шириной 1250 и 1550 мм;
- Опор с домкратами, регулирующими высоту установки тоннеля;
- Ломающихся откосов с контргайкой.
Модульная конструкция системы делает возможной применение доборных вставок из металлического листа с элементами жесткости, которые устанавливаются в горизонтальные, вертикальные и торцевые щиты. Это позволяет наращивать размеры опалубки по высоте и ширине при наличии минимального числа комплектующих элементов. В монолитном строительстве применяются, как цельные П-образные системы, так и половинчатые. Конструкция универсальных Г-образных полутуннелей позволяет менять их размер по высоте, длине и ширине, что делает возможным использование одного комплекта опалубки на разных объектах строительства.
Соединение вертикальных щитов производится стяжными болтами и шпонками, позволяющими выравнивать края палуб. Особая конструкция подкоса обеспечивает быструю и точную фиксацию угла 90 ° между вертикальными и горизонтальными щитами при монтаже. Модульная конструкция позволяет соединить опалубку в один пролет длиной от 3.75 до 12 м.
Установка и демонтаж
Туннельная опалубка, состоящая из габаритных модулей, собирается непосредственно на месте проведения строительных работ по следующему алгоритму:
- Устанавливается объем строительных работ и составляется схематический чертеж конструкции в соответствии с проектом;
- Производителем работ выполняются расчеты, определяющие количество сборных элементов системы (щиты, откосы, опоры и крепления);
- На рабочей площадке выполняется сборка конструкции с применением грузоподъемной техники.
Сначала устанавливаются вертикальные элементы системы, потом монтируются потолочные щиты. Крепления между ними производят с помощью шпонов, которые не только обеспечивают герметичность, но и предотвращают перекосы конструкции при заполнении ее бетоном. Для обеспечения жесткости системы устанавливаются откосы. Собранная конструкция представляет из себя секцию, к которой по мере необходимости добавляют следующие модули.
Демонтаж туннельной опалубки производится после того, как залитый раствор набрал не менее 80% прочности. Разборка массивных секций также выполняется с применением строительной техники.
Преимущества туннельной опалубки
Несмотря на высокую стоимость, туннельная опалубка с оборачиваемостью до 1000 циклов без ремонта – эффективное и быстро окупаемое оборудование для монолитного строительства. Системы из металла не требуют затрат на регулярную замену формующих листов, а высокая точность отливки не нуждается в доработке и значительно сокращает объем отделочных работ.
Замкнутый контур конструкций позволяет использовать их круглый год и производить строительство при рабочих температурах до — 25°C. Для этого достаточно организовать внутренний прогрев секций, который выполняется с минимальными теплопотерями и обеспечивает дополнительный набор прочности бетона.
К дополнительным преимуществам применения съемной опалубки туннельного типа можно отнести:
- Возможность проведения строительных работ на ограниченной площади, что особенно важно при возведении объектов в зонах плотной городской планировки;
- Создание монолитных объектов, имеющих равномерное распределение нагрузки по всему периметру сооружения, что имеет большое значение для сейсмически активных регионов;
- Проведение заливки стен и перекрытий одновременно с выполнением электромонтажных работ, что существенно уменьшает сметную стоимость проекта и сроки его реализации.
Таким образом, применение туннельных опалубочных систем гарантирует высокое качество и надежность работ, а также уменьшение сроков их проведения. Применение универсальных опалубочных элементов положительно влияет на окупаемость оборудования и снижает финансовые затраты при строительстве.
Тоннельная опалубка: технология
Опалубка для тоннелей, которую госты классифицируют по устройству, как горизонтально-перемещаемую конструкцию, используется, как при открытой, так и закрытой технологии бетонирования туннеля. При возведении туннеля или коллектора открытым способом удобно применять катучую опалубку, имеющую более простую конструкцию удобную для заливки и трамбовки бетона. Во втором случае, когда приходится строить туннель закрытым способом, применяется специальная сложная конструкция тоннельной опалубки, состоящая из щитов с технологическими отверстиями для подачи бетона.
Технология возведения опалубки для тоннелей
Это оборудование, предназначенное для изготовления монолитной конструкции тоннелей и их вспомогательных элементов из бетонного раствора при использовании закрытой технологии производства. Бетон заливается между внешней стороной опалубочных щитов и поверхностью грунта. Для уплотнения раствора используются вибраторы, вытесняющие воздух из залитых слоёв бетона. Это приводит к получению сплошных и плотных стен тоннеля после застывания раствора.
Опалубка представляет собой конструкцию из горизонтальных и вертикальных крупнощитовых панелей, закреплённых на горизонтальных балках, образующих жёсткий каркас, который может перемещаться вдоль тоннеля на опорах по направляющим полозьям. Для увеличения ширины опалубки используются вкладные и выдвижные панели. Для обеспечения нагрузочной способности щитов и жёсткости конструкции применяются упоры и подкосы.
Горизонтальные и вертикальные панели должны располагаться строго перпендикулярно, что обеспечивается триангуляторами в основании подкосов. Собранный из двух половинок каркас составляет один модуль. Длина модуля может составлять 125 и 250 см. Модули могут наращиваться до 12,5 м длины. Крепление модулей между собой обеспечивается с помощью шпонок, которые вставляются пазы соединительной обвязки. Такое соединение предотвращает смещение модулей в плоскости наружной палубы.
Модули стягиваются друг к другу специальными замками или шкворнями. В качестве палубы щитов применяются металлические листы 3-4 мм толщиной. Щиты усилены металлическими рёбрами жёсткости и балками. Для лучшего скольжения опалубки при её перемещении палуба должна обрабатываться перед заливкой специальной смазкой. По конструкции модуль тоннельной опалубки может быть односекционным (П-образным) или двухсекционным (Г-образным).
Опалубка для тоннелей относится к оборудованию инвентарного типа. Государственные стандарты требуют, чтобы оборачиваемость её составляла не менее 80-150 м перемещения. Фактически она может выдержать 800 разовое применение при должном обслуживании и содержании. Металлическая палуба позволяет проводить бетонирование при минусовых температурах с использованием тепловых пушек, прогревающих щиты, которые в свою очередь отдают тепло раствору. Преимуществом перемещаемой тоннельной опалубки является высокая скорость строительства тоннеля. Недостатком является относительно небольшая их высота, которая может достигать 2,5 м. При необходимости строительства высоких тоннелей целесообразнее использовать туннельные опалубки арочного типа марки «Гамма», имеющие более усложнённое устройство и высокую стоимость.
Основные технические показатели опалубки
Нормативно-техническая документация на различные типы сборной тоннельной опалубки позволят обобщить и усреднить их основные технические характеристики. В таблице приведены параметры стандартной тоннельной опалубки, укомплектованной тремя типами панелей.
Средние затраты времени на заливку при сборке опалубки краном | до 2 час/м |
Погонная нагрузочная способность | до 6 т/м |
Погонная масса опалубки | до 100 кг/м |
Размеры горизонтальной панели по типам 1/2/3 | 1,2-1,6/1,8-2,4/2,4-3,0 (м) |
Длина модуля основной панели | 125 см |
Ширина модуля | 2,4-6,0 (м) |
Максимальная длина опалубки при соответствующей грузоподъёмности домкратов | 12,5 м |
Ширина вкладных панелей | 5-60 (см) |
Тоннельная опалубка может использоваться и в строительстве зданий, где требуется продольно перемещаемая опалубка, например, при возведении длинных коридоров, соединяющих отдельные части здания.
Туннельная опалубка
Одной из наиболее популярных сегодня в монолитном строительстве является технология туннельной опалубки. Такая оснастка имеет достаточно узкий спектр применения, свои особенности монтажа и эксплуатации, однако отличается рядом преимуществ перед другими способами формирования конструкций. Также отдельно стоит рассматривать ее стоимость и рентабельность.
Применение туннельной опалубки
Прежде всего следует определить, что такое туннельная опалубка. Фактически это модульно-щитовая оснастка, которая дает возможность за один цикл заливки бетонной смеси формировать монолитную конструкцию, состоящую из стен и перекрытия. Эта технология изначально применялась при возведении тоннелей, в том числе арочных. Именно поэтому за ней закрепилось такое название.
Сегодня тоннельная опалубка применяется не только при реализации вышеуказанных проектов. Она успешно используется для строительства типовых зданий, в том числе многоэтажных, характерной особенностью которых является минимальное количество технологических проемов – дверных, оконных и прочих. Особой популярностью технология туннельной опалубки пользуется при возведении зданий, где присутствует большое количество длинных пролетов или коридоров.
Конструкция туннельной опалубки
Классическая объемно-переставная туннельная опалубка собирается из отдельных щитов или модулей. При этом могут использоваться как цельные П-образные конструкции, так и половинчатые, то есть Г-образные. Также оснастка этого типа может обустраиваться только из стеновых или потолочных щитов. Во всех случаях применяются практически одни и те же методы монтажа и фиксации.
Если взять в качестве примера Г-образную систему туннельной опалубки, то каждый модуль в ней будет состоять из двух конструкций.
Между собой они соединяются при помощи шпонок, шкворней и других приспособлений. Устойчивость конструкции обеспечивается за счет раскосов, которые соединяют вертикальную и горизонтальную части опалубки. Прочность, которая позволяет выдерживать давление бетона, обеспечивается за счет ребер жесткости или дополнительных поперечных балок, выступающих в роли основы щитов.
Используя такие модули, строители получают возможность быстро возводить достаточно длинные пролеты. Типичные размеры туннельной опалубки (погонная длина одного модуля или щита) составляют от 1,25 до 2,5 метра. Из таких модулей собирается пролет длиной до 12 метров. Высота перекрытий при использовании стандартной оснастки этого типа обычно имеет ограничение 2,5 метра.
Если требуется обустроить более высокие потолки, используются специальные щиты и дополнительные опоры для фиксации.
Помимо установки вышеописанной сборной конструкции перед формированием монолита закладывается арматурный каркас.
Палубы туннельной оснастки обычно изготавливаются из стали. Толщина листов в зависимости от особенностей проекта может составлять 3-4 миллиметра. Фанера в туннельной опалубке, как правило, не используется.
Отдельно стоит отметить, что существует также скользящая объемно-переставная опалубка. Принцип ее использования заключается в цикличном перемещении поддерживающей конструкции после схватывания бетона. Делается это при помощи заблаговременно установленных направляющих. Такая технология применяется при строительстве длинных коридоров в больницах, школах и других зданиях. Палуба при этом обязательно обрабатывается специальными смазывающими средствами, чтобы ее можно было легко отделить от застывшего бетона.
Преимущества и недостатки использования туннельной опалубки
Недостатков у туннельной опалубки не много. Во-первых, такая оснастка не может использоваться при строительстве зданий со сложной планировкой и архитектурой. Она подходит только для типовых проектов. Во-вторых, при потребности сформировать достаточно высокие потолки необходимо дополнение конструкции специальными элементами. Таким образом, главный минус тоннельной опалубки – ее ограниченная функциональность.
При этом можно выделить ряд достоинств этой оснастки:
- Сроки строительства. При формировании однотипных монолитных конструкций туннельная опалубка позволяет значительно ускорить процесс, так как стены и перекрытия возводятся одновременно.
- Цельность монолитной конструкции. В конечном итоге между элементами здания имеется минимальное количество технологичных швов, что положительно влияет на общую прочность.
- Всесезонное применение. За счет закрытой конструкции и металлических палуб тоннельная опалубка может быстро прогреваться изнутри газовыми пушками в холодное время года.
- Многократность применения. При надлежащем уходе и своевременном ремонте оснастка служит от 500 до 800 циклов.
Читать статью:Типы строительной опалубки.
Виды туннельной опалубки и особенности ее использования
При сооружении различных монолитных конструкций используются разные виды опалубочных систем. Выбор наиболее подходящего варианта осуществляется с учетом проекта. Одним из применяемых вариантов является тоннельная опалубка.
Это специальная система, благодаря которой можно произвести бетонирование стен и перекрытий за один цикл. Применение такой технологии позволяет значительно сократить время на возведение зданий.
Сфера применения тоннельной опалубки
Монолитная технология позволяет получить цельные элементы, и это большое преимущество указанного способа строительства. Ведь чем меньше в здании швов, тем сложнее будет его разрушить.
Такое приспособление, как тоннельная или, как еще говорят, туннельная опалубка позволяет за один строительный цикл отлить и вертикальные и горизонтальные элементы, таким образом, стены и перекрытия будут представлять монолитную конструкцию без шва между элементами.
Использование тоннельной опалубки распространено в профессиональном строительстве. Её применяют не только для возведения жилых зданий, но и другой конструкций, которые требуют повышенной надежности. Например, для строительства станций метро неглубокого заложения.
Элементы опалубки
Туннельная опалубка – это комплект элементов, позволяющий возводить типовые здания и сооружения в минимальные сроки. При этом при применении этого способа снижаются трудозатраты, если сравнивать её с панельным способом строительства.
Основной элемент комплекта – это секция с прямоугольным сечением. Включает она вертикальные и горизонтальные щиты. Вертикальные щиты равны по высоте отливаемой стене, горизонтальный – соответствует по размеру перекрытию. В некоторых случаях используются не цельные секции, а две полусекции, которые стыкуются перед заливкой бетона.
Совет! Опалубка, в которой используют цельные секции, называют односекционными. Если же формы собирают из двух полусекций, то модель, соответственно, называют двухсекционной.
Вертикальные части представляют собой аналогичную конструкцию, что и щитовая стеновая опалубка. Собирается она из стальных щитов. Толщина щита – 3 мм, длина может быть 1250 или 2500 мм.
Вертикальные панели комплектуются двумя винтовыми домкратами, для выставления форм по высоте, а также роликовыми механизмами для более легкого перемещения конструкций. Горизонтальные щиты имеют стандартную длину, составляющую 2500 мм.
Преимущества и недостатки туннельной опалубки
Применяется туннельная опалубка в профессиональном строительстве достаточно широко, её основные преимущества:
- можно бетонировать типовые конструкции в один заход, при этом получить здание, не имеющее швов;
- повышается скорость строительства;
- системы позволяют получить формы идеальной точности;
- качество готовой конструкции практически идеальное.
К недостаткам стоит отнести большой вес форм. Их установка возможно только с применением спецтехники. Кроме того, выполнение работ требует определенной квалификации.
Монтаж и демонтаж опалубки
Туннельная опалубка состоит из крупных модулей. Из них собирают цельную единую конструкцию непосредственно на месте проведения работ. При монтаже соблюдаются следующие правила:
- на первом этапе определяется объем произведенных работ, составляется схема-чертеж в соответствии с проектом;
- производятся расчетные работы, определяется необходимое количество щитов, откосов или опор;
- на место доставляются элементы каркаса;
- производится сборка с использованием строительной техники.
При установке придерживаются следующего порядка:
- устанавливают стеновые элементы;
- монтируют верхние слои перекрытий;
- соединение между вертикальными и горизонтальными щитами осуществляются при помощи специальных шпонов. Установка этих элементов не только обеспечивает герметичность, но и предотвращает образование перекосов при сборке и в процессе заполнения форм бетонным раствором;
- устанавливаются откосы для обеспечения необходимой жёсткости конструкции.
В результате получается единая модульная конструкция. Далее по мере необходимости устанавливаются последующие секции. Общая длина собранного модуля может составлять 12,5 метра. К демонтажным работам приступают после того, как залитый раствор набрал не менее 80% прочности. Разборку проводят с применением спецтехники.
Туннельная опалубка – это комплект оборудования, позволяющая возводить монолитные конструкции типовых форм. Применение оборудования гарантирует высокое качество работ, уменьшение временных затрат и надежность отливаемых сооружений. Элементы каркаса используются многократно, что позволяет повысить финансовую выгодность проводимых работ.
Туннельная строительная опалубка
Туннельная опалубка применяется в монолитном строительстве протяженных помещений с минимальным количеством дверных и оконных проемов. Основным преимуществом туннельной строительной опалубки является возможность отливать заодно стены и перекрытие, то есть, исключить часть монтажных швов. До недавнего времени такие опалубочные системы применялись исключительно при строительстве промышленных объектов, в основном туннелей, отсюда и название. Но сейчас устройство опалубки туннельного типа находит применение и при строительстве жилых зданий, особенно там, где есть длинные переходы, например, в отелях.
Немного о монтаже
Туннельная опалубка для монолитного строительства является съемной, то есть, демонтируется после того, как залитый бетон приобретает достаточную прочность для разопалубки системы. Опалубка в виде туннеля при определенном соответствии архитектурному проекту заменяет одновременно и опалубку стен, и опалубку перекрытий.
Конструкция опалубки – щитовая, крупно модульная. Щиты собираются на месте монолитных работ по следующей схеме. Сначала устанавливаются элементы стеновой опалубки в соответствии с проектными размерами. Длина одного элемента обычно соответствует 1,25 или 2,5 метрам. Потом на верхние торцы противостоящих щитов стеновой опалубки устанавливаются щиты опалубки перекрытий. Работы ведутся без использования телескопических стоек, дополнительных балок и палуб. Все предусмотрено в конструкции опалубочного щита.
Туннельная опалубка на объекте
Опалубка стен к опалубке перекрытий дополнительно закрепляется подкосами. При этом подкосы могут не контактировать с опорной поверхностью, а опираться прямо в ребра жесткости обвязочных контуров опалубки. Подкосы придают конструкции дополнительную жесткость и устойчивость и одновременно задают правильное геометрическое положение съемной опалубке, – боковые и вертикальные щиты должны быть установлены строго перпендикулярно (если иное не предусмотрено проектом).
В зависимости от конструкции опалубка перекрытий может быть не плоской, а арочной (характерно для промышленных туннелей).
Собранный таким образом каркас представляет собой один модуль опалубки. При необходимости дополнительные модули могут наращиваться по длине. Устройство опалубки дает возможность нарастить тоннель до 12,5 метров в длину. Между собой модули крепятся шпонками, устанавливаемыми в специальные пазы обвязочных контуров, что предотвращает смещение палуб относительно друг друга (перекос в плоскости). Для стяжки модулей используются резьбовые шкворни или специальные замки.
При необходимости заливки поперечных перекрытий в сечение туннельной опалубки устанавливаются дополнительные опалубочные щиты.
После монтажа строительной опалубки пространство под заливку бетона армируется металлокаркасом.
Особенности конструкции
Пример использования туннельной опалубки
Устройство опалубки туннельного типа во многом аналогично обычной съемной опалубке. Несущим элементом является обвязочный контур, изготовленный из «черного» металлопроката с применением сварки. Но вместо фанерной палубы используется стальной лист (обычно толщиной 3 или 4 мм).
Элемент опалубки перекрытий выполнен аналогичным образом, только обвязочный контур усилен не просто ребрами жесткости, как в стеновой опалубке, а металлическими балками, которые при заливке бетона будут воспринимать статические и динамические нагрузки на себя.
Туннельная строительная опалубка может быть односекционной (то есть, туннель имеет полное сечение: две стены и перекрытие) или двухсекционной (когда каждая из секций имеет «Г»-образную форму: одну стену и половину верхнего перекрытия).
Туннельная опалубка может быть скользящей. То есть, после заливки бетона и его достаточного схватывания, туннельный модуль просто перемещается вдоль оси, и можно приступать к заливке строительным раствором следующего участка. При использовании туннельной опалубки для монолитного строительства рекомендуется использовать специальные смазки, чтобы уменьшить сцепление бетона с металлическими поверхностями палуб, что с одной стороны упрощает разопалубочные работы (или скользящее перемещение системы), а с другой повышает качество бетонных перекрытий.
Особенности эксплуатации
Съемная опалубка туннельного типа является многоразовой. Оборачиваемость опалубочного комплекта составляет до 800 циклов при условии должного ухода и своевременного ремонта.
Металлическая палуба дает возможность проводить строительные работы при отрицательных температурах без модификации строительной смеси антифризными добавками. Обусловлено это тем, что строительную опалубку такого типа можно прогревать обычными тепловыми пушками, запитанными от сети или автономного генератора. Замкнутая конструкция дает возможность минимизировать утечки тепла, а металл быстро прогревается, отдавая тепловую энергию залитой строительной смеси.
Но туннельная опалубка имеет и существенное ограничение – небольшая высота перекрытий (обычно до 2,5 метров). При большей высоте перекрытий необходимо усиливать металлоконструкции обвязочных контуров стеновой опалубки, что влечет за собой увеличение массы и усложнение работ. В противном случае теряется требуемая жесткость и устойчивость опалубочной системы.
Пара слов о цене
Цена опалубки туннельного типа сопоставима со стоимостью обычной строительной съемной опалубочной системы. Но, поскольку, туннельную опалубку сложно назвать универсальной, даже профессиональные строительные подряды не торопятся ее покупать – туннели приходится строить не так уж часто, как обычные жилые или производственные здания.
Хорошим вариантом является аренда опалубки туннельного типа или ее лизинг. В этом случае подрядчик существенно экономит собственные средства без отрицательного воздействия на скорость проводимых работ.
Некоторые производители опалубочных систем предлагают своим клиентам достаточно гибкие условия аренды опалубки с посуточной или поэлементной тарификацией, а возможно даже с доставкой на объект и последующим вывозом. При этом стройподряд может не волноваться за комплектность поставляемого оборудования (все необходимые установочные и крепежные элементы поставляются комплектно), и нет необходимости в ремонте опалубки (процент ремонтных работ обычно учитывается в стоимости аренды опалубки).
Цена опалубки туннельного типа может и недешевая, но арендные условия и скорость строительных работ с ее помощью при должном опыте строительного подряда с таким типом оборудования могут принести существенную выгоду, как строителям, так и застройщику.
Преимущества и недостатки разных видов несъемной опалубки
Опалубка применяется при строительстве практически любого фундамента дома за исключением, пожалуй, только свайно-винтового. Чаще всего в рекомендациях по строительству говорится о том, что опалубка удаляется после затвердения бетона, но это не всегда так. Дело в том, что кроме съемной существует и несъемная опалубка.
Применение ее несколько упрощает процесс работ, но в то же время имеет и ряд недостатков, которые нельзя проигнорировать. Для того чтобы решить использовать несъемную опалубку для фундамента или нет, стоит познакомиться с ней поближе. Одно можно сказать точно – фундамент дома из несъемной опалубки имеет несколько хороших качеств.
К ним относятся:
- • пхорошая теплоизоляция со стороны фундамента;
- • пскорость возведения основания;
- • пдолговечность фундамента.
Виды опалубки
Эта опалубка имеет несколько видов, которые определяются материалами, применяемыми при ее изготовлении. Опалубка может быть:
- • пенополистероловая;
- • металлическая;
- • деревянная;
- • железобетонная;
- • изготовленная из подручных материалов.
Каждый из этих видов несъемной опалубки для фундамента имеет свои сильные и слабые стороны, которые требуется изучить, перед тем как приступать к работам. Без этого велика вероятность того, что в процессе эксплуатации здания могут возникнуть неприятные сюрпризы. Только верно оценив их, можно с уверенностью выбрать оптимальный для себя вариант.
Плюсы и минусы разных видов
Не существует полностью хороших или полностью плохих блоков несъемной опалубки для фундамента. Сравнивая соотношение преимуществ и недостатков, каждый потребитель выбирает наиболее подходящий для своего случая материал. Рассмотрим подробно особенности различных видов несъемной опалубки.
Самым современным вариантом является несъемная опалубка из пенополистирола. Основными ее достоинствами являются простой монтаж и одновременная гидроизоляция и утепление фундамента. Состоящая из отдельных блоков, в процессе монтажа прочно соединяющихся между собой, несъемная опалубка из пенополистирола для фундамента особо практична и надежна.
К сожалению, не обходится без недостатков. Выделить среди них стоит высокую цену материала и возможные затруднения при подборе угловых элементов с углом не в девяносто градусов или с закруглением. Цена несъемной опалубки из пенополистерола может не устроить часть покупателей. Таким образом, можно сделать вывод, что рассмотренный вариант является удобным, хотя и недешевым, решением для оснований с простой формой.
Материалом для несъемной опалубки фундамента может служить и металл. Такой ее вид является наиболее дорогим, но в то же время и полностью универсальным. Изготавливается подобная опалубка из листов стали толщиной от одного до двух миллиметров. Большим достоинством этой несъемной опалубки является возможность сгибать используемый металлический лист так, как требуется.
Кроме этого, основание получает и качественную гидроизоляцию. Такая несъемная опалубка очень удобна для ленточного фундамента, так как дает возможность приварить к ней прутья арматуры, что дополнительно укрепляет ленту. Технических недостатков этот вид опалубки не имеет; минусом, но и то относительным, является очень высокая цена.
Может быть изготовлена несъемная опалубка под фундамент и из досок или фанеры. Достоинства ее: низкая цена, простой монтаж, доступность материала. Минусами же этого сооружения будут необходимость в крепежных материалах и подверженность древесины гниению. Этот вариант стоит рассматривать только в случае возведения фундамента на короткий срок и для легкого здания.
Несъемная железобетонная опалубка для фундамента тоже не отличается низкой ценой. Достоинством тут является то, что за счет толщины уже готовых плит, предназначенных для опалубки, возможно значительно сэкономить раствор бетона, без потери несущих качеств создаваемого из него основания. Минусом этого вида является значительный вес плит, из-за чего для их установки требуется привлечение техники; а в случае, если необходимо поместить одну плиту на другую, приходится еще и создать специальную систему опор, иначе нижняя плита будет раздавлена верхней.
Опалубка также может быть изготовлена из гладкого шифера, профнастила и подобных материалов. Основное ее достоинство – доступная цена. Минусов же куда больше: монтаж достаточно сложен, всегда имеют место протечки бетона в грунт, несущие качества весьма сомнительны. Возводить такую несъемную опалубку под фундамент можно лишь в крайнем случае.
Особенности строительства
Любые строительные работы должны производиться грамотно. Это требование надо соблюдать и при изготовлении несъемной опалубки для фундамента.
Начинается строительство с земляных работ. Проводятся они так же, как и при создании любого фундамента. На дне котлована или траншеи формируется песчаная подушка. После этого устанавливают опалубку из заранее выбранного материала. Во время монтажа важно максимально плотно подгонять отдельные части друг к другу. Далее устанавливают арматуру и производят заливку бетона.
Изготовление несъемной опалубки – процесс сравнительно несложный, и можно провести работы самостоятельно без привлечения профессиональной бригады. Мастера требуются только в том случае, если строительство ведется на проблемном грунте, или фундамент имеет сложную форму, трудную для исполнения.
Цена несъемной опалубки для фундамента может значительно различаться в зависимости от выбранного материала. Учитывая это, каждый строитель подбирает для себя наиболее подходящий вариант. Купить материалы для несъемной опалубки под фундамент не сложно, и проблем с этим, как правило, не бывает.