Пневматическая опалубка: что это, конструкция, технология, применение

Пневматическая опалубка: что это, конструкция, технология, применение

Пневматическая резино-тканевая опалубка различных форм и размеров.

Технология монолитного строительства является наиболее востребованной и широко распространённой. За последние десятилетия технология монолитного строительства развилась настолько, что теперь можно с уверенностью говорить не только об ее экономических преимуществах перед другими видами строения. Современные технологии, применяемые в монолитном строительстве позволяют выполнять работы при низких температурах и существенно сокращать сроки возведения объектов.

Монолитное строительство производится на основе многочисленных этапов заливки опалубки, тип которой зависит от различных факторов: характер бетонируемых конструкций, соотношение форм размеров, технологией выполнения работ, климатическими условиями, в которых производятся монолитные работы. В монолитном строительстве опалубка играет очень большую роль, во многом определяя сроки и качество возведения конструкций.

Строительная пневматическая опалубка широко используется для бетонирования разнообразных конструкций.

Опалубка представляет собой резинотканевую гибкую конструкцию, своего рода мешок-полость, в который подается сжатый воздух для придания нужной формы, которая заполняет полость и формирует каркас строящегося объекта.

По своим прочностным характеристикам эта опалубка не уступает металлической, а в процессе монтажа дает рабочим преимущество в возможности установки без использования крана за счет относительно не большого веса и простоты изделия.

Пневматическая опалубка (она же надувная)— это опалубка, состоящая из формообразующей гибкой воздушно-опорной оболочки, в которой сохранение формы в рабочем положении происходит за счет избыточного давления воздуха.

Наружный слой резины покрывает корт от истирания и других внешних воздействий.

Это соединение высоко прочно на разрыв, выдерживает основную нагрузку в жестких условиях эксплуатации.

Внутренние армированные слои состоят из синтетических сеток шин-кордов, обычно используемых в шинах из модифицированных каучуков.

Нити расположены под идеальным углом при использовании высокого давления и напряжение в них распределено равномерно в целях обеспечения надежной эффективной арматуры.

По системе оценки автомобильных шин сами нейлоновые нити производятся из высокопрочного нейлона N 66. Прочность на разрыв равна 333 кг. Деформация плотностью 100 кг/10 см, высокая эластичность, модуль упругости 2-4 Mpa, отличное гибкое сопротивление, допускается до 200000 гибких трещин, кислотная, масленая и щелочная сопротивляемость.

Запорная арматура выполнена из бронзы, латуни или нержавеющей стали. К фитингам крепится манометр для контроля давления внутри опалубки.

Диапазон производимых пневмооболочек:

Диаметр: от 0,3 м до 2,5 м.

Длина: от 0,8 м до 40 м.

Технические параметры:

Параметр

Показатель

Растяжение на разрыв,N/25мм

Предел прочности, МПа

Удлинение при разрыве, %

300% растяжение на длину, МПа

Растяжение на соотношение деформации

≤20 %( до начала деформации)

Рабочая температура, °C

Нет трещин, пузырей на поверхности, заплатки по длине не не более 3 мм, глубиной не более 1,5 мм, и количество не более одного. Деформация составляет не более 2 мм.

Таблица контрольного давления в стержневидных резино-тканевых оболочек для опалубке

Диаметр (мм)

Рабочее давление (МПа)

После установки пневматической опалубки в рабочее положение внутри создают избыточное давление газа или воздуха, затем бетонируют.

Пневматическая опалубка широко используется в строительстве благодаря многооборачиваемости, небольшой массе и низким трудозатратам.

При применении этой опалубки бетонирование осуществляется после подъема формообразующей поверхности опалубки в рабочее положение.

Форма и тип опалубки могут быть различными, всё зависит от поставленной задачи по строительству объекта конкретного типа. Стандартные типы резино-тканевой опалубки, выпускаемые промышленно, изготавливаются в форме: круга, овала, прямоугольника, восьмиугольника, шестиугольника, трапециевидной, трубной, конусообразной и т.д.

На сегодняшний день стандартные формы резино-тканевой опалубки представляют собой продолговатое тело вращения и могут выглядеть в сечении следующим образом:

Преимуществами опалубки из надувных резиновых оболочек являются:

  • простота монтажа, использования и демонтажа;
  • простота хранения за счет малых габаритах в сдутом виде;
  • возможно изготовить надувную опалубку любых форм и размеров для формирования сложных геометрических форм (свод купола, арка, объемные многоугольники и т.д);
  • опалубка является многоразовой и ремонтопригодной при этом для проведения ремонта не требуется технически сложных приборов и высококвалифицированных специалистов.Материалом для пневматической опалубки служат запатентованные прорезиненные ткани.

Эксплуатационные характеристики резиновой опалубки:

1. Форма и размер опалубки проектируются под конкретную задачу или ряд задач, которые предусматривюет наличие одного или нескольких типов (видов) опалубки, поэтому при формировании железобетонных конструкций с помощью соответствующего типа опалубки достигается высокая точность и соответствие проектным характеристикам объекта.

2. Материал опалубки представляет собой смесь синтетического, натурального каучука и нейлоновых нитей, которые создают «армирующий» каркас оболочки опалубки. Такая конструкция обеспечивает хорошую деформационную стойкость, устойчивость к старению и продолжительный срок службы до 5 лет при соблюдении условий эксплуатации и хранения.

3. Такая опалубка имеет небольшой вес в сравнении с другими типами опалубки, в связи с этим она не создает дополнительного давления на формируемую полость – а наоборот из-за особенности конструкции позволяет регулировать величину давления.

4. Развертывание и монтаж такой резино-тканевой опалубки позволяет в 4-5 раз сократить время на подготовку к заливке ж/б объекта и не влечет при этом последствий со стороны ухудшения качества производимых работ.

5. Особенность состава материала оболочки резиновой опалубки позволяет эксплуатировать её при температурах окружающего воздуха от -10 ° -C до +70° -C, без изменения эксплуатационных характеристик.

Процесс установки и монтажа съемной многоразовой опалубки из резины.

В зависимости от проектируемого объекта, последовательность и перечень нижеперечисленных действий по подготовке может отличаться, однако, основные требования должны быть соблюдены.

Использование резиновой надувной опалубки:

1. Положите надувную опалубку в формируемую полость в каркасе из армируемых стержней, протяните оболочку опалубки и расправьте её. Оболочка опалубки должна располагаться так, чтобы вертикальные швы смотрели вертикально вверх. Используйте прокладочный материал по верх оболочки опалубки.

2. Наполнение оболочки сжатым воздухом должно происходить равномерно и контролируемо. Откройте запорный кран на фланце оболочки и подайте сжатый воздух. Следите чтобы при наполнении оболочки опалубки не происходило изломов и перекручиваний.

3. После наполнения опалубки сжатым воздухом на величину давления, равную 70% от рабочего, осуществите раскрепление опалубки за концевые фитинги и предусмотренные технологические точки крепления, чтобы исключить смещение и «плавучесть» опалубки в ходе заливки бетона.

4. Процесс заливки бетона практически не отличается от работы с другими типами опалубки. В ходе заполнения формы бетонной смесью необходимо следить за смещением оболочки резино-тканевой опалубки, а если используются вибрационные высокочастотные стержни, нельзя допускать их длительного контакта с оболочкой опалубки.

5. После использования опалубки необходимо тщательно вымыть и просушить резино-тканевую оболочку.

6. В случае повреждения оболочки опалубки в ходе работ, необходимо выявить места утечки воздуха – путем полива мыльным раствором. После чего обезжирить и зачистить поверхность и устранить повреждение с помощью наложения «заплатки» из резины и последующей вулканизации поврежденной области.

7. Хранить резино-тканевую опалубку следует в местах, исключающих повышенную влажность, прямые солнечные лучи и отрицательные температуры.

пневматическая опалубка

62 пневматическая опалубка

Опалубка, состоящая из формообразующей гибкой воздухоопорной оболочки или пневматических поддерживающих элементов с формообразующей оболочкой, поддерживаемых в рабочем положении избыточным давлением воздуха

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое “пневматическая опалубка” в других словарях:

пневматическая опалубка — Опалубка, состоящая из формообразующей гибкой воздухоопорной оболочки или пневматических поддерживающих элементов с формообразующей оболочкой, поддерживаемых в рабочем положении избыточным давлением воздуха. [ГОСТ Р 52086 2003] Тематики опалубка … Справочник технического переводчика

Опалубка пневматическая — – опалубка, состоящая из формообразующей гибкой воздухоопорной оболочки или пневматических поддерживающих элементов с формообразующей оболочкой, поддерживаемых в рабочем положении избыточным давлением воздуха. [ГОСТ Р 52086 2003] Рубрика… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Опалубка — – конструкция, представляющая собой форму для укладки и выдерживания бетонной смеси. Состоит из формообразующих, несущих, поддерживающих, соединительных, технологических и других элементов и обеспечивает проектные характеристики монолитных… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Опалубка подъемная — – опалубка пневматическая, формообразующая оболочка которой поднимается в проектное положение вместе с уложенной на нее бетонной смесью. [ГОСТ Р 52086 2003] Рубрика термина: Опалубка Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы,… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Опалубка стационарная — – опалубка пневматическая, формообразующая поверхность которой поднимается в рабочее положение, после чего осуществляется бетонирование, например, методом торкретирования. [ГОСТ Р 52086 2003] Рубрика термина: Опалубка Рубрики энциклопедии:… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Пневматическая укладка — – способ укладки насыпного (теплоизоляционного) материала, при котором используется воздух. [ГОСТ Р 52953 2008] Рубрика термина: Теплоизоляционные свойства материалов Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Пневматическая. — 8. Пневматическая. Состоит из гибкой воздухоопорной оболочки или пневматических поддерживающих элементов с формообразующей оболочкой. Применяют для возведения конструкций и сооружений криволинейного очертания. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 52086-2003: Опалубка. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 52086 2003: Опалубка. Термины и определения оригинал документа: 164 адгезия к бетону Сцепление, прилипание палубы к бетону и бетонной смеси Определения термина из разных документов: адгезия к бетону 70 алюминиевая опалубка… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ 23478-79: Опалубка для возведения монолитных бетонных и железобетонных конструкций. Классификация и общие технические требования — Терминология ГОСТ 23478 79: Опалубка для возведения монолитных бетонных и железобетонных конструкций. Классификация и общие технические требования оригинал документа: Блок Замкнутая или незамкнутая пространственная опалубка, собранная из панелей… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

подъемная опалубка — 63 подъемная опалубка Опалубка пневматическая, формообразующая оболочка которой поднимается в проектное положение вместе с уложенной на нее бетонной смесью Источник: ГОСТ Р 52086 2003: Опалубка. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Читайте также:  Декоративная опалубка: что такое, опалубочные конструкции

Лекции / Пневматическая опалубка

Технология строительных процессов

Способ использования пневматической опалубки для возведения тонкостенных железобетонных куполов разработан в 1980г. в Ленинградском высшем военном инже- нерно-строительном Краснознаменном училище имени генерала армии А. Н. Комаровского. Возникновение этого способа возведения куполов было связано с необходимостью в сжатые сроки создать широкую сеть баз сельского дорожного строительства.

Отечественный опыт возведения тонкостенных пространственных конструкций с использованием пневматической опалубки базируется на применении двух разновидностей технологии укладки бетона: путем нанесения на разостланную в горизонтальном положении опалубку с последующим приведением ее в проектное положение подачей воздуха и методом набрызга на надутую опалубку.

Возведение тонкостенных куполов методом подъема (расширения) пневмо-

опалубки. При возведении тонкостенных монолитных железобетонных куполов применяется пневмоопалубка из прорезиненной ткани на капроновой основе. Масса пневмоопалубки от 300 до 1400кг., диаметр купола от 10 до 21м; расчетная оборачиваемость от 40 до 50 циклов. В комплект пневмоопалубки входят: формообразующая герметичная оболочка, гибкие тканевые лепестки, защитное тканевое теплоизоляционное полотнище и воздуховоды.

В конструктивном отношении купола представляют собой оболочки толщиной 4560мм., выполненные из мелкозернистого (песчаного) бетона класса В15, с высотойв центре оболочки 3,4-6,0м и кольцевыми непрерывными монолитными железобетонными фундаментами из бетона класса В12,5.

Для крепления пневмоопалубки в теле фундамента предусматривается канал сечением 280 на 250мм и анкера из арматуры А-240 диаметром 20-22мм из расчета два анкера на каждую грань купольной пневмоопалубки. Купол армируется готовыми панелямилепестками, размеры которых соответствуют размерам граней горизонтальной развертки купола. В качестве рабочей арматуры используется сварная сетка 100/150/4/4 мм из холоднотянутой арматурной проволоки Вр-1.

У основания оболочки для восприятия опорных изгибающих моментов дополнительно укладывают такую же сварную сетку на высоту 1,5-3,0 м, а затем рабочую арматуру фиксируют нижним защитным слоем бетона. С целью исключить сползание бетонной смеси на вертикальных участках, при изгибе граней оболочки в момент ее подъема, на пневмоопалубку сверху укладывают тканую сетку № 10-1,0 Н. В центре купольной оболочки для пропуска напорного воздуховода и установки в последующем зенитного светового фонаря устроен проем, обрамленный стальным уголком и усиленный дополнительной сварной сеткой 100/150/4/4 мм. Для образования в арматурных панелях-лепестках, световых проемов оставляют отверстия размером 1000×1000мм. При бетонировании горизонтальной развертки купола используют мелкозернистую бетонную смесь состава

Mc:Ms=l:2,5-3 при Mw/AAc=0,4-0,45.

Технология возведения купола при помощи пневмоопалубки такова. После бетонирования фундамента и подготовки основания расстилают пневмоопалубку и крепят ее к анкерам (рис. 1). Сверху раскладывают гибкие тканевые лепестки и крепят их к вершине пневмоопалубки. На разостланную пневмоопалубку последовательно укладывали слои облицовки, паро-, тепло- и гидроизоляции, гибкую сварную сетку и бетонную смесь. До начала схватывания цемента в пневмоопалубку подают вентиляторами воздух до создания в ней избыточного давления 2,5-3,0 кПа. По мере наполнения пневмоопалубки воздухом гибкие тканевые лепестки вместе с уложенными на них материалами наползают на пневмоопалубку, изгибаются и приобретают проектную форму. Швы между лепестками купола заделывают сразу после окончания подъема пневмоопалубки в проектное положение.

Технология строительных процессов

Рисунок 1. а – подготовленная опалубка; б – опалубка с уложенной бетонной смесью; в – поднятая опалубка. 1 – пневмоопалубка; 2 – фундамент; 3 – открылки; 4 – спиральная арматура; 5 – бетонная смесь; 6 – трубопровод для нагнетания воздуха; 7 – опорные трубы; 8 – участки свода (стены), бетонируемые заранее; 9 – участки пневмоопалубки, не соприкасающиеся с бетоном; 10 – фундамент; 11 – анкеры; 12натяжная внешняя оболочка.

Бетон на надутой пневмоопалубке выдерживают до набора распалубочной прочности (не менее 12 МПа). Для ускорения процесса твердения бетона его прогревают теплым воздухом, который вырабатывает теплогенератор; теплый воздух подают в пространство между твердеющим бетоном и накрывающим его сверху теплоизоляционным полотнищем по системе распределительных воздуховодов. Прогрев значительно сокращает время выдерживания бетона на надутой пневмоопалубке, которое, в зависимости от диаметра купола, составляет от 48 до 72ч. Надувают пневмоопалубку и поддерживают в ней постоянное избыточное давление воздуха при помощи вентиляторов. Все оборудование для бетонирования, подъема и прогрева купольной оболочки размещается на автомобильном полуприцепе и легко доставляется к месту строительства.

Кровлю устраивают путем окраски поверхности купола горячими или холодными мастиками.

Возведение тонкостенных оболочек методом торкретирования. Применение

«торкрет-бетона» при возведении железобетонных конструкций тонкостенных оболочек с использованием надувных воздухоопорных опалубок позволяет экономить большую часть затрат на строительство и контролировать полноту закрытия стальных элементов, а также степень уплотнения бетонной смеси под давлением. Особые преимущества торкретирования под высоким давлением выявляются при устройстве очень тонкой оболочки с высокой степенью армирования и при очень большом уклоне (рис.2). Крутые уклоны не позволяют укладывать бетонную смесь обычными традиционными способами при одинарной опалубке, так как бетон при виброуплотнении за счет вязкости сползает и перемещается. При торкретировании, напротив, уплотнение связано с меньшими трудностями, так как. нанесение бетонной смеси под высоким давлением осуществляется без применения процесса виброуплотнения.

Пневматические надувные опалубки для строительства оболочковых зданий и сооружений подразделяются на: воздухоопорные и пневмокаркасные.

Технология строительных процессов

Рисунок 2. Основные формы воздушных оболочек надувных опалубок: а – полуцилиндрическая с четверть сферическими торцами; б – цилиндрическая прямоугольная в плане; в – усечённая сфера; г – торроидальная с вертикальным расположением оси; д – торроидальная с горизонтальным расположением оси; е – эллипсоид вращения; ж – конус.

Устойчивость воздухоопорных конструкций обеспечивается избыточным давлением воздуха в пределах до 0,1 МПа. Такое давление, практически неощутимо и абсолютно безвредно для работников, находящихся в сооружении. Чтобы избежать значительных утечек воздуха при входе людей и въезде автомобилей, при условии, когда опалубка одновременно эксплуатируется во время строительства как складское помещение, входные проемы устраивают в виде воздушного шлюза.

В пневмокаркасных конструкциях опалубки воздух под избыточным давлением в пределах от 0,01 до 0,1 МПа подается внутрь несущих элементов, которые могут быть трубчатой формы (балки, стойки, арки, или их сочетания) или же плоскими двухслойными с точечными (пневмоматы) или линейными (пневмоплиты) связями. Последние два варианта конструкций носят название пневмопанельные опалубки. Известны конструкции, в которых сочетаются свойства воздухоопорных и пневмокаркасных надувных опалубок.

Преимуществами воздухоопорных конструкций пневматических надувных опалубок перед другими типами являются: относительно низкая стоимость; легкость и компактность; простота обслуживания; возможность перекрытия больших пролетов; несложность и кратковременность монтажа и демонтажа; повышенная стойкость к внешним нагрузкам; максимальная безопасность эксплуатации опалубки вследствие низкого избыточного рабочего давления нагнетания.

К недостаткам конструкций этого вида относятся: необходимость постоянной (возможно автоматической) подкачки оболочки и опасность ее опускания в случае отключения воздушных нагнетателей.

Пневмокаркасные опалубки стержневого типа (арочные, рамные) имеют следующие положительные особенности: отпадает необходимость герметизации сооружения по контуру, обеспечивается периодичность подкачки вследствие значительно меньших потерь избыточного давления воздуха из замкнутых пневмоэлементов. Однако, производство и монтаж пневмокаркасных опалубок сложны и дороги. Относительная их масса в 2-3 раза превышает массу воздухоопорных опалубок. Они могут перекрывать пролеты не более 50м. вследствие низкой несущей способности пневмоэлементов.

Технология строительных процессов

Пневмопанельные оболочковые опалубки являются промежуточной конструкцией между воздухоопорными и пневмостержневыми. Обладая преимуществами пневмостержневых надувных опалубок (обеспечение свободного входа и въезда, м алый расход воздуха, периодичность подкачки), пневмопанельные опалубки лишены многих недостатков, свойственных пневмостержневым. Достоинствами пневматических надувных опалубок являются большая несущая способность, надежность, возможность перекрытия больших пролетов. Как и воздухоопорным опалубкам, пневмопанельным свойственно самовозведение. Избыточное давление в пневмопанелях для возведения опалубки, как правило, не превышает 0,02 МПа. Однако пневматические надувные опалубки еще относительно дороги.

Дальнейшее развитие пневмоопалубочных систем идет по пути использования их для возведения вертикальных и линейно протяженных сооружений, элементов зданий элеваторов, насосных станций, путе- и трубопроводов, коллекторов и тоннелей, частей административных зданий и других конструктивных элементов. Низкие трудозатраты и незначительная масса опалубки при многократной оборачиваемости позволяют широко использовать ее в строительстве.

Назначение, виды и области применения опалубки.

Опалубкой называется формообразующая временная конструкция, предназначенная для формования монолитных бетонных и железобетонных конструкций и состоящая из собственно формы, поддерживающих лесов и крепежных устройств.

Опалубку классифицируют по функциональному назначению (для получения вертикальных, горизонтальных и наклонных поверхностей); конструктивным признакам (мелко и крупнощитовая, разборно-переставная и подъемно-переставная, объемно-переставная и скользящая); способу выполнения работ (переставная, скользящая и горизонтально-скользящие), а также материалу.

– в зависимости от материала:

· Деревянная опалубка.

· Металлическая опалубка.

· Железобетонная опалубка.

· Армоцементная опалубка.

· Пневматические конструкции.

· Инвентарная разборно-переставная опалубка собирается из щитов, коробов, крупноинвентарных стоек и других элементов. Разборно-переставную опалубку конструируют так, чтобы имелась возможность распалубки боковых поверхностей, балок, прогонов и колонн независимо от днищ коробов балок и прогонов, которые распалубливают только после достижения бетоном предусмотренной проектом распалубочной прочности.

· Опалубку фундаментов под колонны устраивают из прямоугольных коробов, которые собирают из наружных и внутренних щитов. Наружные щиты на 20-25 см длиннее внутренних и имеют специальные упорные планки, к которым крепят внутренние щиты; к наружным щитам крепят проволочные стяжки, которые воспринимают распорное давление свежеуложенной бетонной смеси. Опалубка колонн представляет собой щиты, скрепляемые в виде короба металлическими или деревянными хомутами, устанавливаемыми через 0,4-0,7 м.

· Деревянная опалубка прогонов и балок состоит из днища, которое опирается на оголовки поддерживающих стоек, и боковых щитов. Щиты опалубки перекрытия устанавливают на кружала, которые опираются на подкружальные доски, прибиваемые к сшивным планкам боковых щитов.

Читайте также:  Толщина монолитной плиты фундамента: порядок расчета, минимальная толщина

– Скользящая и катучая опалубки относятся к так называемым подвижным системам опалубки.

· Скользящую (подвижную) систему опалубки применяют для бетонирования высоких сооружений с компактным периметром и неизменяемой по высоте формой плана.

· Катучая опалубка представляет собой опалубочную форму с механическим устройством для распалубки и складывания в транспортное положение.

· Подъемно-переставная опалубка.

· Несъемная опалубка (опалубка-оболочка) представляет собой тонкостенную форму, которая служит опалубкой при бетонировании, а затем ее облицовкой.

· Пневматическая (надувная) опалубка представляет собой разновидность разборно-переставной. Ее изготовляют из прорезиненных и других специальных тканей.

Конструкции современных опалубочных систем.

Основными конструкциями на сегодня являются рамные, балочные и тоннельные конфигурации оборудования.

Рамная опалубка

Эта система состоит из каркасных щитов, элементов крепежа и подпорных деталей, при этом каркасные щиты выполнены из металлической несущей рамы, опалубочной плиты и рёбер жёсткости. Полый профиль с выраженным фасонным гофром составляет раму, которая предотвращает механические повреждения торцов плит и даёт возможность соединить элементы в необходимом месте. Роль металлического каркаса заключается в обеспечении жёсткости конструкции, а кроме этого она ускоряет монтаж отдельных элементов.

Балочная опалубка

Эта конструкция состоит из отдельных щитов, балок, подмостки для работы при бетонировании, ригеля и подпорных элементов. Основой системы, что свидетельствует название, являются балки, изготовленные из древесины, при этом размер балок нормирован. Для безупречной долгосрочной эксплуатации на их концы закрепляются пластмассовые или стальные наконечники, что предотвращает повреждение пояса балок. Крепление балок к щиту опалубки осуществляется с помощью стальных конструкционных элементов.

Туннельная опалубка

Данный вид опалубочной конструкции встречается менее часто, но, тем не менее, считается необходимым при проведении некоторых видов монолитных работ. Основой туннельной опалубки является полусекция, состоящая из вертикальной и горизонтальной панели. Используется этот тип опалубки при одновременном производстве перекрытий типовых секций и стен и монтируется на строительном объекте с помощью крана. Основное производственное назначение данной опалубки – это серийное изготовление идентичных секций.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

ВОЗВЕДЕНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ В ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ОПАЛУБКЕ

Отечественный опыт возведения тонкостенных пространственных конструкций с использованием пневматической опалубки базируется на применении двух разновидностей технологии укладки бетона: путем нанесения на разостланную в горизонтальном положении опалубку с последующим приведением ее в проектное положение подачей воздуха и методом набрызга на надутую опалубку.

По первой разновидности технологии предварительно возводится фундамент, к которому прикрепляют пневмоопалубку. Поверх разложенной опалубки укладывается арматура, а затем бетонная смесь, которая накрывается эластичным полотенцем из полимерной пленки. При нагнетании воздуха опалубка вместе с бетонной смесью поднимается в проектное положение. Бетонная смесь и арматурное заполнение деформируются, увеличивая свою площадь в 1,5-2 раза.

Указанным способом возводятся купольные и сводчатые покрытия диаметром до 12 м и пролетом 6-18 м. Основными недостатками данной технологии являются: неуправляемая деформация свежеуложенного бетона при его подъеме, случайный характер изменения геометрического положения арматурного каркаса, разрушение структуры’ бетона и ухудшение его физико-механических характеристик. Существенную трудность доставляет процесс сохранения вертикальности стен, примыкающих к основанию фундамента. Более совершенная технология основана на использовании специальных конструктивных элементов вертикальных стенок, обеспечивающих повышение качества работ и технологичность.

Технология возведения тонкостенной цилиндрической оболочки (цилиндрический свод одинаковой кривизны) состоит из трех стадий. После завершения постройки фундаментов цилиндрическая пневмоопалубка расстилается на горизонтальном основании на уровне фундаментов и крепится к ним. Так как в разложенном состоянии пневматическая опалубка занимает площадь несколько большую, чем площадь основания сооружения, то в местах крепления к фундаменту устраиваются складки. К ним прикрепляются специальные открылки, на которых до выполнения основного процесса по бетонированию свода крепятся в горизонтальном положении монолитные участки вертикальных стен.

Основной этап возведения свода включает в себя равномерную укладку тонкого слоя бетона на поверхность пневмоопалубки, установку арматурной сетки и укладку верхнего накрывочного слоя бетона. Смесь уплотняется поверхностными вибраторами или виброрейками. После окончания цикла бетонирования внутрь опалубки нагнетается воздух, и она поднимается, изгибая уложенный слой бетона.

В процессе подъема армированная бетонная смесь испытывает деформации изгиба, при которых не происходит значительного перемещения арматуры. Оплывание бетонной смеси и другие деструктивные процессы исключаются использованием полотнища из полимерной пленки, которое укладывают поверх уплотненной бетонной смеси и герметично прикрепляют по контуру пневмоопалубки до ее подъема.

Возведение купольных и сводчатых конструкций не лишено ряда недостатков: большое количество процессов с низким уровнем технологичности, исключающих пооперационный контроль качества работ; высокая деформативность возводимой конструкции, что не гарантирует заданной несущей способности; большое число ручных операций по устройству и обеспечению герметичности опалубки и верхнего полотнища и другие работы. Все это снижает эффективность предложенного метода возведения тонкостенных конструкций.

Более прогрессивной технологией является метод возведения пространственных тонкостенных конструкций на пневмоопалубке с нанесением бетонной смеси набрызгом. При возведении наземной части здания применяется метод волнистого свода из армоцемен-та размером в плане 12×24 м. В состав работ входят: планировка площадки бульдозером; устройство свайного монолитного фундамента и монолитного ростверка; устройство бетонного пола; установка элементов крепления пневматической опалубки; раскладка, выверка и закрепление пневматической опалубки; подготовка к работе воздухоподающей установки и оборудования для нанесения бетонной смеси; армирование сооружения готовыми сетками; нанесение бетонной смеси; уход за бетоном и демонтаж пневматической опалубки. Завершающим этапом возведения наземной части является устройство торцов из кирпичной кладки.

До начала пневмобетонирования армоцементного волнистого сооружения с применением пневматической опалубки должны быть выполнены все работы по устройству монолитного (свайного) фундамента, смонтирована пневмоопалубка, произведено армирование сооружения готовыми сетками с предварительной вязкой их в зоне производства работ и осуществлено комплектование строительного процесса соответствующим рабочим оборудованием.

Пневматическая опалубка, поступившая с завода-изготовителя в упакованном виде, раскладывается на заранее подготовленное основание (фундаменты, полы). Крепление пневмоопалубки к фундаменту осуществляется с помощью болтовых соединений в последовательности: к анкерным болтам фундамента крепятся швеллеры с неполным закручиванием гаек. После установки швеллеров по всему периметру фундамента в зазор между полкой швеллера и фундаментом закладывают канат нижнего пояса пневмоопалубки и гайки закручивают до конца.

Сферические cpеды пневмоопалубки крепятся к винтовым сваям. До начала монтажа опалубки винтовые сваи ввинчивают в грунт и к ним болтами прикрепляют изогнутые швеллеры и металлические полосы так, чтобы в зазор между швеллером и полосой свободно проходил канат нижнего пояса пневмоопалубки. Проектное крепление торцов осуществляют полным закручиванием болтов и прижиманием нижнего пояса опалубки к полосе. Окончательное закрепление пневмоопалубки производят сразу по всему периметру сооружения.

Для созДания необходимого избыточного давления внутри опалубки и для предотвращения потерь воздуха в процессе ее эксплуатации через крепежные элементы по всему периметру опалубки предусмотрен фартук, прикрепленный непосредственно к канату нижнего пояса. После крепления опалубки к фундаменту фартук изнутри по всему периметру пригружается песком.

Параллельно с монтажом пневматической опалубки производится монтаж воздухоподающей установки. Перед началом эксплуатации пневмоопалубки необходимо проверить правильность включения и наличие заземления вентиляторов. После выполнения всех работ включается воздухоподающая установка и визуально проверяется правильность геометрической формы пневмоопалубки. В случае отклонения от проектных размеров дефекты устраняются регулировкой длины формообразующих канатов.

Для достижения стабильных проектных размеров пневмоопалубку рекомендуется выдержать под рабочим давлением 1,2 кПа до начала ее эксплуатации. Контроль рабочего давления производится манометрами, установленными на пульте управления. Для прохода рабочих под оболочку опалубки устраивают входной шлюз с двумя плотно закрывающимися дверями. Внутреннее давление в оболочке регулируется через отдельный выпускной канал (клапан), не связанный со входом под пневмоопалубку. Каркас сооружения армируется после визуальной проверки проектных параметров пневмоопалубки. Предварительно отключив воздухоподачу, пневмоопалубку «сваливают» на одну сторону с помощью прижимных канатов, закрепленных за хомуты, установленные в фундаменте. После этого прижимные канаты складываются у места их крепления.

Параллельно с монтажом опалубки и пробным подъемом производится укрупнение арматурных полотен. Укрупненные полотна наружного слоя арматурного каркаса укладываются по внутреннему слою с разбежкой вязальных швов. Для фиксации каркаса производится его временное закрепление к арматурным выпускам фундамента. Затем прижимные канаты укладываются поверх сетчатой арматуры в ребрах сооружения и осуществляется подъем опалубки с каркасом при внутреннем давлении 0,7 кПа, после чего временное крепление каркаса к фундаменту снимается.

При производстве работ используют бетонные смеси проектной марки, приготовленные непосредственно на строительной площадке. Поэтому необходимо тщательно производить подбор состава мелкозернистого (песчаного) раствора, осуществлять контроль приготовления и нанесения смеси, а также прочности раствора.

Нанесение смеси производится установкой «Пневмобетон» в комплекте с автогидроподъемником АГП-18, начиная снизу (от фундамента) вверх к замку по зонам на полную конструктивную толщину. При нанесении пескобетона толщина слоя контролируется путем установки специальных маяков, фиксирующих проектную толщину конструкции. Укладку бетона следует начинать с межволновых участков (ребер) для предотвращения засорения арматуры и поверхности опалубки в этих местах частицами из отскока с выпуклых участков поверхности конструкции.

При укладке бетонной смеси в несколько слоев для обеспечения надежного сцеплениятюверхность ранее уложенного бетона должна быть тщательно увлажнена. Разница по срокам нанесения бетона на смежных участках опалубки не должна превышать 2-4 ч, так как при больших сроках сотрясение поверхности оболочки при торкретировании бетонной смеси может вызвать нарушение структуры твердеющего бетона на соседнем участке.

Для предотвращения высушивания твердеющего бетона от воздействия ветра и солнечной радиации его поверхность сразу после укладки слоя проектной толщины покрывают (также методом напыления) защитной пленкой, препятствующей активному испарению воды. С этой целью применяют водорастворимую эмульсию или полимеризующееся вещество (например, ПВА, помороль, СБС Н-80 и т. п.), быстро твердеющие на воздухе. Возможно также применение битумно-асбестовой эмульсионной мастики (БАЭМ) и быстро стабилизирующейся незамерзающей холодной асфальтовой мастики (БСНХА). После окончания строительства эта защитная пленка служит в качестве гидроизоляционного покрытия.

Читайте также:  Праймер битумный для фундамента: обработка, гидроизоляция

При достижении бетоном проектной прочности осуществляют распалубку конструкции. Ее производят после снятия внутреннего давления в системе и демонтажа крепежных устройств. Опалубка легко отделяется от вертикальных и горизонтальных поверхностей и затем, после ее очистки, сворачивается.

Продолжительность возведения наземной части бригадой из 7 человек составляет 12-15 дней, а все сооружение возводится за 23-25 рабочих дней. Трудоемкость возведения армоцементного свода размером 12×24 м составляет 72 чел.-дн. Выработка при пнев-мобетонировании составляет 7,8 м2 за 1 чел.-смену. Расход основных материалов на 100 м2 перекрываемой поверхности: цемента – 4,8 т; металла – 5,8 т; песка – 10 м3. Возведение конструкций в пневмоопалубке позволяет сократить сроки строительства почти в 2 раза, сократить затраты по трудоемкости – до 70% и 25-30% – по себестоимости. При возведении коллекторов и других линейно протяженных сооружений достигается снижение себестоимости до 25 % и трудоемкости работ – до 50%.

Дальнейшее развитие пневмоопалубочных систем идет по пути использования их для возведения вертикальных и линейно протяженных сооружений, элементов зданий элеваторов, сеннажных башен, насосных станций, путе- и трубопроводов, коллекторов и тоннелей, частей административных зданий и других конструктивных элементов. Низкие трудозатраты и незначительная масса опалубки при многократной оборачиваемости (20 раз и более) позволяют широко использовать ее в строительстве.

Пневматическая опалубка

Для возведения сооружений и отдельных элементов криво­линейной поверхности экономически целесообразно использо­вать пневматическую опалубку. Ее успешно применяют для возведения коллекторов, покрытий купольных сооружений диаметром до 36 м и сводчатых тонкостенных конструкций при пролете 12. 18 м. С помощью пневмоопалубки можно возводить склады, производственные здания, ангары для разнообразной техники, хранилища зерна и удобрений, системы коллекторов и трубопроводов, спортивные сооружения.

Этот вид опалубки выполняют в виде гибкой оболочки из высокопрочной прорезиненной ткани толщиной 0,3. 0,5 мм или прочной полимерной пленки, пленки из резинолатексных материалов, наполненной сжатым воздухом или пневматиче­ски поддерживающих элементов с формообразующей оболоч­кой. В рабочем положении опалубка поддерживается за счет избыточного давления воздуха. Опалубку раскраивают по спе­циальным выкройкам, сшивают, швы проклеивают тем же ма­териалом. Опалубку закрепляют по контуру основания, затем в нее нагнетают воздух под давлением 0,05 МПа.

Перед бетонированием ее поверхность покрывают эмульси­онной смазкой. Армирование выполняют из дисперсного ар­мированного стекловолокна или из обычной сетки. Бетон на­носят набрызгом или послойно. Когда бетон приобретает проектную прочность, опалубку отделяют от бетона. Для уско­ренного твердения бетона возможна подача в опалубку пара или подогретого воздуха.
Пневматическая опалубка не требует больших затрат на транспортирование, монтаж и эксплуатацию. С помощью та­кой опалубки можно возводить конструкции в самых трудно­доступных местах.
Важными преимуществами пневмоопалубок является их малая масса, высокая оборачиваемость и низкая трудоемкость монтажа и демонтажа.

При работе с пневмоопалубкой необходимо в ней постоян­но поддерживать рабочее давление около 1,2 кПа. Воздухоподающая установка должна работать в автоматическом режиме, давление внутри опалубки следует постоянно контролировать манометрами. Для прохода рабочих под оболочку опалубки устраивают входной шлюз с двумя плотно закрывающимися дверями.

Бетонную смесь наносят установкой «пневмобетон», начи­ная снизу от фундамента вверх, к замку, по зонам и на пол­ную конструктивную высоту. Рабочие располагаются на авто­гидроподъемнике, толщину слоя набрызга контролируют путем предварительной установки на опалубке специальных маяков, показывающих проектную толщину конструкции.

При укладке бетонной смеси в несколько слоев с приме­нением торкретирования для обеспечения надежного сцепле­ния поверхность ранее уложенного бетона должна быть тщате­льно увлажнена. Кроме этого, разница по срокам нанесения бетона на смежных участках опалубки не должна превышать 2. 4 ч, так как при больших сроках деформации опалубки при укладке смеси могут передаться и вызвать нарушение структу­ры твердеющего бетона на соседнем участке.

Для предотвращения высушивания твердеющего бетона от воздействия ветра и солнечной радиации его поверхность сра­зу после укладки слоя проектной толщины покрывают мето­дом напыления защитной пленкой, препятствующей активно­му испарению влаги.

При достижении бетоном проектной прочности осуществ­ляют распалубливание. Первоначально снимают внутреннее давление в системе и опалубке, затем демонтируют крепежные устройства. Опалубка легко отделяется от вертикальных и го­ризонтальных поверхностей уже набравшего прочность бетона; после очистки ее сворачивают и подготавливают для повтор­ного использования.

Общие положения

Рациональным направлением в строительстве является ра­зумное сочетание монолитного железобетона и сборных конст­рукций. Часто эффективным оказывается комбинированное применение сборных и монолитных ограждающих конструк­ций стен, перекрытий и других конструктивных элементов.
Несъемная опалубка после укладки монолитного бетона и завершения последующих процессов остается в теле забетони­рованной конструкции и работает в ней как одно целое. Опа­лубка не только образует форму сооружения, его архитектурное оформление, но и защищает поверхность от атмосферных воз­действий, повышает прочностные характеристики конструкции, улучшает режим твердения бетона. Выпуски арматуры в виде змейки и сама внутренняя поверхность панели неровная, шеро­ховатая, способствуют лучшему контакту с укладываемым мо­нолитным бетоном. Применение несъемной опалубки способст­вует значительному повышению производительности труда.

В качестве материала несъемной опалубки можно исполь­зовать стальной профилированный настил, различный листо­вой материал, керамические и стеклянные блоки и даже ме­таллические сетки. Опалубка может быть изготовлена также из плоских, ребристых и корытообразных профильных плит из железобетона, бетона, армоцемента, стеклоцемента, фиброцемента. Такие плиты применяют для бетонирования монолитных конструкций и сооружений простой конфигурации и с большими опалубливаемыми поверхностями; их устанавливают в проектное положение с помощью кранов, внешние плоско­сти этих элементов должны совпадать с поверхностью возво­димой монолитной конструкции. Крепление таких плит осу­ществляют путем сварки их выпусков и арматурного каркаса монолитной конструкции. Возможны также варианты крепле­ния с помощью инвентарных крепежных и поддерживающих устройств (прогонов, подкосов, схваток), которые после бето­нирования и набора бетоном начальной достаточной прочнос­ти снимают и применяют повторно.

В зависимости от функционального назначения опалубку используют как формообразующую конструкцию, опалубку-об­лицовку и опалубку-изоляцию, часто совмещая все или часть этих функций. В любом случае эти элементы являются наруж­ной поверхностью возводимой конструкции, поэтому могут иметь- как различную фактуру, так и отделку различными плитками и другими материалами, наносимыми в заводских условиях. Учитывая заводское или полигонное изготовление опалубки, ее размеры, форма и конфигурация могут быть раз­личными в зависимости от требований проекта (рис. 25.1).


Рис. 25.1. Несъемная опалубка: а — общий вид массива с опалубкой-облицовкой; б —железобетонная плита плоская; в — то же, ребристая; г — плоская армоцементная плита; д — армопакет; 1 — плита; 2 — бетон массива; 3 — армокаркас; 4 — шероховатая поверхность; 5 — ребро плиты; 6 — отверстия; 7 — плита с выступающими анкерами; 8 — тканая сетка; 9 — сварная сетка; 10 — прижимные прутки

Если наладить изготовление элементов несъемной опалубки на приобъектном полигоне, то значительно сократятся трудо­затраты на транспортирование, будут исключены повреждения хрупких элементов, вызванные динамическими нагрузками при транспортировании.

При возведении монолитных жилых зданий применяют спе­циальные двухслойные плиты, которые одновременно выполня­ют функции опалубки и декоративно-теплоизоляционного слоя для фасадных стен зданий. Несъемная опалубка стен может быть также решена в виде скорлупы из монолитного керамзитобетона, скорлупы с наклеиваемым утеплителем из пенополистирола и внутренним монолитным слоем из тяжелого бетона. Применяется и решение, когда несъемную опалубку устанавли­вают с наружной и внутренней стороны конструкции, про­странство между ними заполняют теплоизоляционно-конструк­тивным материалом — пенобетоном, поризованным бетоном, пенофосфогипсом и др.

Наибольшее распространение получила железобетонная опалубка-облицовка. Несъемная опалубка из тонкостенных железобетонных плит нашла широкое распространение при новом строительстве и реконструкции зданий. Ее с успехом применяют при возведении гидротехнических, энергетических объектов, фундаментов под оборудование, массивных колонн и стен в промышленном строительстве. Основными достоин­ствами решения являются высококачественная поверхность потолка, не требующая больших затрат на отделку, снижение общих трудозатрат по сравнению с другими решениями пе­рекрытий, в том числе исключается разборка опалубки пере­крытия. В результате использования легкобетонных смесей (пенобетон, керамзитобетон, перлитобетон) существенно по­вышаются характеристики перекрытия по шумоизоляции, виб­роизоляции, теплотехнические.

Интерес представляют опалубки-облицовки для сборно-мо­нолитного домостроения, которые выполняют в виде плит толщиной 8. 10 см из керамзитобетона и тяжелого бетона. Возможны варианты применения двусторонней опалубки-об­лицовки с заполнением полости легким бетоном — керамзитобетоном и пенобетоном.

В зависимости от технологического назначения железобе­тонную опалубку изготавливают из специальных цементов и заполнителей, что позволяет использовать ее в качестве тепло­изоляции, защиты будущей конструкции от агрессивных сред, в том числе и грунтовых вод.
Использование несъемной опалубки перекрытий из ребри­стых тонкостенных железобетонных элементов с укладкой слоя утепляющего материала (пенобетона), армированием и бетонированием до проектной толщины приводит к значите­льному сокращению трудозатрат, улучшает звукоизоляционные характеристики перекрытия.

Сами же плиты несъемной опалубки после бетонирования монолитных конструкций остаются их составной частью. Основными преимуществами несъемной опалубки являются со­кращение трудозатрат приблизительно в 2 раза за счет исключе­ния цикла демонтажа опалубки, снижение объема монолитного бетона за счет включения опалубки как составной части конст­рукции, сокращение трудозатрат на отделку фасадных поверхностей и практически полное исключение отделочных работ.
За несъемной опалубкой большое будущее в монолитном домостроении. Однако необходимо решить ряд принципиаль­ных вопросов — монтаж опалубки, ее выверка, временное и окончательное закрепление. Должны быть разработаны средст­ва механизации, обеспечение принудительного и безвывероч­ного монтажа ее элементов.

Дата добавления: 2015-03-14 ; просмотров: 2870 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Добавить комментарий