Лотки теплотрасс: виды, характеристики и способы укладки

Бетонные лотки для теплотрасс и их применение

При обустройстве и проведения магистралей теплотрасс трубы с горячей водой укладываются в специализированные защитные железобетонные лотки.

Что такое лотки для теплотрасс и для чего применяются

Независимо от типа укладки системы трубопровода теплоносителей и её элементов относительно поверхности земли, они должны быть обеспечены надёжной влагозащитой и морозоустойчивостью.

Для изготовления лотков теплотрасс серия применяются только тяжёлые бетоны, с нормативной прочностью и стойкостью при застывании к механическим воздействиям, а также надёжной морозоустойчивостью.

Для прокладки трубопроводов в лотки теплотрасс, размеры и качественные характеристики материала изготовления имеют решающее значение.

Виды лотков и их размеры

Процесс изготовления регламентирован основными документами лотков теплотрассы серии:

  • 3,006,1-2/82 – лотки ЛК
  • 3,006,1-8 – лотки Л

Определённые навыки позволяют жби лотки теплотрасс приспособить для создания «проходного канала», пригодного для передвижения человека с целью замены труб для производства ремонтных работ без раскапывания грунта и снятия крышки.

Необходимо строгое соблюдение основных требований монтажа каналов для теплотрассы. Основное из них – это соответствие размеров с трубами, так как они должны располагаться свободно внутри короба из лотков, особенно если нужна дополнительная теплоизоляция.

Монтаж лотков теплотрассы требует наличия спецтехники в связи с большим весом секций.

Начинается он с выкапывания траншеи оптимальных размеров, затем с помощью специальных строп производится укладка лотков теплотрассы в нужное место.

Стандартные размеры железобетонных лотков теплотрасс прямоугольной или трапециевидной формы:

  • длина желоба от 720 до 2970 мм и более;
  • ширина от 570 до 2460 мм;
  • высота от 530 до 740 мм;
  • толщина стенок от 40 до 80 мм;
  • ширина канала внутри от 450 до 2180 мм;
  • высота канала по внутренней поверхности от 300 до 1200 мм;
  • вес лотка от 100 до 3000 кг.

Армирование бетонных лотков для придания высокой прочности производится созданием каркасом из высокопрочной стали класса А-I, A-III, Bp-I.

Марки бетонных лотков, которые располагают в земле, обозначаются ЛРГ, а применяющиеся под сваи либо опоры – аббревиатурой ЛР.

Для чего нужна гидроизоляция лотков

Если каналы проводятся вне грунтовых вод, то производится обмазочная изоляция и оклеечная гидроизоляция перекрытий железобетонных лотков.

В случае прокладки коммуникаций в близком соседстве с грунтовыми водами, необходимо произвести попутный дренаж. Если это невозможно, применяется оклеечная гидроизоляция 0,5 м выше уровня грунтовых вод.

Различаются три вида гидроизоляции в зависимости от способа:

  • противонапорная гидроизоляция – на наружной стороне лотка;
  • безнапорная гидроизоляция для противодействия сезонных вод и просачивающейся влаге;
  • противокапиллярная гидроизоляция для препятствия проникновению влаги в результате её капиллярного подъёма.

Гидроизоляционные работы должны быть выполнены безупречно, так как подземное сооружение располагается под множеством элементов покрытий, грунтов, инженерных конструкций, осложняющих осмотр и ремонт.

Какими материалами производится гидроизоляция

Гидроизоляция лотков теплотрассы, технология которой, в зависимости от назначения, местоположения и условий эксплуатации, производится из следующих материалов:

  • битумных, полимерных или композитных рулонных или листовых фактур производится оклеечная гидроизоляция;
  • обмазочная гидроизоляция производится нанесением мастики несколькими толстыми слоями;
  • штукатурная производится при помощи обмазочных материалов меньшей подвижности, изготовленных на основе пневмобетонов, полимербетонов, торкретрастворов, асфальтовых растворов и мастик и др.;
  • окрасочная гидроизоляция наносится на внешнюю часть лотков пастообразных и жидких пенообразующих материалов;
  • глиняная гидроизоляция при помощи нанесения жирной глины на стыки конструкции. Прослойка закупоривает бетонные лотки, придавая ему почти непроницаемость;
  • жёсткая листовая гидроизоляция состоит в жёстком монтаже полимерных листов к лоткам и плитам перекрытия при помощи анкеров, шурупов, дюбелей, клея либо сварки.

Вне зависимости от вида и материалов гидроизоляции необходимо произвести тщательную подготовку обрабатываемых поверхностей и окружающей среды от излишней влаги и мусора.

Технология гидроизоляции лотков

Необходимо снизить уровень воды в канале перед обустройством гидроизоляции при помощи водоотлива или дренажных водоотводов. В случае производства работ в оплывающем грунте или глубокого котлована будет необходимо установить шпунтовые ограждения.

Для защиты открытого котлована от затопления ливневыми водами нужно обустроить канавы с колодцами для сбора воды вокруг бетонных лотков.

Затем выполняется подготовка изолируемых поверхностей и их последующая обработка:

  • неровности выровнять, а стыки заделать штукатурным раствором;
  • поверхность очистить от пыли и мусора;
  • если производится обработка горячими мастиками, обсушить поверхность. И увлажнить при обработке штукатуркой.

При правильной обработке и монтаже конструкций, технологии укладки лотков теплотрассы с соблюдением строительных норм и условий эксплуатации, лотки для теплотрассы прослужат нормативное время, создавая коммуникациям комфортные условия.

Лотки теплотрасс и их характеристики

При подземной укладке трубопроводов строителям приходится сталкиваться с проблемой их защиты от нагрузок, коррозионного воздействия почвы, тепловой изоляции от температуры окружающей среды. Один из эффективных методов решения вышеизложенных задач при укладке тепловых сетей — лотки теплотрасс, в которые помещают транспортирующие теплоноситель трубы.

Материал лотков не должен быть слишком дорогим для выполнения своих защитных функций, поэтому при их изготовлении используют наиболее дешевые компоненты — бетон и стальную арматуру. Так как проводящие тепло трубы имеют различное сечение в широком диапазоне и в канал может помещаться различное количество трубопроводных линий, размеры лотков теплотрасс отличаются разнообразием для удобства монтажа и снижения затрат при прокладке теплосетей.

лотки теплотрасс

Лотки – внешний вид

Назначение

Железобетонные лотки (ЖБЛ) для теплотрасс благодаря широкому ряду типоразмеров применяют не только по прямому назначению, но и для других целей как в бытовом хозяйстве, так и в строительной, коммунальной, и промышленной сферах.

Железобетонные лотки для теплотрассы играют следующую роль:

  • Предохраняют водопроводный, газовый, паропроводящий трубопровод или кабель от физического давления помещенного над ним грунта.
  • Обеспечивают дополнительную тепловую защиту трубопровода, экономя при этом финансовые средства на подогреве воды, пара или иного теплоносителя.
  • Так как подземный лоток накрывается сверху защитной крышкой и промазывается снаружи гидроизоляцией, в него не проникает влага — таким способом происходит предохранение от коррозии внутренних инженерных коммуникаций.
  • Также ЖБ лоток для теплотрассы не допускает контакта трубопровода с почвой, различными биологическими организмами и животными. Это повышает коррозионную стойкость трубопровода и существенно увеличивает срок его службы.
  • Бетонный лоток для теплотрассы предохраняет трубопровод от физического воздействия почвы при ее просадке, смещении в результате землетрясений или размыве грунтовыми водами.
  • Одно из популярных применений лотков — их установка для отвода различных жидкостей. Они могут использоваться в животноводческой отрасли сельского хозяйства на фермах скота для транспортировки жидких навозных стоков, организации водоподающих каналов. В мелиорации лотки находят применение при осушении болотистой местности. При ведении бытового загородного хозяйства с помощью лотков можно подводить воду на участок из открытых источников, колодцев, колонок, создавать каналы для отвода воды с территории.

Материал изготовления

Лотки производят в соответствии с ГОСТ 13015.1-2003, в нормативном акте Серия 3.006.1-2.87 приведены рабочие чертежи и обозначены следующие стройматериалы, из которых производят лотковые ЖБ изделия:

  1. основной компонент их изготовления — бетон класса прочности на сжатие В15, В25, В30, В35, что соответствует прочностным маркам бетона М200, М300, М400, М450;
  2. для армирования используется арматура класса AI, AIII (ГОСТ 5781-82), проволока BpI (ГОСТ 6727-80);
  3. при устройстве закладок используют сталь ВСт3кп2 (по ГОСТ 380-71 это конструкционная углеродистая сталь, В — поставляемая по нормируемым химическим свойствам и физическим параметрам, кп — кипящая, сп — спокойная, пс — полуспокойная);
  4. анкерные элементы производят из стали класса AIII (по ГОСТ 5781-82);
  5. для производства монтажных петель берут сталь класса AI марки ВСт3сп2 или ВСт3пс2. Использование последней в температурных условиях ниже -40 °С недопустимо.

Лотки армируют каркасными и сварными сеточными элементами согласно чертежам и схемам фиксации арматуры из Серии 3.006.1-2.87, при этом толщину защитного бетонного слоя принимают равной:

  1. при стенках монолитной конструкции меньше 10 см — 1,5 см;
  2. при стенах изделий более 10 см — 2 см с допустимым отклонением +5 мм.

Маркировка и виды лотков для теплотрасс

Основным документом, регламентирующим размеры лотковых конструкций, является Серия 3.006.1-2.87, в ней описана и их маркировка, состоящая из следующей последовательности буквенных и цифровых символов:

  • Л — лоток, аналогично обозначается и плита, которая его накрывает (литера П);
  • д — ставится позади первой цифры указывает на доборные изделия;
  • цифры от 1 до 38 — означают порядковый номер типоразмера и конструкции изделия;
  • Число за дефисом обозначает равномерно рассредоточенное по площади 1 квадратный метр (м 2 ) давление по вертикали в килограмм-силах (кгс), но чаще в тонна-силах(тс), которое выдерживает изделие;
  • а — литера после второй цифры обозначает марки со стальными закладками.

Существует еще одна Серия 3.006.1-8 рабочих чертежей и типоразмеров лотковых элементов с отверстиями, имеющая иное условное обозначение. В ней буквенные символы и цифры согласно их позициям означают следующее:

  1. КЛ — лоток, ПТУ — перекрывающая угловая плита, ПДУ — плита днища угловая, ПТО — плита с отверстием, ЛКО — лотковое изделие с отверстием;
  2. последующие три цифры означают длину, ширину и высоту изделия в сантиметрах;
  3. последнее число после дефиса — расчетная нагрузка в тс/м 2 .

Из лотковых элементов монтируют подземные сооружения, которые делят на две группы:

  1. каналы — изделия, имеющие чистую высоту менее 150 см;
  2. тоннели — инженерные коммуникации из лотков высотой 180 см и более.

Маркировка каналов и туннелей имеет буквенно-цифровое обозначение по аналогии с лотками и состоит из символов:

  • КЛ — лоточные каналы, накрываемые плитами;
  • КЛп — каналы лотков, которые опираются на плиты;
  • КЛс — Конструкции из двух ЖБИ, опирающихся на торцы боковых стенок друг друга.

Цифра после буквенного обозначения указывают ширину канала в сантиметрах, следующая цифра — высота лотка в сантиметрах. Цифровой символ после дефиса — рабочая нагрузка в тс/м 2 .

характеристики лотков

Характеристики лотков крайних типоразмеров по Серии 3.006.1-2.87

Размеры

Лотки изготавливают прямоугольной и трапециевидной формы с уклоном внутренних стенок. Их основные размеры:

  1. длина по стандарту составляет 5970 мм, такой типоразмер имеют небольшие ЖБИ начальных номеров (по усмотрению производителя их длина может быть и 2970 мм). Более тяжелую крупногабаритную продукцию начиная с номеров Л25 (масса больше 5 тонн) для удобства транспортировки и монтажа выпускают размером в 2970 мм;
  2. для всех доборных изделий с индексом д принята стандартная длина в 720 мм;
  3. ширина лотков лежит в диапазоне от 420 мм до 4000 мм со следующей градацией: 420 мм (Л1); 570 мм (Л2); 780 мм (Л3 — Л5); 1160 мм (Л6 — Л9); 1480 мм (Л10 — Л13); 1840 мм (Л14 — Л18); 2160 мм (Л19 — Л22); 2460 мм (Л23 — Л26); 2780 (Л27 — Л30); 3380 (Л31 — Л34); 4000 (Л35 — Л38);
  4. высота стенок возрастает с увеличением порядкового номера и лежит в диапазоне от 360 мм для Л1, Л2 до 1700 мм для Л38.
  5. толщина стенок от 40 мм (Л1) до 100 мм (Л38);
  6. ширина внутреннего канала — от 300 мм до 3600 мм;
  7. высота лотка изнутри от 300 мм до 1500 мм;
  8. толщина дна — от 60 мм до 200 мм.
  9. масса лотков изменяется от 0,9 т для Л1 при объеме бетона 0,34 м 3 до 9,38 т при объеме материала 3,75 м 3 для Л38.
  10. плиты типа КЛ и КЛп выпускают протяженностью по 2990 мм, для ЖБИ с внутренней шириной 300 и 450 мм длина плит составляет 740 мм.
  11. для доборных ЖБИ по 720 мм протяженность перекрывающих плит равна 740 мм.

Особенности укладки лотков

Канальные и тоннельные конструкции из лотков рассчитаны как на эксплуатацию в условиях без просадки грунта, размыва почвы и сейсмической активности, так и с приведенными выше нагрузками, землетрясениями по шкале до 9 баллов. В Серии 3.006.1-2.87 рассмотрены следующие ситуации прокладки инженерных коммуникаций из лотков:

  • под автомобильными магистралями с углублением от верха лотка до поверхности дороги в диапазоне 0,5 — 6 м;
  • под железнодорожными путями с расстоянием от шпал до верха ЖБИ 1 — 4 м;
  • в любом месте при отсутствии автодорог с углублением под уровень грунта в диапазоне 0,5 — 6 м;
  • в производственных цехах с минимальной глубиной лотка от уровня пола 0,3 м, при этом плита перекрытия является фрагментом полового покрытия;
  • допускается полуподземное монтирование канальных и тоннельных сооружений, выступающих над земной поверхностью на расстоянии 0,2 — 0,4 м.

При монтаже канальных и тоннельных конструкций из лотков руководствуется следующими правилами:

  1. Каналы из КЛ накрывают плитами, для маркировки КЛп лотки опираются на плиты. Каналы серии КЛс укладываются из двух элементов и соединяются между собой посредством коротких швеллеров, заложенных в продольные швы. Крепление может производиться также с помощью сварки с использованием коротких швеллеров, привариваемых к закладным элементам нижестоящих ЖБИ.
  2. Укладка элементов каналов и туннелей типа КЛс должна проводиться с перекрытием швов по вертикали, допустим монтаж верхних и нижестоящих ЖБИ разной высоты.
  3. При устройстве многосекционных инженерных коммуникаций лотковые элементы устанавливают параллельно друг другу.

  1. Туннельные и канальные коммуникации рассчитаны на эксплуатацию как снаружи объектов, так и во внутрицеховых укладках с применением типа КЛ.
  2. Для монтажа полуподземных конструкций перекрывающие плиты изготавливают с трехслойным утеплителем, состоящим из пенобетонных вкладышей плотностью 500 кг/м 3 класса В 1.5.
  3. Для цеховых каналов с перекрывающими плитами на уровне пола допускается их фактурное покрытие.
  4. При монтаже лотковых каналов используется песчаная подготовка толщиной не менее 100 мм.
  5. Для отведения подземных вод, проникающих в канал, ему придается наклон в 0,002 м, вода направляется в приямки, располагаемые в отдельных камерах, узких местах или на прямых участках, расстояние между ними не должно быть более 150 м. Из приямков вода должна отправляться в канализацию.
  6. В подземных канальных и туннельных коммуникациях через 50 м обязаны присутствовать деформационные швы, в наземных конструкциях расстояние между ними принимают не больше 30 м. Также швы для деформации делают:
  • при примыкании канальных и туннельных лотков к камерам и уширениям;
  • в местах, где несущая способность основания изменяется.
Читайте также:  Как утеплить дом снаружи пенопластом – подробно обо всех особенностях операции

  1. Также в туннелях и каналах должны присутствовать выходные и монтажные проемы, между которыми принимают расстояние до:
  • 150 м — при укладке шинных и кабельных линий;
  • 120 м — при протягивании маслонаполненных кабелей;
  • 100 м — при прокладке трубопроводов с паром;
  • 200 м — если уложена водяная тепловая магистраль.
  1. Допускается при прокладке тепловых сетей применение опор из железобетонных подушек для труб диаметром от 23 до 1400 мм. Для закрепления труб внутри канала в их конструкции предусмотрены закладочные элементы, чертежи изготовления которых приведены в Серии 3.006.1-2.87.
  2. Для осуществления монтажа, демонтажа и ремонта в туннелях разрешено укладывать монорельс грузоподъемностью не менее 1 тонны.
  3. Вопрос вентилирования решается в индивидуальном порядке и зависит от объема тепловыделений.
  4. При установке сооружений с закладными деталями, на наружную поверхность нижестоящих и верхних ЖБИ наносят разбивочные риски.
  5. Все лотковые инженерные коммуникации рассчитывается на нагрузки верхних лотков или их плит перекрытия по ряду стандартных значений: 3, 5, 8, 11(12) и 15 тс/м 2 . При укладке лотковых коммуникаций действуют следующие нагрузочные нормативы:
  • при монтаже вне зданий наименьшая временная нагрузка по вертикали равна 1 тс/м 2 ;
  • на полуподземные перекрытия нагрузочный норматив считают от 400 кгс/м 2 ;
  • под железнодорожными путями нагрузка на канальные и тоннельные лотки принимается равной 12 тс/м 2 ;
  • при укладке в цехах лотки должны выдерживать нагрузку от аккумуляторного погрузчика на 1,5 т, электрокара грузоподъемностью 2 — 3 т и автопогрузчиков с весом подымаемых грузов 3 — 5 т. Поэтому эквивалентные нагрузки, которые должны выдерживать внутрицеховые лотки, составляют 3 или 5 тс/м 2 .

Монтаж и гидроизоляция лотковых конструкций

Монтаж каналов и туннелей проводят по СНиП III -16-80 (Правила работ при монтаже сборных бетонных и ЖБ конструкций) и СНиП III-4-80.

Основные правила проведения работ включают в себя пункты:

  1. Монтаж начинают после устройства подушки и проверки строительным инструментом уклонов и размеров канала.
  2. Лотки при установке цепляют за петли или пользуются захватами в виде прочных металлических стержней, пропущенных в противоположные стены ЖБИ.
  3. При укладке плит рекомендуется использование клещевых фрикционных захватов без использования петель. В зависимости от технологии изготовления плит для их монтажа могут быть использованы спецотверстия в изделиях, при отсутствии петель и отверстий применяют строповочные петли.
  4. Швы при укладке элементов заполняют раствором цемента марки 50, в местах деформации шовные проемы заливают битумом.
  5. Если прокладка проводится полуподземным методом, швы между перекрытиями заливают битумной мастикой со специальным наполнителем по СНиП III-20-74, регламентирующим проведение кровельных, гидроизоляционных и пароизоляционных работ.
  6. Все металлические соединения обязаны быть покрыты противокоррозионным составом, в тоннелях обетонированы по соответствующему узлу.
  7. Строповочные отверстия после установки замазывают цементом марки 50.
  8. Допускается монтаж лотковых коммуникаций без верхнего и нижестоящего перекрытия вне зданий со стенками высотой не более 60 см, и в цеховых каналах при углублении до 50 см.
  9. Допускается протяжка коммуникаций в открытых канальных проходах при отсутствующей нагрузке во время возможного осыпания земли или отсутствия крепежа стенок временными подпорками.
  10. В тоннелях закрытого типа коммуникации протягивают через монтажные проемы.
  11. Засыпку проложенных коммуникаций проводят равномерно распределенными слоями толщиной 20 — 30 мм с двух сторон согласно технологии производства земляных работ по СНиП III-8-76.
  12. Монтаж ЖБИ с закладочными элементами проводят по заранее нанесенным разбивочным рискам.

Гидроизоляция

При возведении лотковых инженерных сооружений в районах с высоким уровнем грунтовых вод применяют следующие методы защиты туннельных и канальных конструкций от влаги:

  1. Устраивают дренаж, если его осуществление технически невозможно, проводят гидравлическую изоляцию. При этом уровень поверхностных вод считают на 1 м ниже отметки планировки грунта при углублении до 4,5 м и на 1 м меньше верха ЖБИ при углублении более 4,5 м.
  2. Гидравлическая изоляция на перекрытиях от проникновения подземных вод выполняется согласно СН 901-65, подготовленная основа под покрытие обязана иметь наклон в 4%.
  3. При прокладке используют следующие виды гидравлической изоляции:
  • холодную из асфальта;
  • горячую из асфальта;
  • оклеечную из битума;
  • композиционные материалы из кислот, петролатума, битумной мастики.
  1. Наружные поверхности изделий вне зоны грунтовых вод обмазывается битумной гидроизоляцией. При прокладке тепловых сетей для защиты от поверхностных вод руководствуется соответствующим СНиП II-36-73.
  2. Для повышения долговечности ЖБ конструкций, снижения трудоемкости и стоимости проводимых работ, применение гидроизоляции рекомендуется проводить при уровне грунтовых вод до 20 м.
  3. Проведение работ регламентировано указаниями СН 301-65 (п.2.1) и требованиями СНиП 2.03.11-85 относительно защиты строительных конструкций от коррозии при агрессивном воздействии водной среды.
  4. Гидроизоляционное противонапорное покрытие должно располагаться на высоте не менее, чем 0,5 м над максимальным уровнем грунтовых вод.
  5. Сборные лотковые элементы каналов и тоннелей должны размещаться на подушке из бетона марки 100 толщиной не менее 10 см, по краям подготовка должна армироваться сетками.
  6. Если подготовка проводится в агрессивной водной среде, ее выполняют из бетона высокой плотности группы не ниже В6 по водопроницаемости.
  7. Другая технология создания подготовительной подушки в траншее — втрамбовывание в грунт щебня с его последующей проливкой битумом до полного впитывания.
  8. Гидроизоляционная узлы, деформационные швы, защитные ограждения, детали пропуска через гидроизоляционный слой труб, кабелей, должны выполняться в соответствии с СН 301-65

Широко применяемые в промышленности, строительной сфере, коммунальном и сельском хозяйстве ЖБИ лотки теплотрасс выпускают для организации открытых и закрытых каналов, туннелей под землей и на ее поверхности. Значительное количество типоразмеров, доступность, простота монтажа, невысокая цена, существенно расширяют область их применения вплоть до бытового использования.

Лотки теплотрасс и прочих магистралей: классификация, технические характеристики и методы укладки

Лотки теплотрасс — это строительные элементы, которые производятся из железобетона и выполняют ряд очень важных функций. Главное предназначение этих конструктивных элементов — монтаж защитной конструкции для трубопровода. Кроме этого, железобетонные лотки (ЖБЛ или ЖБИ) используются для монтажа и других каналов: водопроводных, кабельных, а также для желобов ливнёвки и дренажных систем.

Лотки теплотрасс

Лоток — это конструкция, защищающая трубы теплотрассы от повреждений внешнего характера

Что такое лотки для теплотрасс? Какие функции они выполняют?

Лоток строительный железобетонный для теплотрассы — это специальный элемент из армированного бетона, используемый для прокладки каналов различного назначения. Для организации теплотрасс используют лотки, которые выполняют ряд важных функций:

  • основная функция ЖБЛ — защитная. Эти элементы предохраняют трубопровод не только от механических воздействий, но и защищают его от разного рода грызунов, которые могут причинить вред трубам;
  • а также стоит отметить, что ЖБЛ не дают теплу рассеиваться в окружающую среду. Исходя из этого, можно сказать, что они экономят тепло;

Обратите внимание! Монтаж таких лотков разрешён даже в сейсмоактивных районах. Они обеспечивают защиту труб даже в нестандартных условиях.

  • такие каналы защищают коммуникацию от подземных вод и паводков;
  • капсула из ЖБЛ предохраняет трубы от воздействия агрессивных химических соединений, которые присутствуют в почве.

Теплосети предусматривают накрытие крышками ЖБЛ. Благодаря этому, в случае возникновения аварии работы по её устранению производятся очень быстро и просто.

Лотки теплотрасс

Трубы, проложенные в лотках, не подвержены влиянию грунтовых вод, агрессивных компонентов почвы, механических и прочих факторов

Эксплуатационная сфера ЖБЛ

Все железобетонные лотки подразделяют на 3 основные группы в зависимости от назначения:

  1. Железобетонные лотки теплотрасс. Играют роль защитных каналов и ограничивают трубопровод, транспортирующий горячую воду или пар, от контакта с подземными водами, а также активными химическими соединениями, располагающимися в почве. Таким образом, теплопровод защищается от губительного воздействия коррозии.
  2. ЖБЛ для монтажа водоотводных каналов. Такие элементы используются при прокладке дренажных, коллекторных и канализационных конструкций. Они широко эксплуатируются в строительстве жилых сооружений, при обустройстве парков, а также при прокладке водоотводных каналов автомобильных и железных дорог.
  3. ЖБЛ для проведения кабельной проводки. Они играют роль защитного кожуха, предохраняя электрокабель от воздействий почвы.

Подробная классификация по назначению

Рассмотрим более подробную классификацию железобетонных лотков, в зависимости от их назначения:

ЖБЛ для организации теплотрасс. Такие лотки монтируются для защиты теплопроводов горячей воды и пара и выполняют защитную функцию. Защита теплопроводов — это очень важное мероприятие, так как возникновение аварийных ситуаций при их эксплуатации влечёт за собой неприятные последствия. А ремонтные работы в зимний период могут быть очень затруднительны из-за промерзания почвы.

Лотки теплотрасс

Железобетонные лотки могут быть использованы и в водоотводящих системах — ливневках

ЖБЛ для автомобильных дорог. Используются для организации каналов, которые обеспечивают отвод воды от дорожного полотна, пешеходных тротуаров и т. д. Входы в такой дренаж прикрывают решёткой. Такая решётка необходима для того, чтобы обеспечить более презентабельный внешний вид, а также играет роль грубого фильтра — не даёт попадать в систему крупным предметам (например, веткам).

Железнодорожные ЖБЛ. Подразделяются на две основные группы:

  • междупутевые;
  • междушпальные.

Используются для организации дренажной системы железнодорожного полотна. Как и в предыдущем случае закрываются решёткой.

ЖБЛ для организации дренажных систем ливневой канализации. Такие лотки необходимы для организации отвода воды от фундаментов различных построек, а также из парковых зон. А также широко применяются при монтаже ливневой канализации.

ЖБЛ для отвода воды. Как правило, такие лотки применяются для отвода жидкости от хозяйственных полей. Посредством этих элементов осуществляется сбор воды для полива.

Дождевые лотки. Жёлоба небольшого размера, выполняющие функцию отвода и концентрации осадков.

Кабельные. Используются при организации защитных кожухов для кабельной проводки.

Преимущества использования железобетонных лотков для прокладки теплотрасс

Раньше для монтажа трубопроводов использовались каналы, построенные из кирпича. Однако кирпичная кладка не имела таких преимуществ, как железобетонные лотки. Она отличалась небольшим эксплуатационным сроком и сложностью восстановления, поэтому необходим был более надёжный материал.

Лотки теплотрасс

Железобетонные лотки отличаются прочностью и могут выдерживать большие нагрузки

На сегодняшний день железобетонные лотки используются для разных целей и отлично справляются с возложенными на них задачами. Если сравнивать ЖБЛ с кирпичной кладкой, то первые отличаются такими преимуществами:

  • прочностные характеристики и несущая способность этих изделий гораздо выше, поэтому их разрешено прокладывать в сейсмически активных районах;
  • прокладка лотковых элементов выполняется быстрее, чем организация кирпичной кладки;
  • кроме этого, стоит отметить, что цена железобетонного лотка более демократична, чем стоимость кирпича;

Обратите внимание! Стоит отметить, что использование ЖБЛ влияет на удобство проведения ремонтных работ трубопровода. Для этого нужно определить локализацию поломки и раскопать землю в нужном месте, после чего, остаётся только снять крышку ЖБЛ и приступить к ремонту коммуникации.

  • удобство замены испорченного участка железобетонного канала также является неоспоримым преимуществом этих изделий;
  • ЖБЛ на стадии производства подвергаются ряду процедур, позволяющих лоткам быть устойчивыми к агрессивным средам;
  • ещё одно немаловажное достоинство такого канала — высокие герметизационные показатели между отдельными лотками в единой конструкции. Это свойство позволяет обезопасить теплопровод от грунтовых вод.

А также стоит отметить, что ЖБЛ обладают прекрасной сопротивляемостью как к низким, так и высоким температурам. Монтаж железобетонных лотков может проводиться открытым и закрытым способами без опасений, что материал лотков испортится при перепадах температур.

Технические характеристики

Все необходимые таблицы размеров железобетонных лотков для теплотрасс можно найти в документации, которая регламентирует эти изделия, а именно — ГОСТ. Кроме этого, стоит ознакомиться с основными техническими характеристиками этих строительных элементов.

Лотки теплотрасс

Лотки производятся согласно ГОСТу, к их качеству и внешнему виду предъявляются высокие требования

ГОСТ 13015.0–83 включает в себя целый ряд правил и положений, которые относятся к железобетонным лоткам для теплотрасс. Рассмотрим основные из них:

  • морозоустойчивость;
  • водостойкость;
  • высокая прочность бетона;
  • предоставляются все необходимые нормативы по размеру и форме этих строительных изделий;
  • приводятся таблицы;
  • выдвигаются нормы и требования не только к готовому продукту, но и к производственному процессу.

Кроме этого, описываются необходимые показатели, которым должна соответствовать вспомогательная арматура к этим строительным изделиям.

Рассмотрим требования, которые выдвигаются по отношению к бетону:

  • марка бетона должна соответствовать показателям прочности и качества, описанным в ГОСТ. Разрешается использование марки не ниже, чем М300;
  • существует ещё один очень важный показатель — прочность на сжатие. Этот показатель должен быть не ниже 70%;
  • размер частиц наполнителя для выполнения материала не должен превышать 15 мм;
  • категорически запрещено использовать при производстве железобетонных лотков разного рода активные добавки.

Размеры ЖБЛ для прокладки теплотрасс представлены в таблице №1.

Таблица 1

НазваниеРазмеры, ммВес, кг
Л-20-15/22970х2160х1040
Л-16-8/22970х1840х10303150
Л-15-8/22970х1840х7202750
Л-14-8/22970х1840х5702500
Л-13-8/22970х1480х13203230
Л-12-8/22970х1480х10102400
Л-10-8/22970х1480х5501650
Л-8-8/22970х1160х10001950
Л-6-8/22970х1160х5301140
Л-4-8/22970х780х530900
Л-3-8/22970х780х380750

Помимо этого, ГОСТ регламентирует и сопутствующую арматуру. Требования, выдвигаемые к ней, необходимо неукоснительно соблюдать. Очень важным фактором при выборе арматуры для ЖБЛ считается подбор необходимой марки стали.

Лотки теплотрасс

И на лотки, и на крышки к ним в обязательном порядке наносится маркировка

Полезная информация! Все лотки маркируются буквой «Л». После этой буквы идут все основные технические и производственные данные, а также штамп, подтверждающий, что это изделие прошло проверку на качество.

А также стоит отметить, что маркировка железобетонных лотков содержит следующую информацию:

  • марка железобетонного изделия;
  • компания, которая изготовила лоток;
  • дата производства;
  • габаритные размеры строительного элемента;
  • масса лотка;
  • прочность изделия;
  • штамп, который указывает на то, что лоток прошёл процедуру технического контроля.

Подбор железобетонных лотков для теплотрасс выполняется, как правило, по вышеперечисленным данным. Если изделие соответствует характеристикам, предъявляемым ГОСТом, то тогда можно не сомневаться в его эффективности и в том, что оно прослужит длительный эксплуатационный срок.

Виды лотков по форме

ГОСТом регламентируется не только технические характеристики железобетонных лотков, но и их форма. Форма этого строительного элемента зависит в первую очередь от его назначения, а уже потом — от особенностей использования. Существует три основных формы, в которых выпускаются эти изделия:

  • квадратная или прямоугольная;
  • трапециевидная;
  • полукруглая.
Читайте также:  Как правильно приваривать петли на ворота + видео

Лотки теплотрасс

Форма и размеры лотка зависят от его предназначения

Железобетонные строительные лотки квадратной или прямоугольной формы используются, как правило, при закрытой прокладке коммуникаций, отличающихся по назначению. Из таких лотков монтируется защитный, герметичный канал, внутри которого прокладывается трубопровод. Рассмотрим, какие коммуникации монтируют в таких железобетонных строительных элементах:

  • теплотрассы;
  • водопроводы;
  • электрокабели.

Отдельные лотки монтируются встык. А также стоит отметить, что стыки в обязательном порядке промазываются специальным цементным раствором. Для этих целей необходим раствор марки М-50 и выше. После того как раствор засыхает, выполняется ещё одно мероприятие — гидроизоляция железобетонного канала. Гидроизоляционный материал подбирается в зависимости от конкретного случая.

Трапециевидные модели используются, как правило, при монтаже автомобильных дорог. Из таких изделий обустраивается дренажная система и ливневая канализация. Сам монтаж происходит посредством последовательной вставки лотков в пазы. Таким образом, получается канал, расположенный под наклоном. Наклон является необходимым фактором, для эффективного естественного отведения воды. Метод сборки такого канала получил название «телескопический», что отражает последовательность вложенных друг в друга железобетонных сегментов. Место входа ливнёвки прикрывается решёткой.

Полукруглые железобетонные лотки также применяются для водоотвода в дренажных и ливневых системах. Благодаря своему более презентабельному виду их прокладывают возле жилых построек и в парковых зонах.

Методы укладки каналов

Прокладка железобетонных строительных лотков осуществляется разными методами. Метод монтажа определяется с учётом разных факторов:

  • назначение канала;
  • технические характеристики лотков;
  • особенности местности, в пределах которой осуществляются строительные работы.

Лотки теплотрасс

Для каждого типа лотка используется свой способ укладки

Рассмотрим основные варианты организации железобетонных каналов:

  1. КЛ. Этот вариант предусматривает организацию каналов, на которые опираются специальные перекрытия.
  2. КЛп. При таком монтаже получаются каналы, сделанные из крышек и опирающихся железобетонных элементов.
  3. КЛс. Такие каналы выполняются из лотков. Железобетонные строительные элементы опираются друг на друга, а для дополнительной надёжности стыкуются между собой специальными приспособлениями — швеллерами.

Важно! При обустройстве канала из ЖБЛ необходимым пунктом является создание «подушки» из песка. Это позволяет усилить плотность стыковки лотка с поверхностью почвы и придать прочности конструкции в целом.

Прокладка железобетонного канала включает в себя множество процедур. Например, переворачивание лотков посредством специальных крюков, которые обычно вставляются в боковые отверстия. Такие крюки без особых усилий можно выполнить из обычной стальной арматуры своими руками.

Стыки, как уже было сказано выше, необходимо заделывать цементным раствором. Однако стоит отметить, что на нестабильном (плавающем) грунте рекомендуется использовать более пластичные гидроизоляционные материалы. Для таких целей прекрасно подойдёт гидроизолятор на основе битума.

Помимо этого, готовый канал необходимо засыпать землёй одновременно с двух сторон. Это нужно для того, чтобы исключить перекосы из-за неравномерной нагрузки на конструкцию.

Современная теплотрасса: материалы и способы прокладки

Плиты перекрытия лотков

Как строятся теплотрассы? Зачем используют железобетонные плиты перекрытия лотков? Это важный вопрос, и его не стоит оставлять без ответа.

Теплотрасса – сооружение, имеющее особую важность для большинства людей планеты. С её помощью мы получаем не только отопление, но и горячую воду. Процесс подготовки к прокладке теплотрассы занимает довольно много времени и сил: следует проверить почву, коммуникации, выбрать наиболее подходящий метод прокладки труб, способы утепления. Интересная статья о полнотелых канальных плитах.

Теплотрассы можно разделить на несколько категорий. Они могут различаться по виду теплоносителя (вода, пар) и способу строительства (подземные и надземные).

К подземной относится бесканальная прокладка, то есть укладка системы труб в грунт. Для данного способа подходят трубы в особой изоляции:

  • пенополиуретаном (ППУ) в оболочке из полиэтилена;
  • пенополимерминералом (ППМ) без оболочки.

Виды прокладки теплосетей

Укладку тепловых сетей можно разделить на два типа:

  • однотрубная;
  • многотрубная.

В большинстве городов и поселений применяют двухтрубную систему водоснабжения. Причина этого в том, что по одной из труб проводят тепло, а с помощью второй отводится теплоноситель, отработавший свое.

Теплотрассы: способы строительства

Есть несколько способов строительства:

  • канальный (монолитный и лотковый канал);
  • бесканальный (укладка теплотрассы в траншею);
  • горизонтальное направленное бурение (бестраншейный способ).

Плиты перекрытия каналов и лотков

Способ монолитного канала состоит в укладке теплотрассы методом заливки основания и армирования канала. С помощью лоткового канала прокладка осуществляется с применением готового лотка.

Во время прокладки современных теплотрасс применяют различные материалы, такие как кирпич (полезный материал про кирпичный фундамент ленточного типа), шлакоблок, ЖБ блок и другие.

ЖБИ плиты перекрытия состоят из тяжелого бетона класса В15 — В20 и стальной арматуры типа Вр-I, A-I и A-III. Это дает гарантию защиты от повреждений каналов теплотрасс и инженерных сетей.

Плиты покрытия теплотрасс могут быть как конструктивным элементом в паре с лотками, так и отдельной деталью покрытия теплотрассы, выложенной, например, из шлакоблоков или кирпича. Их размеры строятся в зависимости от размеров лотков. Так как стандартная длина бетонного лотка составляет 3 метра, плиты зачастую имеют размер 1/1,5/3 метра. Из-за большого веса трехметровые плиты являются наименее удобными в процессе сборки.

Плиты перекрытия канала теплотрассы используют в перекрытии каналов под трубопроводы различного назначения. При агрессивной среде эксплуатации лотки, равно как и плиты теплотрасс, вдобавок покрывают защитным веществом.

Плиты перекрытия каналов и лотков – это плоские железобетонные конструкции, которые производят в соответствии с габаритами лотков.

Плиты покрытия теплотрасс

Плиты покрытия класса «П» – одна из важнейших частей конструкции теплотрассы или трубопровода, которая сооружается из лотков типа «Л». Ширина данной прямоугольной плиты по стандарту равняется ширине перекрываемого лотка. Стандартная длина подобных плит составляет 2990 мм. Элементы «д» имеют длину 740 мм.

Производятся плиты покрытия из бетона, который способен противостоять разрушающему воздействию грунтовых вод, чрезмерному давлению почвы, скачкам температур и различной степени интенсивности нагрузки. Также будет интересно почитать про технологию устройства финской фундаментной плиты.

Важно: зачем использовать плиты?

Плита перекрытия теплотрассы помогает решить целый спектр проблем и задач:

  • сохранить герметичность подземных каналов;
  • защитить кабели от проседания грунта, притока подземных вод и нарушения теплоизоляции;
  • гарантировать повышенную теплоизоляцию;
  • сохранить воздух внутри коммуникационного канала.

Железобетонные лотки для теплотрасс укладывают в обычных грунтовых условиях. Основные параметры бетонных лотков – прочность и устойчивость, поэтому изготавливаются они из тяжелого сорта бетона с включениями стали категории А1 и Вр1. Буква «Л» служит для обозначения железобетонных лотков, применяемых для создания каналов теплотрасс и укладки системы труб различного назначения: как подземных, так и полуподземных каналов. Последние могут выступать над грунтом на расстояние от 200 до 400 мм.

Для чего применяют бетонные лотки?

Список применения бетонных лотков:

  • закладка теплотрассы;
  • строительство инженерной сети;
  • защита трубопровода от воздействия грунтовых вод;
  • сохранность воздуха внутри инженерной сети для лучшей термоизоляции.

Железобетонные лотки можно примерно разделить на несколько категорий. Разделение зависит от конструкции, особенностей монтажа и функций:

  1. Железобетонные прикромочные лотки. С их помощью возможна обустройка конструкций для водоотвода на автотрассах. Они устанавливаются по кромке трассы и накапливают воду, отводя ее к откосам дороги.
  2. Железобетонные телескопические лотки. Они применяются при установке мостовой системы водоотвода, строительстве гражданских объектов, дорог и трасс. Принцип установки таков: каждый ЖБИ лоток вставляется в предыдущий, укрепляя всю конструкцию.

Особенности установки железобетонных лотков

Бетонные лотки для теплотрасс могут основательно упростить процесс установки. Их можно устанавливать с помощью маломощных автоматических подъемных кранов, что экономит время на проведение работ. Незаменимую помощь в соединении отдельных частей окажет цементно-песчаная смесь. А в этой статье вы узнаете о пустотных плитах перекрытия.

Плиты теплотрасс

Использование железобетонных лотков может существенно облегчить техническое обслуживание магистралей. Чем больше изделие, тем легче открыть доступ к различным участкам теплотрассы.

Подведем итоги

Плиты покрытия теплотрасс и железобетонные лотки делают процесс прокладки теплотрассы проще и быстрее. Строительство теплотрасс способом лоткового канала гарантирует качество работы на выходе и уменьшает риск возникновения проблем с только что проложенной теплотрассой. Все это вдобавок к правильно подобранным материалам позволит обеспечить профессиональный уровень работ.

Лотки теплотрасс

Унифицированные лотки теплотрасс представляют собой строительные элементы, которые изготавливаются на основе железобетона и ориентированы на выполнение специальных функций. Их главным назначением является монтаж защитных конструкций при прокладке трубопроводных линий и трасс. Помимо этого изделия могут применяться при прокладке прочих видов коммуникаций, которым необходимо обеспечить целостность. Среди них дренажные системы, кабельные линии и водопроводные каналы.

Лотки теплотрасс

Назначение и функции

Строительный лоток для теплотрассы – это железобетонный модуль, выполненный из армированного бетона, предназначенный для монтажа и обустройства каналов различного назначения. При промышленном производстве лотков теплотрасс изготовители руководствуются требованиями отраслевого стандарта ГОСТ 13015-2003, техническими условиями ТУ 5859-001-86780364-2008, а также нормами документов серии 3.006.1-2/82 и 3.006.1-8.

При использовании элементов в качестве защитных конструкций для прокладки теплотрасс, изделия выполняют ряд функций, среди которых:

  • защитная – основополагающая функция, позволяющая предохранить магистраль из железных, пластиковых труб от всевозможных механических воздействий, включая удары, обрушения грунта, динамические нагрузки, воздействие грызунов и т. д.;
  • конструкция из ЖБЛ позволяет избежать попадания в канал влаги в результате подтоплений, вызванных наличием атмосферных осадков, движением талых или подземных вод, создавая условия для безаварийного функционирования коммуникаций;
  • защитный канал позволяет повысить эффективность работы теплотрасс, позволяя снизить потери тепла при транзите среды к потребителю. Благодаря качественному экранированию, тепло сохраняется и не рассеивается на грунте;
  • конструкция канала предохраняет трубы от разрушений и преждевременного выхода из строя, предохраняя коммуникации от контакта с агрессивными средами и химическими соединениями, присутствующими в почве.

Лотки теплотрасс используются в комплекте со специальными крышками, выполненными из железобетона и позволяющими добиться максимальной герметичности защитных каналов. Благодаря сборной конструкции, любой блок можно разобрать и при необходимости заменить, осуществляя ремонт в течение всего периода эксплуатации теплотрассы в необходимых местах. Применение лотков рекомендовано для защиты трубопроводов, которые могут прокладываться в районах с повышенной сейсмической опасностью.

Область применения лотков широка и разнообразна, в связи с чем продукция делится по назначению на три категории, среди которых:

  • лотки железобетонные для прокладки теплотрасс. Играя роль прочных защитных элементов конструкции, изделия ограничивают трубопровод осуществляющий транзит горячей воды или пара, от контакта с активными компонентами и влагой, находящимися в грунте. Их применение позволяет в значительной мере уменьшить интенсивность появления и протекания коррозионных процессов, которые разрушают изделия трубного проката;
  • ЖБЛ, применяемые для прокладки кабельных трасс. Представляя собой защитный кожух из железобетона, канал надежно экранирует проводники от воздействия влаги, вредоносной деятельности грызунов;
  • лотковые элементы, применяемые для конструирования водоотводных каналов ряда дренажных, канализационных и коллекторных систем. Такой вид конструкций является актуальным не только для жилых зданий, но и для промышленных сооружений, обустройства территорий парков, инфраструктуры, обеспечивающей функционирование железных и автомобильных дорог. При этом различают междупутевые и междушпальные лотки для прокладки железнодорожного полотна. Каналы автодорог накрываются решетками, обеспечивающими фильтрацию сточной воды от крупных предметов, которые могут засорить тоннель.

Достоинства железобетонных лотков при прокладке теплотрасс

Ранее строители использовали кирпичную кладку, чтобы защитить коммуникаций с горячей водой и паром под землей. При этом возрастала трудоемкость возведения каналов, их стоимость, в то время как прочность и надежность оставляли желать лучшего. Использование специализированных унифицированных лотков из железобетона имеет ряд преимуществ, среди которых такие факторы, как:

  • высокая скорость реализации этапа строительных работ по прокладке коммуникаций за счет размещения модульных элементов, выполненных на заводе-изготовителе;
  • модульная механическая прочность изделий, которая допускает нагрузки от постоянного давления грунта, а также динамические усилия от движущегося транспорта и перемещения людей, позволяя осуществлять строительство защитных каналов в сейсмоопасных районах;
  • оптимальная стоимость, которая способствует снижению сметных затрат при возведении объектов промышленного и гражданского назначения по сравнению с аналогами;
  • ремонтопригодность каналов допускает удобную замену лотков и возможность проведения комплекса ремонтно-восстановительных работ на теплотрассе для устранения течи или замены части трубопровода при возникновении неисправности;
  • изделия изготавливаются с соблюдением всех требований и технологии, имея высокую устойчивость к различного рода агрессивным средам и позволяя обеспечить максимальную степень защиты коммуникаций;
  • железобетонные лотки имеют высокий срок службы. Каналы коммуникаций рассчитаны не менее чем на 50 лет;
  • высокий ассортимент модельного ряда позволяет использовать лотки для прокладки труб различного сечения;
  • высокие возможности в области реализации герметизации каналов теплотрасс для обеспечения высокой степени защиты и сбережения тепла за счет высокого качества изготовления изделий;
  • высокий диапазон рабочих температур, которые позволяют эксплуатировать лотки в различных условиях с умеренным и холодным климатом.

Набор технических характеристик

Железобетонные лотки характеризуются рядом эксплуатационных параметров, которые необходимо учитывать при подборе элементов для строительства защитных систем коммуникаций. Среди них:

  • высокая прочность и надежность модульных элементов. Для их изготовления находит применение бетон марки М300 и выше с показателем прочности при сжатии не менее 70%;
  • предельно высокий срок службы. Долговечность железобетонных лотков составляет 50-70 лет даже при наличии целого ряда агрессивных и разрушающих факторов;
  • высокая трещиностойкость. Армированные изделия отличаются высокой устойчивостью к растрескиванию и динамическим ударам, благодаря наличию связывающего каркаса и высокого качества применяемого бетона, максимальная фракционность которого составляет 15 мм без каких-либо присадок химического происхождения;
  • морозостойкость изделий определяется классом не ниже F200, который указывает на число допустимых циклов перехода из замороженного состояния в размороженное и обратно без признаков разрушения структуры;
  • водонепроницаемость лотков составляет не менее W4;
  • габариты лотков – вариативный параметр, который зависит от типа изделия. В большинстве случаев длина ЖБЛ насчитывает до 3000 мм, в то время как высота и ширина могут изменяться в диапазоне от 420 до 4000 мм и от 350 до 1680 мм соответственно;
  • для армирования лотковой продукции находит применение проволока марки Вр1, а также стержневая сталь марки A-I/A-III.
Читайте также:  Как красить кирпич

Монтаж каналов и укладка лотков

Унифицированные лотки имеют П-образную форму в сечении и продуманную простую конструкцию, позволяющую осуществлять качественный монтаж изделий с минимальными затратами. Лотки служат основой для строительства подземных тоннельных конструкций при укладке трубопроводов транзитного и коммунального назначения, обеспечивая высокую степень герметизации и защиты коммуникаций. Монтажным работам предшествует стадия проектировки тоннеля, которая включает в себя пробы грунта, определение глубины прокладки, необходимых условий для размещения железобетонных изделий.

В зависимости от проектного задания на первом этапе производится выемка грунта на заданную глубину в соответствии с габаритами канала и размерами блоков. При этом лотки теплотрасс при наличии плотного основания могут укладываться как на сам грунт, так и на заранее подготовленную подушку, сформированную из утрамбованного щебня и песка. В наиболее примитивном исполнении подушка для выравнивания лоткового элемента может состоять из одного песка, уложенного слоем не менее 100 мм. Подготовка основания позволяет выровнять уровень укладки лотков, не допуская в процессе позиционирования и монтажа смещений и перекосов относительно горизонтальной плоскости.

По готовности котлована на его дней размещаются железобетонные лотки, подъем и перемещение которых производится краном при помощи грузозахватных приспособлений. На этапе укладки производится укрепление изделий с последующей герметизацией стыков при помощи строительного раствора. Железобетонные изделия позволяют минимизировать расстояние между лотками и размеры швов, сокращая расход смеси и объем работ по стыковке и герметизации. По готовности П-образного канала в нем размещаются трубы, проводятся сварочные работы по их стыковке. Лотки теплотрасс закрываются при помощи плит, имеющих плоскую прямоугольную форму. Благодаря высокой точности исполнения достигается максимальная герметичность при совмещении деталей канала. Поверхность железобетонных изделий, как целиком, так и только в местах стыков может дополнительно подвергаться обработке гидроизоляционными материалами. Специальные водонепроницаемые мастики и смолы, составы, выполненные на основе битума, наносятся на бетон и стыковочные швы, обеспечивая защиту коммуникаций теплотрасс от пагубного влияния влаги. После застывания гидроизоляционного покрытия канал может быть засыпан слоем грунта.

Современные железобетонные лотки теплотрасс в зависимости от габаритов имеют различную несущую способность. В связи с этим допускается заглубление каналов на различную глубину от 0,5 до 6 метров. При этом лотки теплотрасс способны выдерживать статическую и динамическую нагрузки, располагаясь под дорожным полотном с максимальным давлением грунта.

Применение лотков из железобетона позволяет повысить надежность теплотрасс и магистралей, снизив вероятность выхода из строя труб и продлив долговечность коммуникаций. Экономическая эффективность их практического использования заключается в увеличении интервалов между плановыми и ситуативными ремонтами, снижении тепловых потерь, которые ложатся на компании. В современной индустрии строительства лотки стали незаменимыми элементами для прокладки коммуникаций, обеспечивая их надежную защиту и возможность для осуществления ремонтных работ.

Лотки теплотрасс и прочих магистралей: классификация, технические характеристики и методы укладки

Лотки теплотрасс — это строительные элементы, которые производятся из железобетона и выполняют ряд очень важных функций. Главное предназначение этих конструктивных элементов — монтаж защитной конструкции для трубопровода. Кроме этого, железобетонные лотки (ЖБЛ или ЖБИ) используются для монтажа и других каналов: водопроводных, кабельных, а также для желобов ливнёвки и дренажных систем.

Лотки теплотрасс и прочих магистралей: классификация, технические характеристики и методы укладки

Лоток — это конструкция, защищающая трубы теплотрассы от повреждений внешнего характера

Что такое лотки для теплотрасс? Какие функции они выполняют?

Лоток строительный железобетонный для теплотрассы — это специальный элемент из армированного бетона, используемый для прокладки каналов различного назначения. Для организации теплотрасс используют лотки, которые выполняют ряд важных функций:

  • основная функция ЖБЛ — защитная. Эти элементы предохраняют трубопровод не только от механических воздействий, но и защищают его от разного рода грызунов, которые могут причинить вред трубам;
  • а также стоит отметить, что ЖБЛ не дают теплу рассеиваться в окружающую среду. Исходя из этого, можно сказать, что они экономят тепло;

Обратите внимание! Монтаж таких лотков разрешён даже в сейсмоактивных районах. Они обеспечивают защиту труб даже в нестандартных условиях.

  • такие каналы защищают коммуникацию от подземных вод и паводков;
  • капсула из ЖБЛ предохраняет трубы от воздействия агрессивных химических соединений, которые присутствуют в почве.

Теплосети предусматривают накрытие крышками ЖБЛ. Благодаря этому, в случае возникновения аварии работы по её устранению производятся очень быстро и просто.

Лотки теплотрасс и прочих магистралей: классификация, технические характеристики и методы укладки

Трубы, проложенные в лотках, не подвержены влиянию грунтовых вод, агрессивных компонентов почвы, механических и прочих факторов

Эксплуатационная сфера ЖБЛ

Все железобетонные лотки подразделяют на 3 основные группы в зависимости от назначения:

  1. Железобетонные лотки теплотрасс. Играют роль защитных каналов и ограничивают трубопровод, транспортирующий горячую воду или пар, от контакта с подземными водами, а также активными химическими соединениями, располагающимися в почве. Таким образом, теплопровод защищается от губительного воздействия коррозии.
  2. ЖБЛ для монтажа водоотводных каналов. Такие элементы используются при прокладке дренажных, коллекторных и канализационных конструкций. Они широко эксплуатируются в строительстве жилых сооружений, при обустройстве парков, а также при прокладке водоотводных каналов автомобильных и железных дорог.
  3. ЖБЛ для проведения кабельной проводки. Они играют роль защитного кожуха, предохраняя электрокабель от воздействий почвы.

Подробная классификация по назначению

Рассмотрим более подробную классификацию железобетонных лотков, в зависимости от их назначения:

ЖБЛ для организации теплотрасс. Такие лотки монтируются для защиты теплопроводов горячей воды и пара и выполняют защитную функцию. Защита теплопроводов — это очень важное мероприятие, так как возникновение аварийных ситуаций при их эксплуатации влечёт за собой неприятные последствия. А ремонтные работы в зимний период могут быть очень затруднительны из-за промерзания почвы.

Лотки теплотрасс и прочих магистралей: классификация, технические характеристики и методы укладки

Железобетонные лотки могут быть использованы и в водоотводящих системах — ливневках

ЖБЛ для автомобильных дорог. Используются для организации каналов, которые обеспечивают отвод воды от дорожного полотна, пешеходных тротуаров и т. д. Входы в такой дренаж прикрывают решёткой. Такая решётка необходима для того, чтобы обеспечить более презентабельный внешний вид, а также играет роль грубого фильтра — не даёт попадать в систему крупным предметам (например, веткам).

Железнодорожные ЖБЛ. Подразделяются на две основные группы:

  • междупутевые;
  • междушпальные.

Используются для организации дренажной системы железнодорожного полотна. Как и в предыдущем случае закрываются решёткой.

ЖБЛ для организации дренажных систем ливневой канализации. Такие лотки необходимы для организации отвода воды от фундаментов различных построек, а также из парковых зон. А также широко применяются при монтаже ливневой канализации.

ЖБЛ для отвода воды. Как правило, такие лотки применяются для отвода жидкости от хозяйственных полей. Посредством этих элементов осуществляется сбор воды для полива.

Дождевые лотки. Жёлоба небольшого размера, выполняющие функцию отвода и концентрации осадков.

Кабельные. Используются при организации защитных кожухов для кабельной проводки.

Преимущества использования железобетонных лотков для прокладки теплотрасс

Раньше для монтажа трубопроводов использовались каналы, построенные из кирпича. Однако кирпичная кладка не имела таких преимуществ, как железобетонные лотки. Она отличалась небольшим эксплуатационным сроком и сложностью восстановления, поэтому необходим был более надёжный материал.

Лотки теплотрасс и прочих магистралей: классификация, технические характеристики и методы укладки

Железобетонные лотки отличаются прочностью и могут выдерживать большие нагрузки

На сегодняшний день железобетонные лотки используются для разных целей и отлично справляются с возложенными на них задачами. Если сравнивать ЖБЛ с кирпичной кладкой, то первые отличаются такими преимуществами:

  • прочностные характеристики и несущая способность этих изделий гораздо выше, поэтому их разрешено прокладывать в сейсмически активных районах;
  • прокладка лотковых элементов выполняется быстрее, чем организация кирпичной кладки;
  • кроме этого, стоит отметить, что цена железобетонного лотка более демократична, чем стоимость кирпича;

Обратите внимание! Стоит отметить, что использование ЖБЛ влияет на удобство проведения ремонтных работ трубопровода. Для этого нужно определить локализацию поломки и раскопать землю в нужном месте, после чего, остаётся только снять крышку ЖБЛ и приступить к ремонту коммуникации.

  • удобство замены испорченного участка железобетонного канала также является неоспоримым преимуществом этих изделий;
  • ЖБЛ на стадии производства подвергаются ряду процедур, позволяющих лоткам быть устойчивыми к агрессивным средам;
  • ещё одно немаловажное достоинство такого канала — высокие герметизационные показатели между отдельными лотками в единой конструкции. Это свойство позволяет обезопасить теплопровод от грунтовых вод.

А также стоит отметить, что ЖБЛ обладают прекрасной сопротивляемостью как к низким, так и высоким температурам. Монтаж железобетонных лотков может проводиться открытым и закрытым способами без опасений, что материал лотков испортится при перепадах температур.

Технические характеристики

Все необходимые таблицы размеров железобетонных лотков для теплотрасс можно найти в документации, которая регламентирует эти изделия, а именно — ГОСТ. Кроме этого, стоит ознакомиться с основными техническими характеристиками этих строительных элементов.

Лотки теплотрасс и прочих магистралей: классификация, технические характеристики и методы укладки

Лотки производятся согласно ГОСТу, к их качеству и внешнему виду предъявляются высокие требования

ГОСТ 13015.0–83 включает в себя целый ряд правил и положений, которые относятся к железобетонным лоткам для теплотрасс. Рассмотрим основные из них:

  • морозоустойчивость;
  • водостойкость;
  • высокая прочность бетона;
  • предоставляются все необходимые нормативы по размеру и форме этих строительных изделий;
  • приводятся таблицы;
  • выдвигаются нормы и требования не только к готовому продукту, но и к производственному процессу.

Кроме этого, описываются необходимые показатели, которым должна соответствовать вспомогательная арматура к этим строительным изделиям.

Рассмотрим требования, которые выдвигаются по отношению к бетону:

  • марка бетона должна соответствовать показателям прочности и качества, описанным в ГОСТ. Разрешается использование марки не ниже, чем М300;
  • существует ещё один очень важный показатель — прочность на сжатие. Этот показатель должен быть не ниже 70%;
  • размер частиц наполнителя для выполнения материала не должен превышать 15 мм;
  • категорически запрещено использовать при производстве железобетонных лотков разного рода активные добавки.

Размеры ЖБЛ для прокладки теплотрасс представлены в таблице №1.

Таблица 1

НазваниеРазмеры, ммВес, кг
Л-20-15/22970х2160х1040
Л-16-8/22970х1840х10303150
Л-15-8/22970х1840х7202750
Л-14-8/22970х1840х5702500
Л-13-8/22970х1480х13203230
Л-12-8/22970х1480х10102400
Л-10-8/22970х1480х5501650
Л-8-8/22970х1160х10001950
Л-6-8/22970х1160х5301140
Л-4-8/22970х780х530900
Л-3-8/22970х780х380750

Помимо этого, ГОСТ регламентирует и сопутствующую арматуру. Требования, выдвигаемые к ней, необходимо неукоснительно соблюдать. Очень важным фактором при выборе арматуры для ЖБЛ считается подбор необходимой марки стали.

Лотки теплотрасс и прочих магистралей: классификация, технические характеристики и методы укладки

И на лотки, и на крышки к ним в обязательном порядке наносится маркировка

Полезная информация! Все лотки маркируются буквой «Л». После этой буквы идут все основные технические и производственные данные, а также штамп, подтверждающий, что это изделие прошло проверку на качество.

А также стоит отметить, что маркировка железобетонных лотков содержит следующую информацию:

  • марка железобетонного изделия;
  • компания, которая изготовила лоток;
  • дата производства;
  • габаритные размеры строительного элемента;
  • масса лотка;
  • прочность изделия;
  • штамп, который указывает на то, что лоток прошёл процедуру технического контроля.

Подбор железобетонных лотков для теплотрасс выполняется, как правило, по вышеперечисленным данным. Если изделие соответствует характеристикам, предъявляемым ГОСТом, то тогда можно не сомневаться в его эффективности и в том, что оно прослужит длительный эксплуатационный срок.

Виды лотков по форме

ГОСТом регламентируется не только технические характеристики железобетонных лотков, но и их форма. Форма этого строительного элемента зависит в первую очередь от его назначения, а уже потом — от особенностей использования. Существует три основных формы, в которых выпускаются эти изделия:

  • квадратная или прямоугольная;
  • трапециевидная;
  • полукруглая.

Лотки теплотрасс и прочих магистралей: классификация, технические характеристики и методы укладки

Форма и размеры лотка зависят от его предназначения

Железобетонные строительные лотки квадратной или прямоугольной формы используются, как правило, при закрытой прокладке коммуникаций, отличающихся по назначению. Из таких лотков монтируется защитный, герметичный канал, внутри которого прокладывается трубопровод. Рассмотрим, какие коммуникации монтируют в таких железобетонных строительных элементах:

  • теплотрассы;
  • водопроводы;
  • электрокабели.

Отдельные лотки монтируются встык. А также стоит отметить, что стыки в обязательном порядке промазываются специальным цементным раствором. Для этих целей необходим раствор марки М-50 и выше. После того как раствор засыхает, выполняется ещё одно мероприятие — гидроизоляция железобетонного канала. Гидроизоляционный материал подбирается в зависимости от конкретного случая.

Трапециевидные модели используются, как правило, при монтаже автомобильных дорог. Из таких изделий обустраивается дренажная система и ливневая канализация. Сам монтаж происходит посредством последовательной вставки лотков в пазы. Таким образом, получается канал, расположенный под наклоном. Наклон является необходимым фактором, для эффективного естественного отведения воды. Метод сборки такого канала получил название «телескопический», что отражает последовательность вложенных друг в друга железобетонных сегментов. Место входа ливнёвки прикрывается решёткой.

Полукруглые железобетонные лотки также применяются для водоотвода в дренажных и ливневых системах. Благодаря своему более презентабельному виду их прокладывают возле жилых построек и в парковых зонах.

Методы укладки каналов

Прокладка железобетонных строительных лотков осуществляется разными методами. Метод монтажа определяется с учётом разных факторов:

  • назначение канала;
  • технические характеристики лотков;
  • особенности местности, в пределах которой осуществляются строительные работы.

Лотки теплотрасс и прочих магистралей: классификация, технические характеристики и методы укладки

Для каждого типа лотка используется свой способ укладки

Рассмотрим основные варианты организации железобетонных каналов:

  1. КЛ. Этот вариант предусматривает организацию каналов, на которые опираются специальные перекрытия.
  2. КЛп. При таком монтаже получаются каналы, сделанные из крышек и опирающихся железобетонных элементов.
  3. КЛс. Такие каналы выполняются из лотков. Железобетонные строительные элементы опираются друг на друга, а для дополнительной надёжности стыкуются между собой специальными приспособлениями — швеллерами.

Важно! При обустройстве канала из ЖБЛ необходимым пунктом является создание «подушки» из песка. Это позволяет усилить плотность стыковки лотка с поверхностью почвы и придать прочности конструкции в целом.

Прокладка железобетонного канала включает в себя множество процедур. Например, переворачивание лотков посредством специальных крюков, которые обычно вставляются в боковые отверстия. Такие крюки без особых усилий можно выполнить из обычной стальной арматуры своими руками.

Стыки, как уже было сказано выше, необходимо заделывать цементным раствором. Однако стоит отметить, что на нестабильном (плавающем) грунте рекомендуется использовать более пластичные гидроизоляционные материалы. Для таких целей прекрасно подойдёт гидроизолятор на основе битума.

Помимо этого, готовый канал необходимо засыпать землёй одновременно с двух сторон. Это нужно для того, чтобы исключить перекосы из-за неравномерной нагрузки на конструкцию.

Ссылка на основную публикацию